Методическая разработка "Внеурочное мероприятие с детьми по обучению основам безопасного поведения на дорогах"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Антонова Олеся Юрьевна

Данная методическая разработка направлена на формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного мероприятия с детьми по обучению основам безопасного поведения на дорогах

Содержание

  1. Основная часть        1
  2. Картотека дидактических игр для детей безопасному поведению на улице и дороге        7
  3. Конспект познавательно-развлекательного мероприятия по основам безопасного поведения на дорогах. Тема: «Уроки в школе юного водителя»        10
  4. Приложение. Логотипы автомобилей для внеурочного познавательно- развлекательного мероприятия по основам безопасного поведения на дорогах по теме: «Уроки в школе юного водителя»        15
  5. Оборудование к теме «Обучение детей основам безопасного поведения на дорогах»        17
  6. Литература        18

Методическая разработка внеурочного мероприятия с детьми по обучению        основам безопасного поведения на дорогах.

Актуальность занятий по основам безопасного поведения на дорогах.

В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Каждое десятое ДТП происходит с участием детей.

Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей безопасному поведению на дорогах. В сложной дорожной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми основы безопасного поведения на дорогах и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.

Изучив проблему ознакомления детей с основами безопасного поведения на дорогах и увидев актуальность данной темы, я планомерно и систематически провожу образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе.

Актуальность выбранной мной темы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Новизна: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной темы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения. Работу по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах в нашей группе я провожу через нетрадиционные формы проведения мероприятий на площадке ГБДД нашего детского сада с привлечение инспекторов ГБДД, проведением квестов, экспериментальных занятий.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители представляют чему учить ребенка в определенном возрасте.

Мамы    и    папы    не    скрывают,    что    дома    этой    теме     уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы   по   дорожной   тематике.   Большинство    родителей    помощь   детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.

Цель разработки: Формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
  3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте..

Ожидаемые конечные результаты реализации разработки:

   Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

   Воспитательный:

  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

    Социальный:

  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

В основу моей разработки легли следующие принципы и методы обучения.

  1. Принцип доступности. Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического материала.
  2. Принцип индивидуализации определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.
  3. Принцип повторяемости материала. Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут откладываться необходимые правила и навыки. А их вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.
  4. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  5. Принцип возрастного соответствия - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  6. Принцип наглядности. При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи, элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить правила безопасного поведения на дорогах.
  7. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  8. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  9. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения на дорогах.

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для моделирования дорожных ситуаций я сделала разметку пешеходной и проезжей части в группе, оснастила уголок дорожного движения жилетами инспектора ГБДД, дорожными знаками, светофорами, что приближает понимание детей к реальной обстановке на дорогах.

Метод повторения. В образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический прием. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность. Еженедельно проговаривая, повторяя правила безопасного поведения на дороге, дети в нашей группе осваивают азы дорожного движения.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Этот метод один из самых интересных для детей. На занятиях по безопасному поведению на дорогах мы ставили с детьми опыты: « Какие шины в зимний период хуже скользят на дороге», « Какая обувь лучше подходит пешеходу зимой», « Как помочь завязнувшей в грязи машине выехать», « У какого велосипеда лучше работают тормоза».

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Играя с детьми, я помогаю им лучше понять различные ситуации по основам безопасного поведения на дорогах.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использованию опыта, закреплению знаний.

Воспитывая    дошкольников,   педагог   должен   также   применять   такие   методы как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, образовательной деятельности, при разборе опасных и

безопасных дорожных ситуаций. Особенно важен принцип наглядности, который обязательно должен применяться в работе с дошкольниками. Дети должны сами увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

В целом, план проведения образовательной деятельности с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

Основные вопросы:

  • умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
  • умение различать величину транспорта;
  • умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
  • понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
  • понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
  • умение связно выражать свои мысли.

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. На улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. Дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как – то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется « дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. В каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними необходимо проводить образовательную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организовать работу с их родителями.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).

Инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дорогах города:

игровые технологии;

технологии проблемного обучения; технологии проектной деятельности;

технологии теории решения изобретательских задач; информационно коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.

