Педагогический проект "Азбука безопасности"
проект по обж (старшая группа)

Манякина Юлия Александровна

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_bezopasnosti.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового и безопасного образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.

Особенности проекта:

По виду: познавательно-речевой

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей  группы (5-6 лет)

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По количеству участников: коллективный

Ожидаемые результаты

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- знание правил безопасного поведения на улицах города;

- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Содержание деятельности, осуществляемая детьми

1. Речевое развитие

2. Познавательное развитие

3. Социально-коммуникативное развитие

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Физическое развитие

Речевая

Познавательная

Коммуникативная

Игровая

Продуктивная

Двигательная

1.Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий.  

К.Чуковский «Путаница»

С.Я.Маршак «Кошкин дом»

 Шарль Перро«Красная шапочка»

К Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»

С.Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»

А.Дмитриев «Бездомная кошка»

2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3. Рассматривание  мнемотаблиц

1.Просмотр  и проведение наблюдений, исследований, опытов.

 2.Просмотр и обсуждение презентаций «Как я в детский сад иду», «Мы едем на автобусе», «Один дома», «Дорога».

3. Создание коллажа по теме проекта.

4.Рассматривание  иллюстраций, плакатов, фотографий, энцеклопедий.

5. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением:

-«Три медведя»

-«Волк и семеро козлят»

-«Котауси и Мауси»

-«Дядя Степа»

-«Красная шапочка»

Азбука безопасности

Уроки тетушки Совы

5. Решение проблемных ситуаций.

1.Свободное общение на тему безопасность.

2.Составление рассказа при помощи мнемотаблиц.

3.Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта

4. Словотворчество детей и родителей «Сочинение рассказов о нашей безопасности»

Дидактические игры:

-Незнакомец

-Спаси  игрушку

-Найди предмет

- Луч фонарика

-Собери рюкзак спасателя

Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх

«Больница», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку»,  «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь»,                   « Водитель-пешеход»

 «Чтобы не случилось беды»

«Если я сделаю так»

Знакомство с нетрадиционной ИЗОтехниками лепка из соленого теста «Пожарный», «Колобок», Аппликация «Скорая помощь», «Котауси и Мауси».

Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».

 Конструирование пожарной машины из бумаги, коробок.

Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

1. Физкультурные занятия

2. Лечебная физкультура.

3.Дыательная гимнастика.

4.Пальчиковы игры.

5.Подвижные:игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,

«Слушай сигнал»,

«Потуши огонь», «Пожарная тревога».

7.Физминутки    «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

    - Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме;

    - Составить конспекты образовательной деятельности;

    - Составить перспективный план деятельности по проекту «Азбука безопасности»;

    - Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями;

    - Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

2. Основной этап.

     - Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах;

     - Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями;

     -  Осуществить контроль реализации проекта.

3. Заключительный этап.

     - Дополнить уголок безопасности дидактическим материалом и наглядными пособиями;

     - Обработать результаты реализации проекта;

     - Провести презентацию проекта в ДОУ

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Месяц

Реализуемая деятельность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Беседа:" Всем ребятам надо знать, как по улице шагать"

Цель: Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении.

2. Моделирование ситуации с использованием макета «Перекресток», «Улица» . Цель: учить находить правильное решение в создавшейся ситуации.

3. Дидактические игры: «Наша улица», «Светофор», «Переход».

4. Рисование «Моя улица»

1. Беседа « Если ребенок потерялся». Цель: Уточнить знания детей о большом городе; формировать знания о «чужих» и «своих»; объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми; уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона; объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми; уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью

2. Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации».

3. Дидактические игры: «Давайте познакомимся», «Я потерялся».

4. Рисование «Моя улица».

1. Рассказ — беседа «Что такое здоровье и как его сохранить и приумножить». Цель:  расширять и систематизировать знания детей о том, что необходимо для сохранения здоровья.

2. Чтение: А.Антилов «Зубки заболели», И.Семёнов «Как стать Неболейкой», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких».

