«Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»
методическая разработка по развитию речи

Плюснина Александрина Анатольевна

Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

https://aktiviteparki.com/wp-content/uploads/2018/02/kukla_sov.jpg

«Развитие речи дошкольников посредством

театрально-игровой деятельности»

Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна,

учитель-логопед

Панаевск, 2019


«Развитие речи дошкольников посредством

театрально-игровой деятельности»

«А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…»

Что такое речь?

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит слоги, потом короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. 

Как писал В.Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

Мы должны:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Для решения всех этих задач необходима предметно – 

пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.

Для этого можно создать театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также: картотеки игр и упражнений: картотека мнемотаблиц, физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

Выделим формы организации театрализованной деятельности:

  • Проигрывания отрывка из сказок;
  • Прослушивания сказок, потешек, стихотворений;
  • Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
  • Пантомимические этюды и упражнения;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковые игры со словами;
  • Разучивание чистоговорок;
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

  • Дети приобретают уверенность в себе.
  • Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
  • Дети умеют строить диалог.
  • Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
  • Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
  • Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
  • Дети умеют распределять между собой обязанности.
  • Дети могут запомнить и описать любимого героя.
  • Дети сочиняют этюды по сказкам.

Также важна работа с родителями. Родители должны поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАНАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» «Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна, у читель-логопед

Слайд 2

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

Слайд 3

РЕЧЬ : Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Слайд 4

слоги п ростые слова фразы предложения

Слайд 7

Игра – спутник детства! Познание Дошкольного Детства И Г Р а

Слайд 8

Речь является необходимом компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важно создать благоприятную ситуации, способствующую активному участию в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации.

Слайд 9

Мы должны: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности ; Обогащать словарь детей , активизировать его; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать положительное отношение к театральным играм , желание играть с театральными куклами , эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Слайд 10

Ф ормы организации театрализованной деятельности: Проигрывания отрывка из сказок; Прослушивания сказок, потешек, стихотворений; Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом; Пантомимические этюды и упражнения; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Пальчиковые игры со словами; Разучивание чистоговорок ; Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Слайд 11

уверенность в себе играют в коллективе ДЕТИ находить компромисс строить диалог снимать напряжение использовать средства выразительности драматизации самостоятельно выбирать распределять между собой обязанности запомнить и описать любимого героя сочиняют этюды произносить скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями

Слайд 12

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...