«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
статья

Жукович Светлана Анатольевна

В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьи и детского сада  по шахматному образованию в современных условиях.

Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»

Статью подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

Дошкольное детство - небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Неоценимую помощь в этом может оказать игра в шахматы.

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать. Оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что- либо сделать. Шахматы - действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы - увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям.

  • Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения, которые могут повлечь небольшие потери, приучают детей к самостоятельности и ответственности.
  • Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
  • У ребенка развивается пространственное воображение.
  • У ребенка формируются навыки планирования действий.
  • Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер.
  • Шахматы учат творчеству.

В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания.

Семейные занятия шахматами - это не только возможность повышения интеллектуального уровня ребенка, это еще и интересный и, что самое главное, совместный досуг. Воспитанники нашего детского сада обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего ребенка сыграть партию в шахматы, так как сами не умеют играть и не знают правил этой игры.

В нашем детском саду мы используем различные формы работы с родителями по приобщению детей к игре в шахматы.

Анкетирование родителей. Свою работу в данном направлении мы начинаем с опроса родителей, для того чтобы узнать, что знают родители о шахматном образовании дошкольников, интересует ли их данная тема, и наметить дальнейшую работу.

Пример вопросов для анкеты.

1. Умеете ли вы играть в шахматы?

2. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

3. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

4. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие?

5. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

6. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

7. Необходим ли шахматный кружок?

8. Что бы Вы хотели узнать о шахматном образовании детей дошкольного возраста?

Вторым шагом к сотрудничеству является выпуск информационных листков, памяток. Памятки помогают родителям разобраться в этой непростой игре, знакомят с методами и приемами обучения детей игре в шахматы. Памятки представлены в буклетах. Информационные листы мы предлагаем вывешивать в приемных, а также предлагаем родителям взять с собой.

Интересной и эффективной формой работы с родителями является совместное творчество родителей, детей и педагогов - изготовление ЛЭПБУКОВ по шахматам.

Открытые занятия для родителей. Ребята ждут таких занятий, заранее мы обговариваем и изготовляем совместно с детьми красочные приглашения. Через посещение открытых занятий родители (законные представители) воспитанников видят успехи своих детей, их умение решать простые шахматные задачи, разбирать шахматные комбинации, видят, как ребенок учится логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать.

При выполнении домашних заданий устанавливается связь родителей и детей при достижении единой цели в обучении шахматной игре. Рекомендуем проводить открытые занятия 2-3 раза в месяц.

Проведение турниров между детьми и родителями. Мы организуем турниры между детьми и родителями. Участие в таких турнирах принимают целые семьи: бабушки, дедушки, папы, мамы, братья, сестры, дяди и тети. На таких турнирах проводятся игры как между детьми и родителями, так и между семьями. Сначала ребята играют только со своими родственниками, потом у них возникает желание попробовать свои силы с другими взрослыми. Обычно такие турниры-встречи протекают в дружеской, теплой атмосфере. С таких встреч мы всегда выносим для себя что-то новое, дети учатся у взрослых, взрослые у детей. Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Мы же на таких мероприятиях стараемся объяснить родителям, что не надо подыгрывать ребенку. Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Необходимо объяснить ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Привлечение родителей к проведению городского фестиваля-конкурса «Юный шахматист» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска.

Мы планируем проводить такие фестивали-конкурсы ежегодно. Также в дальнейшем запланировано проведение командного первенства по шахматам среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска.

С целью вовлечения семьи в единое образовательное пространство, укрепления детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности в нашем детском саду планируется создать детско-родительский шахматный клуб «Шахматное королевство».

Задачами данного клуба:

1. создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

2. активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

3. оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах обучения детей игре в шахматы.

Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности и являются залогом отличного школьного обучения. Играйте в шахматы с детьми и их родителями! Это доставит всем удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...

Мастер-класс "Интерактивная игра – эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи"

Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...

«Семейная гостиная–эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Семейная гостиная под названием «Играем вместе». Это перспективная форма работы, где рассматриваются актуальные вопросы по организации игровой деятельности, постепенно формируется активная...