педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Лисянская Надежда Васильевна

Данная работа предусматривает обобщение опыта по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_lisyanskaya_n.v.docx64.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная средняя школа»

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из природного материала»

Подготовила: воспитатель

Лисянская Надежда Васильевна

с.Корлики

2016г.

Содержание

Введение

  1. Особенности детского творчества                                                             4              
  2. Особенности детского конструирования                                                  8    
  3. Способы и приемы конструирования из  природного материала с детьми старшего дошкольного возраста                                                 10        
  4. Педагогическое исследование на базе учреждения                             13

Список литературы                                                                                        17

Приложения

Введение

        В настоящее время, учитывая стремительно происходящие изменения в социально – экономической и технологической областях жизни нашего общества, многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности.

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Ведь дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности, этот процесс достаточно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.

Осмысление проблемы дошкольного детства как социокультурного феномена, социального и личностного развития ребёнка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. На современном этапе в педагогическую практику внедряются все новые разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. При этом главным признаётся формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.

С целью повышения социального статуса дошкольного образования, обеспечения равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, которые позволят ему успешно обучаться в школе, 17 октября 2013 года Министерством образования и науки Российской Федерации подписан приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из основных принципов которого является реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по образованию детей. Содержание образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В период введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования, анализируя развитие дошкольников нашего учреждения на этапе завершения дошкольного образования, представленных в виде целевых ориентиров, пришли к следующим выводам:

  • дошкольники 6-7 лет обладают недостаточно развитым воображением, которое напрямую связано с развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка, что является одной из основных задач, на которые направлен Стандарт;
  • недостаточно сформирована склонность к наблюдению и экспериментированию, вследствие чего дети испытывают затруднения в самостоятельном придумывании объяснений явлениям природы;
  • старшие дошкольники испытывают трудности к принятию собственных решений при возникновении проблемных ситуаций.

Анализируя педагогическую деятельность, пришли к заключению, что наиболее эффективным и наиболее доступным средством в решении возникших проблем, учитывая нашу сельскую местность, может стать конструирование из природного материала, почему:

  1. Ценность конструктивной деятельности дошкольников заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения.
  2. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, волевую сферу ребёнка. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
  3. Конструирование отвечает интересам и потребностям дошкольников.
  4. Работа с природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
  5. Конструирование способствует формированию умения учиться. Такой познавательный мотив развивает способность произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

        Данная работа предусматривает работу с воспитанниками по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Конструирование из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от современного человека мир.

        Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Вышесказанное позволяет определить актуальность выбора педагогического исследования. Требования современного общества на сегодняшний день таковы, что от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач. Уже на пороге обучения в школе дошкольники должны быть  мыслящими, инициативными, самостоятельными, умеющими вырабатывать свои новые оригинальные решения, ориентированными на лучшие конечные результаты. Поэтому мы пришли к выводу, что данную проблему следует решать в деятельности наиболее близкой и интересной детям, то есть в конструктивной деятельности.

Целью нашего исследования является развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе, бережного отношения к ней и осмысление роли человека в сохранении природы.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Исследовать состояние развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных групп.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире, познакомить с особенностями разнообразных видов природного материала.
  3. Научить технологии изготовления поделок с использованием природных материалов, используя способы «опредмечивания» и «включения».
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к национальной культуре и традициям.
  5. Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира.
  6. Развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию.

  1. Особенности детского творчества.

Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С данной точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно, так как результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности:

  • новизна открытий и продукта для детей субъективна;
  • процесс создания продукта доставляет ребенку большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат;
  • осмысленным действиям с материалом у детей предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, которое кажется порой  бессмысленным, но увлекающее ребенка, и зачастую приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Но, тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Научные исследования показывают, что особенно эффективна в этом смысле специально организованная работа по развитию личностного творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, проникается их значимостью и глубиной.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени но, самое важное, независимо от личностных комплексов.

Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном детстве. Но формирование этих предпосылок — вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию.

Важную роль в творческой деятельности играет воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Занятия творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, такая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий творческой направленности, в нашем случае художественного конструирования.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показывает, что с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у дошкольников связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

        Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

        В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение - это процесс преобразующего отражения действительности.

Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения. Дети от трёх до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырёх – пяти лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума. Но уже в шесть – семь лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Творчество ребёнка в этом возрасте часто носит проективный характер. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. Дети шести – семи лет в своих работах не просто передают переработанные впечатления, а начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

Отечественными психологами выделены показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:

- новизна продукта (субъективная),

- оригинальность,

- вариативность решений,

- интеллектуальная активность,

- эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

  1. Особенности детского конструирования

        Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, так как направлено на получение определенного продукта.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки и т.п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К такому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (ТВ. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).

