«Взаимодействие семьи и детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
методическая разработка по теме

Бондарева Мария Александровна

 С целью совершенствования форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма были  созданы памятки для обеспечения родителей необходимой информацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Взаимодействие семьи и детского сада по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма»

Автор: Бондарева М.А.

воспитатель ГБДОУ детский сад №1

Выборгского  района Санкт-Петербурга

2016

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Актуальность: С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей.С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей.

Цель: Повысить уровень компетентности родителей по вопросам ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожного – транспортного травматизма.

Задачи:

  • Раскрывать родителям причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
  • Пропаганда безопасного поведения на дороге всех участников дорожного движения средствами наглядной информации.
  • Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения и культуры поведения на улице.
  • Привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов.
  • Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа предполагает создание информационно-методических материалов для обеспечения родителей необходимой информацией. Разновидностью таких материалов являются памятки.

 Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь». В современном понятии памятка – это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях. Памятка используется в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.

Важный аспект памятки по вопросам безопасности детей на дороге –пропаганда безопасного поведения  всех участников дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Памятка может включать в себя: факты по проблеме, советы, алгоритм действий в определенных ситуациях, и т.п. Памятки имеют ряд преимуществ: воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что даёт наибольший эффект, дёшевы и просты в изготовлении и распространении.

По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:

  • Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
  • Памятка-инструкция, в которой даются конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (Приложение 1, Приложение 6, Приложение 7).
  • Памятка-совет, рекомендация (Приложение 4).
  • Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях (Приложение 2, Приложение 8).
  •  Памятка-стимул (Приложение 5, Приложение 9).
  • Памятка «вопрос-ответ» (Приложение 3).

Деление это условно, так как в каждом виде памяток есть общее: информация представляется с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера аудитории, на которую рассчитана информация, размещаемая в памятке.

Приложение 1

Памятка для родителей

"Обучение детей наблюдательности на улице"

  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят машины или растут деревья, кусты, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда, дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ребенком посмотрите: не приближается ли транспорт.
  • Приучите ребенка, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  • Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  • Никогда не нарушайте правила, особенно при ребенке. Помните, что ваш ребенок приобретает свой опыт на вашем личном примере.

Приложение 2

Памятка для родителей

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
  • Игры на проезжей части и возле нее.
  • Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или жёлтый сигналы светофора.
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
  • Незнание правил перехода перекрестка.
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
  • Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
  • Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Приложение 3

Памятка для родителей

Вы спрашиваете, мы отвечаем:

Что такое фликер

Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля "выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд фликер выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

В скандинавских странах (где, как и у нас, зимой поздно светает и рано темнеет) не только дети, но и взрослые обязаны носить на одежде световозвращатели в темное время суток, причем везде, в том числе и на освещенных улицах. Финны, например, выяснили, что половина всех травм на дороге происходит в темноте или в сумерках, поэтому световозвращатели надо носить и при переходе улицы, и при движении по дороге.

Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность которого ниже. Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они "работают", меньше, чем у фликеров.

Какие фликеры самые лучшие? Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей на наших дорогах.

Приложение 4

Памятка для родителей

Советы психолога

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Приложение 5

Памятка для родителей

Родитель-водитель, помни!!!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч - обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.

Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Чем больше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьезные последствия!

Приложение 6

Памятка для родителей

Правила безопасности в автомобиле

Пожалуйста, помните, что личный пример - лучший  метод воспитания детей. Именно поэтому специалисты убедительно просят Вас соблюдать нижеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка.

  • Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребёнку, зачем это нужно делать.
  • Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристёгиваться ремнём безопасности
  • Ремень безопасности для ребёнка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
  • Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Приложение 7

Памятка для родителей

Правила поведения на остановке маршрутного транспорта

  • Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

  • На остановке держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

  • Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Приложение 8

Памятка для родителей

Выбор детского кресла

Зачем нужно автокресло? По данным Всемирной организации здравоохранения использование в транспортных средствах детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста - на 54%. Применение таких устройств безопасности является обязательным для детей до 12-летнего возраста во всех странах с высоким уровнем автомобилизации.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках у родителя, обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) при скорости 50 км/ч, вес пассажира возрастает более чем в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной: если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже более 300 кг, и удержать его, чтобы уберечь от резкого удара о переднее кресло, практически невозможно.

