Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

ВерещагинаТатьянаЕвгеньевна

 

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:

•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

•  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

•  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

•  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

•  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

•  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

•  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

•  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности;

 - целеустремленности ;

 -самостоятельность;

  -активности ;

  - любознательности.

И в целом, конструирование из бумаги оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_-_issledov._rabota.docx150.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание Введение.…………..……………………………………………………….….….3  

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Обоснование способностей как психологической категории………...…………………………………………………………..........8

1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….........................................................................................................11

1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17

1.4. Краткие выводы по главе I…………...…………………..….…….........       20

Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.

2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа……………………………………………………………………………….22

2.2. Реализация системы мероприятий, направленных  на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения……………………………………………….                31        

2.3. Итоги заключительного этапа исследования………………………..      33

Заключение…………………………………………………………………..…....39

Список используемой литературы………………………………………….….40

Приложение …………………………………………..…………………...…..…42

Введение

«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев».

                                                                                               В.А.Сухомлинский

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема человеческих способностей вызывала  и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса.

Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности  детей  проявляются  уже  в  дошкольном  возрасте.  Дети  делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.

Отсюда была определена наша тема исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги».

Объектом нашего исследования является  учебно-воспитательный процесс в ДОУ, предметом - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

Задача № 1: на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «творческие способности» и «конструирование из бумаги».

Задача № 2: установить зависимость между уровнем развития речи детей старшего дошкольного возраста и методически правильным применением конструирования из бумаги.

Задача № 3: дать методические рекомендации по теме исследования.

  Нами была сформулирована гипотеза: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- широкое применение конструирования из бумаги в условиях дошкольного образовательного учреждения;

-  активное вовлечение детей в процесс работы с бумагой при помощи атрибутики и личного примера взрослого.

Наша исследовательская работа может претендовать на новизну: систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

Практической значимостью может являться использование конструирования из бумаги для развития воображения, внимания и любознательности детей, что будет необходимым в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов. Первый констатирующий этап (сентябрь 2011г.)  включает в себя характеристику групп испытуемых, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, экспертная оценка для получения наиболее эффективного результата уровня развития творческих способностей детей.

На формирующем этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап (май 2012г.) включает в себя те же методы выявления уровня развития творческих способностей детей, что и на констатирующем этапе и сопоставление результатов исследования.

 Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

       Во введении обоснована актуальность и значимость проблемы, сообщены  параметры исследования, описаны этапы исследовательской работы, методы исследования.

 В главе I раскрыто  понятие «способности», описаны особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, пути и средства развития творческих способностей детей, сделаны краткие выводы.

 Во II главе мы дали характеристику группам испытуемых, провели анализ методов исследования, диагностические процедуры и интерпретировали результаты исследования.

В заключении сделаны выводы по теме исследования.

 Приводится список используемой литературы, состоящий из 25 наименований.

  В приложении содержатся вопросы анкеты для родителей, программа наблюдения, результаты наблюдения, сравнительные диаграммы (4 шт.) и таблицы (8 шт.), перспективный план работы с родителями и перспективный план работы с детьми.

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обоснование способностей как психологической категории

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

 Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации:

 1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

 Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

 Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский  называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

 Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.

Становление и развитие способностей - это тоже результат  научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

1.2.Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».

 Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития [1, с 32 ]. Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.

 Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [15, с 720].

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

 Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения.

 Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [12, с 1316].

 Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

 Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

 Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

 Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.

 Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

 Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

 Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

 Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

 Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

 Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области [14, с 74]..

 Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…[2, ]»

 Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

 Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [ 5 ].

 Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

 К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят [4, с 75 ]:

 1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

 2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других

 Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

 Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства.

 Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

1.3.Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется  процесс его воспитания, как организованно пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности ребёнка.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берёт своё начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребёнка. По мнению Л.С.Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Важным компонентом дошкольного образования является среда развития ребёнка в детском саду. И.А.Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов:

- уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации;

- уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребёнка, способность взрослого встать на его позицию;

- активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой. Должна быть интенсивно развивающейся, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его водлевых качеств, эмоций, чувств;

- учёт возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в её организации.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет близкое и доступное ему-бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качества. В процессе работы с ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. А конструирование из бумаги даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны.  Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятльное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Констуирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести работа с бумагой – это усидчивость Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

Краткие выводы по главе I

Из всего изложенного в данной главе, можно сделать следующий вывод: конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста. Деятельность ребенка носит творческий характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:

•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

•  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

•  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

•  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

•  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

•  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

•  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

•  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

 - целеустремленности (начатое должно быть завершено);

 -самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);

  -активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

  - любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

И в целом, конструирование из бумаги оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка.

Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.

2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа

Наша исследовательская работа проводилась в МБДОУ № 20 «Снегурочка» г. Охи. Этот детский сад является обычным учебно-воспитательным учреждением, в котором воспитываются и обучаются дети, живущие в данном районном центре. Работа с детьми ведётся по типовой программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для нашей работы мы взяли две старшие группы детского сада. Группе «Ёлочка» мы присвоили статус контрольной, а группе «Солнышко» - экспериментальной.

 Списочный состав группы «Солнышко» составляет 25 человека- 12 мальчиков и 13 девочек. При составлении социологического портрета  было выявлено, что  23 семьи являются полными, а 2  ребёнка воспитываются в неполной семье (отсутствие одного из родителей).

Дети данной группы в самостоятельной деятельности с удовольствием занимаются конструированием. Увлечёнными данным видом деятельности чаще можно видеть мальчиков. Они активно используют в игре строительный материал - деревянные и пластмассовые конструкторы. Девочки охотнее играют в сюжетно – ролевые игры:  в больницу, парикмахерскую и дом. Роли распределяются чаще всего уже самостоятельно детьми. Дети в группе  умеют взаимодействовать друг с другом. Они охотно играют в дидактические игры: «Во саду, во в огороде…», «Собири-ка», «Чей малыш?» и другие. Также в своей игровой деятельности дети используют различные игрушки, имеющиеся в группе: куклы, коляски, различные виды транспорта. В группе созданы условия для развития творческих способностей детей – оформлен центр детского творчества, где дети в любое время могут воспользоваться необходимым материалом для работы.

 Списочный состав группы 25 человека- 11 мальчиков и 14 девочек. Социологический портрет выявил, что все 24 семьи являются полными и 1 семья неполная (отсутствие одного из родителей).

Дети данной группы в своей игровой деятельности также используют различные игры и игрушки, которые имеются в свободном доступе в группе. Мальчики отдают своё предпочтение играм со строительным материалом, делая различные постройки: дороги, ворота, гаражи. Девочки же чаще и с большим удовольствием играют с куклами, в дом и в парикмахерскую. Многие дети умеют так же взаимодействовать друг с другом. В группе также имеется центр для развития творческих способностей детей.

Работая с детьми, наблюдая за ними, мы пришли к такому выводу, что дети с разным уровнем развития и с разными показателями динамики психических процессов и поведения.

Для сбора и наполнения данных были проведены следующие методы педагогического исследования:

-наблюдение;

-экспертная оценка;

-анкетирование.

Первым этапом было проведено наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось по следующим параметрам:

  1. Умение детей правильно пользоваться  ножницами.
  2. Умение планировать последовательность выполнения задания.
  3. Умение самостоятельно изготавливать поделки.
  4. Умение эстетично выполнять работу.

Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым проводилось наблюдение:  умение детей правильно пользоваться  ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.

Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать поделки, но отсутствие эстетического выполнения работы.

Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном уровне.

Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В -20% (5 детей);

С – 64% (16 детей);    Н – 16% (4 ребёнка).  

Полученные результаты экспериментальной группы  занесены  в таблицу 1 (Приложение 2).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе были получены следующие данные:

В – 24% (6 детей);

С – 56% (14 детей);

Н –20% (5 детей).

Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 2 (Приложение 3).

Основываясь на полученные данные, можно сказать, что в экспериментальной группе умеют правильно пользоваться ножницами 17 детей (68%), при напоминании воспитателя правильно берут ножницы 8 человек (32%); умеют самостоятельно планировать последовательность выполнения задания 3человека (12%), при помощи воспитателя планируют свои действия 18 детей (72%) и 4 ребёнка (17%) даже при помощи взрослого затруднились с выполнением данного задания; самостоятельно изготавливают поделки 6 детей (24%), 15 детей (60%) справились с заданием при помощи воспитателя и 4 ребёнка (16%) отказались от выполнения задания; эстетичность и аккуратность в выполнении работы наблюдалось у 4 детей(16%), 17 детей (68%) не очень аккуратно выполнили свою работу, а об эстетичности у 4 детей (16%)не говорим, так как работы не выполнялись.

