Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.
методическая разработка по обж (младшая группа)

\Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Донникова Елена Владимировна

\Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью непосредственно каждого педагога и родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача педагогов – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и непосредственно умели применять полученные знания в реальной жизни.

Большинство маленьких детей погибают из – за равнодушия и невнимательности взрослых, из – за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Таким образом, можно непосредственно заключить, что формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности является одной из важных задач поколения современных педагогов и родителей.

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в нашей группе. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Давая детям  определенные знания, навыки, умения, воспитывая определенные полезные привычки, непосредственно через игровую деятельность, определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, тем самым создаём первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Для более плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Правила пожарной безопасности для детей сначала,  что должны обеспечить взрослые дома:

  • спички и зажигалки должны находиться в местах, недоступных для детей;
  • детям нельзя пользоваться электрическими и газовыми приборами без присмотра взрослых;
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт и др.) нужно держать в недоступных для детей местах;
  • бенгальские огни, хлопушки, свечки так же могут стать причиной пожара.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе нашей группы:

Комплексные и интегрированные занятия

  • («Службы 01, 02, 03 всегда на страже»,
  •  «Опасные предметы дома»,
  • «Где работает огонь? »,
  • «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;

Практическое занятие

  • «Дружба с дорожными знаками»,

Игровое занятие

  • "Юный пожарный",
  •  «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

Сюжетно-ролевые игры

  • «Семья»;
  • «Путешествуем на машине»;
  • «Принимаем гостей дома»;

Игры-соревнования, подвижные игры.

Дидактические игры (сделанные руками педагогов):

  • «Азбука пожарных»,
  •  «Если возник пожар»,
  • «Огнеопасные предметы»- цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
  • «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара.

 Фабричные сюжетно-ролевые

  • «Семья»,
  • «Юные пожарные»,
  • «Спортивно-пожарная эстафета»;

Беседы :

  • «Наши верные друзья»
  • о здоровье, «Ядовитые растения»,
  • «Открытое окно, балкон как источник опасности»,
  • «Огонь добрый - огонь злой».
  •  «Эта спичка – невеличка»,
  • «Что может испортить новогодний праздник? ») ;

В жизни всегда есть место подвигу: цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма;

 

Знакомство с художественной литературой :(К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

Моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни… »; «Как бы ты поступил») ;

Познавательные викторины :«Мы знаем правила безопасности»;

Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

        Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,

Пополняется опыт безопасного поведения.

Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

Пополняется словарный запас и налаживается тесный контакт с родителями.



Предварительный просмотр:

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Донникова Елена Владимировна

\Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью непосредственно каждого педагога и родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача педагогов – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и непосредственно умели применять полученные знания в реальной жизни.

Большинство маленьких детей погибают из – за равнодушия и невнимательности взрослых, из – за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Таким образом, можно непосредственно заключить, что формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности является одной из важных задач поколения современных педагогов и родителей.

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в нашей группе. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Давая детям  определенные знания, навыки, умения, воспитывая определенные полезные привычки, непосредственно через игровую деятельность, определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, тем самым создаём первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Для более плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Правила пожарной безопасности для детей сначала,  что должны обеспечить взрослые дома:

  • спички и зажигалки должны находиться в местах, недоступных для детей;
  • детям нельзя пользоваться электрическими и газовыми приборами без присмотра взрослых;
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт и др.) нужно держать в недоступных для детей местах;
  • бенгальские огни, хлопушки, свечки так же могут стать причиной пожара.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе нашей группы:

Комплексные и интегрированные занятия

  • («Службы 01, 02, 03 всегда на страже»,
  •  «Опасные предметы дома»,
  • «Где работает огонь? »,
  • «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;

Практическое занятие

  • «Дружба с дорожными знаками»,

Игровое занятие

  • "Юный пожарный",
  •  «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

Сюжетно-ролевые игры

  • «Семья»;
  • «Путешествуем на машине»;
  • «Принимаем гостей дома»;

Игры-соревнования, подвижные игры.

Дидактические игры (сделанные руками педагогов):

  • «Азбука пожарных»,
  •  «Если возник пожар»,
  • «Огнеопасные предметы»- цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
  • «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара.

 Фабричные сюжетно-ролевые

  • «Семья»,
  • «Юные пожарные»,
  • «Спортивно-пожарная эстафета»;

Беседы :

  • «Наши верные друзья»
  • о здоровье, «Ядовитые растения»,
  • «Открытое окно, балкон как источник опасности»,
  • «Огонь добрый - огонь злой».
  •  «Эта спичка – невеличка»,
  • «Что может испортить новогодний праздник? ») ;

В жизни всегда есть место подвигу: цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма;

 

Знакомство с художественной литературой :(К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

Моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни… »; «Как бы ты поступил») ;

Познавательные викторины :«Мы знаем правила безопасности»;

Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

        Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,

Пополняется опыт безопасного поведения.

Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

Пополняется словарный запас и налаживается тесный контакт с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельно          Младший дошкольный возраст – это особенно ва...

Методическая разработка на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности".

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  формируется личность человека, и закладываются  основы безопасности и здорового образа жизни. Прямой обязанностью не...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда  непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются  основы безопасности и непосредственно здорового образ...

Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности.

Младший дошкольный возраст - это возраст когда закладываются основы безопасности жизнедеятельности...