Правила дорожного движения в средней группе
статья по обж (средняя группа)

Федораева Наталья Игоревна

         Оказавшись на дороге, малыш-дошкольник, у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в работе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является решение проблемы обеспечения безопасности детей на дороге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести занятие по правилам дорожного движения в средней группе детского сада

Оказавшись на дороге, малыш-дошкольник, у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в работе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является решение проблемы обеспечения безопасности детей на дороге. В средней группе, где ребята 4–5 лет уже имеют достаточный багаж опорных знаний о правилах дорожного движения (ПДД), полученный в младшей группе, работа приобретает характер закрепления, систематизации уже изученного, а также дополнения этой базы новой информацией.

Занятия по ПДД: цели и задачи

Важность изучения основ поведения на дороге в дошкольном возрасте обусловлена тем, что при переходе из детского сада в школу малышу необходимо будет хорошо ориентироваться в пространственном окружении, ведь немалый процент детей будет добираться до места учёбы самостоятельно. В связи с этим основными целями изучения ПДД в детском саду является:

  • развитие умения наблюдать и оценивать дорожные ситуации (например, даже при зелёном сигнале светофора посмотреть налево и направо, чтобы убедиться, что подъезжающий транспорт притормаживает, а не игнорирует дорожный знак);
  • выработка навыка безопасного поведения в различных ситуациях (к примеру, если ребёнок подошёл к пешеходному переходу, когда зелёный сигнал уже горел, то лучше подождать следующего, так как можно не успеть пересечь проезжую часть до возобновления движения);
  • развитие культуры общения, обогащение словаря (малыши, взаимодействуя в разных видах работы, тренируют мелкую и общую моторику, развивают речь);
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (к примеру, прогуливаться можно только по тротуару, даже если на дороге нет машин в данный момент, чтобы потенциально не создавать аварийные ситуации).

Виды занятий по ПДД

Тема безопасности на дороге может быть вписана в любой вид занятия, определённый Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Интегрированный урок. Такой вид занятия подразумевает сочетание различных видов деятельности в рамках определённого временного промежутка. Например, дети слушают рассказ приглашённого гостя — Светофорика — о том, как нужно вести себя на дороге (развитие речи), затем из фрагментов-пазлов складывают сигналы светофора (математика) и выполняют поделку: на серый картон-основу крепят белые полоски «зебры» из пластилина (художественно-изобразительное творчество).
  2. Тематическое занятие. Это урок, который проводится в рамках изучения темы ПДД на всех занятиях в конкретный временной отрезок, обозначенный в календарно-тематическом планировании. Например, «Как вести себя на дороге», «Дорожные правила» и т.д.
  3. Итоговое занятие. Проводится раз в полугодие, квартал или учебный год. Подразумевает проверку качества усвоения малышами темы. Для средней группы в контексте изучения ПДД это может быть создание проекта-плаката совместно с родителями. Например, макет дороги с пешеходным переходом, светофором, перекрёстком и всеми сопутствующими дорожными знаками.
  4. Экскурсия. Для средней группы по теме ПДД обычно проводится в рамках прогулки недалеко от проезжей части и комментировании ситуации на дороге.
  5. Коллективное дело. Это групповое рисование или аппликация. Как вариант темы, можно предложить «Строим улицу нашего города».
  6. Игровое занятие. Один из вариантов — аукцион, на котором каждый малыш рассказывает об одном из 3–4 дорожных знаков, данных ребятам в качестве задания по рисованию. Кто наиболее полно опишет и расскажет о знаке, тот и выиграл.
  7. Пресс-конференция. Один из нестандартных типов занятий в ДОУ. Дети задают вопросы приглашённому «гостю» (воспитателю в роли инспектора ГИБДД, светофору), а затем зарисовывают то, что их поразило или запомнилось. Такого рода занятия в средней группе проводятся только в том случае, если уровень общей подготовки малышей это позволяет, так как для выполнения работы требуется владение довольно обширными знаниями по проблеме.
  8. Занятие-десант. Этот вид работы подразумевает сотрудничество того, у кого что-то получается хорошо, и того, у кого есть в этом проблемы. В рамках изучения темы ПДД это может быть совместное занятие старшей и средней групп, на котором старшие рассказывают ту или иную информацию по теме, а младшие её творчески перерабатывают (рисуют, лепят, делают аппликацию).
  9. Занятие-путешествие. Основная задача таких уроков — развитие монологической речи. В средней группе это очень актуальный вопрос, поэтому методисты рекомендуют периодически организовывать такие «путешествия». Для темы по изучению ПДД это может быть «Путешествие в страну дорожных знаков», где дети рассказывают о жителях-знаках.
  10. Занятие-открытие. Для детей 4–5 лет это может быть вариант проблемного урока, на котором ребята сообща решают, что будет, если исчезнут дорожные знаки или светофор.
  11. Занятие-конкурс. Дети объединяются по 2–3 человека, каждая группа получает свой дорожный знак, который «защищает». В защиту входит рисунок (или аппликация), рассказ о значении графического символа. Победитель определяется совместно. Этот вид занятий, кроме всего прочего, помогает научиться рефлексии.
  12. Игра «в школу»: «Школа юного шофёра», «Школа пешехода». В рамках занятия дети рассказывают о своём герое (шофёре, пешеходе), поют, танцуют. На уроке используются элементы театрализации, ролевые игры.