В контрольной группе в процессе наблюдения нами были получены следующие данные: умеют правильно пользоваться ножницами 12 детей (48%), 13 детей (52%) после подсказки воспитателя правильно взяли ножницы; самостоятельность в изготовлении и эстетичность поделки была у 5 детей (20%), 15 детей (60%) справились с работой при помощи воспитателя и у 5 детей (20%)  отсутствовала самостоятельность, аккуратность и эстетичность в изготовлении поделки наблюдалось у 4 детей (16%), 16 детей (64%) не очень аккуратно справились с работой и 5 детей (20%) свою работу не доделали вообще.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.

Сравнительная диаграмма проведения наблюдения в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис.1 (Приложение 4).                

Наиболее объективные результаты были получены при помощи экспертной оценки. В экспертную группу вошли следующие педагоги:

1.Мингазова Т. Ф. – образование средне - специальное, педагогический стаж 40 лет, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель  старшей   группы.  

2.. Ефремова Т.В.  – образование средне - специальное, педагогический стаж 34 года, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель подготовительной группы.  

3. Гульбинова В. А. – образование  высшее, педагогический стаж 21 год, имеет высшую квалификационную категорию, заместитель заведующей по воспитательно – методической работе.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в сводную   таблицу № 3и № 4 (Приложение 5,6).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень предполагает наличие  умения планировать этапы изготовления поделки, умения пользоваться ножницами, проявления самостоятельности  при выполнении работы, умения составлять композицию, проявления фантазии и смекалки, умения убирать рабочее место.

Средний уровень предполагает умение пользоваться ножницами, умение планировать этапы работы, самостоятельность проявляет после стимуляции воспитателя, умеет составлять композицию, фантазию и смекалку проявляет не всегда, после работы убирает за собой.

Низкий уровень предполагает планирование с помощью воспитателя, ножницами пользуется не всегда правильно, самостоятельности, фантазии и смекалки не проявляет, после работы убирает за собой.  

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:

В – 5 детей (20%);

С - 16 детей (64%);

Н- 4 ребёнка (16%).

В контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:

В – 6 детей (24%);

С- 15 детей (60%);

Н-4 ребёнка (16%).

Сравнительная диаграмма данных экспертной оценки в экспериментальной и контрольных группах представлены на рис.2 (Приложение 7).

Для доказательства уравновешенности экспериментальной и контрольной групп мы воспользовались U-критерием Манна - Уитни, предназначенного для определения различия или сходства признака, измеренного в двух разных группах испытуемых.

Нами были получены 2 ряда чисел. 1 ряд – экспериментальная группа, 2 ряд – контрольная группа.

1 ряд: 5,4,4,4,4,4,4,4,3,3,5,4,4,4,4,4,5,5,4,4,5,3,4,4,3. 25

2 ряд: 4,4,3,5,4,4,4,5,4,3,4,3,4,4,5,4,4,4,5,3,4,5,4,5,4. =25

Различны ли группы старшего дошкольного возраста по уровню развития творческих способностей?

Сформулируем гипотезы:

- различия в значениях уровня развития творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах не являются статистически значимыми.

- различия в значениях уровня развития творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах являются статистически значимыми.

Составим вспомогательную таблицу.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

№ п\п

Показатели

Ранги

№ п\п

Показатели

Ранги

1.

5

5,5

1.

5

5,5

2.

5

5,5

2.

5

5,5

3.

5

5,5

3.

5

5,5

4.

5

5,5

4.

5

5,5

5.

5

5,5

5.

5

5,5

6.

4

26

6.

4

26

7.

4

26

7.

4

26

8.

4

26

8.

4

26

9.

4

26

9.

4

26

10.

4

26

10.

4

26

11.

4

26

11.

4

26

12.

4

26

12.

4

26

13.

4

26

13.

4

26

14.

4

26

14.

4

26

15.

4

26

15.

4

26

16.

4

26

16.

4

26

17.

4

26

17.

4

26

18.

4

26

18.

4

26

19.

4

26

19.

4

26

20.

4

26

20.

4

26

21.

4

26

21.

22.

3

51,75

22.

3

51,75

23.

3

51,75

23.

3

51,75

24.

3

51,75

24.

3

51,75

25.

3

51,75

25.

3

51,75

                ∑=650,5                                                    ∑=624,5

Полученные ряды мы проранжировали с учётом количественных показателей в обеих группах.

= 650,5 + 624,5 = 1275

N=  +

=  =  = 1275

Ранжирование проведено верно.