мнемотехника

Игровые технологии

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей на дорогах, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. В педагогической деятельности используются:        - настольно-печатные игры:

«Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак», «Умный светофор»;

  • игры-викторины: «Что? Где? Когда?»
  • интеллектуальные игры: кроссворды, ребусы, лабиринты
  • игры-рисунки:    «Прокатись    по    ровной    (извилистой,    узкой,    широкой) дороге»,        - сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Метро», «Пешеходы и водители»;
  • дидактические игры: «Светофор», «Водители», «Угадай, какой знак»;
  • театрализованные игры: «Случай в автобусе», «В метро»
  • игры-путешествия «В стране дорожных знаков»
  • интерактивная игра «Невнимательный художник», «Что изменилось?»

Игры способствуют усвоению детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. В работе можно использовать такие проблемные ситуации:

«Нужны ли правила дорожного движения?», «Зачем на проезжей части нарисована зебра?», «Как нам помогают дорожные знаки?», «Что за поворотом?» и другие

При        создании        и        решении        проблемных        ситуаций        используются        следующие методические приемы:

  • подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • обсуждаются разные ответы на один и тот же вопрос;
  • дети делают обобщения, выводы из ситуации, находят правильное решение

Технология проектной деятельности

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В образовательной деятельности можно реализовать следующие проекты: «Кто на дороге главный?», «Машины такие разные», «Мы - пешеходы», в которые включаются игры, проблемные ситуации, где дети делятся своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться в дорожном движении.

Информационно-коммуникационная технология

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма активно используются информационно – коммуникативные технологии. Они позволяют      организовать       детскую       деятельность       более       интересно, помогают «погрузить» ребенка в реальную ситуацию. В деятельности используются: мультимедиа-презентации «Правила дорожного движения», «Виды транспорта», «Знай правила движения», «Пешеходные переходы», «Наш друг - светофор»;

  • обучающие        мультфильмы        Уроки        тетушки        Совы»,        «Советы        мудрого        ворона»,

«Смешарики», «Академия Светофорчика»;

  • видеоролики «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки и правила»

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. В процессе обсуждения используются следующие вопросы:

  1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?
  2. Как помогает человеку транспорт?
  3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?
  4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?

Здоровьесберегающие технологии

В процессе обучении детей правилам дорожного движения используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка.        Например, путем многократных упражнений

отрабатываются действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Подвижные игры «Трамвай» «Автомобили», «К дорожным знакам», «Воробушки и автомобиль»,

«Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» развивают основные виды движений. Игры-соревнования (    «Водители, на старт», «Чья машина?»,

«Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый») способствуют развитию координации движений. Эти игры способствуют закреплению представлений о ситуациях, которые могут произойти на дороге; также воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.

Мнемотехника

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непрерывной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Заключение

Итак, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания о безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволят сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создать модель поведения на дороге; привлечь родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удается достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Таким образом, родители являются главным звеном в вопросе обучения детей. Поэтому необходимо в ДОУ проводить больше совместных мероприятий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного поведения на дорогах.

Цель:


Картотека дидактических игр по обучению детей безопасному поведению на улице и дороге.

Игра

«Найди такой же знак»

Закреплять у детей знание дорожных знаков Предварительная работа:

Знакомство с дорожными знаками. Материал:

2 комплекта дорожных знаков Ход игры:

  1. вариант: воспитатель предлагает ребенку выбрать знак назвать, что он обозначает и найти другой такой же.
  2. вариант: на доске развешаны дорожные знаки, воспитатель предлагает отгадать загадку и найти на доске отгадку.
  3. вариант: ребёнок показывает знак, просит найти такой же и рассказать, что он обозначает.

Цель:


Игра

«Одинаковые, но разные»

уточнить представления о знаках обозначающих переход через дорогу, закрепить знание отличия разрешающих и запрещающих знаков.

Предварительная работа:

Знакомства с дорожными знаками. Материал:

Дорожные знаки Ход игры:

Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют, предлагает найти по описанию знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и отдаёт знак отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собрать знаки в группы.

Игра

«Последовательные картинки»

Цель:

Расширять знания детей о правилах поведения на дороге, о светофоре, о разметках на дороге.

Закреплять умения детей составлять связный, последовательный рассказ. Предварительная работа:

Беседа о правильном поведении на дороге. Материал:

3 вида картинок. Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку 3 картинки. Ребёнок определяет последовательность картинок и рассказывает по ним.

