"Правила пожарные знайте, правила пожарные строго соблюдайте"
проект по обж (средняя группа)

Шамшурина  Наталья Владимировна

Проект ориентирован на детей 4-5 лет. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по пожарной безопасности

Тема: «Правила пожарные знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Автор проекта:

Воспитатель Шамшурина Наталья Владимировна

Санкт – Петербург

2021

Краткая аннотация проекта:

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Проект организован с детьми среднего дошкольного возраста. Активное участие в создании предметно- пространственной развивающей среды приняли родители. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, проведение практических опытов с огнем. А также в работе с родителями: консультации, пополнение уголка ряжения костюмами пожарного и спасателя МЧС, участие в выставке рисунков совместно с детьми - «Нарушение правил безопасности в быту», «Чрезвычайные ситуации и их предупреждение». Участие в конкурсах: «Костюм МЧС для ЧС» в Главном управлении, приуроченный к 30-летию МЧС России Уникальный костюм «Спасатель будущего»;  во    Всероссийском детско-юношеском и молодежном конкурсе фото/видео творчества, посвященном 30-летию МЧС России, в номинации «Я б в спасатели пошел».

Актуальность

        Однажды, на прогулке, мы увидели, что из окон второго этажа идет густой черный дым. Мы с ребятами уже хотели позвонить в службу 112, но в этот момент приехало несколько пожарных расчетов. Около часа мы наблюдали за действиями пожарных: как одни подставляли лестницу к балкону, другие растягивали пожарные рукава, кто-то зашел в подъезд, Ребята очень волновались, что кто-то в квартире или сами пожарные могли пострадать. Мы увидели, что пожарные сбрасывали с балкона какие-то вещи, они были обгоревшие. Затем из подъезда они вывели бабушку и её увезли на скорой помощи. После этого, пожарные еще какое-то время оставались на месте происшествия. После того, вероятно, как они убедились, что все потушено, пожарные уехали. Ребята задавали много вопросов  о действиях пожарных, почему произошел пожар. Этот случай произвел очень сильное впечатление на  детей, а мы увидели, насколько мало дети знают о правилах пожарной безопасности.

      Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость.

       Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в разделе «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

        Поэтому определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но и закрепить правила поведения при пожаре. А также познакомить с профессией пожарных.

        С этой целью был разработан проект «Правила пожарные знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»

        При реализации проекта дети среднего дошкольного возраста в самой доступной игровой форме овладевают первоначальными знаниями по пожарной безопасности. Игра для детей – это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра – это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

         Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем.

Цель проекта:  формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  и их родителей о правилах пожарной безопасности, о значимости профессии «Пожарный»

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о правилах пожарной безопасности;

- формировать представления детей о поведении при возникновении пожара;

-дать представление о предметах, которыми детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые    плиты, печки;

- познакомить детей с профессией пожарного;

- познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода);

- обогащать словарь детей в соответствии с темой;

Развивающие:

- способствовать установлению и пониманию детьми причинно- следственных связей в ситуациях действия человека с огнем;

- способствовать освоению способов и средств речевой коммуникации в случаи опасности (обращении к другим людям за помощью, объяснение ситуации, предупреждение людей и др.);

-развивать внимательное отношение и осторожное обращение с горючими предметами;

- развивать осознание необходимости  выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасности  профессии;

- воспитывать чувство самосохранения.

 -воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.

Предполагаемый результат:

Дети понимают важность выполнения правил противопожарной безопасности.

Изменится отношение детей к своей безопасности и здоровью.

 Повысится компетентность участников  педагогического процесса  по вопросам пожарной безопасности.

Создание совместно с родителями видео-роликов «Костюм спасателя будущего»; «Я б в спасатели пошел», пошив костюмов.

Составление дополнительных разработок занятий, игр,  практических занятий.

Пополнение РППС по пожарной безопасности.

                                     

  Деятельность в рамках проекта

        В реализации проекта  использовались  разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказы, художественное слово, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, экспериментирование, проблемные ситуации, и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, родителям (вместе с детьми) было рекомендовано  посетить пожарную часть № 48  и Санкт-Петербургский Пожарно-спасательный колледж.  

       Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывали загадки, читали  стихотворения, рассказы. Особое внимание уделялось игровому методу работы.

       Также использовались самые разнообразные формы и методы работы по формированию пожарной безопасности:

- НОД (образовательная деятельность) -«Огонь - наш друг, огонь – наш враг» Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» - Цель: Расширять представление детей о бытовых причинах возникновения пожаров

- экскурсии в пожарную часть и по ДОУ, цель которых познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар.

- игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры («Огнеопасные предметы», Цель: формировать представления детей о предметах, которые очень часто являются причиной пожара; «Причины пожаров», цель игры закрепить знание основных причин пожара); сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные»);

- беседы(«Эта спичка – невеличка», цель – привести к пониманию, что от маленькой спички может случиться большая беда; «Люди героической профессии», цель - рассказать детям о людях, которые, рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма);

- художественная литература на пожарную тематику: К.И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; и другое.

