Технология социального развития дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
статья по обж (старшая группа)

Вологдина Светлана

Технология социального развития дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Опыт, полученный в детстве, будет способствовать формированию определенного взгляда на социум и свое место в нем. Ребенок может ощущать себя в безопасности, а может считать, что люди настроены по отношению к нему враждебно. Это мнение будет складываться из тех событий, которые вызовут у ребенка эмоциональный отклик. Из одних и тех же событий дети могут приобрести различный социальный опыт, получить разные впечатления, сформируют свое индивидуальное поведение.

Эффективным средством развития социального опыта у дошкольников являются театрализованные игры.

Рассмотрим, как проводилось социальное развитие дошкольников в ходе организации театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Морозко» с использованием карт Проппа.

Мы прочитали детям сказку и предложили рассмотреть карты Проппа.

 

Мы попросили соотнести сюжет с изображением на карте:

- Что изображено на первой карте? (Девочка покидает дом)

- Что обозначает карта «враг начинает действовать»? Кто был врагом девочки? (Мачеха)

- Что изображено на карте «герой выдерживает испытание»? Какое испытание девочка выдержала? (не замерзла в лесу).

- Что обозначает карточка «Герою дается новый облик»? (девочку наградил Морозко, подарил ей красивую шубку, платье).

- Что обозначает карточка «Героя не узнают дома?» (Девочку не узнала мачеха и дочка, позавидовали ей).

- Наблюдается ли счастливый конец в сказке «Морозко», как на последней карте? Как вы думаете?

Некоторые дети отметили, что у сказки счастливый конец, девочка победила злую мачеху. Но были и такие дети, которым было жалко дочку мачехи, которая замерзла в лесу.

С помощью карт Проппа дети пересказывали сказку.

Во время беседы по сказке пришлось уточнить значение таких слов, как «мачеха», «падчерица». Так дети узнали, что падчерица – это не родная дочка, а мачеха – это чужая мама, которая вышла замуж за отца.

Для подготовки к театрализованной игре мы организовали беседу по содержанию и знанию социальных норм поведения:

- Расскажите, какая была дочка у старика? (работящая, добрая, заботливая).

- А какая была дочка у мачехи? (ленивая, жадная, грубая).

- Как относилась мачеха к падчерице и к родной дочке? (родную дочку жалела, а падчерицу заставляла работать).

- Как относилась падчерица к работе? (все выполняла).

- Куда заставила мачеха отвезти дочку старику? (в лес).

- А почему она так поступила? (хотели изжить ее со свету)

- А какая погода стояла в лесу? (мороз).

- Кого встретила девушка в лесу? (Мороза).

- Что подарил Мороз девушке? (шубу, платье, сундук)

- Что сказала собачка, когда увидела старика с дочкой? (Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!).

- А что ответила мачеха собачке? («На блин возьми и скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!»).

- Сколько раз повторяла собачка? (три раза).

- Как отреагировала старуха, когда приехал старик со своей дочкой? (разозлилась, потребовала, чтобы старик отвез и ее дочь в лес).

- Что случилось со старухиной дочкой в лесу? (Мороз ее заморозил).

- А почему ее мороз заморозил? (потому что она злая была и жадная).

После беседы мы предложили детям распределить роли:

- Каких героев мы будем играть в спектакле? (дедушка, его дочка, мачеха, ее дочь, собачка, Мороз).

- Как мы оденем наших героев?

Дети предложили дедушке шапку, бабушке платок, Морозу – красную кофту.

- Какой реквизит нам понадобится? (сундук, красивая шубка, платье, блины).

После того как роли распределили, подобрали реквизит, артисты начали играть, а зрители заняли места на стульчиках.

По мере игры мы подсказывали сюжет или реплики отдельных героев. С помощью карт Проппа дети хорошо запомнили сказку и в точности ее воспроизводили. Тем детям, которые забывали слова, подсказывали другие. После того как сказка была сыграна, дети поменялись ролями. Зрители тоже изъявили желание попробовать себя в роли артистов. Мы распределили детей на три подгруппы, которые самостоятельно играли в сказку.

Сказки у детей получились разные:

В одной группе детям не понравился плохой конец, и они решили оживить мачехину дочку, которая потом стала хорошей.

В другой группе, Мороз красный нос подарил девушке сотовый телефон, куклу и бусы.

В третьей группе придумали продолжение сказки: дочка старика вышла замуж за принца, которого потом похитила злая колдунья.

Таким образом, в ходе игры дети постигали социальные нормы поведения, стремились их проявлять в ходе постановки сказки.

Отметим, что детям понравилось играть в спектакль, они распределяли роли, учились договариваться, помогали друг другу, если кто-то забывал слова.

Важным для социального развития являлось то, что дошкольники пробовали себя - то в роли злой мачехи, то в роли доброй дочери. Они учились сопереживать, постигали мир социальных отношений.

 

Список литературы

  1. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – Москва:  Академия, 2004. – 240 с.
  2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова. – Москва: Школьная пресса. 2000. – 127 с.
  3. Попова Е. П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа-детский сад». Автореф. дисс. кан.пед.наук / Е. П. Попова.–Кострома. – 1998. – 32 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sots.docx271.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технология социального развития дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Опыт, полученный в детстве, будет способствовать формированию определенного взгляда на социум и свое место в нем. Ребенок может ощущать себя в безопасности, а может считать, что люди настроены по отношению к нему враждебно. Это мнение будет складываться из тех событий, которые вызовут у ребенка эмоциональный отклик. Из одних и тех же событий дети могут приобрести различный социальный опыт, получить разные впечатления, сформируют свое индивидуальное поведение.