Что такое автокресло?

Детское автокресло — это удерживающее устройство, предназначенное для перевозки детей в автомобиле. Автокресло предназначено для маленьких пассажиров от рождения до достижения ими роста 150 см (или веса 36 кг).

Главная задача автокресла — обеспечить безопасность ребенка при дорожно-транспортном происшествии, экстренном торможении или резких маневрах. Его необходимость совершенно очевидна — детское автокресло снижает вероятность смертельной травмы. Обязательное условие для этого — правильная установка автокресла в автомобиль.

Как выбрать автокресло?

Во всем мире детские автокресла делятся на группы — по весу и возрасту ребенка. При выборе автокресла в первую очередь учитывайте вес, рост и возраст вашего ребенка. Определите группу автокресла. Существуют автокресла, совмещающие в себе функции сразу нескольких групп — например 0+/1 или 2/3. Универсальные кресла обеспечивают защиту в меньшей степени, чем идеально подобранные по весу, росту и возрасту.

Обратите внимание на результаты краш-тестов. На автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому Стандарту Безопасности — ECE R44/03 или ECE R44/04. Кроме того, автокресла подлежат обязательной сертификации в России.

Покупайте кресло вместе с ребенком. Пусть он попробует посидеть в нем — прямо в магазине.

Куда и как установить автокресло?

Для крепления автокресел всех групп в любых автомобилях используется трехточечный ремень безопасности. При этом кресла групп 0, 0+ и 1 крепятся к сиденью ремнем автомобиля, а дети в них пристегиваются уже при помощи внутренних ремней. Автокресла групп 2 и 3 внутренних ремней не имеют, и дети пристегиваются в них при помощи автомобильных ремней безопасности. Альтернативный способ установки автокресла ISOFIX представляет собой жесткое крепление кресла к кузову автомобиля, что обеспечивает лучшую защиту ребенка.

 

Самое безопасное место для установки детского кресла в автомобиле — среднее место на заднем сиденье. Самое небезопасное — переднее пассажирское сиденье. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при обязательно отключенной подушке безопасности.

Примечание:

ISOFIX представляет собой жесткое крепление кресла к кузову автомобиля, что обеспечивает лучшую защиту ребенка. Это подтверждают многочисленные независимые краш-тесты. Другой важный момент — система ISOFIX значительно снижает вероятность неправильной установки детского сиденья.

 

Как правильно перевозить ребенка в автокресле?

Обратите внимание на инструкцию по установке автокресла в автомобиле. Попросите консультанта показать вам, как закрепить кресло в автомобиле и как правильно пристегнуть ребенка. Усадив ребенка в автокресло, пристегните его внутренними ремнями или трехточечными ремнями безопасности, в зависимости от группы кресла. Обязательно проверьте натяжение ремней — они не должны провисать. Для игры во время поездки давайте ребенку только мягкие игрушки. Для младенцев используйте только специальные игрушки для автокресел. Если ваш ребенок смотрит во время поездки мультфильмы — имейте в виду, все жесткие предметы во время поездки должны быть закреплены. Не давайте ему в руки DVD-проигрыватель или книгу.

 

 

Примечание:

 

 1. самое безопасное место для установки детского автокресла

 2. иные рекомендуемые места для установки детского автокресла

 3. возможное место установки cпереди при отсутствии или выключенной подушке безопасности

Приложение 9

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Ежегодно на дорогах нашего города под колеса машин попадают дети, многие из них получают увечья, становятся инвалидами. Но самое страшное - гибель детей.

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность. Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда.

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

 Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог- психолог ДОУ как координатор взаимодействия семьи и детского сада

Социально – психологическая служба дошкольного образовательного учреждения является одним из структурных подразделений ДОУ и создана для оказания комплексной психологической, педагогической и со...

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...