Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста
проект по обж (старшая группа)

Ольга Соснова

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК проводятся мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы и другие. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная безопасность, должны сопровождаться соответствующим техническим оборудованием и учебно-методическими материалами. Пожарная безопасность в МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Занятия могут проходить в форме игр и творческих конкурсов, а также небольших лекций педагога с применением наглядного материала. Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой. В этом случае, отправляя своего ребенка в учреждение, родители могут быть за него спокойны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogon-drug_ogon-vrag.docx275.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Изобильненского городского округа Ставропольского края

356140 ул. Доватора 2, г. Изобильный Ставропольского края

Тел. 2-24-97

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности

«Огонь – друг, огонь – враг!»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                             

Автор проекта:                                                                                                                 воспитатель первой

квалификационной категории

    Соснова Ольга Руслановна

Изобильный, 2020г.

ПАСПОРТ

проекта  по основам безопасности и жизнедеятельности

1. Наименование проекта

«Огонь – друг, огонь – враг!»

Ф.И.О. руководителя проекта: Соснова Ольга Руслановна

адрес электронной почты :frytoolla1985@mail.ru

адреса социальных сетей http://www.maam.ru/users/olehka09, https://infourok.ru/user/sosnova-olya-ruslanovna

3. География проекта

субъект Российской Федерации

продолжительность проекта:12 месяцев

начало реализации проекта: январь 2020 г.

окончание реализации проекта: декабрь 2020 г.

5. Краткое содержание проекта

(не более 0,3 страницы)

Пожары на нашей планете возникают ежедневно. Всегда где-нибудь и что-нибудь обязательно горит: огромные массивы леса, большие предприятия, различные учреждения, жилые дома, мусорные свалки. Причины пожаров могут быть самыми разными и неожиданными. Явления космического масштаба (метеориты), природные (извержение вулкана) и погодные (гроза) явления способствуют возникновению очагов возгорания в любой части планеты. Но большинство пожаров – дело рук человеческих. Пожары причиняют огромный ущерб. Во многих случаях они сопровождаются не только разрушением зданий, оборудования, инженерных коммуникаций, но и гибелью людей. В связи с этим актуальным сегодня стала охрана пожарной безопасности.       Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Зачастую в ходе его возникновения самой уязвимой частью участников пожара являются дети. Обеспечение пожарной безопасности в детском учреждении предполагает устранение возможных причин неконтролируемого возгорания, обеспечение образовательного учреждения техническим оборудованием для его тушения и другие меры. Не все причины возникновения пожара зависят от людей, однако есть и такие, за которые ответственны сами люди. Это, в первую очередь, неосторожное обращение с огнем и неправильное использование электрических приборов. С целью устранения этих причин необходимо проводить профилактическую работу с детьми, педагогами и родителями. В образовательных учреждениях в обязательном порядке объясняются правила пожарной безопасности для детей.

Меры пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК означают соблюдение противопожарного режима и техники безопасности на местах, обеспечение учреждения системами противопожарной защиты, проведение профилактических мероприятий. Эти меры значительно уменьшают вероятность возникновения пожара и облегчают спасательным службам непосредственно защиту и спасение людей от огня.

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК проводятся мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы и другие. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная безопасность, должны сопровождаться соответствующим техническим оборудованием и учебно-методическими материалами. Пожарная безопасность в МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Занятия могут проходить в форме игр и творческих конкурсов, а также небольших лекций педагога с применением наглядного материала. Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой. В этом случае, отправляя своего ребенка в учреждение, родители могут быть за него спокойны.

6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

(не более 1 страницы)

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Проект рассчитан на детей дошкольного возраста (средняя - старшая группа «Капелька»

8. Основные цели

и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

Образовательные

- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного

- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- Развивать творческие способности дошкольников

Воспитательные

- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

им навыков правильных действии в случае пожара.

- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольной организации

9. Календарный план реализации проекта (этапы)

(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

п/п

Мероприятие

Сроки (дата, месяц, год)

Организационно-подготовительный 

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

1. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

2. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

3. Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление центра ППБ, подбор литературы, наглядного материала

4. Проведение консультаций, составление презентации по теме «Пожарная безопасность»

Рефлексивно-диагностический

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. Ознакомление с темой проекта и уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт. Первичный мониторинг.

Январь-февраль 2020 г.

Практико-ориентированный этап:

Цель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.

Формы реализации проекта:

Игровая деятельность, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, занятия, экскурсии, досуговая деятельность

Март – октябрь 2020 г.

Заключительный этап:

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Анализ и оформление результатов проекта. Во время реализации проекта вся работа была направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о пожарной безопасности. Углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;

Участие в муниципальном конкурсе по противопожарной тематике «Юные таланты за безопасность», «Останови огонь»

Ноябрь - декабрь 2020 г.

10. Результаты проекта

(описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе)

В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Пожарная безопасность», конкурсы по противопожарной безопасности,  которые показали, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.

