Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения
методическая разработка по обж (старшая группа)

Предлагаю дидактические игры по правилам дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Наша улица»

Цель: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закрепить представления детей о назначении светофора.

3. Учить детей различать дорожные знаки.

Материал: Макет улицы с домом, перекрестком. Автомобили, куклы, светофор, дорожные знаки, деревья.

Ход игры

Первый вариант для пешеходов.

С помощью кукол дети по заданию воспитателя разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу. На желтый сигнал светофора останавливаются, ждут, на красный сигнал светофора продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине до пешеходного перехода, обозначенного информационно – указательным знаком «пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант для водителей.

Воспитатель показывает дорожные знаки: «светофорное регулирование», «дети», «пешеходный переход» - предупреждающие.

«Въезд запрещен», «подача звукового сигнала запрещена» - запрещающие.

«Движение прямо», «движение направо» - предписывающие.

«Место остановки автобуса», «пешеходный переход», «надземный переход» - информационно – указательные.

Дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков награждают призами – автомашиной, куклой – пешеходом, куклой – водителем.

Дидактическая игра «Улица города»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: Макет улицы, деревья, автомобили; куклы – пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице? – одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы?

Где должны ездить автомобили?

Что такое перекресток?

Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице?

Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто – то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо справился с ролью водителя или пешехода.  

Дидактическая игра «Сложи улицу»

Цель: закрепить  знания детей о дорожной разметке,  понятие, что такое улица.

Материал: Каждому ребенку дается конверт с деталями дорожной разметки: площадка для улицы, 8 домов (прямоугольники с окнами), узенькая – осевая линия по длине улицы, «островок безопасности», короткие, но широкие полоски для пешеходных переходов (10шт.), полоски линий рядности.

Кроме того, в зависимости от поставленной вами задачи, можно вложить в конверт несколько плоскостных пешеходов и 2 – 3 плоскостных автомашин.

Дети сами составляют дорожную ситуацию, построив свою улицу.

Дидактическая игра – «Виды перекрестков»

Цель:  Познакомить детей с видами перекрестков. Учить правилам перехода улицы. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: Бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Ход игры

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков.

Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу», он должен объяснить, в чем его ошибка.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель: 1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.

            2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «железнодорожный переезд», «дети», «опасный поворот». Запрещающих знаках: «въезд запрещен», «движение на велосипедах запрещено», «проход закрыт». Информационно – указательных знаков:  «прямо», «направо», «налево», «круговое движение», «велосипедная дорожка»,  «место стоянки», «пешеходный переход».  Знаки сервиса: «пункт первичной медицинской помощи», «телефон», «пункт питания», «автозаправочная станция», «техническое обслуживание автомобилей».

            3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний, правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: Картонные круги с изображением дорожных знаков, которые закрепляют на палочке. Затем он передвигает круг так, чтоб в окошке появились разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его значение.

взрослый или ребенок,  идущий по дорожке с нарисованными полосками. Воспитатель обращает внимание детей и на пешехода, нарисованного на знаке, и на пешехода, который изображен на картинке. Сравнивает их содержание – картинки и дорожного знака. Так происходит знакомство с дорожными знаками разных групп.

Для закрепления полученных знаний о дорожных знаках первой группы (предупреждающих) воспитатель раздает девочкам картинки, а мальчикам дорожные знаки. И предлагает поднять дорожный знак и картинку к нему, которую просит воспитатель. Все остальные дети сверяют правильность выполнения задания. Таким образом, воспитатель называет все необходимые дорожные знаки этой группы, чтобы убедиться, что дети усвоили этот материал.

Дидактическая игра «Ответь светофору»

Условия игры простые – стихи из «Азбуки безопасности». Каждому ребенку выдается картонный светофор.

Створки светофора прикрыты. Ведущий – воспитатель говорит:

Есть сигналы светофора, подчиняйтесь им без спора!

Бурлит движеньем мостовая, бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ: «Какой горит на светофоре свет?»

Все дети должны открыть на своих светофорах красный свет и сказать:

«Красный свет нам говорит: «Стой, опасно! Путь закрыт!»

Ведущий:

Особый свет предупрежденье! Жди сигнала для движенья.

Скажи правильный ответ: «Какой горит на светофоре свет?»

Дети открывают на светофорах желтый свет и говорят:

«Желтый свет предупрежденье, жди сигнала для движенья»

Ведущий:

Иди вперед, порядок знаешь. На мостовой не пострадаешь!

Скажите правильный ответ: «Какой горит на светофоре свет?»

Дети открывают зеленый сигнал светофора и говорят:

«Зеленый свет открыл дорогу, переходить ребята могут!»

