«Формирование навыков пожаробезопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста через использование разных игровых пособий"
методическая разработка по обж (средняя группа)

Москаева Анна Ивановна

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Москаева Анна Ивановна. Я воспитатель детского сада № 134. Сегодня хотела бы поделиться опытом работы по теме «Формирование навыков пожаробезопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста через использование разных игровых пособий».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – важнейшая задача дошкольного воспитания.

Все не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о неосторожном обращении детей с огнем не новый. Многие могут сказать, что эта тема уже "избита". Однако по статистике количество пожаров от детской шалости не уменьшается. На пожарах гибнут дети. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков пожаробезопасности, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому, на мой взгляд, пожаробезопасность, является одним из актуальных направлений в системе безопасности. И следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Кроме этого, в статье 25 Закона РФ «О пожарной безопасности РФ» говориться об "Обязательном обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности". Формирование навыков пожаробезопасности у детей отражается и в задачах основой образовательной программы "От рождения до школы".

Однако анализ различной литературы, анализ опыта работы других воспитателей в сети Интернет показал, что недостаточно  методической  литературы по данной теме. Каждому из нас приходиться самостоятельно разрабатывать конспекты разных форм работы.

 

Для себя я решила изготовить  игровые пособия для  применения их в игровой деятельности детей.

Как отмечает К.Ю. Белая, уже начиная с 4-5 лет необходимо прививать навыки пожаробезопасности.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков пожаробезопасного поведения.

Задачи:

1 Продолжать знакомить детей с пожароопасными  предметами, их назначением  и правилах пользования в быту.

2. Формировать знания о причинах возникновения пожаров, а также

элементарные умения и навыки в поведении при пожаре.

3. Рассказывать детям о работе пожарных, воспитывать уважение к данной профессии.

 4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Очень важно создать условия для формирования навыков пожаробезопасного поведения у дошкольников. Условиями реализации работы являются развивающая предметно-пространственная среда, которая подразумевает наличие дидактического материала из плакатов, пособий, игрушек, дидактических игр. В пополнении развивающей предметно-пространственной среды меня поддерживают родители воспитанников. Они помогают в составлении картотеки стихов, загадок, дидактических игр, приносят иллюстрации по проблеме пожарной безопасности. Также в уголке есть необходимая художественная литература.

Я изготовила  настольную  дидактическую игру- Лото "Огонь - друг, огонь - враг". С помощью лото дети закрепляют знания о пользе и вреде огня, выбирают пожароопасные предметы, объясняют причины возникновения пожара.

Правила игры:

В игре участвуют по 2-е детей. Перед ними лежат два листа красного и желтого цвета. Красное поле - здесь должны подбираться картинки, представляющие опасность при возникновении пожара. На желтом поле - располагаются картинки, где огонь является другом.

Картинки с изображением огня - это горящая свеча, печь, керосиновая лампа, камин, взлетающая ракета, горящий дом, утюг, чайник, плита, пылесос и др.

Ребята должны правильно определить, к какому из полей принадлежит картинка. А также должны объяснить, почему они сделали тот или иной выбор.

Дидактическая  игра «Правильно - неправильно» оформлена как книжка – разворот с цветными полями и прозрачными кармашками, дети раскладывают в кармашки сюжетные картинки: ребенок  спрятался под кровать, ребенок  вызывает пожарных. Цель:

Следующее игровое пособие -  макет "Отличный пожарный". Макет сделала из коробок: основа круглая коробка и маленькие для домов.  С помощью макета провожу игру по тушению пожара.

Цель игры: Знакомство с профессией – спасатель(пожарный).

Задачи: активизация в речи детей слов: пожарный, тушить; познакомить детей с пожарной машиной; воспитывать интерес к профессии пожарный.

Предварительная работа: чтение с детьми стихотворения «Кошкин дом».

Игровой материал: фонограмма со стихотворением «Кошкин дом», клаксон для имитации сигнала машины, макеты пожарной машины, домов с огнем, пожарного с шлангом.

Роли: пожарные

Ход игры

Включить фонограмму с отрывком из сказки «Кошкин дом» (Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин дом...".  В центре стола появляются дома, один из них с огнем. После чего раздается гудок клаксона. Появляется макет пожарной машины. Дети исполняют роли пожарных. Воспитатель предлагает детям помочь потушить огонь и показывает, как это делают настоящие пожарные. Дети вместе с воспитателями с помощью макета пожарного тушат дом. Когда все потушили, воспитатель от имени кошки говорит ребятам: «СПАСИБО».