Эффективным средством развития социального опыта у дошкольников являются театрализованные игры.

Рассмотрим, как проводилось социальное развитие дошкольников в ходе организации театрализованной игры по мотивам русской народной сказки «Морозко» с использованием карт Проппа.

Мы прочитали детям сказку и предложили рассмотреть карты Проппа.

Мы попросили соотнести сюжет с изображением на карте:

- Что изображено на первой карте? (Девочка покидает дом)

- Что обозначает карта «враг начинает действовать»? Кто был врагом девочки? (Мачеха)

- Что изображено на карте «герой выдерживает испытание»? Какое испытание девочка выдержала? (не замерзла в лесу).

- Что обозначает карточка «Герою дается новый облик»? (девочку наградил Морозко, подарил ей красивую шубку, платье).

- Что обозначает карточка «Героя не узнают дома?» (Девочку не узнала мачеха и дочка, позавидовали ей).

- Наблюдается ли счастливый конец в сказке «Морозко», как на последней карте? Как вы думаете?

Некоторые дети отметили, что у сказки счастливый конец, девочка победила злую мачеху. Но были и такие дети, которым было жалко дочку мачехи, которая замерзла в лесу.

С помощью карт Проппа дети пересказывали сказку.

Во время беседы по сказке пришлось уточнить значение таких слов, как «мачеха», «падчерица». Так дети узнали, что падчерица – это не родная дочка, а мачеха – это чужая мама, которая вышла замуж за отца.

Для подготовки к театрализованной игре мы организовали беседу по содержанию и знанию социальных норм поведения:

- Расскажите, какая была дочка у старика? (работящая, добрая, заботливая).

- А какая была дочка у мачехи? (ленивая, жадная, грубая).

- Как относилась мачеха к падчерице и к родной дочке? (родную дочку жалела, а падчерицу заставляла работать).

- Как относилась падчерица к работе? (все выполняла).

- Куда заставила мачеха отвезти дочку старику? (в лес).

- А почему она так поступила? (хотели изжить ее со свету)

- А какая погода стояла в лесу? (мороз).

- Кого встретила девушка в лесу? (Мороза).

- Что подарил Мороз девушке? (шубу, платье, сундук)

- Что сказала собачка, когда увидела старика с дочкой? (Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!).

- А что ответила мачеха собачке? («На блин возьми и скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!»).

- Сколько раз повторяла собачка? (три раза).

- Как отреагировала старуха, когда приехал старик со своей дочкой? (разозлилась, потребовала, чтобы старик отвез и ее дочь в лес).

- Что случилось со старухиной дочкой в лесу? (Мороз ее заморозил).

- А почему ее мороз заморозил? (потому что она злая была и жадная).

После беседы мы предложили детям распределить роли:

- Каких героев мы будем играть в спектакле? (дедушка, его дочка, мачеха, ее дочь, собачка, Мороз).

- Как мы оденем наших героев?

Дети предложили дедушке шапку, бабушке платок, Морозу – красную кофту.

- Какой реквизит нам понадобится? (сундук, красивая шубка, платье, блины).

После того как роли распределили, подобрали реквизит, артисты начали играть, а зрители заняли места на стульчиках.

По мере игры мы подсказывали сюжет или реплики отдельных героев. С помощью карт Проппа дети хорошо запомнили сказку и в точности ее воспроизводили. Тем детям, которые забывали слова, подсказывали другие. После того как сказка была сыграна, дети поменялись ролями. Зрители тоже изъявили желание попробовать себя в роли артистов. Мы распределили детей на три подгруппы, которые самостоятельно играли в сказку.

Сказки у детей получились разные:

В одной группе детям не понравился плохой конец, и они решили оживить мачехину дочку, которая потом стала хорошей.

В другой группе, Мороз красный нос подарил девушке сотовый телефон, куклу и бусы.

В третьей группе придумали продолжение сказки: дочка старика вышла замуж за принца, которого потом похитила злая колдунья.

Таким образом, в ходе игры дети постигали социальные нормы поведения, стремились их проявлять в ходе постановки сказки.

Отметим, что детям понравилось играть в спектакль, они распределяли роли, учились договариваться, помогали друг другу, если кто-то забывал слова.

Важным для социального развития являлось то, что дошкольники пробовали себя - то в роли злой мачехи, то в роли доброй дочери. Они учились сопереживать, постигали мир социальных отношений.

Список литературы

  1. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – Москва:  Академия, 2004. – 240 с.
  2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова. – Москва: Школьная пресса. 2000. – 127 с.
  3. Попова Е. П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа-детский сад». Автореф. дисс. кан.пед.наук / Е. П. Попова.–Кострома. – 1998. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности....

Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"

Этот материал будет полезен для старших воспитателей. Подробно описан ход педагогического совета....

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Театр - это волшебный край в которомребенок радуется играя, а в игре онпонает мирГ. И. Мерзлякова...

Развитие социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий

Медникова К. А.Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ          Понятие "социальный ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медникова К. А.Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ          Понятие "социальный ...

«Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»

Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошк...

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...