Цель:


Игра

«Опасные игры на дорогах» подготовительная группа

Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.

Предварительная работа:

Беседа об играх на дороге, во дворе и т.д. Материал:

Игровое поле с рисунками, кубик. Ход игры:

Игроки по очереди бросают кубики рассказывают по картинке. При попадании на карточку №6 игрок рассказывает свою историю об опасной игре на дороге.

Игра

«Составь знак» Цель:

Закрепить знания детей о знаках дорожного движения, развивать зрительную память, внимание.

Предварительная работа: знакомство с дорожными знаками.

Материал:

Элементы знаков: круги, треугольники, квадраты и силуэты

Ход игры:

Воспитатель        предлагает        выбрать        основание        для        дорожного        знака,        составить его изображение и рассказать о том, что он обозначает.

Игра

«Можно – нельзя, правильно - неправильно»

Цель:

Закреплять представления о правилах поведения на улице.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, беседа.

Материал:

Картинки с изображением примеров различного поведения детей на улице города, плоскостные ладошки.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку, дети оценивают правильность действий и поднимают ладошки определённого цвета.

Игра

Лабиринт «Пройди от школы до дома безопасным путём»

Цель:

Развивать        наглядно-образное        мышление,        на        условно-схематических        изображениях, закреплять знания правил дорожного движения.

Материал:

Игровое поле, силуэт человека. Ход игры:

Игрок берёт силуэт человека и идёт от школы домой, рассказывая какой дорогой игрок пойдет, какие знаки встречаются на дороге.

Игра

«Светофор»

Цель:

Познакомить с основными, наиболее часто встречающимися дорожными знаками, побуждать детей всегда соблюдать правила дорожного движения.

Материал:

Карточки знаков,ведущего, домино; игровое поле; кубик; кубик «светофор»; фишки автомобилей; фишки пешеходов; личные карты пешеходов; личные карты водителей, карточки случайностей.

Игра №1 Лото «дорожные знаки»

Ведущий открывает верхнюю карточку, но не показывает ее игрокам, читает название знака игроки внимательно смотрят на свои карточки и те игроки, у которых есть нужный знак отдают их ведущему.

Выигрывает тот, у кого закончились все карточки. Игра №2 «Пешеходы»

Игроки добираются из одного конца города в другой, соблюдая знаки и сигналы светофора.

Игра №3 «Водители»

Игроки добираются из одного конца города в другой на своих автомобилях, соблюдая знаки и сигналы светофора.

Игра №4 «Водители и пешеходы»

Эта игра объединяет две предыдущие игры.

Игра Дидактическая игра «Теремок»

Старший возраст

Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов; закреплять знания о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Опасный поворот», запрещающих знаках: «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», предписывающих знаках: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей»; развивать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным        в        нем        окошком;        палочка. Ход игры: Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый из них и объясняют назначение.

Дидактическая игра "Угадай, какой знак"

Цель: закреплять умение детей различать дорожные знаки; закреплять знания о ПДД; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Вариант 1

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

Вариант 2

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Конспект

Познавательно-развлекательного мероприятия по основам безопасного поведения на дорогах.

Тема: «Уроки в школе юного водителя».

Программное содержание:

Цель        занятия. Совершенствование        знаний   о        правилах        дорожного движения, закрепление практического применения их в различных ситуациях.

Задачи:

Образовательная:

  • продолжать знакомить с местами перехода через улицу;

-продолжать закреплять знания о видах дорожных знаков;

  • продолжать закреплять правила поведения на проезжей части.

Развивающие:

  • развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

-закреплять знания детей о светофоре;

  • развивать интерес к профессии механика, инспектора ГБДД.

-Воспитательная:

  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми во время игр;
  • формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Возрастная группа:6-7 лет

Методы и приёмы:

Словесный метод: художественное слово, беседа, объяснение. Практический метод: эстафеты, игры.

Наглядный метод: рассматривание, просмотр видеоролика. Игровой метод: подвижные игры, танцы по показу

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Познание». Познакомить с профессией «Механик»

«Социально-коммуникативная». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; развивать свободное общение с взрослыми и детьми; расширять представления о правилах дорожного движения; уточнять представления о работе светофора, о профессии механика.

«Развитие речи». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.

«Физическая». Развивать сноровку, скорость, равновесие.