Что же касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатый предметный и природный мир,  социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Часто  восприятие окружающего у детей поверхностно, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому не следует стремиться только к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого познания окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. Мысленное оперирование образами — важная составляющая воображения и творческого конструирования. С этой целью необходимо организовать специальное обучение детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее поэтапное формирование у них пространственных представлений.

  1. Способы и приемы конструирования из  природного материала с детьми старшего дошкольного возраста.

Конструирование из природного материала является  художественным видом продуктивной деятельности. Создавая образы, дети не только (и не столько) отображают их структурно, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество. Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.

Работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность. Работа с природным материалом является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, так как предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.

Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру.

В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятия мышления, внимания, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Такая деятельность формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Определение путей формирования у детей старшего дошкольного возраста продуктивного воображения как основы творческого конструирования из природного материала стало целью исследования, проведенного О.А. Христ.

Исследователи предположили, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала может лежать овладение обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.

В исследовании О.М. Дьяченко выделено два основных качественно различных способа действия по построению воображаемых образов:

  • «опредмечивание» — когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;
  •  «включение» — когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творчество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Но, как показывает  исследование Л.А. Парамоновой, О.А. Христ, способ «опредмечивания» при определенных условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества. Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда сделан важный вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, должна также ставить перед собой и другие задачи, такие как:

  •  развитие у детей мышления (логического и образного);
  •  развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее);
  •  развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Как показывают исследования, для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств). Сначала как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения». Важно сформировать такие приемы конструирования, как:

  • достраивание,
  • изменение пространственного положения основы,
  • убирание лишнего,
  • комбинирование.

Для осуществления этих общих подходов учеными была разработана система обучения конструированию, состоящая из трех основных этапов.

I этап (основополагающий) - детей обучают анализу природного материала (отбираются корни, ветки, сучки, по конфигурации что-то напоминающие) как основе для получения разных образов способом «опредмечивания». При этом дети овладевают основными приемами построения образа: изменением пространственного положения основы, достраиванием и убиранием лишнего. Прием «убирание лишнего» значительно влияет на развитие воображения.  

Способ «опредмечивания» основополагающий момент в развитии воображения, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей. При этом он может осуществляться на очень высоком уровне, позволяя создавать на одной основе несколько оригинальных, существенно отличных от нее образов. Именно в основе этого способа зарождается другой — способ «включения».

II этап - дети решают проблемные задачи на построение образов двумя вышеуказанными способами с использованием нового материала. Это обеспечивает обобщение первого способа и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, используется как значимый элемент целостного образа. В результате дети могут использовать один и тот же материал многофункционально: и как основу, и как часть, и как деталь образа. При этом они, наряду с приемами, освоенными на первом этапе, широко используют прием комбинирования.

III этап - организуется сюжетное конструирование, где расширяется тематика детских поделок, активизируется поиск передачи их выразительности. Процесс создания работ становится эмоциональным и значимым для детей. При этом дети строят образ с опорой как на природный материал, так и на представления, связанные с сюжетом, что расширяет множество детских ассоциаций и делает образы более динамичными.

К важным условиям организации данного обучения относят:

  • органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т.п.);
  • целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;
  • создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать).

Особое внимание во время организации продуктивной деятельности и экскурсий в лесопарк уделяется широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается, закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий; изменяется ли цвет при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, белый, а в тени — темный, почти синий) и т.п. Это значительно расширяет ассоциации детей, что приводит их порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

  1. Педагогическое исследование на базе учреждения

Исследования, проведенные О.А. Христ, стали основополагающими в работе с детьми 6-7 лет в нашем учреждении.

Работая в разновозрастной группе воспитанников 6-7 года жизни, применяя данную систему обучения, уже через год заметили рост уровня развития творческого потенциала у детей.

Для отслеживания результатов педагогической деятельности (в данном случае конструирования из природного материала) применялись такие методы как:

- наблюдение;

- анализ продуктов детской деятельности;

- Задание «Незавершенные фигуры» (Задания построены по типу невербальных фигурных тестов Торранса).

          Задания «Незавершенные фигуры» представляют восприятие формы неопределённого значения. Повторение одних и тех же элементов в задании позволяет проверить способность детей к продуцированию множества разных образов. Незавершенные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим и легчайшим способом. Чтобы создать необычные, оригинальные образы, необходимо контролировать и тормозить это стремление к шаблонным решениям.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые задания - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

В качестве стимульного материала в задании «Незавершённые фигуры» ребёнку на специальных бланках предлагается четыре различные фигуры в четырёх разных видах, то есть, одна пара фигур – фигуры разного размера, другая пара - фигуры одного размера, но находящиеся в четырёх разных положениях (Приложение 1). Педагог сообщал детям о том, что они как волшебники, могут превратить эти фигуры в любые предметы или картинки. Для этого предлагалось дорисовать всё, что они захотят, но так, чтобы получилось красиво. Причем дорисовывание могло проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций при анализе не учитывалось, поскольку в первую очередь нас интересовал сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций и принципы воплощения идей.