Определим по следующей формуле:

= () -

где - количество испытуемых в экспериментальной группе;

- количество испытуемых в контрольной группе;

- большая из двух ранговых сумм;

- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

= (25+25) – 650,5 = 299,5

Определим по таблице критические значения U [18,с.11].

 = 227

 = 192

Обозначим точки на числовой прямой.

Зона значимости                                                               Зона незначимости

  Зона неопредел.             299,5    

Принимаем гипотезу, так как входит в зону не значимости.

Следовательно, можно сделать вывод, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко» не ниже уровня развития творческих способностей в контрольной группе «Ёлочка».

Таким образом, расчёты при помощи методов математической статистики подтверждают, что экспериментальная и контрольная группы уравновешены. А это является необходимым условием для проведения дальнейшего эксперимента.

Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 25 человек. Вопросы анкеты представлены в Приложении 8.

После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 7 человек (28%), отрицательно ответили 7 человек (28%), 11  (44%) затруднились ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно ответили 10 человек (40%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно - 10 родителей (40%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 7 человека (28%), отрицательных ответов не было, 18 человек (72%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 7 человека (28%), 18 человек (72%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 25 родителям (100%).

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей  детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая нами работа необходима как детям, так и родителям.

2.2. Реализация системы мероприятий, направленных  на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения

Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми (Приложение 15) и перспективный план по работе с родителями (Приложение 16). Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная работа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с материалами (бумага, картон) и их свойствами.

В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.

В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово-загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.

Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная.

Помимо индивидуальных работ, дети выполняли и коллективные. В ходе изготовления коллективных работ каждый ребёнок имел возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать своё видение поделки. Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После изготовления поделке давалась оценке детьми и взрослым, чтобы никого не обидеть, выбираем работы:

•    Самую смешную

•    Самую прочную

•    Самую необычную

•    Самую красивую и так далее

Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В процессе изготовления поделки старались вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.

Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены занятия по изготовлению игрушек и поделок.

Поделки из бумаги: «Котёнок», «Крокодил Гена и Чебурашка», Бумажные квакушки», «Золотая рыбка» и другие.

Развитие творческих способностей детей невозможно без участия родителей. Работа с родителями также проводилась согласно перспективному плану. Родителям были предложены следующие консультации: « Путешествие в мир оригами» (Приложение  10), « Бумага + творчество = оригами» ( Приложение 11), « Что необходимо иметь для изготовления поделок». Также родителям была предложена памятка « Что могут делать дети 6 лет» (Приложение 12). Для того, чтобы родители могли на практике заняться изготовлением поделок, был проведен семинар- практикум « В мастерской Самоделкина»,  во время которого родители учились работать с различным материалом, изготовлением поделок и игрушек, в конце был проведен конкурс на самую замечательную поделку. В ходе работы родители имели возможность окунуться в атмосферу творчества, царила благоприятная положительная обстановка. Также были организованы выставки совместного творчества детей и родителей.

2.3. Итоги заключительного этапа исследования

На заключительном этапе исследования нами были применены те же методы педагогического исследования:

-наблюдение;

-экспертная оценка;

-анкетирование.

Нами  было проведено наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось по следующим параметрам:

1.        Умение детей правильно пользоваться  ножницами.

2.        Умение планировать последовательность выполнения задания.

3.        Умение самостоятельно изготавливать поделки.

4.        Умение эстетично выполнять работу.

 Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым проводилось наблюдение:  умение детей правильно пользоваться  ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.

Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать поделки, но отсутствие эстетического выполнения работы.

Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном уровне.

Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В - 48% (12 детей);

С – 48% (12детей);

Н - 4% (1 ребёнок).

Полученные результаты экспериментальной группы  занесены  в таблицу 3 (Приложение 9).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:

В – 40% (10 детей);

С – 52% (13 детей);

Н – 8% (2 ребёнка).

Полученные результаты контрольной группы занесены в таблицу 4 (Приложение 10).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих работ.

Сравнительная диаграмма результатов наблюдения в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе представлена на рис.3 (Приложение 11).

     Наиболее объективные результаты были получены при помощи экспертной оценки. В экспертную группу вошли следующие педагоги:

1.Мингазова Е. Ф. – образование средне - специальное, педагогический стаж 40 лет, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель  старшей   группы.  

2. Ефремова Т.В.  – образование средне - специальное, педагогический стаж 34 года, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель подготовительной группы.  