11. Количественные показатели проекта

(обосновать количественные показатели проекта)

В проекте приняли участие:

- 24 воспитанников средней - старшей группы

- родители (социальные партнеры) - воспитатели  и специалисты МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК

- социальные партнеры:

- ИГОСК ВДПО

- Изобильненская районная детская библиотека

- Детская школа искусств № 1

- МБУЗ «Центр культуры ОЛИМП»  г. Изобильный

Программное содержание проекта.

- Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду.

- Продолжать развивать умение вступать в общение с педагогом, со сверстниками своей группы, проявлять способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать сверстников, взрослого. Совершенствовать навыки сотрудничества. Способствовать накоплению социального опыта. Побуждать детей логично и связно высказывать суждение, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Вид проекта: долгосрочный, информационно-исследовательский.

Образовательная область – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Время реализации проекта: 1 год (1января – 31 декабря).

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность:

Актуальность проекта: Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

При написании проекта опиралась на следующие нормативные документы:

1. Закон "Об образовании РФ"

2. Концепция дошкольного воспитания

3. Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.

4. Федеральный закон "О пожарной безопасности".

В основу проекта положены следующие принципы:

- системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;

- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);

- наглядность (использование иллюстративного материала);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

Познавательное развитие:

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве.

Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.

Речевое развитие:

Слушание и обсуждение художественных произведений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений.

Художественно-эстетическое развитие:

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через продуктивную деятельность (рисование).

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

Физическое развитие:

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений.

Ожидаемый результат:

  • углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
  • правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
  • знать средства пожаротушения;
  • уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • знать о профессии пожарного;
  • профилактика панического страха перед огнём;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме;
  • осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Оценка результатов проекта

Результаты проекта можно определить:

  • по имеющимся у детей представлениям по пожарной безопасности;
  • уровню сформированности навыков безопасного поведения (умении вести себя в экстремальной ситуации и оказании первой помощи);
  • заинтересованности родителей.

Определить представления детей можно с помощью вопросника по теме: "Пожарная безопасность":

1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?

2. Почему работу пожарного называют опасной?

3. Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

4. Почему возникают лесные пожары?

5. Хотели бы вы избрать профессию пожарного?

6. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, а пожарная безопасность является частью данной работы:

  • это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.
  • это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
  • это ребенок, который знает:
  • свое имя, фамилию, домашний адрес;
  • предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
  • что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
  • возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
  • как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
  • что нельзя играть с огнем, но если случилась беда, как себя вести в экстремальной ситуации;
  • приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

умеет пользоваться с осторожностью:

  • самостоятельно - столовыми приборами;
  • с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями;
  • совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
  • обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов;
  • в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
  • оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
  •  выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;
  • различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
  • проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
  • правильно вести себя на солнце;
  •  элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
  • как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
  • оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

Механизм реализации проекта:

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Этапы реализации проекта:

I этап – организационно-подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

1. Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление центра ППБ, подбор литературы, наглядного материала

II этап Рефлексивно-диагностический

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. Ознакомление с темой проекта и уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт. Первичный мониторинг.

III этап – Практико-ориентированный

Цель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.

Формы реализации проекта:

Игровая деятельность, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, занятия, экскурсии, досуговая деятельность.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Если возник пожар». «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи», «Доскажи словечко».

Моделирование опасных ситуаций на макете:

«Пожароопасные места в квартире»,

«Твои первые действия при пожаре».

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности:

- Организация выставки детских рисунков «Отчего возник пожар»;

- конструирование «Пожарная часть»;

- аппликация «Осторожно огонь»;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- создание лэпбука по пожарной безопасности.

Формы реализации проекта на занятиях

1. Ознакомление с художественной литературой:

Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»

Б.Житков «Пожар» «Дым»

Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»

2. Беседы

«Огонь – друг, огонь – враг»

«Отчего происходят пожары»

«Беседа о труде пожарных»

«О пользе огня в жизни человека»

«Электрические предметы в доме»

Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»

3.Развитие речи

- составление творческих рассказов;

- загадки;

- пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;

- чтение пословиц на данную тему;

- литературная викторина «Разрешается – запрещается»;

- постановка кукольного театра «Кошкин дом».

Формы реализации проекта в исследовательской деятельности

- «Чем можно потушить огонь»

- «Что горит сильнее»

- «Пожары загрязняют воздух»

Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч

- экскурсия в пожарную часть

- экскурсия по детскому саду. Знакомство с центром по пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК - встречи с пожарным инспектором

- знакомство с системой оповещения. Эвакуационными путями. Тренировочная эвакуация.

Формы реализации проекта в досуговой деятельности

1. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»

2. Спортивные развлечения «Мы пожарными растём»

3. Литературная викторина «Огонь-друг, огонь-враг»

4. Досуг «Что мы знаем об огне»

5. Блиц – турнир «Ни ночью, ни днём не балуйтесь, дети, с огнём»

Сотрудничество с семьёй

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выбрать чёткую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка. Невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Формы работы с родителями

Мероприятия, совместные с родителями:

1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о ППБ»

2. Конкурс семейных работ на противопожарную тематику «Останови огонь!»