Как индивидуализировать занятие

Чтобы информация по теме запомнилась максимально точно и полно, ребята должны:

  • слышать;
  • видеть;
  • действовать.

Иными словами, на занятии в обязательном порядке следует использовать:

  • наглядные средства обучения (картинки, плакаты);
  • словесные приёмы (рассказы, стихотворения, загадки);
  • практические способы работы (рисование, лепка, создание аппликаций).
  • Такое разнообразие видов деятельности даёт возможность индивидуализировать задания, чтобы каждый малыш нашёл что-то, что ему наиболее близко и понятно. Так, если ребёнок не любит рисовать, то задание «Нарисовать дорожный знак» можно несколько преобразить для него: «Расскажи о знаке, который нарисовал Серёжа, Вова…». Если малыш очень активен, разговорчив, хорошо запоминает рифмы, то ему можно дать задание выучить наизусть стихотворение, которым, кстати, будет уместно начать занятие, так как по опыту многих педагогов, ничто не мотивирует ребят 4–5 лет сильнее, чем возможность взять на себя роль взрослого (в данном случае воспитателя, начинающего урок).
  • Для пассивных детей есть смысл дать задание на инсценировку, при этом творческий союз дополнить активными ребятами, чтобы «заразить» всех.

Приёмы

Чем разнообразнее приёмы в работе педагога, тем более продуктивными оказываются занятия. Тем более, если речь идёт о темах, имеющих отношение к охране жизни и здоровья. При подготовке урока по ПДД воспитатель комбинирует четыре вида приёмов:

  • наглядные;
  • словесные;
  • игровые;
  • практические.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Наглядные приёмы

Поскольку тип мышления у детей среднего дошкольного возраста наглядно-образный, а значит, малыши понимают только то, что могут увидеть или представить, то наглядность имеет ключевое значение для реализации целей и задач занятия.

Картинки

Каждый изучаемый дорожный знак должен быть представлен в виде отдельного изображения, а также как часть плаката, на котором отображены все существующие знаки. Это принципиальный вопрос, так как, несмотря на то что в ДОУ рассматриваются далеко не все стандартизированные дорожные графические рисунки, малыши должны иметь общее представление о количестве знаков.

Наблюдение

В 4–5 лет дети с удовольствием присматриваются к деятельности взрослых, стараясь повторить, «сыграть» увиденное. Поэтому во время прогулки можно наблюдать не только за движением транспорта на дороге, пешеходов на переходе, но и за работой инспекторов ДПС. Как вариант, представителя охраны порядка на дорогах можно пригласить в группу для беседы о важности соблюдения ПДД.

Демонстрация

Видеоролики, презентации, инсценировки небольших сценок по теме — всё это является не только отличным мотивационным приёмом, но и способствует более качественному усвоению программного материала. Отдельно стоит остановиться на мультфильмах. В сети можно найти большое количество анимационных фильмов о важности соблюдения ПДД. Для занятия лучше подбирать мультфильмы, где не просто картинка сопровождается текстом, а действуют персонажи.

