Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду
статья по обж

Белоглазова Татьяна Петровна

 Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и  педагоги дошкольных образовательных учреждений. В детском саду дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду».

Подготовила: музыкальный руководитель Белоглазова Т.П.

 

Март 2020 г.

 Может возникнуть вопрос: есть ли необходимость объяснять детям особенности работы светофора и движения транспорта, правила перехода улицы и соблюдения правил дорожного движения, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом? Однако, мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. О того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение правил дорожного движения целесообразно изучать в дошкольном возрасте.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

 Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и  педагоги дошкольных образовательных учреждений. В детском саду дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

 ПДД  в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели  стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.

Подход к организации НОД с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

  1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
  2. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  3. Формирование чётких представлений о том, что  правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Решение этих задач осуществляется:

  • через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
  • в процессе специальных развивающей и обучающей непосредственно образовательной деятельности по дорожной тематике.
  • в игровых  практических ситуациях посредством самостоятельной и организованной игровой деятельности
  • в  праздниках и развлечениях.

Когда ребенок только приходит в детский сад, занятия по ПДД имеют ознакомительный характер. Дети знакомятся с такими понятиями, как «дорога», «светофор», «пешеходный переход», постепенно начинают изучать виды транспортных средств. Позже круг знаний по безопасности на дорогах, расширяется. Дети узнают о правилах движения транспорта, о работе водителя и сотрудника ДПС ГИБДД, о распространенных дорожных ситуациях. Продолжается знакомство с дорожными знаками и светофором. Все эти мероприятия постепенно воспитывают в ребенке грамотного пешехода, формирует у детей нормы дисциплинированное поведения на улице и соблюдения ими правил безопасности. 

  Для проведения результативной работы в данном направлении в каждой возрастной группе воспитатели организуют специальные уголки (зоны) для проведения непосредственно образовательной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников, в которых находятся настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части улицы, картотеки игр, атрибуты для сюжетно ролевой игры. Слайды, презентации, которые подбираются воспитателями и родителями делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемым. Во время прогулок педагоги обращают внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъясняют понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т.д.

Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтения художественной литературы, обсуждения дорожных ситуаций, наблюдений, бесед, проведение праздников. В нашем детском саду №6 стало традицией проведения таких праздников: «Приключения в Светофории», «Правила движения мы знаем и выполняем» и другие.

     Отдельно хочу остановиться на организации игровой деятельности, являющейся основной в дошкольном возрасте.

 При обучении детей правилам дорожной безопасности можно широко использовать самые разнообразные игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • развивающие;
  • театрализованные и игры-драматизации;
  • дидактические;
  • подвижные;
  • компьютерные;
  • интеллектуально-познавательные.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В сюжетно- ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды, участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.

Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Подобранные воспитателями картотеки дидактических игр требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.

   Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие  в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах не является одноразовой акцией. Ее мы проводили планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности и в течение всего года. Отдельное место в планировании отведено в разделе «Работа с родителями» тематике ПДД. Потому как мы уже неоднократно подчёркивали, что главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых – воспитателей и родителей. Только в этом случае обучение будет эффективным.

   В работе по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:

-памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Шебештиным Алексеем Олеговичем, на которых он освещает различные вопросы: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог», «Необходимость использования автокресел и фликеров» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы детского сада №278 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

     В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических...

МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду

1. Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, педагогами дополнительного образования по оказанию им методической помощи в проведении разнообразных форм проведения мероприятий п...

«Взаимодействие семьи и детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

С целью совершенствования форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма были  созданы памятки для обеспечения родителей необходимой ин...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...