Главные вкладки

    «Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»
    методическая разработка по развитию речи

    Плюснина Александрина Анатольевна

    Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

    https://aktiviteparki.com/wp-content/uploads/2018/02/kukla_sov.jpg

    «Развитие речи дошкольников посредством

    театрально-игровой деятельности»

    Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна,

    учитель-логопед

    Панаевск, 2019


    «Развитие речи дошкольников посредством

    театрально-игровой деятельности»

    «А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит…»

    Что такое речь?

    Речь – умение, способность человека говорить.

    Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка.

    Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

    С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит слоги, потом короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. 

    Как писал В.Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

    Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.

    Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

    Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

    Мы должны:

    • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
    • Обогащать словарь детей, активизировать его;
    • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
    • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

    Для решения всех этих задач необходима предметно – 

    пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.

    Для этого можно создать театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также: картотеки игр и упражнений: картотека мнемотаблиц, физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

    Выделим формы организации театрализованной деятельности:

    • Проигрывания отрывка из сказок;
    • Прослушивания сказок, потешек, стихотворений;
    • Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
    • Пантомимические этюды и упражнения;
    • Дыхательная гимнастика;
    • Артикуляционная гимнастика;
    • Пальчиковые игры со словами;
    • Разучивание чистоговорок;
    • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

    • Дети приобретают уверенность в себе.
    • Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
    • Дети умеют строить диалог.
    • Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
    • Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
    • Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
    • Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
    • Дети умеют распределять между собой обязанности.
    • Дети могут запомнить и описать любимого героя.
    • Дети сочиняют этюды по сказкам.

    Также важна работа с родителями. Родители должны поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

    Спасибо.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАНАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» «Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна, у читель-логопед

    Слайд 2

    «А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

    Слайд 3

    РЕЧЬ : Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

    Слайд 4

    слоги п ростые слова фразы предложения

    Слайд 7

    Игра – спутник детства! Познание Дошкольного Детства И Г Р а

    Слайд 8

    Речь является необходимом компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важно создать благоприятную ситуации, способствующую активному участию в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации.

    Слайд 9

    Мы должны: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности ; Обогащать словарь детей , активизировать его; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать положительное отношение к театральным играм , желание играть с театральными куклами , эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

    Слайд 10

    Ф ормы организации театрализованной деятельности: Проигрывания отрывка из сказок; Прослушивания сказок, потешек, стихотворений; Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом; Пантомимические этюды и упражнения; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Пальчиковые игры со словами; Разучивание чистоговорок ; Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Слайд 11

    уверенность в себе играют в коллективе ДЕТИ находить компромисс строить диалог снимать напряжение использовать средства выразительности драматизации самостоятельно выбирать распределять между собой обязанности запомнить и описать любимого героя сочиняют этюды произносить скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями

    Слайд 12

    Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

    Слайд 13

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

    Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

    Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

    Проект направленный на развитие речевой деятельности...

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

    развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

    Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

    Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

    Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

    Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...