Еще у нас в группе есть много разновидностей пожарных машин. Для обыгрывания макета дети их активно используют.

Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, закреплять знания, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры способны оставить след в сознании ребёнка.

Дети моей средней группы любят играть в сюжетно-ролевые игры "Я-пожарный", "Кошкин дом".  Для отработки навыков пожаробезопасного поведения я решила создать игровую ширму "01 спешит на помощь".

Игровая ширма - это многофункциональная ширма для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Она реализует, в первую очередь, развивающие задачи, а также помогает детям формировать целостную картину пожаробезопасности.

Игровую ширму делали самостоятельно. Она полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО, предъявляемых к развивающей предметно – пространственной среде: безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, насыщенность, доступность.

Ширма может применяться как для групповой игры, так и для индивидуальных занятий.

Ширма состоит из трех частей. каждая часть имеет свой смысловой элемент.

1. В центре - диспетчерская. Здесь принимаются звонки о помощи при пожаре, передается информация самим пожарным.

2. Левая часть - это оснащение пожарных: здесь висят каска, накидка, огнетушитель и другие подручные средства для тушения пожара.

3. Правая часть – шиномонтаж и гараж. здесь устраняются все неполадки с пожарными машинами, готовят их к новому выезду.

Так, в сюжетно-ролевой игре «01 спешит на помощь» отрабатываются навыки вызова спасателей, закрепляются представления о труде пожарных.

Роли: пожарные (команда, командир), диспетчер пожарной службы, пострадавшие от пожара, мастера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить правила безопасного обращения с огнем, как себя вести при пожаре и о людях, которые борются с ним.

Проблемная ситуация: Ребенок находится в квартире, играет со спичками. Вдруг вспыхнул пожар. Что делать?

Дети делятся на пострадавших, диспетчера и пожарных.  Пострадавшие звонят по телефону "01" и сообщают, что они играли со спичками и в доме вспыхнул пожар, просят помощи потушить его. Воспитатель помогает детям позвонить в пожарную службу (отрабатывается навык). На диспетчерский пункт поступает звонок о пожаре. Диспетчер принимает вызов и отправляет пожарную команду на вызов по адресу. Пожарная команда прибывает по адресу, выходит и строится перед командиром. Командир командует распределяет обязанности между пожарными. В роли командира пожарной команды может выступить воспитатель. Командир вместе с пожарной командой приступают к тушению пожара. Тушат пожар используя пожарный шланг, огнетушитель, топор, лестницу, ведра. Пострадавшие благодарят пожарных. Пожарные возвращаются и в мастерской другие дети устраняют неполадки с машиной, заполняют ее водой.

 Игровая ситуация «Тушим пожар»

Кроме того, есть другие игровые уголки и игровая мебель. Уголок уединения-дом и мы его используем в игровой ситуации “тушим пожар”. Сначала дети вместе из него выходят, а потом вместе тушат пожар.

На нашем прогулочном участке тоже имеется пожарная машина и домик. И во время прогулки мы  обыгрываем знакомые опасные ситуации.

 Одним из существенных принципов моей деятельности является Принцип сотрудничества, который осуществляется не только с семьями воспитанников, но и с государственной организацией (т.е. с сотрудниками МЧС). С детьми средней группы мы посещали Пожарную часть  № 62. Она находится рядом с нашим ДОУ. Дети посмотрели диспетчерскую и гараж с разными машинами и спец. Одеждой. 

Таким образом, свою деятельность по формированию навыков  пожарной безопасности я реализую через различные формы работы, одной из которых является применение разных пособий: лото, макета, игровой ширмы.

Данные пособия помогают дети проявлять больше самостоятельности и активности. В итоге у ребят наблюдается повышенный интерес к соблюдению правил пожарной безопасности.

Эта литература помогла мне выстроить систему работы. Подобрать мне формы и методы. А интернет-ресурсы помогли мне в изготовлении макета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Москаева Анна Ивановна. Я воспитатель детского сада № 134. Сегодня хотела бы поделиться опытом работы по теме «Формирование навыков пожаробезопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста через использование разных игровых пособий».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – важнейшая задача дошкольного воспитания.

