Читаем с пользой
консультация по обж (подготовительная группа)

Черских Галина Михайловна

   Детская художественная литература доступное и эффективное средство закрепления представлений по ПДД. Однако при переиздании книг не всегда учитываются современные требования Правил дорожного движения. Это, в свою очередь, отражается на формировании достоверных представлений у детей. В ПДД поправки вносятся часто,поэтому автор советует при выборе книг для чтения детям проявлять разумную осторожность или сразу объяснять изменения, которые внесены в правила дорожной безопасности.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_s_polzoy.docx190.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttps://fs00.infourok.ru/images/doc/52/65160/hello_html_3dfae5e.png

Читаем с пользой

   Детская художественная литература является доступным и увлекательным средством закрепления Правил дорожного движения.

Детские писатели образно объясняют поведение героев в ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, тем самым расширяя детский жизненный опыт.

Дети вместе с героями переживают происходящие события, сочувствуют им, оценивают  поступки персонажей, сравнивают свое поведение по аналогии с прочитанным. Правильно выбранная книга заставляет ребенка задуматься, прочувствовать то, что невозможно в повседневной жизни, понять значимость соблюдения правил безопасности и увидеть возможные последствия нарушений.

    Писатели в своих рассказах, стихах ставят задачи научить, предупредить, обезопасить детей в современном мире, переполненном транспортом.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в обучении дошкольников.

 Необходимо помнить, что восприятие и ценность прочитанной книги напрямую зависит от уровня развития представлений ребенка, соответствия возрастным возможностям. Сразу после чтения нужно еще раз сделать выводы о том, что нельзя делать на дороге.

   В последнее время в детских издательствах выходят большими тиражами книги, посвященные Правилам дорожного движения для дошкольников. Однако, анализ художественной литературы, особенно пособий, рекомендуемых для занятий с детьми, показал, что они нередко грешат грубыми ошибками, неточностями, невнятностью дорожных ситуаций. В них не учитываются современные требования Правил дорожного движения. Это, в свою очередь, отражается на формировании достоверных представлений у детей. Поэтому при выборе книг нужно проявлять разумную осторожность.

   В Правила дорожного движения поправки вносятся очень часто. Они постоянно изменяются и дополняются. Некоторые нововведения, продиктованные современностью, заслуживают отдельного внимания и объяснения детям.

   Отдел пропаганды управления ГИБДД УВД Белгородской области не раз предупреждал о грубейших ошибках и неточностях, которые допускаются при обучении детей, использовании устаревших терминов.

Некоторые из них десятки лет назад были  изъяты из ПДД. Необходимо приучать ребенка говорить правильно.

Неправильно

Правильно

  Улица

Дорога

  Мостовая

Проезжая часть

  Машина

  Автомобиль,  

  транспортное    

   средство

  Ряд

 Полоса движения

   Свет, цвет, огонь, глаз

 Сигнал светофора  

   Постовой

  Регулировщик,

   инспектор ДПС

   Островок безопасности

     

 нет  такого понятия

Опираясь на общие требования к отбору художественной литературы, можно отметить несколько произведений, в которых ярко представлены правила дорожной безопасности. Это: Т.А. Шорыгина «Волшебный мяч»,  И. Серяков «Законы улиц и дорог»,  А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»,  В. Ардов «Огнехвостик»,  Д. Орлова «Как Стобед качался на качелях». А так же поэтические произведения: С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»,  «Самый лучший переход»,  О. Бедарев «Если бы...» и другие.

   Взрослые, занимаясь с детьми, должны сами хорошо разбираться в дорожных  знаках и Правилах дорожного движения. Учиться вместе с детьми непозволительно.

   На практике бывает очень часто, что даже взрослые люди путают группы знаков, неправильно их называют, неверно истолковывают предписания, следовательно, преподносят детям искаженную недостоверную информацию. Например, часто ошибаются, объясняя значение знаков «Пешеходный переход». Они имеют одинаковое название, но один из них предупреждающий для водителей, а другой из группы информационно-указательных для пешеходов, о том, что через дорогу нужно переходить именно в этом месте.  Или неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети». Этот знак вовсе не предусматривает переход через дорогу здесь, а лишь информирует водителя, что на дороге  неожиданно могут появиться дети, так как рядом находятся школа или  детский сад, ему надо быть предельно внимательным и снизить скорость. Такие ошибки иногда встречаются в книжных иллюстрациях художников, а в детских книгах картинок всегда с избытком.

   Следует помнить, что дорожные знаки в основном предназначены для водителей. Детям нужно знать  значение тех знаков, которые работают в первую очередь на обеспечение  безопасности пешеходов. Это: «Пешеходный переход» (наземный, подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка». 

  Уважаемые родители!  Читайте детям, обсуждайте прочитанное, но помните:  если уж очень хочется приобрести  «неправильную» книгу, сразу  объясните ребенку, что в ней не так!

Литература

  1. Белая К.Ю.  Как обеспечить безопасность дошкольников.

          М., «Просвещение», 2017.

  2. Клочанов Н.И.   Дорога, ребенок, безопасность.

          Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.    

3  Кобылянская, Т. М. Роль художественной литературы в обучении детей правильному поведению на улице / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. —Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3176/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать старшим дошкольникам»

Консультация для родителей «О пользе чтения книг  или что и как читать старшим дошкольникам»...

Библиотерапия. Читаем с пользой для души

Рекомендации для взрослых об эффективности совместного чтения произведений художественной литературы....

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...

Сидим дома с пользой: учимся читать.

Материал для родителей....

В чём польза страшных сказок . И как правильно читать их с детьми

laquo;Бармалей» Чуковского, истории братьев Гримм, страшилки Успенского — многие современные родители отказываются читать детям такие сказки, потому что считают, что в них слишк...

«О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.Именно чтение выполняет не то...