Конспект занятия в старшей группе «Осторожно, гололед!»
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Валентина КУТЕПОВА

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей

старшего дошкольного возраста о природном явлении гололед, закрепить

правила безопасного поведения в гололед; дать представление о том, что

сосульки могут быть опасны для человека. Продолжать формировать навыки

безопасности, учить беречься от падения в гололед, подчиняться правилам

безопасного поведения, уметь предвидеть опасность. Развивать быстроту

мышления, наблюдательность, cвязную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Осторожно, гололед!»

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей

старшего дошкольного возраста о природном явлении гололед, закрепить

правила безопасного поведения в гололед; дать представление о том, что

сосульки могут быть опасны для человека. Продолжать формировать навыки

безопасности, учить беречься от падения в гололед, подчиняться правилам

безопасного поведения, уметь предвидеть опасность. Развивать быстроту

мышления, наблюдательность, cвязную речь.

Материал: Картинки с изображением гололедицы и свисающих сосулек,

сюжетные картинки с последствиями гололеда и сосулек.

Предварительная работа: цикл бесед по теме, рассматривание сюжетных

картинок, составление связного рассказа с опорой на наглядность и

собственный опыт, экспериментирование, чтение художественных

произведений, заучивание стихотворений наизусть, знакомство с пословицами,

включение полученных детьми знаний в игровую деятельность.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, как здорово зимой: кругом много снега, деревья покрыты

серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомашины,

едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, никто никому не мешает, потому

что все выполняют правила дорожного движения.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

- Ребята, скажите хорошо и плохо.

«Зима»

(хорошо - много снега, ребятам нравятся зимние забавы, они с удовольствием

строят из снега снежные постройки и ледяные горки;

плохо – на дорогах скапливается много снега, появляются пробки, заносы).

«Лед»

(хорошо - мы катаемся на коньках, играем в хоккей, строим ледяные дорожки и

горки, открывается зимняя рыбалка; лед это хорошо для мороженного летом, не

растает;

плохо – на дорогах и тротуарах скользко, аварии на дорогах, падение людей).

Чтение стихотворения «Гололед».

Подморозило с утра

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа –

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти мог пешеход

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно, и страшновато:

На дороге …

 (Гололед)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

 (Сосулька)

Воспитатель. Зима – самый опасный период для водителей и пешеходов.

Почему ребята? (количество ДТП возрастает, если на улице ветер, температура

ноль градусов, на дорогах возникает гололед; машинам по скользкой дороге

гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной

путь в гололед становится длиннее).

- Ребята, что такое тормозной путь машины? (Это расстояние, которое проходит

автомобиль с того момента как водитель нажал на тормоз, до полной остановки

транспортного средства).

Проведем эксперимент:

Сначала толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по

ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?

(ответ детей: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится

машинка).

Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы о дороге?

1.Тише едешь – дальше будешь.

2.В темную ночь дорога далека.

3.Дорога даже в ухабах, лучше бездорожью.

4.И на ровной дороге люди ломают ноги.

Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. Как водитель должен

вести машину, чтобы избежать заносов на дороге? (двигаться с невысокой

скоростью, держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения

на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами).

Воспитатель. В гололед на дорогах образуется лед. Этому способствует теплая

погода, например, такая как сегодня, когда вы шли в детский сад, на дороге

было очень скользко, правда? Кто-нибудь из вас упал?

(Ответы детей)

При падении можно получить очень серьезные травмы, такие как переломы,

ушибы, растяжения и т.д. Еще в гололед бывает много аварий на дорогах,

может случиться так, что машина не смогла остановиться и сбила человека,

который переходил дорогу в не положенном месте.

Воспитатель. Пешеходы в гололед должны быть очень внимательными и

осторожными. Выходя на улицу обратите внимание на обувь.

- Ребята, какая должна быть обувь? (ответы: подошва должна быть на пористой

основе, так как она меньше скользит по льду; девочкам отказаться от высоких

каблуков).

- Ребята, как надо передвигаться по дороге? (надо смотреть себе под ноги,

стараться обходить опасные места; в гололед надо передвигаться как лыжник

небольшими скользящими шагами, так как ноги разьезжаются в стороны и

стоит потерять равновесие, вывих или ушиб, перелом обеспечены; для

поддержания равновесия руки должны быть свободными, не держать их в

карманах.)

- А если и случилось падение, что нужно сделать? (нужно присесть,

сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю; опасно падение на спину,

головой. Ни в коем случае нельзя перебегать дорогу перед близко идущим

транспортом, это опасно).

-Как дорожные службы помогают в гололед? (чистят дороги, посыпают

скользкие дороги песком)

Так вот чтобы этого с вами не случилось, необходимо запомнить

некоторые правила:

 Не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге

 Не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не

кататься

 Если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

Кто помогает людям в гололед? Дорожная служба, дворники. Они посыпают

дороги песком или солью.

Воспитатель: А чем опасны сосульки? Правильно, они могут упасть с крыши

прямо на голову человеку, и он получит травму или того хуже. А еще? Ктонибудь пробовал брать сосульки в рот и сосать их как леденцы? Так тоже делать

нельзя, во-первых, они грязные, а во-вторых, можно заболеть ангиной.

А теперь давайте поиграем в игру «Сосулька»:

Игра «Сосулька».

Вниз головой висит сосулька, Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

От солнца насморк у нее. трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет, собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое. проводят руками по телу сверху вниз,

 горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз - заледенеет, обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет, Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет, руки округляют по бокам.

Тяжелой станет- упадет. приседают.

Что же делать, чтобы на нас с вами не упали сосульки с крыши?

Нужно оградить такие зоны различными ограждениями: веревками с красными

флажками, щиты или заборы и т.д. Специальные службы скидывают снег с

крыш, обледенения, сбивают сосульки, а в больших городах есть крыши,

которые сами сбрасывают обледенения, но их пока еще очень мало.

Запомните правила, чтобы избежать травм по вине сосулек и схода снега с

крыш, нельзя:

 Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

 Подходить и трогать свисающие сосульки!

 Нельзя сосать, и есть сосульки!

 Не кидайся сосулькой или снегом!

 Будь внимательным и наблюдательным!

 Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

 Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!