3. Гульбинова В. А. – образование  высшее, педагогический стаж 21 год, имеет высшую квалификационную категорию, заместитель заведующей по воспитательно – методической работе.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в  сводные   таблицы № 3 и № 4 (Приложение 4, 5).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень предполагает наличие  умения планировать этапы изготовления поделки, умения пользоваться ножницами, проявления самостоятельности  при выполнении работы, умения составлять композицию, проявления фантазии и смекалки, умения убирать рабочее место.

Средний уровень предполагает умение пользоваться ножницами, умение планировать этапы работы, самостоятельность проявляет после стимуляции воспитателя, умеет составлять композицию, фантазию и смекалку проявляет не всегда, после работы убирает за собой.

Низкий уровень предполагает планирование с помощью воспитателя, ножницами пользуется не всегда правильно, самостоятельности, фантазии и смекалки не проявляет, после работы убирает за собой.  

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:

В –12 детей (48%);

С - 12 детей (48%);

Н – 4% (1 ребёнок).

В контрольной группе были получены следующие данные:

В- 11 детей (44%);

С - 13 детей (52%);

Н- 2 ребёнка (8%).

Для определения эффективности работы по повышению уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко»  мы воспользуемся  Т – критерием Вилкоксона [8, с.21].

Нами были получены следующие показатели:

Сентябрь: 5,4,4,4,4,4,4,4,3,3,5,4,4,4,4,4,5,5,4,4,5,3,4,4,3

Март:        5,5,4,5,5,4,4,4,4,4,5,5,5,4,5,5,5,5,4,5,5,4,4,4,3.  n=25.

«Сдвиг»:       1,1,1,         1,1,      1,   1,1,         1,   1,

Сформулируем гипотезы:

- «сдвиг» в значениях уровня творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко» не является статистически значимым.

- «сдвиг» в значениях уровня творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко» является статистически значимым.

Составим вспомогательную таблицу.

До

После

«Сдвиг»

Абсолютная величина

Ранги

5

5

4

5

1

1

6

4

4

4

5

1

1

6

4

5

1

1

6

4

4

4

4

4

4

3

4

1

1

6

3

4

1

1

6

5

5

4

5

1

1

6

4

5

1

1

6

4

4

4

5

1

1

6

4

5

1

1

6

5

5

5

5

4

4

4

5

1

1

6

5

5

3

4

1

1

6

4

4

4

4

3

3

Полученные ряды мы проранжировали с учётом количественных показателей.

=6= 66

Проверим ранжирование:

 =  = 66

Ранжирование проведено верно.

Найдём эмпирическое значение.

- сумма рангов нетипичных «сдвигов». По нашим данным в работе отсутствуют нетипичные «сдвиги», то есть = 0/

Определим с помощью таблицы критические значения.

 = 13

= 7

Обозначим эти точки на числовой прямой.

Зона значимости                                   Зона незначимости        

0

                                      Зона неопределённости

Принимаем гипотезу, так как находится в зоне неопределённости.

Следовательно, можно сделать вывод, что работа по повышению уровня творческих способностей является эффективной.

После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 23 человек (92%), отрицательно ответил 1 человек (4%), 1 человек  (4%) затруднился ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 24 человека  (96%), отрицательно ответил 1 человек (4%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 25 человек (100%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 20 человек (80%), отрицательных ответов не было, 5 человек (20%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 20 человека (80%), 5 человек (20%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 1 человеку (4%).

Отсюда можно сделать вывод, что наша работа была практически полностью реализована. По данным анкетирования индивидуальную помощь в решении вопроса развития творческих способностей детей необходимо будет провести с одним из родителей воспитанника.

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря работе с бумагой,  дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе изготовления различных поделок развиваются; дети стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки. Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы. Следовательно, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а значит, гипотеза подтвердилась полностью.

На основе проведённого исследования даю следующие методические рекомендации:

    1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.

    2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.

    3. Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.

    4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.

    6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.

 7. Необходимо положительно настраивать детей на творческую деятельность и вовлекать их в совместную деятельность с другими детьми и с воспитателем.

Список используемой литературы:

Приложение 1

Протокол наблюдения

Объект: воспитательно-образовательный процесс  во время проведения            образовательной области «Познание» (аппликация) в старшей  группе МБДОУ № 20 « Снегурочка» гор. Оха.

Цель: научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу

Время проведения:-

Продолжительность:25 минут

Предположительный результат:

В процессе наблюдения можно выявить правильность работы с ножницами, самостоятельность детей в изготовлении поделки, умение планировать последовательность выполнения задания и эстетичность выполнения.

