Игры и упражнения, направленные на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста.
презентация к уроку по обж (старшая, подготовительная группа)

Приписнова Светлана Евгеньевна
Мы прекрасно понимаем что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. 
Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия.
У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного поведения.
Родители зачастую уделяют мало времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pripisnova_s.e.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приписнова Светлана Евгеньевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 459» стаж 3 года “Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”. (Ш. Амонашвили ).

Слайд 2

Игры и упражнения, направленные на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Изучение методической литературы Использование интернет-ресурсов Курсовая подготовка Работа в РМО воспитателей

Слайд 4

Актуальность проблемы « Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни» В.В. Путин Мы прекрасно понимаем что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия . У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного поведения. Р одители зачастую уделяют мало времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес . Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности . (Р.Б . Стеркина , О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева) Ведущая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.) , является игра. Они отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе . Значение игры очень трудно переоценить. Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме . Игра по Д. Б. Эльконину , «… есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности». Суть игры состоит в пробе построения образа поля возможных действий, следовательно, именно этот образ является ее продуктом.

Слайд 6

Цель и задачи: Цель: С формировать у ребёнка навыки разумного поведения, развивать умения адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; Задачи : Дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка. Помочь детям осознать и правильно оценивать опасность и избегать её. Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья. Способствовать становлению основ экологической культуры. Приобщать к здоровому образу жизни.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея. Одной из целей современного образования является воспитание гармоничного коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения, осознанно действовать в различных сферах жизнедеятельности. В своей работе я опираюсь на такие педагогические идеи как: идея личностного подхода к воспитаннику; идея практико-ориентированного обучения; идея гуманизации образовательного процесса; идея обучения и воспитания в деятельности; идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе; идея сотрудничества педагогов и детей на основе взаимного уважения и доверия; идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека . Самым эффективным средством в дошкольном возрасте, объединяющим все эти педагогические идеи, является игровая деятельность.

Слайд 8

Виды игр , направленных на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста По разделам ОБЖ: 1. Ребёнок и другие люди. 2. Ребенок и природа . 3. Ребенок дома . 3.1 Я и опасные предметы 3.2 Игры на тему «Пожарная безопасность » 4 . Здоровье ребенка . 4.1 Я – человек 4.2 Гигиена и этика 4.3 Я учусь охранять свою жизнь и здоровье 5. Эмоциональное благополучие ребенка . 6. Ребенок на улице . По классификации: 1. Сюжетно-ролевые 2. Дидактические 3. Подвижные 4. Игровые упражнения

Слайд 9

Основные принципы проведения игр и упражнений 1. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, нужно постараться найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Д етям разрешено спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться. 2. Принцип взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Можно беседе с детьми расширить это понятие, например: Каждый имеет право высказывать свои мысли и предложения; Каждый имеет право быть выслушанным; Каждый имеет право выбора; Спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования и т.п. 3. Принцип осознанности. Перед началом занятия воспитатель объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их. 4. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия воспитатель совместно с детьми подводит итоги: что больше, а что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели.

Слайд 10

Методические рекомендации по проведению игр. План проведения игр и упражнений (С сентября по май) Картотека игр и упражнений, направленных на осознание безопасного поведения детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 11

Результаты работы в виде диаграммы: сравнение уровня знаний и умений детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье .

Слайд 12

Результаты работы Результаты по шести разделам, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка. 1 . «Ребёнок и другие люди». Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. У ребенка сформированы умения оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимает решение и соответственно реагирует. Ребенок осознает, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций. 2. Ребенок и природа. Ребенок осознает, что не всегда общение с природой несёт пользу, понимает, что даёт самой природе деятельность человека. Ребенок ориентируется в ситуациях, несущих потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также в вопросах экологии и загрязнения окружающей среды. Дети стараются бережно относиться к живой природе, понимают , что всё в мире взаимосвязано. 3. Ребенок дома. Ребенок осознает сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище. Умеет грамотно обращаться с окружающими предметами в домашней обстановке. У ребенка вырабатываются привычки безопасного поведения и умения видеть моменты неоправданного риска в повседневности. Ребенок знает о том, как вести себя на балконе, у открытого окна, может предусмотреть возможную опасность в быту .

Слайд 13

Результаты работы (продолжение) 4. Здоровье ребенка. У детей сформированы знания об организме человека, ценности здорового образа жизни, о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Воспитывается ответственность за сохранение и укрепление собственного здоровья. 5. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок умеет разрешать без потерь конфликтные ситуации и преодолевать негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Сформированы навыки саморегуляции в сложных ситуациях . У ребенка сформированы навыки нормального взаимодействия с людьми и комфортного общению. 6 . Ребенок на улице. Дети познакомились с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, у меют следовать этим правилам, знают о работе ГИББД , знают, как поступать, если ребёнок потерялся. У детей сформированы представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений, а также – воспитывается ответственность за свои поступки. В играх по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Слайд 14

Транслируемость практических достижений

Слайд 15

Список литературы. Закон РФ "Об образовании» Князева О., Стеркина Р., Авдеева Н. “Основы безопасности детей дошкольного возраста» Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» с-Пб Детство-ПРЕСС, 2010 г. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992. Белая К.Ю. ФГОС Формирование основ безопасности у дошкольников. Мозаика-Синтез, 2014. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2000. Васильева, Веракса , Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования 2013 г Венгер , Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка / Л.А. Венгер // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1978. Веракса Н., Веракса А. Мониторинг результатов освоения программы "От рождения до школы". 2012г. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост. С.В.Лесина , Г.П.Попова , Т.Л.Снисаренко . – Волгоград: Учитель, 2008. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. « Школа здорового человека» Сфера, 2010 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. Лабза О.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников // Ребенок в детском саду, №6,7, 2006. Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии: Социально-личностное развитие.// Дошкольное воспитание, №6, 2007. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. Эльконин , Д.Б. Игра и психическое развитие / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах; под ред. Д.И. Фельдштейна . – М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 2001. Яковлева Н.. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.:Валери СПД; М.; ТЦ Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения дидактической игры "Навигатор" на закрепление навыков осознанного безопасного поведения на улице

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших потребностей человечества. Формирование навыков осознанного безопасного поведения необходимо начинать еще с дошкольного возраста....

Игры и упражнения направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями по развитию речи детей старшего дошкольникого возраста....

Подготовка совместной образовательной деятельности педагога с детьми по закреплению навыков осознанного безопасного поведения на дороге в условиях обманчивой безопасности

Одной из важнейших потребностей для человечества является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Во всем мире уделяется огромное внимание поиску путей формирования у подрастающего поколения п...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного безопасного поведения в быту»

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по формированию осознанного  безопасного поведения в быту»...

Игры и упражнения, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

В статье представлены игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения  у детей...