Выступление на тему: "Формы работы с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности"
материал по обж (младшая, средняя группа)

Власова Людмила Вадимовна

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

1. Повышать эффективность восприятия детьми дошкольного возраста правил дорожного движения.

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Актуальность темы:

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно выходят из транспорта. Можно избежать многих опасностей и бед, если ребёнка с малых лет, до того как он пойдёт в школу, научить ориентироваться в окружающей обстановке, в том числе на улице, на дороге и в транспорте. Вот почему вопросы формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге очень актуальны.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения сложна, а непонятная лексика, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. 

 

Содержание навыков и умений по ПДД.

Дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями. Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить на дороге предметы (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы, мешающие обзору. А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за таких предметов, внимательно глядя по сторонам. 

Дети знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

Содержание уголка безопасности в группе.

С целью повышения эффективности восприятия детьми столь сложного материала, как ПДД, мы создаём в группе особую предметно-развивающую среду.

В наш уголок безопасности мы поместили плакат, на котором в доступном для детей стихотворной форме рассказано о цветах светофора, «зебре» и некоторых правил поведения на дороге.

Создан макет дороги, где дети в игровой форме усваивают такие понятия, как пешеходный переход, перекрёсток.

Есть наборы разрезных картинок по теме: «Транспорт».

Дидактическая игра «часть и целое», где нужно собрать машину из 4 частей.

В этом году была проведена следующая работа с детьми по ПДД:

• Совместная деятельность взрослого и ребёнка –дидактические игры: «Какой свет зажёгся?», «Что говорит светофор?», «Часть и целое».

• Сюжетно – ролевые игры- «Шофёры», «Пешеходы на улице», «Автобус».

• Самостоятельная деятельность ребёнка;

• Наблюдение за транспортом, за пешеходами.

• Развитие речи – беседы «На чём люди ездят?», «Как переходить улицу?»

• Ознакомление с окружающим;

• Художественная литература – чтение стихов, рассказов.

• Изобразительная деятельность – аппликация «Светофор».

Работа с родителями.

Родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно ребёнок овладеет навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Наша задача- сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения детей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не комфортно. С этой целью мы вовлекаем родителей в процесс создания предметно – развивающей среды, было проведено родительское собрание анкетирование на тему: «Осторожно: дорога!».

Заключение.

Таким образом, все использованные в работе методы и приёмы позволяют комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

 

 

Формы  работы  с детьми   дошкольного  возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Используемые формы работы  в процессе реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

 - Комплексные занятия;

- досуги и развлечения;

- беседы;

-  заучивание правил безопасного поведения

-  чтение художественной литературы;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

- моделирование заданных ситуаций;

- театрализованные представления;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- сбор фотоматериалов,

- просмотр фильмов, мультфильмов;

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС;

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) .

 

 

 

Организация  взаимодействия с родителями в  процессе  формирования  основ безопасности жизнедеятельности детей.

 

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессечерез:

-совместные рисунки, поделки для выставки;

-совместные рисунки для альбомов;

-дни открытых дверей;

-помощь в изготовлении атрибутов для игр;

-совместные развлечения и досуги;

-совместные прогулки;

-родительские собрания (групповые и общесадовские);

-индивидуальные консультации по запросам родителей;

-оформление стендов и родительских уголков;

-анкетирование;

-выставки детских работ с родителями;

-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье»  др.

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры

Вопрос о  взаимодействии детского сада  с  семьями  всегда  актуален  и проблематичен. Актуален, потому что участие родит...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 уч.г.

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогиче...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 уч.г.

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей 6-7 лет подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» по итогам педаго...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики

Основной целью рботф дошкольного учреждения является  - создние условий для безопасного пребывания воспитанников стенах ДОУ, а также формирование у воспитанников основ безопасной жизнедеятел...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 52 «Аленький цветочек»города СмоленскаМониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения програ...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...