Предварительная работа:

  • беседа «Сигналы светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог»,

«О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»;

  • дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»;
  • чтение художественной литературы: Головко « Дорожные знаки»; Дмоховский А.« Чудесный островок»; Кожевников В.Светофор»;Серяков И. «Законы улиц и дорог»; Лешкевич И.

« Гололёд»; Я. Пишумов « Посмотрите, постовой»;

  • просмотр мультфильмов на данную тему: « Смешарики: азбука безопасности», «Робокар Поли и правила дорожного движения»;
  • рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
  • рисование «Моя улица», аппликация «Пожарная машина», конструирование «Мой автомобиль»;
  • составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

Активизация словаря детей: пешеход, тротуар, проезжая часть, механик.

Оборудование: дорожные   знаки, карточки с логотипами   машин,2 машины - толокара, 2 лейки, прямоугольные картонные полоски размером 15*40 - 4 штуки, игрушечные инструменты, предметы из разных сюжетных игр, картонные круги красного и зелёного цвета, удостоверения «Юный водитель», телевизор, видеоролик «История возникновения автомобиля», фонограммы из мультфильма «Тачки»,песня « Машина. Я еду, еду », песня дорожных знаков, песня «Колёсики».

Видео - аудио материалы

Видеоролик « Как появился автомобиль? Кто его изобрёл?» Yandex.ru/efir;

Мультфильмы        и        видеоуроки        /        Портал        про        безопасность        дорожного        движения- Youtube.com;

Мультфильм о создании автомобилей.VK.COM; Фонограммы из мультфильма «Тачки» - Youtube.com; Песня « Колёсики»- Youtube.com;

Песня « Машина. Я еду, еду » - Youtube.com;

Мультфильм « Смешарики: азбука безопасности»- Youtube.com;

Мультфильм «Робокар Поли и правила дорожного движения» - Youtube.com.

Литература:

Баринова Н - Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Дорожный инспектор»;

Головко « Дорожные знаки»; Дмоховский А.« Чудесный островок»;

Лешкевич И. « Гололёд»; Кожевников В.Светофор»;

Серяков И. «Законы улиц и дорог»;

Ход занятия.

  1. часть.

Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Заходит воспитатель в форме инспектора        ГБДД.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей школе « Юный водитель» объявляется набор желающих получить уроки вождения. Удостоверение водителя можно получить только после 16 лет, а в школу « Юный водитель» можно записаться сегодня. Вы   хотите   поступить в нашу школу и получить удостоверение « Юный водитель»? Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтоб машиной управлять, всем без исключения, Нужно помнить, нужно знать правила движения.

  1. часть.

Воспитатель: Дети, для прохождения учёбы в нашей школе, вам надо разделиться на две команды и выбрать командиров. Первая команда будет называться « Экстрим», вторая

«Улыбка». За правильно решенное задание, команда будет получать водительский талон. По окончании последнего экзамена мы подсчитаем талоны и подведём итог обучения.

Дети распределяются на две команды. Капитаны читают девизы команд. Девиз команды «Экстрим»: Мы ребята – «экстра» класс,

Наш экстрим всегда при нас. Девиз команды «Улыбка»: Наш девиз всего три слова –

Улыбаться – это клёво!

Воспитатель: Дети, а вы знаете правила дорожного движения?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: сейчас я вас проверю. Я вам буду рассказывать стихи, а вы будете их заканчивать.

  1. По полоскам чёрно-белым пешеход шагает смело. Эй, машина, тихий ход – пешеходный …(переход).
  2. Жёлтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для …(движенья). 3.Красный свет нам говорит:

Стоп! Опасно! Путь…(закрыт). 4.Совет: не доверяй   сноровке, Входи в трамвай на … (остановке). 5.Экзамен - важного значения - Держись по правилам …(движения). 6.Чтобы быть всегда здоровым, Чтобы быть к труду готовым,

Эту азбуку, друзья, Надо знать от «А» до…(«Я»).

Воспитатель: Обе команды успешно справились с заданием, и получают водительские талоны. Сейчас мы с вами пешком отправимся в автомастерскую по улице Советской. Если мы пойдём пешком, то кем будем на дороге?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Пешеходам, как и водителям, надо знать правила дорожного движения. На улице нам встретится одноногий регулировщик:

Он имеет по три глаза, но не смотрит ими сразу, На дороге с давних пор нам мигает…(светофор).