3. Досуг «Мы пожарными растём»

Консультации:

1. Знакомим детей со службой 01

2. «Ребёнок один дома»

3. «Откуда опасность»

4. «Новогодние забавы»

5. «Детям о труде пожарных»

6. «Безопасность в нашем доме»

Папки – передвижники:

1. «Спички – не игрушка, огонь – не забава»

2. «Возможные причины возникновения пожара»

3. «Средства пожаротушения в доме»

4. «Пожарная безопасность»

5. «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре»

IV этап – Заключительный

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

 Участие в муниципальном конкурсе по противопожарной тематике «Юные таланты за безопасность», «Останови огонь»

Формы организации деятельности по проекту

Непосредственная образовательная деятельность

Познание

Формирование целостной картины мира:

1.«Человеку друг огонь - только ты его не тронь!»

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие:

Развивать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Воспитательные:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

2.«Укрощение огня»

Цель. Закрепить и уточнить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Задачи:

- проверить знания детей по правилам пожарной безопасности;

-познакомить детей с профессией пожарного: качествами, которыми должны обладать пожарные, условиями их работы, с орудиями труда; учить ценить мужество и героизм людей этой профессии;

- рассказать о средствах пожаротушения, используемых в детском саду;

- дать представления о противопожарных знаках, объяснить их значение;

- развивать связную речь, умение думать, рассуждать.

Познавательно исследовательская деятельность:

«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»

Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Коммуникация

Пересказ рассказа Л. Толстого “Пожарные собаки”

Цели: продолжать формировать у детей осознанное отношение к пожарной безопасности; пополнять знания о пожарной службе и помощниках пожарных – служебных собаках.

Задачи:

Образовательные: развивать связную речь; учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст; учить подбирать по смыслу определения слова, близкие и противоположные по смыслу; обогащать и активизировать словарь; формировать умение воспринимать литературный текст.

Развивающие: развивать логическое образное мышление; умение формировать свои мысли; совершенствовать монологическую речь;.

Воспитывающие: воспитывать культуру речевого общения; формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.

Самостоятельная деятельность детей

Дидактические

игры

«Что пригодится при пожаре?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

«Знаки пожарной безопасности»

Игровая задача: научить детей правильно называть знаки пожарной безопасности.

«Лабиринт»

Игровая задача: развивать умения целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.

«Огнеопасные предметы»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением огнеопасных предметов.

Сюжетно-ролевые игры

«Спасатели»

Цель:

1. Воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.

2. Закреплять и углублять интерес детей к профессии пожарный, спасатель, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители.

3. Формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.

4. Помочь детям осмысливать правила поведения.

5. Развивать творческое воображение.

Игра – эстафета

«Спасение малыша»

Игровая задача: воспитывать у детей смелость, ловкость, внимательность, взаимопомощь.

Изобразительная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование на пожарную тематику)

Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание иллюстраций по пожарной тематике)

Итог реализации проекта:

В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Пожарная безопасность», конкурсы по противопожарной безопасности,  которые показали, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.

Работа с дошкольниками по проекту позволит в процессе совместной деятель-ности педагогов, детей и родителей успешно решить поставленные задачи.

Педагоги:

  • повысят свой профессиональный уровень в области работы с дошкольниками по совершенствованию знаний и практических навыков дошкольников в вопросах пожарной безопасности;
  • разработают рекомендации и проведут мероприятия по обучению пожарной безопасности дошкольников;
  • создадут методический комплекс для работы с дошкольниками.

Дошкольники:

  • получат знания о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара;
  • приобретут практические навыки действия со средствами пожаротушения и оказания первой медицинской помощи;
  • познакомятся с профессией «пожарный»;
  • отработают слаженные действия при эвакуации в случае возгорания в помещении и на территории детского сада;
  • научатся принимать адекватные решения в рамках своего возраста.

Родители:

  • активно участвуют в детско-родительских проектах по пожарной безопасности.

 

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

3. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка – Пресс, 2004г.

4. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.

5. Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1

6. Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.- ООО «ТЦ Сфера», 20  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Огонь - друг или враг?" для детей старшего дошкольного возраста

Организация развлечения  по пожарной безопасности помогает детям в занимательной форме выявить полезное и вредное воздействие огня; в условиях опытной лаборатории узнать, как с огнем взаимодейств...

НОД по теме " Огонь - друг, огонь - враг "с детьми старшего дошкольного возраста.

Профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности....

Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Огонь - друг, огонь - враг» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара.Задачи:    ОбразовательныеПознакомить с историей воз...

Конспект ООД "Огонь - друг, огонь - враг" с детьми старшего дошкольного возраста в рамках "Пожарной Безопасности".

Цель: Проведение разъяснительной беседы в рамках "Пожарная Безопасность"Задачи:- познакомить детей с огнем, его свойствами;- закрепить знания детей о пользе и опасности огня;- познакомить де...

Сценарий спортивного праздника «Огонь- друг, огонь враг» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. В игровой деятельности дать практические навыки нелёгкого, героического труда пожарных....

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

Проект «Огонь - друг, огонь - враг» для детей старшей группы

Ребёнок приходит  этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напр...