Программа наблюдения:

1. Подготовка и организация занятия.

2. Подготовка материала для занятия.

3. Соблюдение основных правил безопасности.

  4. Правильное выполнение задания во время занятия.

5. Степень внимания, сосредоточенности у детей во время занятия.

 6. Эмоциональное настроение.

7. Краткая фиксация наблюдения.

Приложение 2

Таблица 1. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в экспериментальной группе «Солнышко».

Код ребёнка

1.

2.

3

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

В.Г.

в

с

в

в

в

5

2.

Л.П.

в

с

с

с

с

4

3.

Л.Д.

в

с

с

с

с

4

4.

Р.О.

в

в

в

в

в

5

5.

С.И.

с

с

с

с

с

4

6.

В.С.

в

с

с

с

с

4

7.

Т.М.

с

с

с

с

с

4

8.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

9.

С.К.

с

н

н

н

н

3

10.

В.Б.

с

н

н

н

н

3

11.

С.М.

в

в

в

с

в

5

12.

Е.Д.

в

с

с

с

с

4

13.

Л.С.

в

с

с

с

с

4

14.

С.М.

с

с

с

с

с

4

15.

Р.М.

в

с

с

с

с

4

16.

В.Г.

в

с

в

в

в

5

17.

В.М.

в

в

в

в

в

5

18.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

19.

П.М.

с

с

в

с

с

4

20.

А.П.

в

с

с

с

с

4

21.

Р.С.

в

с

с

с

с

4

22.

Е.К.

с

н

н

н

н

3

23.

О.Ш.

в

с

с

с

с

4

24.

Б.Ш.

в

с

с

с

с

4

25.

О.Р.

с

н

н

н

н

3

В –20%

С – 64%, Н – 16%

Приложение 3

Таблица 2. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в контрольной группе «Ёлочка».

Код ребёнка

1.

2.

3.

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

М.Ф.

в

с

с

с

с

4

2.

М.С.

с

с

с

с

с

4

3.

О.С.

с

н

н

н

н

3

4.

С.Г.

в

в

в

в

в

5

5.

А.К.

в

с

с

с

с

4

6.

В.М.

с

с

с

с

с

4

7.

К.Ж.

с

н

н

н

н

3

8.

В.Г.

в

в

в

с

в

5

9.

Л.С.

с

с

с

с

с

4

10.

Л.М.

с

н

н

н

н

3

11.

М.К.

в

с

с

с

с

4

12.

С.З.

с

н

н

н

н

3

13.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

14.

Л.Д.

с

с

с

с

с

4

15.

Л.П.

в

в

в

с

в

5

16.

Р.М.

с

с

в

с

с

4

17.

В.М.

в

с

с

с

с

4

18.

А.П.

с

с

с

с

с

4

19.

А.С.

в

в

с

в

в

5

20.

Т.Д.

с

н

н

н

н

3

21.

С.Г.

с

с

в

с

с

4

22.

П.М.

в

в

в

в

в

5

23.

К.З.

с

с

в

с

с

4

24.

Е.К.

в

с

в

в

в

5

25.

Л.Л.

в

с

с

с

с

4

В –24%

С –60%, Н – 20%

Приложение 4

Рис 1. Сравнительная диаграмма проведения наблюдения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе.

Приложение 5

Таблица  3. Результаты экспертной оценки группы экспертов уровня сформированности  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в экспериментальной группе «Солнышко».

Код ребёнка

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

Уровень сформированности

Балл

1.

В.Г.

в

в

в

в

5

2.

Л.П.

с

в

с

с

4

3.

Л.Д.

с

с

с

с

4

4.

Р.О.

с

с

в

с

4

5.

С.И.

с

с

с

с

4

6.

В.С.

с

в

с

с

4

7.

Т.М.

с

с

с

с

4

8.

С.Д.

с

с

с

с

4

9.

С.К.

н

н

н

н

3

10.

В.Б.

н

н

с

н

3

11.

С.М.

с

в

в

в

5

12.

Е.Д.

с

с

с

с

4

13.

Л.С.

с

с

в

с

4

14.

С.М.

с

с

с

с

4

15.

Р.М.

с

с

с

с

4

16.

В.Г.

с

с

с

с

4

17.

В.М.

в

в

с

в

5

18.

С.Д.

с

в

в

в

5

19.