Воспитатель: Правильно. А для чего нужен светофор?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, сколько глаз у автомобильного светофора?

Дети: Ответы детей(3).

Воспитатель: Сколько глаз у пешеходного светофора?

Дети: Ответы детей(2).

Воспитатель: Вы очень наблюдательны. Сейчас мы идём на улицу нашего города. А как называется дорога для пешеходов? Дорога для машин?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Пока будет звучать музыка, пешеходы спокойно идут по тротуару – горит зелёный сигнал светофора. Как только музыка останавливается, зажигается красный сигнал, и пешеходы замирают. Кто продолжает движение после остановки музыки, получает штраф и отправляется в школу «Юный водитель». (Под фонограмму из мультфильма « Тачки» проводится игра «Светофор».)

Воспитатель: Вновь команда «Экстрим» и команда «Улыбка» успешно выполнили задание, за которое получают водительские талоны. А мы с вами подошли к «Зебре». А как правильно в правилах дорожного движения называется « Зебра»?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я проверю ваши знания о правилах перехода через проезжую часть по пешеходному переходу. Все пешеходы встанут в две команды. Каждая команда получает 2 белые полоски, по которым надо дойти, переступая с одной на другую полоску, до конца пути и так же вернуться к команде. Выиграет та команда, которая быстрее, не нарушая правила, перейдёт дорогу. ( Звучит фонограмма из мультфильма

«Тачки»; проводится эстафета «Перейди дорогу»).

Воспитатель: Снова команды получают заслуженные талоны! Вот мы с вами и пришли в автомастерскую, занимайте места.

Каждый водитель должен знать, как устроен автомобиль, чтобы при необходимости устранить незначительную поломку. Со времён появления первой машины, наш транспорт изменился. Машины стали более комфортными, оснащённые сложными механизмами. Давайте посмотрим видеоролик об истории возникновения автомобиля.

Воспитатель: Но любой механизм временами ломается. Дети, как называют человека, который ремонтирует машины.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, механик. Какие инструменты нужны механику для ремонта машины?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я приглашаю двух механиков, которые помогут собрать в корзины инструменты, нужные механику. Механик, который соберёт больше инструментов, победит.

(Под фонограмму «Машина, я еду, еду» проводится игра «Помоги механику собрать инструменты»).

Воспитатель: Молодцы, механики, собрали нужные инструменты! ( Вручаются водительские талоны) Каждый водитель должен не только знать механизмы машины, но и разбираться в марках машин. Я думаю, вы без труда справитесь с этим заданием.

Воспитатель показывает карточки с эмблемами автомобилей (Ауди, Рено, Лада, Мерседес, Фольцваген, Митсубиси, БМВ)

Дети называют марки машин.

Воспитатель вручает обеим командам водительские талоны.

Воспитатель: Вы знаете много марок машин. А какие вы знаете виды городского транспорта?

Дети: Ответы детей (Пассажирский, специальный, грузовой).

Воспитатель: Вы очень сообразительные дети, этот урок вы освоили. И я приглашаю вас попробовать навыки вождения на наших макетах (Звучит песня « Колёсики», дети танцуют по показу воспитателя).

Воспитатель: Вождение на макетах все сдали на «отлично, получите заслуженные талоны. Каждый водитель должен обладать не только смекалкой, но и знать дорожные знаки. Какие виды дорожных знаков существуют?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я знаю, Ваня подготовил загадку о знаках, послушаем его. Ваня: Тормози водитель. Стой!

Знак - запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, Чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать (въезд запрещен). Воспитатель: Дети, кто сможет показать этот знак. Ребёнок показывает знак « Въезд запрещён».

Воспитатель: Сейчас вы отправитесь на урок вождения. Капитаны команд заправят машины бензином. Команда «Экстрим» привезёт запрещающие знаки, а команда

«Улыбка» привезёт предупреждающие знаки. (Под фонограмму из мультфильма «Тачки» проводится эстафета «Привези нужный знак »)

Воспитатель: А теперь, надо проверить: все ли привезённые знаки, запрещающие и предупреждающие (Капитаны команд показывают знаки своей команды; дети рассказывают, какой это знак, что он обозначает; команды получают водительские талоны).