      Использовался наглядный материал : яркие выразительный плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты; моделировались и разбирались заданные ситуации («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»); сочиняли истории «Что было бы если…», «Огонь – не забава»; Для проведения игр по привитию практических навыков поведения детей при угрозе пожара в группе была организована предметно-развивающая среда, которая позволяет развернуть, например, игру-драматизацию по произведению Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» или сюжетно-ролевую игру «Мы - пожарные». В группе оформлен информационный уголок для родителей «Чтобы не было пожара» и «Знать правила безопасного поведения при обнаружении пожара, значит быть готовым бороться за свою жизнь!»», где родители могут ознакомиться с необходимой информацией по пожарной безопасности и получить рекомендации. Широко использовались  плакаты, иллюстративный материал, макеты, выставки рисунков и поделок и т.п., в соответствии с возрастными особенностями детей.

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

-Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр.

-Технические условия: магнитофон, проектор.

-Информационные ресурсы: ноутбук, выход в интернет.

План реализации проекта

 О проекте

                                  Содержание

1.

Участники проекта

Воспитатели: Шамшурина Наталья Владимировна

                        Петрова Эльвира Александровна

Воспитанники средней группы «В»

Родители воспитанников средней группы «В»

2.

Возрастная группа

средняя

3.

Продолжительность

Среднесрочный с октября по  ноябрь 2020г.

4.

Этапы реализации проекта

I.Подготовительный этап.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.

1. Подбор методической и художественной литературы, сюжетных картин и иллюстраций по теме.

2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Правила пожарные знайте, правила пожарные строго соблюдайте!»

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4. Изготовление пособий, карточек, моделей.

5. Определение  тематики бесед.

6. Тематическое планирование.

7. Сбор информации.

8. Разработка конспектов НОД, сценариев развлечений.

5.

II. Основной этап

Реализация проекта (октябрь-ноябрь)

Месяц

НОД

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность


Октябрь

Беседа «Эта спичка – невеличка», «Спички не тронь – в спичках огонь»  Цель: Разъяснить опасность, которую могут причинить спички.

НОД Познавательное развитие. Тема: «Огонь - наш друг, огонь – наш враг» Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Папка – передвижка на тему: «Спичка не игрушка».

- Рекомендовать родителям просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука пожарной безопасности».

- Чтение стихотворения «Спички».

- Разбор ситуации  «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»

- Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Да – нет»

- Чтение «Сказка о непослушной спичке», К. И. Чуковский «Путаница

-Рассматривание иллюстраций  по теме.

-Раскрашивание картинок  из серии «Пожарная безопасность.

-Подвижная игра «Огонь и вода»

Октябрь

Опытно-экспериментальная деятельность:

Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», «Чем можно тушить огонь?» (просмотр опытов, снятых на видео)

Экскурсия  в ДОУ – знакомство с уголком противопожарной безопасности

Консультация

«Пожар в доме. Загорелась ваша квартира»

Памятка для родителей:

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Это надо знать!»

- Просмотр  экспериментов, выявление легковоспламеняющихся предметов, и средств пожаротушения.

- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Советы капитана Спичкина»

- Отгадывание загадок по пожарной безопасности

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные спешат на помощь»

Выясняют, какие предметы в группе могут помочь потушить огонь.

Рассматривание  альбома «Специальная техника.

Октябрь

Беседа «Люди героической профессии» цель - рассказать детям о людях, которые, рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма.

Для закрепления полученных знаний, рекомендовать родителям посещение пожарной части и Пожарно-спасательного колледжа.

Накопление материала для создания фото/видео материалов.

Помощь в создании видеоролика для конкурса «Костюм спасателя будущего»

- Обсуждение костюмов  пожарных и изобретение собственного костюма для пожарных-спасателей будущего.

- Дидактическая игра «Что нужно пожарному»

-Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой  «Пожарные собаки»

- Сочинение историй «Что было бы, если….»

- Лепка «Пожарная лестница»

- Рассматривание картинок  «Пожарный инструмент», «Знаки пожарной безопасности»

- Дидактическая игра: «Математические пазлы»

Ноябрь

Художественно-эстетическое развитие, рисование. Тема: «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» Цель: Расширять представление детей о бытовых причинах возникновения пожаров.

- Участие родителей в пополнении РППС – пошив костюмов «Пожарный» и «Спасатель МЧС»

- Изготовление макета «Пожарная часть»

- Чтение сказки «Кошкин дом» - обсуждение причины возникновения пожара.

- Проблемная ситуация: «Диалоги по телефону», «Вызов службы спасения»- способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

- Спортивные эстафеты: «Пожарный номер-01 «, «Спаси  куклу», «Лучший водитель пожарной машины».

-Конструирование  из лего, строительного материала «Пожарная техника».

Раскрашивание картинок по пожарной тематике

Ноябрь

Опытно-экспериментальная деятельность «Огонь дышит», «Пожары загрязняют воздух». (просмотр опытов снятых на видео)

Беседа «Электробытовые приборы»

Цель: Дать представление об опасности электробытовых приборов.

- Рекомендовать родителям  рассмотреть дома электробытовые приборы и объяснить детям их опасность.

