Проект творческо – информационный по культурно – гигиеническим навыкам в старшей группе компенсирующей направленности «Руки в чистоте держи и микробы не страшны»
проект по обж (старшая группа)

Паршина Мария Александровна

Проект, посвящен актуальной проблеме: на сегодняшний день, в связи с эпидемией коронавируса, мытье рук занимает одно из ведущих мест в нашей повседневной гигиене. Зачем мы это делаем? Из систематического педагогического наблюдения за детьми во время гигиенической процедуры, мытья рук, и за последовательностью выполнения были сделаны выводы, что почти половина детей не умеют мыть руки правильно, а некоторые делают вид, что помыли руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект творческо – информационный по культурно – гигиеническим навыкам в старшей группе компенсирующей направленности «Руки в чистоте держи и микробы не страшны» (к Всемирному дню чистых рук)

Педагог:

Паршина Мария Александровна, учитель – логопед

                                                     Санкт-Петербург

                                                             2020 г

Проект в старшем дошкольном возрасте «Руки в чистоте держи и микробы не страшны» (к Всемирному дню чистых рук)

Паспорт проекта

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, учителя - логопеды

Вид проекта:

творческо-информационный

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный (12.10.2020 – 16.10.2020)

Актуальность:

Проект, посвящен актуальной проблеме: на сегодняшний день, в связи с эпидемией коронавируса, мытье рук занимает одно из ведущих мест в нашей повседневной гигиене. Зачем мы это делаем? Из систематического педагогического наблюдения за детьми во время гигиенической процедуры, мытья рук, и за последовательностью выполнения были сделаны выводы, что почти половина детей не умеют мыть руки правильно, а некоторые делают вид, что помыли руки.

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

 Познакомить детей с разными видами микробов, полезными и вредными.

Познакомить детей с историей создания мыла

Расширять знания о необходимости мыть руки и последствиях к которому могут привезти грязные руки.

Воспитывать культуру гигиенических навыков, внимательного отношение к своему здоровью.

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: опрос – диагностика  с детьми старшей  группы компенсирующей направленности: «Что мы знаем о микробах и бактериях? Что хотим узнать? Как мы можем  помочь мальчику, который не мыл руки?» Цель: определить их стартовые возможности и выявить уровень знания по теме «Я помогаю мальчику - грязнуле» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, как можно помочь мальчику

2 этап – разработка проекта.Обсудили с детьми мероприятия  и решили привлечь  родителей группы.Цель: привлечь внимание всех участников образовательного процесса к социально-значимой деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проектной деятельности в группе  (разучивание подвижных игр, физминуток, раскрашивание раскрасок). Цель: создают условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап – Коллекция мыла Цель: развитие познавательного детей, путём создания коллекции мыла.

Ожидаемые результаты:

Для детей:Повысили ответственность детей в вопросах гигиены. Пополнили знания о происхождение мыла и его свойствах.

Для родителей:Привлекли внимание родителей к необходимости  закрепления к-г навыка «мытьё рук».

Для педагогов: Пополнение педагогической копилки картотеками, играми.

Для ДОУ: Обобщение опыта по теме проекта

Проблемные вопросы:

Перепачканный малец,

Вихрем в дом влетел,

Сразу в хлебницу полез,

Кушать захотел.

Но одежду он не снял,

Не помыл он рук,

Неужели он не знал,

Кто живёт в грязюке?

Вот все говорят: «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.

Презентация проекта

Выставка коллекции мыла

Комплексно – тематическое планирование проекта:

Физическое

развитие

(физ. развит, здоровье)

Физкультминутка: «Мыло бывает разным», пальчиковая игра «Моем руки», п\и «Микробы», «Иммунитет», «Берегись микроба»

ПРС: внести алгоритм умывания

Социально –

коммуникативное

развитие

(безопасность,

труд,

игра)

 Д/и  «Найди два одинаковых микроба»

ПРС:внести дидактические и развивающие игры

С-р игра «Больница»

ПРС: элементы костюма, уколы, рецепты, компьютер, градусник, коляски, куклы

Познавательное

развитие

(конструирование,

ЭМП, ФЦКМ)

ФЦКМ «Мыло, пена, пузыри»

Опыт «Зачем мыть руки».Возьмите тарелку и налейте в неё воды. Затем сверху посыпьте на воду  мелкий молотый перец.  Сыпьте, равномерно покрывая поверхность воды в тарелке. Намочите свой палец в тарелке с перцем, покажите детям. К нему прилипли частички перца. Обмакните свой палец в обычное жидкое мыло или лучше капельку средства для мытья посуда и дотроньтесь до воды в середине тарелки.  Чтобы механически удалить со своих рук вирус, нужно обязательно мыть руки с мылом.

