Консультация для воспитателей
консультация по обж

Тюлюш Сайлык Викторовна

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Но так как большую часть времени дети проводят с воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель, чтобы не превысить своих полномочий

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Но так как большую часть времени дети проводят с воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.

Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизнь дошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинских работников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что если медсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штате дошкольной образовательной организации?

Разберемся, как следует воспитателю поступать в подобных ситуациях и где заканчивается зона его ответственности.

Имеет ли право воспитатель оказывать первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относится к мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средств образовательной организации. Период обучения – 1 раз в три года. Порядок, форму и оформление результатов обучения также определяет работодатель.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья детей обеспечивается в т. ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи. В тоже время, следует помнить, что находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОО: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены под подпись.

Какие ситуации требуют оказания первой помощи

С детьми случаются разные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни5. Первую помощь оказывают только при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

- отсутствие сознания;

- остановка дыхания и кровообращения;

- наружные кровотечения;

- инородные тела верхних дыхательных путей;

- травмы различных областей тела;

- ожоги;

- отморожения;

- отравления.

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокая температура или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При восьми неотложных состояниях предусмотрены следующие мероприятия первой помощи:

- оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;

- вызвать скорую медицинскую помощь;

- определить сознание;

- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;

- определить признаки жизни у пострадавшего;

- провести сердечно-легочную реанимацию;

- остановить наружное кровотечение;

- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

- придать оптимальное положение тела пострадавшему;

- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;

- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимо оказывать в определенной последовательности и варьировать в зависимости от состояния пострадавшего. Алгоритм действий педагога с учетом этой последовательности представлен в виде памятки в приложении 1.

Таким образом, ни применение лекарственных препаратов, ни обработка ран не входят в перечень мероприятий первой помощи, и, значит, воспитатель не обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – это фактически назначение лечения, которое требует определенных медицинских знаний. Такое право имеет врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

ВАЖНО:

- Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется.

- Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.

Какую ответственность несет воспитатель
за неоказание первой помощи:

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

В преддверии летнего периода, для которого характерно увеличение травмоопасных ситуаций, проведите с педагогами консультацию. Используйте материалы сайта «Все о первой помощи» – allfirstaid.ru. Он содержит информацию, которая соответствует действующему законодательству. Предложите педагогам оценить свои знания с помощью анкеты (приложение 2).

Приложение 1

Памятка для педагогов «Последовательность действий
при оказании первой помощи ребенку»

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи. 

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений). 

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д. 

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Приложение 2

Анкета для педагогов
«Вопросы оказания первой помощи детям»

Уважаемые коллеги!

Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты. 

1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

 любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

 любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии специальной подготовки и (или) навыков;

 только медицинский работник.

2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

 ожоги;

 отравление;

 боли в животе;

 травмы различных областей тела;

 наружные кровотечения;

 отсутствие сознания;

 высокая температура;

 инородные тела верхних дыхательных путей;

 остановка дыхания и кровообращения;

 боли в груди;

 отморожения.

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

 вызов скорой медицинской помощи;

 определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

 определение сознания;

 оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

 восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

 придание оптимального положения телу;

 сердечно-легочная реанимация;

 обработка ран;

 временная остановка наружного кровотечения;

 выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

 применение лекарственных препаратов;

 контроль состояния и оказание психологической поддержки;

 передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

 конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

 голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

 грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой медицинской помощи?

 обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

 наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

 промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

 если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

 наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

 в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

 запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

 спросить у ребенка, как его зовут;

 аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»;

 поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

 ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

 выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

 если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

 вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

 вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

 вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

 прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованной зоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

 удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

 вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощь при необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...