П.М.

с

с

с

с

4

20.

А.П.

с

с

в

с

4

21.

Р.С.

в

в

в

в

5

22.

Е.К.

с

н

н

н

3

23.

О.Ш.

с

с

н

с

4

24.

Б.Ш.

с

с

с

с

4

25.

О.Д.

с

н

н

н

3

В – 20%

С – 64%, Н – 16%

Приложение 6

Таблица  4. Результаты экспертной оценки группы экспертов уровня сформированности  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в контрольной группе.

Код ребёнка

1

эксперт

2 эксперт

3

эксперт

Уровень сформированности

Балл

1.

М.Ф.

в

с

с

с

4

2.

М.С.

с

с

с

с

4

3.

О.С.

с

н

н

н

3

4.

С.Г.

в

в

с

в

5

5.

А.К.

с

с

с

с

4

6.

В.М.

в

с

с

с

4

7.

К.Ж.

с

с

н

с

4

8.

В.Г.

в

в

в

в

5

9.

Л.С.

в

с

с

с

4

10.

Л.М.

н

н

с

н

3

11.

М.К.

с

с

с

с

4

12.

С.З.

н

н

н

н

3

13.

С.Д.

с

с

в

с

4

14.

Л.Д.

с

с

с

с

4

15.

Л.П.

с

в

в

в

5

16.

Р.М.

с

с

с

с

4

17.

В.М.

с

с

в

с

4

18.

А.П.

в

с

с

с

4

19.

А.С.

в

в

в

в

5

20.

Т.Д.

н

н

н

н

3

21.

С.Г.

с

с

с

с

4

22.

П.М.

в

с

в

в

5

23.

К.З.

с

с

с

с

4

24.

Е.К.

в

в

в

в

5

25.

А.Л.

с

с

с

с

4

В – 24%

С – 60%, Н – 16%

Приложение 7

Рис.2. Сравнительная диаграмма результатов экспертной оценки в экспериментальной и контрольной группах  на констатирующем этапе.

Приложение 8

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения.

  1. Любит ли Ваш ребёнок работать ножницами?

- Да;

- Нет;

- Затрудняюсь ответить.

2. Любит ли Ваш ребёнок изготавливать поделки из бумаги?

          - Да;

          - Нет.

 3. Имеется ли у Вас дома материал, необходимый для детского творчества?

          - Да;

          - Нет.

4. Умеет ли Ваш ребёнок отбирать материал для поделок?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

5. Проявляет ли Ваш ребёнок фантазию при работе с бумагой?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

6. Нужна ли Вам помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей?

          - Да;

          - Нет;

          - Затрудняюсь ответить.

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 9

Таблица 5. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на заключительном  этапе в экспериментальной группе «Солнышко».

Код ребёнка

1.

2.

3

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

В.Г.

в

в

в

в

в

5

2.

Л.П.

в

в

в

в

в

5

3.

Л.Д.

в

с

с

с

с

4

4.

Р.О.

в

в

в

с

в

5

5.

С.И.

в

в

в

в

в

5

6.

В.С.

в

с

с

с

с

4

7.

Т.М.

в

с

с

с

с

4

8.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

9.

С.К.

в

с

с

с

с

4

10.

В.Б.

с

с

с

с

с

4

11.

С.М.

в

в

в

в

в

5

12.

Е.Д.

в

в

в

в

в

5

13.

Л.С.

в

с

в

в

в

5

14.

С.М.

в

с

с

с

с

4

15.

Р.М.

в

с

в

в

в

5

16.

В.Г.

в

в

в

в

в

5

17.

В.М.

в

в

в

в

в

5

18.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

19.

П.М.

в

с

с

с

с

4

20.

А.П.

в

с

в

в

в

5

21.

Р.С.

в

в

в

в

в

5

22.

Е.К.

с

с

с

н

с

4

23.

О.Ш.

в

с

с

с

с

4

24.

Б.Ш.

в

с

с

с

с

4

25.

О.Д.

с

н

н

н

н

3

В – 48%

С – 48%, Н – 4%

Приложение 10

Таблица 6. Бланк регистрации результатов наблюдения в процессе образовательной области «Познание» (аппликация) детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на заключительном этапе в контрольной группе «Ёлочка».

Код ребёнка

1.

2.

3.

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

М.Ф.

в

в

в

с

в

5

2.

М.С.

в

с

с

с

с

4

3.

О.С.

в

с

с

с

с

4

4.