ПРС: Тематический комплект "Микробы, вирусы и бактерии", Дидактические карточки «Азбука здоровья. Внимание - микробы!», « Гигиена и здоровье» (тематический словарь в картинках. Мир человека), «Я и моя безопасность» (тематический словарь в картинках. Мир человека), «Вирусы и бактерии. 10 познавательных плакатов» ( издательстве Clever )

Речевое развитие

(развитие речи,

чтение х/лит)

Рассматривание картины «Надо, надо умываться»(учебно – наглядное пособие Н. Нищева «Наш детский сад»)

Чтение Юлия Иванова «Мыло, пена, пузыри. История чистоты». Елена Ульева «Однажды в мире вирусов и бактерий» и «Как мы победили коронавирус» и «Полезные сказки. Поросенок Грязнуля»,Рита Савина «Стоп, Вирус! Нескучная наука», «Лопнувшие пузырьки: Чимин и гигиена» АлейксКабрера, Ольга Епифанова «Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами», Анна Ковалева «Хочу быть здоровым», В. Бредихин «Раз микроб, и два микроб», И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы» Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное», Ия Молчанова «Про микробов», «Про Микробы. Самые первые Окошки», Н. Манушкина «Чистые ладошки» (детская энциклопедия с Чевостиком)

Просмотр мультфильмов Смешарики «Наука для детей. Бактерии», Фиксики «Микробы», уроки тетушки Совы «Микробы», «Митя и микроб», «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Микробы»

ПРС: выставка книг в книжном уголке, картина Н. Нищевой на ковралине,  н- п игра с фишками «Пандемия»

Художественно – эстетическое

развитие

ПРС: Внести раскраску «Вирусы и бактерии»

Слушание мультпесенка «Руки мыть» А. Яровая; «Руки мыть нужно каждый день»

Работа с родителями

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков детей»

Папка – ширма «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»

Чтение дома книги Г. Остер «Петька микроб»,

Новая проблема, которая вытекает из проекта: узнать о полезных бактериях

Литература:

Ольга Епифанова: Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - М: Айрис-пресс, 2007

Лямлина Г.М. Воспитание культурно - гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание - 1976 - №2. - С. 80- 82.

Кудрявцева Е. А., Пермякова М. А. Наглядно-дидактический комплект "Культурно-гигиенические и трудовые навыки": Алгоритм в картинках. 5-6 лет.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Руки в чистоте держи и микробы не страшны» (к Всемирному дню чистых рук)

Программные задачи:

Познакомить детей с разными видами микробов, полезными и вредными.

Познакомить детей с историей создания мыла

Расширять знания о необходимости мыть руки и последствиях к которому могут привезти грязные руки.

Воспитывать культуру гигиенических навыков, внимательного отношение к своему здоровью.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в секретную лабораторию Мойдодыра. а вы знаете, кто такой Мойдодыр?

- Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, нам нужно превратиться в учёных, давайте встанем в кружок и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

- Учёным нужно разгадать загадку:

Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. ( Микробы)

- Что такое микробы? Микробы – это очень маленькие и живые существа.

- Можно ли их увидеть? Они не видны простым глазом.

Подскажите мне словечко:

Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот —

Все увеличит...  Микроскоп

- Как называется прибор , который помогает учёным рассмотреть микробы? Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп».

Просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Микробы»

- Микробами называют микроорганизмами (микро – значит очень маленькие), они первыми появились на нашей планете. Бактерии – это тоже микроорганизмы, это один из видов микробов. Они находятся повсюду: в земле, воде, воздухе, на теле и внутри нашего организма.

- Как вы думаете, на теле и в нашем организме живут вредные или полезные бактерии?

