Главные вкладки

    Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.
    статья по обж (старшая группа)

    Шугалей Наталья Петровна

    Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном дома и на улице. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shugaley_bezopasnost.docx22.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и на улице.

    Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном дома и на улице. 

             О своей безопасности и безопасности ближних, человек должен предусмотреть на всех этапах жизни. Но необходимо начинать подготовку безопасного поведения дома и на улице с дошкольного возраста. Дети, самое уязвимое поколение, им легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил. 
    Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия, лекарственные средства и многое другое. 
    Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

    Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

    Чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту. 
     В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. В стрессовой ситуации ребенок не знает, как поступить, и может еще больше навредить себе и близким. Это, конечно применимо и к взрослым, но мы можем подготовиться к некоторым ситуациям и помочь в детском возрасте привить некоторые навыки безопасного поведения дома и на улице.  Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома и на улице крайне низкая.

    Разработаны методы и технологии, направленные на освоение ребенком правил безопасного поведения. Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

    Как и все обучение, должно осуществляться системно: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
    Выделено 3 этапа работы с детьми: обогащающий, имитационный, практический.

    I этап(обогащающий)

     Цель: накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту или на улице.

    На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Свою активность ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

    Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту, на улице она предназначена. Игры «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед»…
    Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, в дальнейшем наблюдает, поясняет, подсказывает.
    Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: педагог читает детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.
    Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности на улице.
    Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений.

    II этап (имитационный)

    Цель: формирование у детей умений безопасного поведения.
    Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность.
    Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование, как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
    Определены условия реализации метода имитационного моделирования в работе с детьми:

    • использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
    •   предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
    •  введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
    • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
    • поддержание адекватного эмоционального фона.

    Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
    Огромную роль здесь играет развивающая предметно пространственная среда (РППС). Подбираются пластмассовая посуда, столовые приборы, предметы бытовой техники, макеты дорог, перекрестков. Все это необходимо для имитирования действий с потенциально опасными предметами быта и моделирования опасных ситуаций.

    III этап (практический)

    Цель: формирование умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами.

    В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. Наряду с этим широко использовать проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Почистим хомячку морковь», «Поможем мишке перейти дорогу» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

    Педагогам, наряду с поставленными целями и задачами воспитательно – образовательного процесса, необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
    Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
    Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример  взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

    В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

    Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять.

    Средства обучения и воспитания.

    С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

    • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
    • плакаты, иллюстрации;
    • настольно-печатные игры, дидактические игры;
    • компьютерные презентации;
    • карточки для индивидуальной работы;
    • игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
    • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
    • подборку художественной литературы по теме.

    Работа с родителями

    Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

    Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

    Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

      Формы работы с родителями воспитанников:

    1. Анкетирование, тестирование, опрос.

    2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

    3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

    4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

    5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

    6. Практические семинары.

    7. Консультации.

    8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

    9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

    Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

    Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

    - через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

    - через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

    Параметрами количественной диагностики могут быть:

    • усвоение знаний правил поведения в быту;
    • усвоение знаний правил поведения в природе;
    • усвоение знаний правил поведения на улице;
    • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

    Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

    . - наблюдение;

    - фиксация высказываний детей;

    - опросы;

    - сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

    - рисунки с заданиями, творческие рисунки;

    - обсуждение литературных произведений

    Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему:«Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах.»

    Воспитание безопасного поведения детей на улицах города- одна из важнейших задач дошкольного учреждения.Задачи, которые ставит педагог впроцессе совместной деятельности с детьми: Ребёнок- пешеход...

    «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма, воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»

    Перспективный план работы с детьми по ППД на 2015-2016 учебный год, мероприятия по плану, сценарий ООД....

    План самообразования «"Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми"

    План самообразования «"Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми" Актуальность выбранной темыВ современном мире никто не застрахован ни от техно...

    План самообразования педагога. «Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми».

    План самообразования педагога 2018-19уч.год.Самообразование по теме:«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»....

    ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОМА И С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ

    Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встре...