Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре на тему

Сарварова Екатерина Алексеевна

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Следовательно, желание родителей и детского сада совпадают.

В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Необходимо найти такие пути взаимодействия, которые с одной стороны, будут способствовать оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетентности, обучению способам взаимодействия со своим ребенком, выработке родительской позиции. С другой стороны, они помогут педагогам овладеть способами общения с родителями, приемами активизации родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям, гармонизировать отношения в связке педагог-родитель-ребенок.

Мы считаем, что создание родительского клуба поможет не только сформировать потребность в здоровом образе жизни у детей и их родителей, но и позволит снизить дефицит положительных эмоций у дошкольников и обеспечит преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сарварова Екатерина Алексеевна,

инструктор по физической культуре,

1 квалификационная категория

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад№44», г.Березники

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

 полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Здоровье - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Однако наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию [2, 31].

Каждый родитель желает вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Следовательно, желание родителей и детского сада совпадают.

В повседневной жизни людей окружает большое количество стрессовых ситуаций. Многие ученые и врачи убеждены, что большинство болезней от нервов. Поэтому известный российский логопед и психолог ХХ века Юлия Борисовна Некрасова ввела в практику термин внутренняя картина здоровья, который включает в себя представления человека о том, каким он видит себя, будучи здоровым. Сформированная внутренняя картина здоровья повышает порог заболеваемости, связанный со стрессом [5, 41]. Компоненты внутренней картине здоровья: знаю, выполняю, чувствую себя здоровым [3, 129].

В современных условиях дошкольного образования педагогам сложно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Данный тандем позволит каждой из сторон лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей, развить их способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры [1, 18].

Налаживание партнерских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребенка двусторонним и более качественным. Именно поэтому сотрудничество семьи и детского сада нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы в нашем учреждении. Мы убедились, что наиболее эффективны такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка [4, 26].

Чтобы выяснить представления родителей детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, сформирована ли у них внутренняя картина здоровья, мы провели среди них первичное анкетирование, а сих детьми - опрос. В ходе анализа анкет мы сделали вывод, что большинство родителей и детей (71%) знают, что необходимо делать, чтобы быть здоровым, но практически ничего из предложенного не делают, т.к. у них не хватает времени, а у детей нет личного примера родителей. Лишь единицы опрошенных родителей и детей (29%) знают и делают все, чтобы быть здоровыми.

Поэтому нами было решено создать родительский клуб «Здоровая семья», чтобы объединить 2 поколения в исполнении всех компонентов внутренней картины здоровья: знаю, выполняю, чувствую себя здоровым.

Цель родительского клуба – повышение родительской компетенции в вопросах физического развития и оздоровления дошкольников.

Задачи:

1. содействовать формированию у родителей и их детей навыка партнерского доверительного взаимодействия друг с другом;

2. расширять представления о способах и методах укрепления, сохранения и поддержания здоровья;

3. формировать привычку здорового образа жизни;

4. создать единое пространство воспитания, оздоровления и развития детей в детском саду и семье.

Деятельность клуба рассчитана на 2 учебных года. Каждое занятие длится 30 минут. Периодичность занятий 1 раз в месяц с 18.00 до 18.30.

Как и в любой деятельности существуют риски: занятость родителей на работе. Следовательно, происходит снижение посещаемости занятий родительского клуба. Мы считаем эти обстоятельства объективными и не зависящими от нас.

Прогнозируемые результаты:

  1. участники знают и умеют применять здоровьесберегающие технологии;
  2. дети и взрослые демонстрируют желание принимать активное участие в совместной деятельности в рамках родительского клуба и дома;
  3. у участников сформирована внутренняя картина здоровья.

Каждое занятие родительского клуба состояло из частей:

  • подготовительной. Начальная организация участников клуба, ознакомление с предстоящей работой, создание необходимой психологической установки и мотивации. «Разогревание» участников, создание благоприятного эмоционального фона. Взрослые вместе с детьми выполняют все упражнения, оказывают им помощь.
  • Основной. Решение основных педагогических, воспитательных и оздоровительных задач. Взрослые вместе с детьми выполняют все упражнения, страхуют и оказывают им помощь.
  • Заключительной. Снижение различных видов напряжения и утомления, регулирование эмоционального состояния, рефлексия полученных знаний и навыков.

Для повышения эмоционального фона на занятиях использовалось музыкальное сопровождение. Физическая нагрузка на занятиях не превышала нагрузку во время проведения непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

К деятельности родительского клуба привлекались специалисты детского сада. Совместно с ними были разучены следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. с медицинскими работниками:
  • Диагностика, профилактика и коррекция плоскостопия.

Данная технология была реализована на двух занятиях: 1 занятие было проведено в форме семинара-практикума, на котором родители узнали плоскостопии как об одном из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата дошкольников, причины его появления, его профилактика и коррекция. Родители научились выполнять плантограмму с целью диагностики плоскостопия в домашних условиях. 2 занятие было практическим с использованием игр и упражнений по коррекции и профилактике плоскостопия у дошкольников. В итоге родители получили информационные буклеты по данной теме.

  • Диагностика нарушений осанки и их профилактика.