Видео: светофор и правила дорожного движения для детей

https://youtube.com/watch?v=H1Hl-MS_qj0

Словесные приёмы

Учитывая возраст воспитанников средней группы, развитие речи является важной целевой установкой образовательного процесса, поэтому любой вид деятельности должен сопровождаться словом.

Беседа

Обычно с этого приёма начинают погружение в тему, то есть мотивируют ребят на работу. Беседа актуализирует опорные знания малышей и вводит в новый материал. Для средней группы подойдёт вопросно-ответная схема. Например, «Как называются рисунки, которые мы видим у дороги?», «На какой свет светофора нужно переходить дорогу?» и т.д.

Рассказы, сказки

Учитывая специфику темы, можно придумывать рассказы, где главные действующие лица — мальчики и девочки — не могут найти дорогу в школу, садик и пр., так как не знают, как переходить дорогу. Поэтому герои просят малышей помочь им добраться до пункта назначения. Как вариант, истории можно брать в сети, подбирая под конкретную тему. Причём в некоторых сказках в процессе развязки предлагается проблемный вопрос для обсуждения.

Рассказы, сказки

Учитывая специфику темы, можно придумывать рассказы, где главные действующие лица — мальчики и девочки — не могут найти дорогу в школу, садик и пр., так как не знают, как переходить дорогу. Поэтому герои просят малышей помочь им добраться до пункта назначения. Как вариант, истории можно брать в сети, подбирая под конкретную тему. Причём в некоторых сказках в процессе развязки предлагается проблемный вопрос для обсуждения.

Три сигнала светофора

Однажды медвежонок Топтыжка ехал в трамвае с мамой. Мишка сидел у окна и вдруг увидел яркий фонарик.

— Мама, смотри, какой фонарик висит на проволоке.

В это время «фонарь» зажёгся красным огоньком и трамвай остановился.

— Почему мы стоим? — спросил Топтыжка.

— Сейчас, пройдут пешеходы через дорогу, и трамвай снова поедет.

— Мы, наверное, никогда не поедем. Слишком много пешеходов, — медвежонок вздохнул и продолжал смотреть в окно.

Фонарь зажёг зелёный свет и вдруг заговорил с Топтыжкой:

— Я — не «фонарь», а Светофор! Мои огоньки надёжные помощники. Они не простые, а волшебные.

— Это как «волшебные»?- удивился медвежонок.

— Очень просто,- продолжил Светофор. — Красный свет — стой! Жёлтый свет — внимание! Нужно приготовиться к движению. Зелёный свет — смело иди вперёд!

— И все слушают такие команды?

— Конечно, ведь если их не выполнять может случиться беда!

А как ты думаешь, что произойдёт?

Тут загорелся зелёный свет, трамвай снова начал движение.

— Видишь, сынок, мы опять поехали!

— Это потому, что зелёный свет зажёг Светофор! – важно сказал Топтыжка.

Пух и трёхглазое чудо

Наступила золотая осень! В это время года на свет появляются зайчата — листопаднички. Их называют так потому, что рождаются они, когда с деревьев опадают листья. Вот так и появился на свет славный зайчишка Пух.

— Расти здоровый, малыш, — сказала мама.

Когда зайчонок подрос, он отправился в путешествие.

— Будь осторожен на улице, — наказывала ему мама.

И вот он весело зашагал по дороге…Долго он бродил по тропинкам лесным, по цветочным полянам, пока не пришёл в огромный город… Гул машин, шум дорог, но ничего не страшно нашему Пуху.

Но почему зайчонок остановился и не идёт дальше?

— Эй, трёхглазое чудо! – закричал он. – Я путешествую, а ты стоишь и моргаешь своими большими глазами и не даёшь мне пройти.

— Какой невоспитанный зайчик! Неужели ты не знаешь, для чего нужны мои «большие глаза»?

— Ясное дело, чтобы смотреть!

— Нет, не просто смотреть, а ещё и дорогу указывать!

— Уж не мне ли?

— И тебе, и другому зайчонку! В общем, любому взрослому и ребёнку.