Оценка теста включала следующие показатели:

  • скорость или беглость мышления: общее количество рисунков;
  • гибкость (степень разнообразия рисунков);
  • оригинальность,
  • детализация рисунков.

Выделено три уровня разработанности рисунка:

1 уровень – схематичный, недетализированный рисунок (процесс творческого воображения ограничивается в данном случае только первым этапом – порождения идеи образа. Этап разработки и реализации плана воплощения возникшей идеи отсутствует. Ребёнок воспроизводит знакомую схему того или иного предмета).

2 уровень – в рисунке появляются отдельные детали, не предполагаемые схемой предмета.

3 уровень – рисунок ещё более детализирован, налицо стремление ребёнка качественно оформить исходный знак.

Согласно научным данным, используя такие задания у детей можно отследить применение двух основных качественно различных способа действия. Первый способ – это «опредмечивание», когда в фигуре, на основе которой строится рисунок, ребёнок усматривает определённый предмет. Образ восприятия достраивается до некоторого предметного целого, причем занимает в этом целом центральное место. Этим способом могут уже пользоваться дети трёх лет. Дети постарше также пользуются им, лишь добавляя в свой рисунок разнообразные детали. Но далеко не у всех, появляется новый способ создания образа – «включение». То есть элемент, на основе которого строится рисунок, тогда фигура начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становясь отдельной деталью рисунка. Именно способ «включение» обеспечивает многовариантность, оригинальность образов, что является показателем относительно высокого уровня развития творческой одарённости.

С помощью данной методики на начальном этапе исследования (начало учебного года) было протестировано 9 детей шестого года жизни. По результатам обследования  было выявлено, что большая часть рисунков шаблонные – 78%. Из круга дети дорисовывали цветок, мяч, снеговика, голову, колесо, солнце; из треугольника - флажок, бантик, колпак, крышу; из прямоугольника - домик, окно, шкаф, картина, туловище, телевизор, плита; из полукруга - месяц, качели.

Через 1 год работы по системе предложенной О.А. Христ, мы смогли отследить положительные результаты. Количество рисунков, выполненных по шаблону, значительно сократилось (на 24%). У детей наблюдалась полнота изображения (не только голова, а дорисовывание туловища), дети могли изобразить не только предмет, а создавали сюжетный рисунок (рисовали не только солнце,  а также облака, землю и т.д.)

При наблюдении за продуктивной деятельностью детей и анализе продуктов детской деятельности замечены изменения в проявлении воображения и повышении уровня творческого конструирования. Дошкольники могли достаточно свободно и самостоятельно определить замысел работы и довести ее до завершения.

В процессе использования системы работы с природным материалом у детей возрос познавательный интерес к окружающей его природе, к Родному краю, исследовательской деятельности. Сформировано бережное отношение к природе. Большое влияние такое обучение оказало и на развитие речи детей.

Вывод

 Учитывая все вышеизложенное, мы пришли к выводу, что очень важно отойти от бытующей методики обучения детей к созданию конкретных поделок из конкретного  природного материала, обучая детей работе по образцу. Организуя непосредственно-образовательную деятельность по творческому конструированию,  рекомендуем принять во внимание и широко использовать систему обучения, разработанную О.А.Христ. Тогда мы сможем обучить дошкольников конструировать самостоятельно и творчески:  придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Что, в свою очередь, поможет нам воспитать человека, способного принимать самостоятельные решения, создавать новое и оригинальное с сформированным эстетическим вкусом к прекрасному,  способного любить и беречь Родной край, природу, страну.

Практическая значимость данного педагогического исследования:

- апробирована система работы, позволяющая значительно повысить уровень развития творческой активности у детей дошкольного возраста в конструировании из природного материала в условиях детского сада;

- подготовлены рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по развитию творческой активности старших дошкольников;

- результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности работников детских садов при планировании конструированной деятельности с воспитанниками.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов, 2005.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду, 990.
  4. Левин В.А. «Воспитание творчества» М.: Просвещение, 1987.
  5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» Дубна: Феникс+, 2006.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» М.: Педагогика, 1987.
  7. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006
  8. Новикова И.В. «Конструирование из природных материалов в детском саду», 2009.
  9. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», 1999.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...