Особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Норова Марина Рустэмовна

Материал раскрывает некоторые особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 218»

660005, Россия, Красноярский край, город Красноярск,  ул. Краснодарская, д. 3А, тел. 224-75-30, e-mail: mdou218@list.ru 

ОКПО 41069145, ОГРН 1022402484092, ИНН 2465041229, КПП 246501001

«Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Номинация: « Оформление классов, групп, кабинетов, уголков безопасности, информационных стендов»

        Дошкольный возраст, самый  благодатный период, когда ребенок «впитывает» всю информацию, полученную из окружающего его общественного мира, мира людей и мира предметов.

По мнению Л.С. Выготского Ребенок овладевает собой, собственным поведением при помощи особой культурной техники знаков, освоенной в процессе социального взаимодействия (обучения, воспитания) [1]. 

       Задача педагога и родителей сделать так, чтоб это окружение стало как можно интереснее, доступнее, насыщеннее и познавательнее для каждого ребенка в группе, особенно для детей с нарушением зрения.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гарантирует всем детям дошкольного возраста равный старт в получении образования. Учитывает  индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования  — особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Основными принципами ФГОС ДО являются:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования и т.д.) [3].

         Одна и задач ФГОС ДО- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательной областью развития детей, охватывающей тему обучения основам безопасного поведения на дорогах, является область социально-коммуникативное развитие, направленная на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [3].

 Также образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек. [3].

Основываясь на многолетнем опыте работы,  с детьми дошкольного возраста, современных тенденциях в системе дошкольного образования, ФГОС ДО,  представляю свою работу в номинации « Оформление классов, групп, кабинетов, уголков безопасности, информационных стендов»

   Работу в данном направлении выстраиваю, создавая специальные условия,  прежде всего, изменяю развивающую предметно - пространственную среду,  для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы социальной  адаптации, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий.

Также направлением моей работы является, просветительская деятельность среди родительской общественности воспитанников группы, которая реализуется мной в виде различных совместных с родителями  мероприятий и проектов. «В здоровом теле - здоровый дух», «Светофория», «Знатоки дороги», проведены онлайн конференции на платформе ZOOM, где освещен вопрос о безопасных поездках с детьми в автомобиле»

В группе создан уголок «Безопасность» охватывающий несколько направлений: социальную безопасность, пожарную безопасность и безопасность на дороге, который включает в себя стенд с различными настольно-печатными дидактическими играми такими, как «Загадки-отгадки», «профессии», «Ребусы», «Дорожные ситуации», «Азбука города», «Безопасность на дороге», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Дорожные знаки-лото», «Домино «Дорога», Лепбук и т.д и методическими пособиями «Три сигнала светофора», «Беседы с детьми», а также картотекой подвижных игр по правилам дорожного движения, для детей моей возрастной группы.

В уголке безопасности размещены макеты «Улицы города», где дети могут разыгрывать различные сюжеты режиссерских игр, происходящих на дорогах города, там же расположено, ковровое покрытие, имеющее рисунок улиц города дающее детям возможность выйти за рамки макета и развернуть сюжет игры в более широком плане.

Пособия для детей с нарушением зрения должны быть своеобразны, иметь определенный размер и цветовую гамму, нести тренировочную зрительную нагрузку поэтому одним из специфических пособий данного уголка безопасности является настенный зрительный тренажер «Мы едем, едем, едем». Изготовлен он в виде городской улицы с домами и парковочными местами. Вместе с воспитателем, при помощи световой указки, дети могут перемещаться на машине по дороге, прослеживая путь глазами, тем самым тренируя зрительную функцию глаз, что способствует наработке не только знаний правил дорожного движения, но и повышению остроты зрения детей. Это пособие имеет огромный интерес у детей и выполняет одну из коррекционных задач в работе с детьми с нарушением зрения.  

К уголку безопасности относится, стеллаж совмещенный со столом на котором находятся автомобили различных марок и назначений, там же расположены атрибуты для игр: фуражка полицейского, автомобиль-полиция, жезл, форма сотрудников ДПС, рация, пешеходный переход дорожные знаки, светофор для транспорта и пешеходов и многое другое.

Моими, совместными усилиями с родителями были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения, сшита большая мягкая модель полицейской машины ДПС, машины скорой помощи и пожарная машина связан светофор, данные атрибуты отвечают принципу трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды. Дети сами выбирают, где и когда расположится эта машина. Так же при помощи родителей уголок пополнен и другими атрибутами для игр.

Много дидактических пособий сделано своими руками, с использованием сети интернет, такие как лепбук[4]. по правилам дорожной безопасности, макет дороги.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Хрестоматия по детской психологии. М.:ИПП, 1996.С26-32.
  2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7лет.-М.: Мозаика- Синтез,2009.-112с.
  3. URL https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/ Приказ № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (дата обращения 1.12.20г)
  4. URL//Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ.RU» Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 | ISSN 2587-9545 |


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности корекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями...

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности...

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В современных условиях задача дошкольной организации обеспечить получение дошкольного образования в доступной форме каждому ребёнку, исходя из его зоны актуального и ближайшего развития. Каждый ребено...

Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра

В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...