Консультация для педагогов «Работа дошкольниками по ПДД» (из опыта работы)
консультация по обж

Консультация для педагогов «Работа дошкольниками по ПДД» (из опыта работы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Работа дошкольниками по ПДД» (из опыта работы)

 

   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Целью моей  работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Приступая к обучению детей правилам дорожного движения, поставила следующие задачи:

1.Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3.Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Образовательную деятельность по обучению детей правилам дорожного движения вела на протяжении 3-х лет.

В младшей группе детей учила различать красный, желтый  и зелёный цвета. Детям при этом поясняла, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает. Проводила игры, соответствующие возрасту детей. При проведении игры "Красный - зелёный" поясняла, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелёный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляла привычку осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

 Продолжала знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные "габариты". Здесь уместно отработали умение ребёнка "видеть" большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.  Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомила детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы , на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

Во время практических занятий регулярно отрабатывала навыки перехода проезжей части. Для этого проводила игры «Лучший пешеход», «Пешеход-молодец».

В процессе обучения подходила к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности.

Обучая детей правилам дорожного движения, использовала все доступные формы и методы работы.

В старшей группе представления о ПДД у детей закрепляла и дополняла.  Организовывала и проводила интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В игровой и продуктивной видах деятельности использовала макеты по правилам дорожного движения.        

В коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности давала детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица города», «Дети и дорога»), просмотр мультфильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов, загадывание загадок.

В продуктивной деятельности мы с детьми  рисовали, лепили, изображали в аппликации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали  разнообразные  здания и сооружения из строительного материала.

В двигательной деятельности   продолжала  развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве  через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный,  желтый, зеленый», «Передай жезл»,   «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый» и т. д.

В музыкально-художественной деятельности дети принимали  активное участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ: «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».

Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр узнали ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон». Обращала внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить проезжую часть.

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. Познакомила детей с работой регулировщика. Объясняла, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, в игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

  Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций. В группе ребята любят рассматривать картинки с последующим обсуждением, играть в настольные и дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные игры и моделируют разные дорожные ситуации.

В организованно образовательной деятельности познакомила детей с видами транспорта и их назначением, с правилами для пешеходов и для пассажиров. На прогулке продолжила обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывала детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал  (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

Во время экскурсий по улицам села учила детей, как нужно переходить улицу. Во время игр в группе использовала наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент.

На протяжении всего времени старалась превратить обучение в увлекательную игру. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения стали развлечения: ««Правила дорожные знать каждому положено», «Каждый маленький ребенок ПДД должен знать с пеленок». Для обучения детей ПДД использовала в своей работе:

-беседы: "Наши друзья дорожные знаки",  « Беседа об информационно – указательных знаках», "Правила пешеходов и пассажиров" об истории транспорта  «Основные части улицы», «Какие бывают автомобили?»,  «Правила для пассажиров», «Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор и его сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности»,  «Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети», «Пешеход и его поведение на улице», « Опасный перекрёсток», « Знаки сервиса», «Метро», «Будь осторожен»,  «Правила пешехода», «Мчаться по улице автомобили», «Безопасная улица» и др.;

-проведение экскурсий к проезжей части дороги, к автостанции, где велись наблюдения за транспортом, знакомила детей со знаками дорожного движения, обсуждали ситуации;

-заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение художественной литературы В.Суслов «Его сигнал для всех закон», С.Маршак «Одна рифма», А.Клименко  «Когда мы пассажиры», Я.Пишумов «Дорожная азбука», А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный»;Б. Жидков. «Что я видел, светофор»;А. Северный «3 чудесных цвета»;В. Клименко «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; С.Турутин «Для чего нужен светофор»; С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист»,С. Маршак «Милиционер», «Мяч» и др.;

-проведение занятий : по  конструированию «Улица», «Транспорт»; по аппликации «Улица», «Для чего нужны дорожные знаки»; по познавательно  речевому развитию « Правила поведения на дороге»,  «Составление рассказов из личного опыта «Как я шёл с мамой в детский сад», «Мы путешествуем в метро», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Путешествие в страну правил дорожного движения»; по рисованию: «Пешеходы идут по улицы», «Знаки дорожного движения»; по математическому развитию «Куда пойдешь и что найдешь»;

-дидактических игр  «Транспорт», «Дорожные знаки», «Веселый жезл», «Угадай-ка», «Лото», «Сломанный светофор», «Сложи знак»,«Собери светофор», «Кто, чем управляет?», «Подумай – отгадай», «Домино», «Это я, это я – это все мои друзья», «Расположи правильно дорожный знак»  и др.,

-сюжетно – ролевых игр «Шоферы», «Автобус»,  «Улица», «Мы едим, едим..», «Мы-водители», «ГИБДД»;

-литературных викторин «Если ты пассажир», «Лучший пешеход»;

-подвижных игр «Светофор», «Цветные автомобили», «Тише едешь, дальше будешь»  и др.,

-картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия, плакаты.

В группе создан «уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:

  •  Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
  •  Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
  •  Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
  •  Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора).
  •  Детская художественная литература по тематике.
  •  Конструкторы.
  •  Пособие и игры по обучению детей ПДД.
  •  Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Консультация для педагогов " Фольклор в детском саду" ( Из опыта работы).

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений....

Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями

Распространение инновационного педагогического опыта...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

Консультация для педагогов "Занимательная гимнастика для глаз" Из опыта работы

Консультация для педагогов "Занимательная гимнастика для глаз" Из опыта работы...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...