Азбука безопасности
учебно-методический материал по обж

Хуснутдинова Ольга Владимировна

Целью моей работы  является формирование у дошкольников желание вести здоровый образ жизни, путем проведениям мероприятий и профилактики правонарушений и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый родитель переживает за здоровье и безопасность своего ребенка. Но реальность современного общества такова, что родители  большую часть времени посвящают работе и бытовым вопросам.   Общение с ребенком подчас сводиться до минимума. Раньше в воспитании детей помогали бабушки и дедушки, но сейчас и они работают. Порой  за младшими детьми  присматривают старшие братья и сестры или же дети остаются дома одни. А это может привести  к несчастным случаям. И чтобы таких случаев было как можно меньше, детский сад и родители в сотрудничестве помогут освоить детям правила безопасного поведения. 

Целью моей работы  является формирование у дошкольников желание вести здоровый образ жизни, путем проведениям мероприятий и профилактики правонарушений и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека. Основные задачи:

  1. Воспитывать нравственные качества детей, влияющие на формирование активной гражданской позиции.  
  2. Защищать права и законные интересы детей.  

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – за маленьких детей. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как мот этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

 В дополнение к общеобразовательной программе дошкольного образования творческая группа нашего детского сада разработала  рабочую программу учебного предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности».

Планирование составлено по основе  программы формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников «Здоровье» с учетом мнения родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа включает 4 направления.

 -Азбука города.

-Азбука питания.

-Азбука здоровья.

-Азбука безопасности.

   Сегодня я хочу вам рассказать, как  в  нашем  детском саду  ведется работа по  направлению «Азбука безопасности».

    На занятиях по «Азбуке безопасности» мы знакомим детей:

  1. с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, способах безопасного поведения в быту;
  2. с правилами обращения с огнем и электроприборами;
  3. с опасными для человека ситуациями и способами поведения в них;
  4. с правилами поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение).

В каждой группе нашего учреждения есть уголок безопасности, задачей которого является не только познакомить детей с правилами  дорожного движения, но и умению предвидеть последствия неправильных действий, научить правильно,  действовать в опасных ситуациях.  Это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием  детского транспорта.

В рамках недели безопасности мы подготовили выставку детских рисунков.   И каждый месяц 10 числа в нашем саду проходит единый день безопасности.

 По мнению детских психологов за оптимальный возраст, с которого ребенка можно начинать оставлять одного дома, - это 5 лет. С этого возраста у детей начинается понимание слова «нельзя» и у них появляется осознание, почему нельзя делать то или иное. Кроме этого, именно с этого возраста у ребенка появляется четкое осознание всего того, что ему объясняют, он способен выполнять все указания, пользоваться телефоном. Само собой разумеется, что пятилетний возраст ребенка является примерным ориентиром.

Многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, от его навыков, характера, темперамента. Заботливым и внимательным родителям найти ответ на этот вопрос относительно своего ребенка не вызовет сложностей. Разумеется, не стоит оставлять ребенка одного дома, если ему меньше 5-ти лет, поскольку впечатление о его самостоятельности может быть обманчивым, а сам ребенок может растеряться при столкновении с какой-нибудь внештатной ситуацией

 С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, становиться весьма не безопасной для него. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

 Ребенка можно и нужно готовить к самостоятельной жизни, но
проблема в том, что не все дети знают правила безопасности. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Задача взрослых, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 Для этого и  ведется систематически, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска ребятишек из стен нашего сада, работа по изучению правил поведения.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечаем, как часто  повторяем слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаемся объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать.  И встает вопрос, что же делать? Для этого в  своей работе я  стараюсь избегать запретов. Больше внимания  уделяю организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Для этого используем беседы, дискуссии, экскурсии, занятия с мультимедийным  сопровождением, чтение, мультфильмы и обязательно это все дополняется и разбавляется основным видом детской деятельности игрой.

      Безопасность — это не просто  усвоенные знания, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ведь все, чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.   Специально рассматриваем типичные  и опасные ситуации.

  В случае экстремальных ситуаций в быту, учим пользоваться телефоном, в случаях возникновения пожара, получения травмы; дети должны уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

«Необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей - личный пример взрослых, воспитателей и родителей.

Работа по формированию основ безопасного поведения в нашем учреждении является повседневной и органично включается во все виды деятельности: быт, игру и  обучение.

Согласно тематическому планированию «Азбуки безопасности», наши педагоги  проводят совместную образовательную деятельности, начиная со второй младшей группы.  Воспитатели стремятся научить детей быть внимательными, осторожными в различных ситуациях.       Дети с большим интересом  принимают участие в тематических викторинах и  квестах,     встречах с представителями органов профилактики, пожарной службы и медицинским персоналом.

Полученные детьми знания находят отражение в самостоятельной деятельности детей.         Ребята с удовольствием рассматривают учебные пособия,     применяют полученные умения в сюжетно-ролевых играх,         закрепляют правила безопасного поведения при просмотре обучающих мультфильмов.

Программа «Азбука здоровья» составлена с учетом  преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.  Родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, они поддерживают требования воспитателей и  проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Работа с семьями  дает свои положительные  результаты: дети радуются своим  достижениям, получают положительные   эмоции, внимание родителей к их проблемам.  

 А  родители в тесном сотрудничестве ,  приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с  коллективом родителей и педагогов . 

   Только  взаимодействие семьи и  детского  сада  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"

Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»

Занятие по пдд  в подготовительной группе проводилось для  обеспечения  безопасного, здорового  образа жизни,  чтобы научить детей правилам безопасного пребывания  дома, ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"

Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Расширение пространства, которое осваивает ребенок 4-го года жизни – от квартиры до помещений детского сада, от двора к улице и району своего города – неизбежно диктует необходим...