Научно-исследовательский проект "Искры пламени"
проект по обж (старшая группа)

Сидорова Наталья Владимировна

Проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что дети не знают назначение огня, как действовать при пожаре, отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumenty_k_prezentatsii.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских проектов дошкольников

Искры пламени

Секция: «Мой первый научно-исследовательский проект»

(техническое направление)

                                                             

               

ст. Тбилисская

Искры пламени.

Литвиненко Максим

МБДОУ д/с № 1 «Колокольчик»

6 лет.

Аннотация

    Проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что дети не знают назначение огня, как действовать при пожаре, отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.

Срок реализации: 3 месяца

         

Цель проекта: узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

Начиная исследования, передо мной стояли определённые задачи:

1. Изучить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

2. Познакомиться с профессией «пожарный».

3. Выяснить, чем можно тушить пожар.

4. Изготовить  дидактическое пособие «Пожарный щит».

5. Придумать средство для тушения пожара.

Методы исследования:

1. Подбор детской художественной литературы.

2. Наблюдения.

3. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов

         4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

         5. Экскурсия

     В результате исследования я узнал, что огонь помогает готовить еду, согревает, развлекает, строит, освещает – он незаменим в современной жизни. Мы пользуемся им,  радуемся ему, но никогда не должны забывать правила «Пожарной безопасности», и тогда огонь будет нам только в радость. Нужно, всегда помнить, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила «Пожарной безопасности».

Искры пламени.

Литвиненко Максим

МБДОУ д/с № 1 «Колокольчик»

6 лет.

Учебно-исследовательский проект.

Содержание:

           

Глава 1. Введение.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации, как избежать беды.

          В детском саду с Натальей Владимировной мы читали сказку «Воронёнок», я нарисовал сюжет этой сказки (приложение 1). В этой сказке мне понравился воронёнок, который спас дедушку и бабушку от уголька, выпавшего из печи. И я задумался, какой же хитрый уголёк, пока он лежал в печке он согревал бабушку и дедушку, но как только уголёк выпал из печи, он стал для всех опасен. И мне захотелось раскрыть тайну уголька.

       Начиная исследования мы подобрали много книг, картинок, загадок разучивали стихи, рисовали, лепили (приложении 2, приложение 3).

         

Цель проекта: узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

Начиная исследования, передо мной стояли определённые задачи:

1. Изучить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

2. Познакомиться с профессией «пожарный».

3. Выяснить, чем можно тушить пожар.

4. Изготовить  дидактическое пособие «Пожарный щит».

5. Придумать средство для тушения пожара.

Методы исследования:

1. Подбор детской художественной литературы.

2. Наблюдения.

3. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов

         4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

         5. Экскурсия

Предполагаемый результат:

  1. Раскрыть тайну возникновения огня.
  2. Узнать средства тушения огня.
  3. Помочь «Воронёнку» изготовить средство для тушения пожара.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление совместно с родителями средства для тушения пожара.

Глава 2. Основная часть.

2.1. Значение открытия огня. Добрый огонь.

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека, верно, служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костер запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня.

Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

В древние времена огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Жарко горел огонь в кузнице – разогрел докрасна железо, делал его мягким и податливым. А кузнец мастерил из железа вилы для крестьян, топоры для лесорубов и плотников, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Человек приручил огонь и с тех далеких времен и посей день огонь днем и ночью служит человеку. Без него невозможна жизнь на земле.

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он, верно, служит людям  в повседневном быту и на производстве.  

Так что можно уверенно сказать, что огонь – друг человека!

О пользе огня даже поэты стихи пишут. Вот, например, Е. Ильин

А без доброго огня,

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет.

2.2 Злой огонь – огонь пожара.

Пожар – это неконтролируемое стихийно развивающееся горение, причиняющее материальный ущерб, а также представляющее опасность для жизни и здоровья людей.

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.

И из доброго друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. Ведь большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и одежду, и дома, и даже целые улицы. Еще очень страшны лесные пожары, в которых сгорает много леса, погибают животные.

С каждым годом увеличивается количество пожаров. Большинство пожаров происходит из-за элементарного несоблюдения правил пожарной безопасности.

В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если ему дать волю, то добро превращается во зло. По причине неосторожного обращения с огнем  исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека.

В связи с этим мы можем утверждать, что огонь – враг человека!

2.3. Профессия – пожарный. Экскурсия в пожарную часть

в ст. Геймановская.

Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придется столкнуться: войти в задымленный подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили, навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

Одним из таких пожарных является и мой папа, Литвиненко Константин Николаевич. Он много сил и времени отдает своей профессией.

Однажды папа пригласил меня к  себе на работу в пожарную часть. Мне было там интересно и познавательно. Сначала мне показали диспетчерский центр (см. приложение 4). Здесь находится диспетчерский пульт и работают опытные диспетчеры. Это пульт сигнализации. На этот пульт поступают тревожные сигналы со всей станицы. Диспетчер принимает сигналы о пожаре и объявляет по микрофону дежурному караулу. Затем включают сирену – сигнал тревоги, и уже через несколько минут пожарные машины мчатся на помощь людям, попавшим в беду (в огонь). В гараже пожарной части много машин, все они разные (см. приложение 4). В них есть пожарные рукава, стволы, пожарно-техническое вооружение, необходимое для тушения пожаров. Машины всегда стоят наготове. Все машины красного цвета.

Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и «мигалки». Из этой экскурсии я узнал много познавательного.

Необыкновенной удалью и геройством славились пожарные. Бросаясь в огонь, для спасения людей, они часто забывают о собственной безопасности. Когда на пожаре все заполняется дымом, становится сложно искать потерпевших и находить выход.

Когда я вырасту, я тоже попробую стать пожарным, хотя эта профессия очень сложная и опасная. Я хочу стать отважным, сильным, смелым как мой папа.

2.4. Правила противопожарной безопасности.

Чтобы с нами не случилось беды, нужно понимать эти правила «Правила противопожарной безопасности»:

1. Не балуйся со спичками и зажигалками.

2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

3. Не суши белье под плитой.

4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.

6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

7. Не разводи костер в лесу.

8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.

9. Не вешай на лампу бумажный абажур.

10. Будь осторожен с газом.

        Нужно помнить, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару

2.5. Правила поведения при пожаре.

Надо помнить о правилах пожарной безопасности. Если мы будем их всегда соблюдать, то нам не понадобятся правила тушение пожаров, но и их  забывать нельзя.

Каждый взрослый, каждый ребенок должен знать, как действовать во время пожара.

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или выпить кастрюлю с водой.

2. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть дверь, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.

3. Выбежав из дома, надо сразу же сообщить о пожаре, позвонив по номеру 01.

4. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз и сразу закружится голова. Нужно лечь на пол и ползти к выходу из квартиры, потому что дым поднимется к верху.

        Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где  мы живем, любое предприятие, где работают наши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Необходимо быть предельно осторожным в обращении с огнем и ни в коем случае не допускать превращение огня в пожар!

        Я хорошо выучил все правила и знаю, что их всегда нужно выполнять.

 А пока я ещё не вырос, я свои исследования провожу в лаборатории «Маленького пожарного».  Теперь я знаю точно, что нужно использовать для тушения пожара.

2.6. Опыт «Чем можно потушить огонь»

Цель: узнать, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, огнетушитель, вода.

Ход опыта.

Наталья Владимировна поджигает небольшое количество одеколона в трех чашечках. Первую предлагает  залить водой (из стакана), вторую засыпать песком, третью накрыть плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет. Воспитатель обращает внимание на комнатное растение и подводит к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

  Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать  воду, а так же песок (землю) и плотную ткань (приложение 5).

2.7. Средство для тушения пожара «Тушилка»

Мне захотелось самому изготовить средство для тушения пожаров. Для этого мы с папой отправились в парк, собрали ветки и с помощью верёвки собрали их вместе. У меня получилась вот такая «Тушилка». Теперь я смог бы помочь воронёнку затушить уголёк (приложение 6).

Заключение.

Работая над проектом, я узнал много интересного. Поставленная цель -достигнута. В результате исследования я узнал, что огонь приносит много горя и бед, уничтожая все вокруг, он – горяч, и дым его смертельно удушлив. Но он податлив и послушен – в умных и жизнелюбивых руках. Он никогда не возникает сам по себе.

        Огонь готовит еду, согревает, развлекает, строит, освещает – он незаменим в современной жизни. Мы пользуемся им,  радуемся ему, но никогда не должны забывать правила «Пожарной безопасности», и тогда огонь будет нам только в радость.

Нужно, всегда помнить, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

        Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила «Пожарной безопасности».

        Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

        Необходимо постараться сделать так, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.

          Выполняя работу, мы составили памятки по «Пожарной безопасности», изготовили наглядное дидактическое пособие «Пожарный щит», плакаты по пожарной безопасности, выпустили стен газету «Мы хотим с огнём дружить», собрали подборку рисунков по теме «Огонь – друг, огонь – враг», изготовили средство для тушения пожара.

          Несмотря на полученные ответы, у меня возникли другие вопросы, над которыми я собираюсь дальше работать. Мне стало интересно узнать «Почему Чёрное море называется чёрным». А значит, мне не будет скучно, ведь я очень люблю наблюдать, изучать, познавать! А в этом мне всегда помогают мои родители. Так же я всегда могу получить ответ на вопрос у моей воспитательницы, Натальи Владимировны.

Библиографический список.

1. Энциклопедия вопросов и ответов для мальчиков. Адам Хиберт, Астрель, Москва, 2010 год.

2. Большая энциклопедия транспорта. «Махаон» Москва, 2008 год.

3. «Где работает огонь» М. Кривин, Москва, 2009 год.

4. «Спичка-невеличка» Е. Хоринская, Москва, 2009 год.

5. интернет ресурсы: http:/www.bashvest.ru

6. интернет ресурсы: http:/www.ogps2mgn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Научно- исследовательская разработка   « Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Научно - исследовательская работа на тему "Развиваем речь детей старшего дошкольного возраста на основе содержания устного народного творчества"

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....