— Ну, вот ещё, будет мне указывать кто-то…

И наш зайчонок быстро зашагал прямо по дороге. Вдруг из-за поворота вывернул огромный грузовик. Что же сейчас будет?

Шум колёс… машина остановилась…

Что же с нашим «путешественником»? Где он?

Наш зайчонок лежит прямо перед колёсами грузовика. Из кабины выбежал пёс Барбос:

— Какое безобразие! Разве ты не видишь, что горит красный свет для пешеходов? – и пёс показал на «трёхглазое чудо».- Ты должен стоять на тротуаре, пока не загорится жёлтый свет.

А после того как загорится зелёный свет, ты можешь отправляться через дорогу! Неужели тебе неизвестны такие простые правила?

Наш Пух покраснел и ничего не ответил Барбосу.

Зайчонок подбежал к «трёхглазому чуду» и сказал:

— Я обязательно запомню эти правила! Честное слово! Давай с тобой дружить! Меня зовут Пух, а тебя?

 Светофор! Мне очень приятно, что ты наконец-то понял, как важно дружить с сигналами светофора!

Зайчонок очень обрадовался, весело зашагал по дороге, а Светофор заморгал ему вслед зелёным глазом.

А ты запомнил, каким правилам научил пёс Барбос Пуха?

Стихотворения, загадки

Этот приём используется в качестве мотивации ребят к началу или продолжению (после физкультминутки, например) учебной деятельности.

В средней группе загадки могут быть классического вида, а могут, как в младшей группе, требовать договорку:

  • Эту ленту не возьмёшь И в косичку не вплетёшь. На земле она лежит, Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога);
  • Что за транспорт такой Что везёт тебя домой. Он бежит туда-сюда, Упираясь в провода. (Троллейбус);
    Никогда я не сплю, На дорогу смотрю. Подскажу, когда стоять, Когда движенье начинать. (Светофор);
  • В белом треугольнике С окаёмкой красной Человечкам-школьникам Очень безопасно. Этот знак дорожный Знают все на свете: Будьте осторожны, На дороге … (Дети).

Для введения в тему или описания героя занятия можно использовать стихотворения. Этот приём позволяет не только экономить время на обычном словесном описании того или иного объекта ПДД, но и является более запоминающимся для малышей.

  • У светофора окошечка три, При переходе на них посмотри! Если в окошке красный горит, «Стой на панели» — он говорит. Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко, Должен ещё подождать ты немножко. Если в окошке зелёный горит, Ясно, что путь пешеходу открыт. Всё светофор понимает без слов: Он говорит языком огоньков (С. Михалков);
  • Отгадайте, кто идёт? Ну, конечно, пешеход! Пешеходом станет каждый, Кто пешком пойдёт в поход. Пешеходная дорожка От машин его спасёт, Ведь ходить по той дорожке Может только пешеход! Я иду по тротуару, Здесь машинам нет пути! Ну, а знаки мне расскажут, Где дорогу перейти.

Продуктивные приёмы

Эти способы работы предполагают создание аппликаций, рисунков, поделок по теме, складывание пазлов, конструктора. Таким образом дети обобщают и закрепляют пройденный материал. При этом для 4–5-летних ребят занятия продуктивной деятельностью — это ещё и способ индивидуализировать задания: кто-то рисует, кто-то лепит и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по закреплению правил дорожного движения в средней группе «Путешествие Буратино в большой город»

Программное содержание.* Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта.* Закреплять в игровой форме практическ...

Конспект развлечения по ОБЖ (правила дорожного движения) в средней группе «Нежданный гость».

Цель: уточнять, закреплять и расширять знания детей о правилах  дорожного движения.  Актуальность: формировать навыки безопасного поведения на улицах города....

Проект "Правила дорожного движения" в средней группе.

Проект  "Правила дорожного движения" в средней группе....

Презентация на тему "Правила дорожного движения"для средней группы

Правила дорожного движения в средней группе...

Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» в средней группе

Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» в средней группе сентябрь   Совместная деятельностьТема: Улица. Ознакомительное занятие по  ПДД.Беседа: « Что тако...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения в средней группе "Светофор".

Знакомство  детей с некоторыми дорожными знаками и значениями сигналов светофора....