- Участие совместно с детьми в выставке рисунков на тему: «Нарушение правил безопасности в быту», «Чрезвычайные ситуации и их предупреждение».

-Проведение опытов по изучению свойств огня.

- Инсценирование сказки «Колобок на новый лад»

- Составление творческих рассказов по картине:

    «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых»,

    «Спичка-невеличка и большой пожар»

- Строительные игры:

«Гараж для пожарных машин»

-Сюжетно ролевая игра «Пожарные».

- Игра-ситуация «Тушим пожар»

Ноябрь

Беседа «Предметы, требующие осторожного обращения»

Цель: формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

- Оформление информационного уголка  для родителей «Знать правила безопасного поведения при обнаружении пожара, значит быть готовым бороться за свою жизнь!»

-Памятка для родителей

«Это надо знать!»

- Беседа-рассуждение: «Зачем пожарному широкий пояс?», «Почему пожарное ведро конусной формы?», «Почему телефон пожарной охраны 01?

-Дидактическая игра «Продолжи предложение»

-Рисование «Пожарная машина»

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

- Раскрашивание картинок по пожарной тематике

Ноябрь

Спортивное развлечение «Спешим на помощь»

Беседа по картине «Где живет огонь»

Цель: Дать представление о способах применения огня, предметах, в которых он может находиться.

- Помощь в создании видеоролика для конкурса «Я б в спасатели пошел»

-Консультация

«Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности».

- Слушание песен о спасателях и пожарных, гимн МЧС

-Чтение и обсуждение художественной литературы: Распутин В. "Костер"

- Создание лэпбука  «Пожарная безопасность»

- Графомоторные дорожки.

- Игра «Найди лишнее»

-«Пазлы»

-Рассматривание сюжетных картинок

III. Заключительный этап

Ноябрь

Подведение итогов.

Создание презентации «Пожарная безопасность»

Создание фото/видео материалов для конкурсов.

Оценка результатов реализации проекта будет осуществляется по следующим показателям:

Определить представления детей можно с помощью вопросника по теме: "Пожарная безопасность":

1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?

2. Почему работу пожарного называют опасной?

3. Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

4. Почему возникают лесные пожары?

5. Хотели бы вы избрать профессию пожарного?

6. По какому телефону нужно звонить при пожаре?

Дети:

-Расширение кругозора детей, словарного запаса.        

- Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности.

- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в самовыражении, умении прийти на помощь товарищу.

- Наличие продуктов детской деятельности.

Педагог:

- Учебно-методический комплект по ознакомлению детей с противопожарной безопасностью;

- Повышение уровня технологической культуры (овладение современными педагогическими технологиями);

- Рост профессиональной компетентности.

Родители:

- Включенность родителей в проектную деятельность;

- Повышение уровня информированности по пожарной безопасности.

Распространение результатов проекта

В ходе проекта был создан видеоролик  «Уникальный костюм спасателя будущего», который занял первое место на районном этапе конкурса, и был номинантом на приз зрительских симпатий по Санкт-Петербургу. Также  было создан фото/видео клип «Я б в спасатели пошел». Посещение пожарной части и Пожарно-спасательного колледжа оставило большой эмоциональный след в душе ребят, а еще больше – родителей.

В результате работы над проектом была создана информационная  база по проектной деятельности, знакомству детей и родителей с правилами пожарной безопасности, что позволит в дальнейшем грамотно реализовывать цели и задачи проектной деятельности, а также, будет способствовать в будущем расширять работу по проекту с учетом возрастных особенностей детей. В результате изменится сознание участников образовательного процесса о личной безопасности и повысится ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности.

Используемая литература:

1.«Берегись огня!»: сборник методических разработок к занятиям по пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях //Сост. Горохова Н.А., Колесник Н.И., Кузнецова Е.А. – Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРРО», 2005. – 49 с.

2.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Пожарная безопасность. Беседы по картинкам. Основные понятия. – М.: «Цветной мир», 2014.

3.Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Огонь – друг, огонь – враг» Учебно-методическое  пособие для педагогов. Практическое руководство для родителей.- М.: «Цветной мир», 2016.

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с. – (Вместе с детьми).

5.Шипунова В.А. Пожарная безопасность. Тематический уголок ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

6. http://www.maam.ru/obrazovanie/pozharnaya-bezopasnost

7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: "Правила дорожного движения выполняй и строго соблюдай"!

Цель: закреплять у детей знания правил дорожного движения, некоторых дорожных знаков (пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, подземный переход, пункт медицинской помощи).  Привлекать р...

КВН по безопасности (правила дорожного движения, правила пожарной безопасности)

Цель: провести соревнования  между воспитанниками старшей группы.Задачи:1.Закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной и дорожной безопасности.2.Повысить интерес к дорожной азбу...

Развлечение по пожарной безопасности с детьми 5-7 лет Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте!

Цел: Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях....

Конспект занятия по теме: "Правила безопасности строго соблюдай"

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности....

Консультации для родителей по пожарной безопасности ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Консультациидля родителей по пожарной безопасностиПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Буклет по пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности»

Буклет по пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности»...