Все не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о неосторожном обращении детей с огнем не новый. Многие могут сказать, что эта тема уже "избита". Однако по статистике количество пожаров от детской шалости не уменьшается. На пожарах гибнут дети. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков пожаробезопасности, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому, на мой взгляд, пожаробезопасность, является одним из актуальных направлений в системе безопасности. И следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Кроме этого, в статье 25 Закона РФ «О пожарной безопасности РФ» говориться об "Обязательном обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности". Формирование навыков пожаробезопасности у детей отражается и в задачах основой образовательной программы "От рождения до школы".

Однако анализ различной литературы, анализ опыта работы других воспитателей в сети Интернет показал, что недостаточно  методической  литературы по данной теме. Каждому из нас приходиться самостоятельно разрабатывать конспекты разных форм работы.

Для себя я решила изготовить  игровые пособия для  применения их в игровой деятельности детей.

Как отмечает К.Ю. Белая, уже начиная с 4-5 лет необходимо прививать навыки пожаробезопасности.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков пожаробезопасного поведения.

Задачи:

1 Продолжать знакомить детей с пожароопасными  предметами, их назначением  и правилах пользования в быту.

2. Формировать знания о причинах возникновения пожаров, а также

элементарные умения и навыки в поведении при пожаре.

3. Рассказывать детям о работе пожарных, воспитывать уважение к данной профессии.

 4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Очень важно создать условия для формирования навыков пожаробезопасного поведения у дошкольников. Условиями реализации работы являются развивающая предметно-пространственная среда, которая подразумевает наличие дидактического материала из плакатов, пособий, игрушек, дидактических игр. В пополнении развивающей предметно-пространственной среды меня поддерживают родители воспитанников. Они помогают в составлении картотеки стихов, загадок, дидактических игр, приносят иллюстрации по проблеме пожарной безопасности. Также в уголке есть необходимая художественная литература.

Я изготовила  настольную  дидактическую игру- Лото "Огонь - друг, огонь - враг". С помощью лото дети закрепляют знания о пользе и вреде огня, выбирают пожароопасные предметы, объясняют причины возникновения пожара.

Правила игры:

В игре участвуют по 2-е детей. Перед ними лежат два листа красного и желтого цвета. Красное поле - здесь должны подбираться картинки, представляющие опасность при возникновении пожара. На желтом поле - располагаются картинки, где огонь является другом.

Картинки с изображением огня - это горящая свеча, печь, керосиновая лампа, камин, взлетающая ракета, горящий дом, утюг, чайник, плита, пылесос и др.

Ребята должны правильно определить, к какому из полей принадлежит картинка. А также должны объяснить, почему они сделали тот или иной выбор.

Дидактическая  игра «Правильно - неправильно» оформлена как книжка – разворот с цветными полями и прозрачными кармашками, дети раскладывают в кармашки сюжетные картинки: ребенок  спрятался под кровать, ребенок  вызывает пожарных. Цель:  

Следующее игровое пособие -  макет "Отличный пожарный". Макет сделала из коробок: основа круглая коробка и маленькие для домов.  С помощью макета провожу игру по тушению пожара.

Цель игры: Знакомство с профессией – спасатель(пожарный).

Задачи: активизация в речи детей слов: пожарный, тушить; познакомить детей с пожарной машиной; воспитывать интерес к профессии пожарный.

Предварительная работа: чтение с детьми стихотворения «Кошкин дом».

Игровой материал: фонограмма со стихотворением «Кошкин дом», клаксон для имитации сигнала машины, макеты пожарной машины, домов с огнем, пожарного с шлангом.

Роли: пожарные

Ход игры

Включить фонограмму с отрывком из сказки «Кошкин дом» (Тили-бом, тили- бом, загорелся кошкин дом...".  В центре стола появляются дома, один из них с огнем. После чего раздается гудок клаксона. Появляется макет пожарной машины. Дети исполняют роли пожарных. Воспитатель предлагает детям помочь потушить огонь и показывает, как это делают настоящие пожарные. Дети вместе с воспитателями с помощью макета пожарного тушат дом. Когда все потушили, воспитатель от имени кошки говорит ребятам: «СПАСИБО».

Еще у нас в группе есть много разновидностей пожарных машин. Для обыгрывания макета дети их активно используют.