3. Дидактические игры: «Умею- не умею», «Что хорошо, что плохо», «Предметы гигиены».

4. Аппликация «Строим детскую больницу»

1. Беседа: «Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности».

2. Занятие по решению проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось...»

3. Чтение рассказов Л. Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море», Е. Хоринский    « Спичка- невеличка»

4. Опыт: « Горит не горит»

1. Беседа «Небезопасные зимние забавы». Цель: Познакомить с правилами катания с горки, игры в снежки. Познакомить с опасными ситуациями зимой (тонкий лед, неизвестные тропики под снегом).

2. Опытная деятельность        . На примере льдинок, тонкой корочки льда - показать опасность при выходе на водоём.

3. Чтение         Т. А. Шорыгина «Волшебные вороны»,

«Как избежать неприятности на природе» - учить находить выходы из различных ситуаций.

4. Рисование «Зимние забавы»

1. Рассказ — беседа «Наши друзья и недруги» (электроприборы, лекарственные растения, бытовая химия, острые колющие предметы). Цель: закреплять правила обращения с бытовой техникой.

2. Чтение:С. Михалков «Как друзья познаются». «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» - помочь понять правило: всегда слушайся старших.

3. Дидактические игры: «Один дома», «Можно или нельзя»

4. Раскраски  «Службы безопасности 01, 02, 03»

1. Беседа «Микробы и вирусы». Цель: Развивать у детей понимание значения гигиенических процедур; дать элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

2. Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», «Про тебя самого», «Уроки Айболита».

3. Дидактические игры: « Кукла Маша заболела», «Польза-вред», «Пирамида здоровья», «Исправь ошибку».

1. Беседа «Знай и выполняй ПДД». Цель: Учить безопасному поведению на улице; объяснить где можно играть, а где нет; рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в разных ситуациях и пути решения сложившихся проблем.

2. Художественная литература для чтения и заучивания:

С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С Яковлев «Советы доктора Айболита»; О. Бедерев «Если бы…»; А. Северный «Светофор»; В. Семернин «Запрещается - разрешается»

3. Дидактические игры:

 «Угадай, какой знак», «Улица города», «Заяц и перекресток», «Дорожные знаки: запрещающие и разрешающие», «Желтый, красный, зеленый», «Чего не хватает?», «Собери автомобиль», «Отвечай быстро».

4. Рисование «Дорога»

1. Беседа «Безопасное поведение в природе». Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных ,уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.

2. Дидактические игры: «Мы знайки и умейки», «Экологический светофор», «Сьедобное –несъедобное», «Хорошо-плохо».

3. Чтение: А. Барто «Весенняя прогулка». Энциклопедии «Природа», «Окружающий мир», Т.А. Шарыгина «Экологические сказки».

4. Рисование «Безопасный отдых на природе».

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС №78

«Исток» г. Смоленска

____________ С.Н. Ермолаева

Рабочая программа проекта                                               «Азбука безопасности»

        Руководитель проекта:

Манякина Юлия Александровна

Смоленск, 2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Безопасность шаг за шагом"

В последние десятилетия количество потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций резко увеличилось. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или ...

Педагогический проект "Безопасная дорога"

Педагогический проект "Безопасная дорога" для детей дошкольного возраста по реализации задач ПДД. С диагностическим материалом....

Педагогический совет "Безопасность детей в наших руках".

В 2012- 2013 учебном году наш детский сад работал над проблемой обеспечения безопасности детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьёй. Итогом работы стал проводимый педагогический совет "Б...

Педагогический проект «Безопасность на дорогах»

Формирование  у детей  навыков  безопасного поведения   на  дороге....

Педагогический проект "Безопасный дом"

Данный проект отражает содержание  проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и узкими специалистами ДОУ по формированию навыков безопасного поведения детей в бы...

Педагогический проект: " Безопасность в быту"

проект посвящён актуальной проблеме, воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственной безопасности в быту. Актуальность проекта обусловлена тем, что дошкольный возраст харак...