Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста
консультация по обж

Консультация на тему: "Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strukturnoe_podrazdelenie.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад №35» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней  общеобразовательной школы № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста

Составила:

Степанова Александра Сергеевна

воспитатель СП ГБОУ СОШ № 10 «Детский сад № 35»

Сызрань, 2020

Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью и получить травму. На улице, дома детей могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения основам безопасного поведения. Возникает необходимость уберечь дошкольников от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входят:

- оформление уголка безопасности, который содержит материалы: практический щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет кухни, жилой комнаты;

- подбор дидактических игр, демонстрационных пособий, методической литературы, детской художественной литературы по правилам безопасного поведения дошкольников в быту, социуме и природе.

Важно обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей: разнообразные учебные пособия, например, альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» и другие. Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды играет огромную роль в успешном решении образовательных и воспитательных задач.

Методы, используемые в работе с детьми по формированию безопасного поведения в быту, социуме и природе:

1. Словесные и наглядные методы. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Почему окно может быть опасно?», «Электрические приборы в доме», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности», «Таблетки – это не конфетки».

2. Метод сравнения. Например, детям предлагаются изображения на картинках, даётся задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и которые горят. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо.

3.  Практические методы обучения. Изготовление коллажей «Опасные и безопасные предметы», «Пожароопасные предметы», «Наши помощники и враги дома». Конкурс рисунков «Домашние опасности».

4. Метод моделирования ситуаций. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: «Дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод. ...Что ты будешь делать?», «Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу... Каковы твои действия?», «Что ты будешь делать, когда мамы дома нет?», «Каждому опасному предмету – своё место». Моделирование ситуаций дает ребёнку практические умения применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит его к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

5. Метод повторения. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

6. Метод экспериментирования и опыты. Дает ребёнку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений.

В рамках работы с родителями можно провести такие мероприятия, как анкетирование с целью определения информированности родителей в вопросах профилактики детского травматизма.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности поведения в быту, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями. Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика травматизма у детей дошкольного возраста в летний период"

Консультация для родителей "Профилактика травматизма у детей дошкольного возраста в летний период"...

Проект Профилактика травматизма у детей дошкольного возраста

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема....

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...

Консультация для педагогов «Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Организация безопасной предметно-пространственной среды, профилактика травматизма у детей дошкольного возраста»...