Дидактическая игра «Слушай и запомни»

Цель: Закрепить знания по ПДД

Игра подводит итог обучению детей, по теме «Пешеходом быть  - наука!»

На данную игру вначале подбираются более сообразительные дети, а остальные зрители и жюри.

Выбранные дети садятся двумя рядами друг перед другом, но так, чтобы они были обращены к зрителям.

Ведущая – воспитатель в фуражке регулировщика, с жезлом в руке подходит к первому ребенку и передает жезл. Ребенок берет жезл и отвечает на вопрос ведущего. Если ответ правильный, то этот ребенок передает жезл ребенку, сидящему напротив него, а ведущий задает вопрос второму ребенку. И так до тех пор, пока не проверит знания всех детей в группе.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Что такое улица?
  2. Что такое мостовая (дорога)?
  3. Что такое тротуар?
  4. Где размещаются тротуары?
  5. Как надо ходить по улице?
  6. Что такое светофор?
  7. Кто регулирует движением на улице?
  8. Как разговаривает улица?
  9. Как переходить улицу?
  10.  Что такое «островок безопасности»?
  11.  Что такое дорожная разметка?
  12.  Что такое перекресток?
  13.  Кто самый главный на улице?
  14.  Кто такой пешеход?
  15.  Как называются дорожные знаки 1-й группы?
  16.  Какие запрещающие знаки ты знаешь?
  17.  Что такое «Азбука безопасности»?
  18.  Какие знаки сервиса ты знаешь?
  19.  Чем отличаются предписывающие дорожные знаки от знаков сервиса? После проверки знаний сообразительных детей на их место садятся дети – зрители, которые должны были запомнить ответы детей первой подгруппы. В данном случае детям второй подгруппы вопросы задает не ведущая, а дети первой подгруппы.

Это очень увлекательная игра, ведь каждому хочется побыть регулировщиком – сыграть роль «дяди Степы».

Дидактическая игра «Найди и расскажи»

Программные задачи:

Учить различать дорожные знаки, понимать их назначение.

Ход игры:

Это очень интересная игра, помогающая детям изучить « дорожную азбуку». Игра проходит последовательно. Дети вначале знакомятся с предупреждающими знаками, затем – с запрещающими  и т. д. Воспитатель показывает детям дорожный знак и говорит о его значении, форме и месте его на дороге. Одновременно показывает картинку, которая подходит по содержанию этому дорожному знаку. Например: «Пешеходный переход» и картинку, на которой нарисован пешеход (ребёнок или взрослый), который идёт по дорожке с нарисованными полосками. Воспитатель обращает внимание детей и на пешехода, нарисованного на знаке, и на пешехода, который изображён на картинке. Сравнивает их содержание: картинки и дорожного знака. Таким образом происходит знакомство с дорожными знаками разных групп.

Для закрепления полученных знаний о дорожных знаках первой группы (предупреждающих) воспитатель раздаёт девочкам картинки, а мальчикам – дорожные знаки, и предлагает поднять дорожный знак и картинку к нему, которую просит воспитатель. Все остальные дети сверяют правильность выполнения задания.

Дидактическая игра « Ответь светофору»

Программные задачи: закрепить назначения сигналов светофора

Ход игры:

Условия игры просты – стихи из «Азбуки безопасности». Каждому ребёнку выдаётся картонный светофорчик. Створки светофора прикрыты. Воспитатель (ведущий) говорит:

Есть сигналы светофора,

Подчиняйтесь им без спора!

Бурлит движеньем мостовая,

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ:

Какой горит

На светофоре свет?

Все дети должны открыть на своих светофорах красный свет и сказать:

«Красный свет нам говорит: «Стой, опасно! Путь закрыт!»

Ведущий:

Особый свет предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

Скажите правильный ответ,

Какой горит на светофоре свет?

Дети открывают на светофориках жёлтый свет и говорят:

Жёлтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движенья!

Ведущий:

Иди вперёд, порядок знаешь.

На мостовой не пострадаешь!

Скажите правильный ответ,

Какой горит на светофоре свет?

Дети открывают зелёный сигнал светофора и говорят:

Зелёный свет открыл дорогу,

Переходить дорогу могут!

Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»

Цель: Учить различать дорожные знаки:

  1. Предупреждающие: Железндорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переезд», «Дикие животные»

Запрещающие: «Въезд запрещён», «Проход закрыт», Движение на велосипедах запрещено»

Предписывающие: «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка»

Информационно-указательные: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технической помощи», «Место отдыха»

  1. Развивать внимание, навыки ориентироваться в пространстве.

Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда,  домов, автостоянки, перекрёстков.

Ход игры:

Детям предлагается:

  1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нём изображено
  2. Расставить нужные дорожные знаки

Выигрывает тот, кто всё правильно сделает.