- Полезные бактерии защищают нас от болезней, а вредные так и стараются им помешать. Если посмотреть на вирусы и бактерии через микроскоп, то они будут похожи на фантастических чудовищ. С вирусами справляться гораздо труднее, чем с вредными микробами.

- По форме все бактерии учёные разделили на группы. Шаровидные — кокки, цилиндрические,палочковидные  бактерии,спириллы- спирально изогнутые палочки с двумя-тремя завитками, вибрионыв форме короткой изогнутой палочки — способны быстро извиваться. По цвету они бывают разные.

Раскраска микробы
- Все микробы делят на 3  группы: бактерии; плесень — нитеобразные клетки, образующие обычно большие скопления (колонии); дрожжи — крупные клетки круглой или овальной формы.

- Давайте попробуем увидеть микробы. Дети берут бумажную салфетку, раскрывают её , как книжку и на одной стороне обводят  свою ладошку и рисуют микробы круглой, цилиндрической, спиралевидной и в виде червячков формы. Закрывают салфетку и опускают её в таз с водой. Салфетка намокает, и они видят свой рисунок.

- Что помогает нам бороться с микробами вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Бывает в кусочках,
Бывает в бутылках,

Важней его нет
При мытье и при стирках. (Мыло)

Физминутка «Мыло бывает разным»

Мыло бывает

Разным – преразным:

Идут по кругу, держась за руки

Синим, зелёным,

Оранжевым, красным...

Моют руки

Но не пойму,

Отчего же всегда

Повороты, раскрыв руки

Чёрной – пречерной

Бывает вода?

Волны руками

Чтобы дать микробам бой,

Моем руки мы с тобой

Бокс, моем руки

Просмотр передачи детского канала Тесла Кидс( познавательное видео «Профессор, как появилось мыло»)

- Вместо мыло в нашей стране использовали щёлок, который делали из золы и отвара растений. Такую смесь для мытья и стирки умели изготавливать в каждом доме. Так и стало развиваться специальное ремесло – поташное дело.Как же появлялся поташ? В больших каменных очагах разводили сильный огонь, поддерживая его дровами. В деревянном корыте смешивали горячую воду и древесную золу. Этим раствором поливали костер и внимательно следили, чтобы он не потух. Появились специально обученные люди, которых называли «поливАла». Под костром появлялся слой поташа. Чем дольше поливали, тем толще этот слой был. Когда он остывал, его кололи и складывали в бочки. В которые добавляли жир. Так получалось мыло. Кусок мыла изображен на гербе города Шуя. Мыло изготавливали в этом городе на шуйских мыловарнях. В это  мыло добавляли сливочное и миндальное масло.Но для получения поташа требовалось сжечь много дров. И тогда французский химик Николя Леблан получил соду из поваренной соли. Это отличный щелок (гидроксид натрия). Промышленное производства мыла появилось при Петре I. Стоило оно очень дорого.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫЛО И БАКТЕРИИ»

Половина детей образует круг. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого.
Педагог выбирает одного ребенка- мылом по считалке: «Мыло серо, да моет бело, в игру играем, мыло выбираем» Мыло встает вне круга. Остальные дети – бактерии, они плавают (бегают) в середине круга.
На слово : «Мыло!», ребенок быстро вбегает в круг и старается поймать бактерии, которые спешат  встать за товарища, который стоит в кругу. Мыло ловит те бактерии, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает из круга. Игра заканчивается, когда мыло поймает определенное количество бактерий. Затем воспитатель выбирает новое мыло. Игра повторяется.

Опыт «Что же такое мыло как вещество?»

Возьмем тарелку и капнем подсолнечное масло. Масло убегает от воды и собирается единым слоем, почему? ( потому что оно легче воды). Теперь все это размешаем. Масло разобьется на маленькие капельки, а потом поднимется на поверхность воды. А теперь добавим немного мыла и перемешаем. Как мы видим, мыло «съело» капельки масла. Дело в том, что на капельки жира набросились молекулы мыла, окружив их, растворили в воде.

Опыт «Пугливые перчинки»

Сейчас мы  увидим, как попадает грязь на руки. Возьмём тарелку с водой и молотый черный перец. Молотый перец сыпем на поверхность воды – это микробы, которые мы не видим. Теперь капаем в центр тарелки каплю жидкого мыла и наблюдаем как в тот же миг все перчинки, которые находились на поверхности воды уплывут с краю тарелки.

