День насекомых
план-конспект занятия по окружающему миру

Сазонова Оксана Николаевна
Представьте, что мы отправились в лес и очутились на полянке. Много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим? (насекомых)
Чем похожи все насекомые? (у них есть голова, грудь, брюшко, шесть лапок, усики)снизу на брюшке имеются насечки, из-за которых эти существа и названы насекомыми.
 
Я теперь буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
 
                         Одевает эта крошка
                         Платье красное в горошек.
                         И летать умеет ловко,
                         Это … (божья коровка).
(1)
Воспитатель -  Какая она? (красная, яркая)
Воспитатель -  Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
Выделяет горькую, желтую жидкость эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. Красный цвет божьи коровки означает
- Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!
Божья коровка - это полезное насекомое
Она уничтожает тлю
Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
 
Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,                        
 Больше спать не захотел.                         
Шевельнулся, встрепенулся,                       
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
(2)
Чем питается бабочка? (Соком растений, нектаром)
Воспитатель - Как она пьет нектар?
- Хоботком
Можно ли ловить бабочек? Почему? (Нет, мы можем поранить бабочку) (Погибнет)
Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
Воспитатель - Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки? (Пользу, опыляют растения)
 
 Следующее насекомое:   
 
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравьи)
(3)
Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят? (Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок)
Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?(Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые? (Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
 
 Прыгает пружинка -
 Зеленая спинка,
С травы на былинку,
 С ветки на тропинку. (Кузнечик)
(4)
- Кузнечика мы заметим в траве? Почему? ( В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
- А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? - Мы услышим, как он поет
Чем он делает такие звуки? (Крыльями)
Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а – Стрекочет
Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
 
Каких полезных насекомых еще знаем? (пчела,стрекоза)
Сок цветов душистый пьет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее пчела.Пчела - дает нам мед, 
(5)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?...(Стрекоза) - уничтожает комаров, мух
(6)
Польза: - людям: пчелы дают мёд, воск;
- лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых, а пчелы и бабочки опыляют растения;
- животным и птицам: служат для них кормом.
 
 
Назовите вредных насекомых? мухи тараканы, комары,жуки-короеды, слепни, блохи
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает(Муха)
(7)
Не зверь,- не птица, 
Нос как спица; 
Летит — кричит, 
Сядет — молчит. 
Кто его убьет, 
Свою кровь прольет.(комар)
(8)
Усатый, всеядный,
Очень неопрятный
Рыжий жук-лазутчик,
Хаоса попутчик.
(Таракан) 
(9)
Как большая муха
С заострённым брюхом,
У воды летает,
Больно всех кусает.
(Слепень)
 
И прыгуча и лиха, 
Покатается на кошке, 
Поживёт на псе немножко, 
Вспрыгнет вдруг на петуха – 
Кровь попьёт из всех… (блоха)
Вред: -людям: мухи тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
- лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
- животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
 
Игра «Четвёртый лишний»
1. Заяц, ёж, лиса, шмель.
2. Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
3. Кузнечик, майский жук, божья коровка, воробей.
4. Таракан, муха, шмель, майский жук.
5. Стрекоза, божья коровка, кузнечик, майский жук.
6. Паку, мотылёк, пчела, оса.
 
«Вопросики»:
- Какое насекомое плетет паутину и охотится на мух? (Паук)
- Назовите насекомых, которые жалят. (Оса, пчела)
- Какое насекомое рождается из гусеницы и любит порхать над цветами?
(Бабочка)
- Какое насекомое ходит по воде? (Водомерка)
- Почему говорят, что, муравей сильнее слона? (Потому что муравей поднимает вес, который относительно его веса больше чем вес, который поднимает слон относительно своего веса).
- Какое усатое насекомое пугает всех в сказке К. Чуковского? (таракан)
- Назовите насекомое, которое умеет прыгать на дальнее расстояние. (кузнечик)
- Какой продукт вырабатывают пчелы? (мед)
- Как называется жук, схвативший девочку и посадивший ее на дерево из сказки Андерсена «Дюймовочка»? (майский жук)
- Какие насекомые являются помощниками человека? (паук, пчела)
- У какого насекомого нос как спица? (комар)
- Как называется дом для пчел, который строит человек? (улей)
- У каких насекомых есть хоботок, при помощи него насекомые высасывают из цветка сладкий сок - нектар? (пчелы, бабочки)
- Эти насекомые очень вредные, на своих ногах они переносят болезнетворных микробов. (мухи)
- Каких насекомых называют санитарами леса и почему? (муравьи, они защищают деревья от насекомых-вредителей)
- Назовите насекомое, которое сосет кровь у людей и животных. (комар, мошка)
- Как называется дом, в котором живут муравьи? (муравейник)
 
Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "День насекомых"

Данная тема проекта знакомит детей с насекомыми...

"День насекомых"

laquo;День насекомых» Насекомые — самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизн...

День насекомых "Игры-забавы с насекомыми!"-прогулка.

Насекомым был посвящён весенний день.  27 мая 2020 года в нашем  МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво    прошла игровая прогулка "Иры-забавы...

«День насекомых» (из опыта работы)

Какие они всё-таки разные! «Трудоголики» пчёлы и муравьи, беспечно порхающие бабочки и мотыльки, стремительные прыгуны кузнечики и красивые божьи коровки… Для детей это целый малень...

"День насекомых"

    У детей  подготовительной группы, дел особенно в летнее время  очень много, кто учится играть в футбол, другой учится красиво выводить буквы прописью, третьи вырезают ра...

"День насекомых"

16 июня в разновозрастной группе  прошёл  "День насекомых". С детьми была проведена беседа о насекомых, отгадывали загадки, познакомились с такими произведениями как "Разговор...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «День насекомых»

Конспект совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «День насекомых» позволяет расширить представления малышей о многообразии насекомых, способствует формированию элементарн...