Данная технология была реализована на двух занятиях: 1 занятие было проведено в форме семинара-практикума, на котором родители узнали о видах нарушений осанки у дошкольников, причинах их появления, их профилактики и коррекции. Родители научились определять нарушения осанки в домашних условиях. 2 занятие было практическим с использованием игр и упражнений по коррекции и профилактике нарушений осанки у дошкольников. В итоге родители создали цветы здоровья, в которых указали средства профилактики и коррекции нарушений осанки.

  • Дыхание и здоровье.

        С родителями был проведен видеолекторий по теме «Влияние дыхательных упражнений на организм дошкольника», после которого состоялся мастер-класс для родителей и детей по: динамическим дыхательным упражнениям, упражнениям на задержку дыхания, упражнениям на работу поверхности легких, воздушному массажу слизистой оболочки носа, упражнениям на развитие правильного дыхания. В заключении родители вместе с детьми дома создали покетмоды с разученными упражнениями.

  • Дыхательные практики разных авторов.

С родителями сперва был проведен круглый стол, на котором были рассмотрены дыхательные практики разных авторов (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, дыхание по методу К.П. Бутейко, бодифлекс, «рыдающее» дыхание и др.), их особенности, показания и противопоказания. После чего состоялся мастер-класс для родителей и детей по дыхательным гимнастикам А.Н. Стрельниковой и бодифлекс. Родители и дети составили семейный месячный календарь дыхания с использованием понравившейся дыхательной практики, в которой отмечали используемые упражнения и количество повторений.

  • Игровой массаж и самомассаж.

Семинар-практикум для родителей и детей состоял из различных видов игрового массажа и самомассажа (хлопковый, точечный (по А. Уманской), парный, с массажными мячиками, песочный, мыльный, с пробковыми массажёрами, бумажный, карандашный, рукавичкой и т.д.). Родители и дети оформили фотовыставку в группе «Массаж в моей семье».

  1. с музыкальным руководителем и учителем-логопедом:
  • Логоритмика.

        Логопед совместно с инструктором по физической культуре провели для родителей тематическое собрание «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Их коррекция». После этого состоялись 2 интегрированных практических занятия родителей с детьми по физической культуре с элементами логоритмики. В группах появились картотеки для родителей (с возможностью брать на дом) с комплексами игр и упражнений для развития мелкой и крупной моторики и речевых процессов.

А также:

  • ГТО.

Первоначально был проведен диспут для родителей «ГТО – это модно?!», где обсуждались вопросы актуальности, необходимости выполнения норм ГТО в любом возрасте, а также рассмотрены виды тестов по разным возрастным ступеням. После чего было проведено практическое занятие родителей с детьми по подготовке организма к сдаче норм ГТО.

  • Фитбол-гимнастика.

        Во время практического занятия родители вместе с детьми узнали о том, что фитбол - это нетрадиционное оборудование, которое позволяет проводить в игровой форме занятия по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей. Благодаря этому повышается эффективность лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально-психическое состояние дошкольников. Родители и дети дома составили комплексы упражнений фитбол-гимнастики.

Итогом работы клуба за каждый год были проведены семейные спортивные праздники, которые были построены с учетом разученных здоровьесберегающих технологий за год. Семейный праздник «В здоровом теле - здоровый дух» был организован в форме веселых стартов, которые состояли из упражнений и игровых заданий, ранее разученных здоровьесберегающих технологий. Команды должны были правильно выполнить предложенные задания, узнать и озвучить здоровьесберегающую технологию.

Праздник «Семейное путешествие на остров Здоровья» проводилось в форме квест-игры, на которой родители и дети проверили свои физические способности, решили здоровьесберегающий кроссворд, продемонстрировали в действии домашнее спортивное оборудование, сделанное своими руками.

В заключении работы родительского клуба мы провели повторное анкетирование с целью мониторинга представлений родителей и детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни и сформированности внутренней картины здоровья. В ходе анализа анкет мы сделали вывод, что у большинства родителей и детей старшего дошкольного возраста (84%) знают и применяют полученные знания в повседневной жизни, чтобы быть здоровыми. У 16% респондентов внутренняя картина здоровья осталась несформированной. Это как раз те участники, которые не посещали все практические занятия родительского клуба.

Мы оцениваем работу родительского клуба «Здоровая семья» эффективной и успешной, этому свидетельствуют положительные отзывы участников клуба.

В перспективе планируем организовать работу родительского клуба в раннем дошкольном возрасте. Ведь доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь недаром говорят, что в здоровой семье - здоровый ребенок!!!

Библиографический список

  1. Воронина, М.Н., Ложкина, Е.В. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи // Актуальные проблемы дошкольного образования: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. / Отв. редактор О.В. Тюкинеева. – Иркутск: Вост.-Сиб. Академия образования, 2013. – Ч. II. – 148с.
  2. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников / Т.В. Гулидова, Н.А. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 73с.
  3. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. – 1992. - №5. – 129 – 130
  4. Майер, А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  5. Николаева, Е.И., Федорчук, В.И., Захарина, Ю.В. Здоровьесбережение и здоровьформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи

Родительские клубы как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...