С.Г.

в

в

в

в

в

5

5.

А.К.

в

в

в

с

в

5

6.

В.М.

в

с

с

с

с

4

7.

К.Ж.

с

н

н

н

н

3

8.

В.Г.

в

в

в

с

в

5

9.

Л.С.

в

с

с

с

с

4

10.

Л.М.

с

с

с

с

с

4

11.

М.К.

в

с

с

с

с

4

12.

С.З.

с

с

с

н

с

4

13.

С.Д.

в

в

в

с

в

5

14.

Л.Д.

в

с

с

с

с

4

15.

Р.М.

в

в

в

в

в

5

16.

В.М.

в

в

в

с

в

5

17.

А.П.

в

с

с

с

с

4

18.

А.С.

в

в

в

в

в

5

19.

Т.Д.

с

н

н

н

н

3

20.

С.Г.

в

с

с

с

с

4

21.

П.М.

в

в

в

в

в

5

22.

К.З.

в

с

с

с

с

4

23.

Е.К.

в

в

в

в

в

5

24.

А.Л.

с

с

с

с

с

4

25.

Л.П.

в

в

в

в

в

5

В – 44%

С – 52%, Н – 8%

Приложение 11

Рис.3. Сравнительная диаграмма результатов наблюдения в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе.

Приложение 12

         Таблица 7. Результаты экспертной оценки группы экспертов уровня сформированности  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на заключительном этапе в экспериментальной группе «Солнышко».

Код ребёнка

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

Уровень сформированности

Общий балл

1.

В.Г.

в

в

в

в

5

2.

Л.П.

в

в

с

в

5

3.

Л.Д.

с

с

в

с

4

4.

Р.О.

в

в

в

в

5

5.

С.И.

в

в

в

в

5

6.

В.С.

с

в

с

с

4

7.

Т.М.

с

с

с

с

4

8.

С.Д.

с

с

с

с

4

9.

С.К.

с

с

с

с

4

10.

В.Б.

с

с

в

с

4

11.

С.М.

в

в

в

в

5

12.

Е.Д.

в

в

в

в

5

13.

Л.С.

в

в

в

в

5

14.

С.М.

с

в

с

с

4

15.

Р.М.

с

в

в

в

5

16.

В.Г.

в

в

в

в

5

17.

В.М.

в

с

в

в

5

18.

С.Д.

в

в

в

в

5

19.

П.М.

с

с

с

с

4

20.

А.П.

в

в

в

в

5

21.

Р.С.

с

в

в

в

5

22.

Е.К.

с

с

с

с

4

23.

О.Ш.

с

с

с

с

4

24.

Б.Ш.

с

в

с

с

4

25.

О.Д.

с

н

н

н

3

В – 48%

С – 48%, Н - 4%

Приложение 13

Таблица 7. Результаты экспертной оценки группы экспертов уровня сформированности  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 «Снегурочка» гор. Оха на заключительном этапе в контрольной  группе «Ёлочка».

Код ребёнка

1 эксперт

2 эксперт

З эксперт

Уровень сформированности

Общий балл

1.

М.Ф.

в

в

в

в

5

2.

М.С.

в

с

с

с

4

3.

О.С.

с

с

с

с

4

4.

С.Г.

с

в

в

в

5

5.

А.К.

в

в

в

в

5

6.

В.М.

с

в

с

с

4

7.

К.Ж.

с

н

н

н

3

8.

В.Г.

в

в

в

в

5

9.

Л.С.

с

с

с

с

4

10.

Л.М.

с

с

с

с

4

11.

М.К.

с

с

с

с

4

12.

С.З.

с

с

с

с

4

13.

С.Д.

с

в

в

в

5

14.

Л.Д.

с

с

с

с

4

15.

Л.П.

в

в

в

в

5

16.

Р.М.

с

в

в

в

5

17.

В.М.

в

с

в

в

5

18.

А.П.

с

с

с

с

4

19.

А.С.

в

в

в

в

5

20.

Т.Д.

с

н

н

н

3

21.

С.Г.

с

с

с

с

4

22.

П.М.

в

в

в

в

5

23.

К.З.

в

с

с

с

4

24.

Е.К.

в

в

в

в

5

25.

А.Л.

с

с

с

с

4

В – 44%

С – 52%, Н – 8%

Приложение 14

Рис.4. Сравнительная диаграмма результатов экспертной оценки в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.  В работе с дошкольниками с учетом их возрастных осо...

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...