Воспитатель:

Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы, Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать!

Воспитатель: и в конце нашего обучения в школе «Юного водителя» я хотела бы провести итоговый экзамен.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.

Вопросы:

  1. Кто из вас идет вперед только там, где переход?
  2. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора?
  3. Знает кто, что свет зеленый -

Означает, путь открыт.

А что желтый свет всегда -

О вниманье говорит?

  1. Знает кто, что красный свет -

Это значит, хода нет?

  1. Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? 6 Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
  1. часть.

Итог: Какие вы молодцы, дети! Вы прошли курс «Юного водителя» на «отлично»! Полученные вами водительские талоны, подтверждают это. Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Я знаю точно, что с вами ничего не случится! И все вы получаете удостоверение «Юный водитель». До свидания.

Рефлексия.

- Дети, что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)

Логотипы автомобилей для внеурочного познавательно-развлекательного мероприятия

по        основам безопасного поведения на дорогах.

Тема: «Уроки в школе юного водителя».

Оборудование к теме «Обучение детей основам безопасного поведения на дорогах». Содержание Уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Вторая группа раннего возраста

  • Набор транспортных средств.
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств.
  • Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4 частей), «Поставь машину в гараж»,

«Светофор».

Младшая группа

К предметам, имеющимся в Уголке безопасности дорожного движения второй группы раннего возраста,  добавляются:

  • картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры»,

«найти такую же картинку»;

  • простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
  • макет транспортного светофора (плоскостной).

Средняя группа

К предметам, имеющимся в Уголке безопасности дорожного движения младшей группы, добавляются:

  • макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
  • дидактические игры «найди свой цвет», «собери светофор»;
  • на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа

В Уголке безопасности дорожного движения появляются:

  • макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
  • информационно-указательные знаки — «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  • предупреждающие знаки — «Дети»;
  • запрещающие знаки — «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
  • предписывающие знаки — «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
  • знаки приоритета — «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса —

«Больница», «Телефон», «Пункт питания».

У нас есть мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;

  • дидактические игры: «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;
  • схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа

Содержание Уголка более усложняется:

  • картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор или компьютер);
  • окно выдачи водительских удостоверений водителям, сдавшим экзамен по ПДД;
  • коврограф — для моделирования ситуаций на дороге, а так же набор диапозитивов по различным темам;
  • содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения. Основная цель создания Уголка безопасности дорожного движения

— разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дорогах. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части. При оформлении уголка Дорожного движения мы сделали родителей своими главными союзниками в деле обучения детей основам безопасного поведения на дорогах. Здесь мы показали родителям всю серьезность проблемы, обозначили ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснили, в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Литература.

  1. Авдеева Н.Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство « Детство- Пресс», 2004.
  2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
  3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.- 4 изд.- М.: Просвещение,

2004.

  1. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  2. Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения .- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС».
  3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Кривдина        О.В.        «Картотека        дидактических        игр        по        обучению детей безопасному поведению на улице и дороге». nsportal.ru;
  5. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3- 7 лет.- М.: мозайка - синтез, 2009.
  6. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт        экономики транспорта.

– Осло, 1996.

11.Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о конкурсе «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах - 2019»

   Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, тем более, что сводки о дорожно – ...

Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения и поведении на улицах города.«Незнайка в городе»...

«Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применениеи технологии ГЕОКЭШИНГ».

Методическая разработка занятия по обучению основам безопасного поведения на дороге с применением технологии образовательного гнеокэшинг: «Поиск светофора»....

Сценарий открытого мероприятия: «Засветись», по обучению основам безопасного поведения на дорогах.

Сценарий открытого мероприятия: «Засветись», по обучению основам безопасного поведения на дорогах.Цели: 1Продолжать закреплять знания детей в игровой форме по правилам дорожного движения с...

Статья. Информационно-методический сборник "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах", 2022г.

В сборник включены работы победителей и призеров областного конкурса "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах" 2022 года. в целях трансляции лучшего педагоги...

Методическая разработка и дополнительные материалы к конкурсу "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах"

Методическая разработка и дополнительные материалы к конкурсу "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах"...

Методическая разработка внеурочного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по обучению основам безопасного поведения на дорогах

в детском саду необходимо изучать с детьми основы безопасного поведения на дорогах и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. ...