- Когда мы моем руки без мыла, грязь смывается или нет? Почему?

- Наша кожа выделяет вещество – кожное сало. Оно смешивается с грязью и пылью, поэтому вода не может его удалить. Мыло состоит из молекул, которые похожи на змейку. Голова змейки – любит воду она с неё нырнёт, а её хвостик воду не любит и от неё отталкивается, встанет вертикально над водой. Голова состоит из щёлока, а хвост из жира или масла. Хвостики любят прилепляться к микробам и грязи, окружая их со всех сторон и отрывая от поверхности кожи. Под микроскопом мыльные молекулы похожи на шарик, внутри которого, словно в ловушке находятся микробы. Такие шарики называются мицелы. При мытье рук мылом их образуется очень много. Они смываются водой.

У нас  есть коллекция мыла. Давайте рассмотрим ее.

- Какое мыло бывает по форме? Почему? (квадратное, круглое, прямоугольное, овальное). На производстве мылу предают форму путем прессования.

- Какое мыло бывает по цвету? (разного цвета)

- Какое мыло бывает по размеру? (большое, маленькое)

- Какое мыло бывает по запаху? (многообразие запахов)Добавляют эфирные масла растений и цветов.

- Какое мыло в бутылочках? (жидкое)

- Мыло кусковое, какое? (твёрдое)

( туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки)

- Что ещё помогает быть человеку или животному быть здоровым? Иммуните́т (лат. immunitas — освобождение) человека и животных — это способность организма поддерживать своё здоровье  индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов).

Подвижная игра «Микробы»

Дети делятся на две группы – «микробы» и «витаминки». Под музыку «витаминки» двигаются врассыпную по определённому пространству. «Микробы» озвучивают текст и двигаются навстречу к «витаминкам»:

Раз, два,

Раз, два.

Мы - микробы, мы - орда.

Разбегайтесь, кто – куда,

Заразим вас без труда!

Звучит ритмичная музыка. По сигналу: «Микробы наступают»,  дети – «витаминки» берут лёгкие набивные мячи, имитирующие витамины (лук, чеснок), целясь, производят «атаку» на «микробы». «Микробы» выбывают из игры, если мяч попадает в них.

Просмотр передачи Как делают мыло? - Почемучка - С добрым утром, малыши! - История мыла.

П/игра «Берегись микробов»

Описание игры: дети с масками микробов «Микробы» (3 человека, а все остальные дети с медицинскими масками. Звучит музыка, дети гуляют, а микробы спят. Музыка останавливается, микробы выбегают, а дети надевают маски, кто не успевает одеть маску микроб забирает к себе.

Руки мой после игры и после туалета!

С улицы пришел – опять не забудь про это!

И еще закон такой – руки мой перед едой!

Алгоритм «Правильно моем руки»

Что там за вирус крадётся во мгле,

Хочет он главным стать на Земле,

Только его мы прогоним с тобою,

Крепко накрепко двери закроем,

Помни, оружие с нами всегда,

Мыло и щётка, салфетки, вода,

Очень боится вирус детишек,

Сильных, спортивных, а не трусишек.

Будем следить мы за тем, что едим,

И непременно его победим.

Щит у нас крепкий – иммунитет,

С ним проживём мы спокойно без бед.

Где вредный вирус, пропал без следа,

Он не вернётся теперь никогда.

Чтение Елена Ульева «Как мы победили коронавирус» ( 17.30)

Давайте возвращаться из нашего путешествия, встанем в кружок и произнесём волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в ребяток превратились!

Настольно – печатная игра «Пандемия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе

картотека культурно гигиенических навыков в старшей группе...

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май)

ФЕВРАЛЬI неделяТема: «Как умываются животные»Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность. Уметь сопровождать свою деятельность речью...

Презентация на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе"

В данной презентации подробно представлены формы, приемы, этапы, используемые методы и приемы работы по воспитанию КГН. А также ожидаемые результаты от работы с детьми и родителями. В заключении излож...

Проект творческо – информационный по правилам дорожного движения в старшей группе компенсирующей направленности «Пешеходный переход»

Проект, посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города и соблюдение правил дорожного движения.Актуальность проекта ...