Дидактическая игра "Светофор"

Цель: Закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналов.

Материал: Цветные картонные кружки( жёлтый, зелёный, красный); макет светофора.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, зелёного и красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Второй вариант "Ответь светофору"

Каждому ребёнку выдаётся карточка с дорожной ситуацией, в углу которой наклеен светофорик с раскрывающимися створками.

  1. Пешеход стоит на тротуаре, машины едут по проезжей части дороги.
  2. Пешеходы стоят на островке безопасности.
  3. Машины стоят у сигнала "Стоп", пешеход движется по переходу.
  4. Пешеходы стоят по осевой, машины едут по проезжей части.
  5. Другие ситуации

Дети, взяв карточку, обязаны "открыть окошко светофора в зависимости от ситуации. Один ребёнок открывает сигнал для пешеходов, другой – для транспорта…

Ведущий при проверке спрашивает: "У кого горит на светофоре красный свет для пешехода?" Дети показывают свои карточки.

Дидактическая игра "Найди дорожный знак"

Цель: формировать представления о дорожных знаках.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает дорожные знаки на своём столе(те, которые разучивались ранее) по порядку, называет их(можно в стихотворной форме). Дети угадывают дорожный знак, о котором говорит воспитатель, и находят его на столе, пополняя данные о знаке( форма, цвет, значение, размещение на дороге).

Таким же образом происходит изучение и запрещающих знаков. А когда дети изучат дорожные знаки двух групп, на следующем занятии показывается большой плакат, на котором вперемешку нарисованы знаки двух групп (запрещающие и предупреждающие). В середине этого пособия имеется стрелка. Воспитатель вызывает любого ребёнка, предлагает ему показать стрелкой названный знак и рассказать о нём то, что знает ребёнок. Эта игра показывает, как дети усвоили "Дорожную азбуку".

Дидактическая игра "Составь дорожный знак"

Цель: учить по памяти  составлять дорожный знак.

Ход игры:

 Каждому ребёнку даётся конверт с деталями любого дорожного знака, который изучался на занятиях. По сигналу воспитателя дети составляют знаки и рассказывают о них.

Дидактическая игра "Конкурс рисунков "дорожные знаки"

Цель: учить по памяти рисовать дорожные знаки.

Ход игры:

 Дети рисуют по желанию любой дорожный знак. Из лучших работ организовывается выставка, а их авторы награждаются значком "Отличный пешеход", изготовленный руками воспитателя.

Дидактическая игра "Покажи дорожный знак"

Цель: формировать представления о дорожных знаках.

Развивать умение объяснять дорожные ситуации.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт дорожные знаки – девочкам, а мальчикам картинки-ситуации к этим знакам. Причём каждый знак пронумерован и ребёнок, который его получает, вызывается по данному номеру.

Например:" Номер один (обращается к девочке) , покажи и назови свой знак".

 Или просто: "Покажи дорожный знак". А мальчику предлагает рассмотреть картинку-ситуацию к этому знаку.

Проводится игра до тех пор, пока все знаки, которые держат дети в руках, не соберутся в пару с картинками.

Дидактическая игра "Найди такой знак"

Цель: Формировать представления о дорожных знаках

Варианты игры «Найди и расскажи»

2вариант – «Найди картинку к дорожному знаку»

Вначале воспитатель выясняет, какие дорожные знаки дети узнали на прошлом занятии, для чего нужны эти знаки на дороге. Запоминает стихи на каждый знак изученной группы знаков… По сигналу воспитателя дети разыскивают картинку для соответствующего дорожного знака. Такая игра очень помогает детям скорее и устойчивее усвоить все дорожные знаки.

1 вариант – «Найди и расскажи»

Это очень интересная игра, помогающая детям изучить «Дорожную азбуку». Игра проходит последовательно. Дети вначале знакомятся с предупреждающими дорожными знаками, затем – с запрещающими дорожными знаками и т. д. Воспитатель показывает дорожный знак и говорит о его значении, форме и его месте на дороге. Одновременно показывает картинку, которая подходит по содержанию этому дорожному знаку. Например: «пешеходный переход» и картинку, на которой нарисован

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения

Подборка  дидактических игр на закрепление правил дорожного движения....

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения

Картотека дидактических игр по пдд в старшей группе...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей 5 – 7 лет

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей 5-7 лет....

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.

Игра «К своим знакам»Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круг. В середину круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения «Внимательный пешеход»

Картотека дидактических  игр по правилам дорожного движения«Внимательный пешеход»...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения

Предлагаю дидактические игры для родителей и педагогов, которые являются эффективным способ обучения. Эти игры помогут детям в ненавязчивой игровой форме усваивать знания по правилам дорожного движ...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....