 

Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, закреплять знания, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры способны оставить след в сознании ребёнка.

Дети моей средней группы любят играть в сюжетно-ролевые игры "Я-пожарный", "Кошкин дом".  Для отработки навыков пожаробезопасного поведения я решила создать игровую ширму "01 спешит на помощь".

Игровая ширма - это многофункциональная ширма для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Она реализует, в первую очередь, развивающие задачи, а также помогает детям формировать целостную картину пожаробезопасности.

Игровую ширму делали самостоятельно. Она полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО, предъявляемых к развивающей предметно – пространственной среде: безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, насыщенность, доступность.

Ширма может применяться как для групповой игры, так и для индивидуальных занятий.

Ширма состоит из трех частей. каждая часть имеет свой смысловой элемент.

1. В центре - диспетчерская. Здесь принимаются звонки о помощи при пожаре, передается информация самим пожарным.

2. Левая часть - это оснащение пожарных: здесь висят каска, накидка, огнетушитель и другие подручные средства для тушения пожара.

3. Правая часть – шиномонтаж и гараж. здесь устраняются все неполадки с пожарными машинами, готовят их к новому выезду.

Так, в сюжетно-ролевой игре «01 спешит на помощь» отрабатываются навыки вызова спасателей, закрепляются представления о труде пожарных.

Роли: пожарные (команда, командир), диспетчер пожарной службы, пострадавшие от пожара, мастера.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить правила безопасного обращения с огнем, как себя вести при пожаре и о людях, которые борются с ним.

Проблемная ситуация: Ребенок находится в квартире, играет со спичками. Вдруг вспыхнул пожар. Что делать?

Дети делятся на пострадавших, диспетчера и пожарных.  Пострадавшие звонят по телефону "01" и сообщают, что они играли со спичками и в доме вспыхнул пожар, просят помощи потушить его. Воспитатель помогает детям позвонить в пожарную службу (отрабатывается навык). На диспетчерский пункт поступает звонок о пожаре. Диспетчер принимает вызов и отправляет пожарную команду на вызов по адресу. Пожарная команда прибывает по адресу, выходит и строится перед командиром. Командир командует распределяет обязанности между пожарными. В роли командира пожарной команды может выступить воспитатель. Командир вместе с пожарной командой приступают к тушению пожара. Тушат пожар используя пожарный шланг, огнетушитель, топор, лестницу, ведра. Пострадавшие благодарят пожарных. Пожарные возвращаются и в мастерской другие дети устраняют неполадки с машиной, заполняют ее водой.

Игровая ситуация «Тушим пожар»

Кроме того, есть другие игровые уголки и игровая мебель. Уголок уединения-дом и мы его используем в игровой ситуации “тушим пожар”. Сначала дети вместе из него выходят, а потом вместе тушат пожар.

На нашем прогулочном участке тоже имеется пожарная машина и домик. И во время прогулки мы  обыгрываем знакомые опасные ситуации.

 Одним из существенных принципов моей деятельности является Принцип сотрудничества, который осуществляется не только с семьями воспитанников, но и с государственной организацией (т.е. с сотрудниками МЧС). С детьми средней группы мы посещали Пожарную часть  № 62. Она находится рядом с нашим ДОУ. Дети посмотрели диспетчерскую и гараж с разными машинами и спец. Одеждой.  

Таким образом, свою деятельность по формированию навыков  пожарной безопасности я реализую через различные формы работы, одной из которых является применение разных пособий: лото, макета, игровой ширмы.

Данные пособия помогают дети проявлять больше самостоятельности и активности. В итоге у ребят наблюдается повышенный интерес к соблюдению правил пожарной безопасности.

Эта литература помогла мне выстроить систему работы. Подобрать мне формы и методы. А интернет-ресурсы помогли мне в изготовлении макета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста "Петрушка на улице"

занятие по ознакомлению с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте....

НОД по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Толстопятова Олеся Александровна – воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Сказка» г. Лабытнанги, ЯНАО...

Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования.

Доклад для коллег на тему:  "Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"....

"Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"

Доклад для педагогов на тему: "Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дорожная грамота»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» общеразвивающего вида ПРИНЯТОпедагогическим советомМБДОУ «Детский сад №165»протокол от 27....

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Выступление на педагогическом совете «Работа по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста»

Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечения безопасности жизнидеятельности личности....