Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности
рабочая программа по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Валентина Григорьевна

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_bezopasnosti.docx624.22 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

Актуальность программы        4

Описание опыта работы        6

Основные содержательные направления программы        11

Эффективность представленной  системы        12

Перспективный план работы по ОБЖ во второй младшей группе        13

Перспективный план работы  по ОБЖ в средней группе        19

Перспективный план работы по ОБЖв старшей группе        30

Перспективный план работы по ОБЖ  в подготовительной группе        31

Итоги знаний детей младшего дошкольного возраста по ОБЖ        37

Итоги знаний детей старшего  дошкольного возраста по ОБЖ        39

Список используемой литературы        41


 Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать, а где надо – на помощь позвать.

Введение

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, оснащением техникой жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение следующих задач:

  • Распознание опасностей и их источников;
  • Разработка предупредительных мер;
  • Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

Угроза для жизни;

Возможность нанесения ущерба здоровью;

Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность 

 «Безопасность» - это область образования детей дошкольного возраста, содержание которой,  направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Актуальность программы

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.  Наша система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,  Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, нашего опыта работы с дошкольниками. Такая  система работы рассчитана на решение этой проблемы.

     Ребёнок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребёнка незримую опасность. Взрослому и в голову не придёт, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костёр в комнате или на кухне, а ребёнок из озорства, любопытства или по недомыслию может.  Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы  от неумелого и неосторожного обращения с ними.      

     Невозможно водить ребёнка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

     Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.

Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Наша система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от 2 младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитие речи» – один раз в месяц), перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.

Все занятия и виды деятельности выделены в направления:

  • «Ребёнок дома»;
  • «Ребёнок и природа»;
  • «Ребёнок на улицах города»;
  • «Ребёнок в общении с людьми»;
  • «Социально-эмоциональное развитие».

При разработке программы  мы придерживались следующихпринципов:

- принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.

- принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной  и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.

- принцип сезонности: следует, по возможности,  использовать местные условия.

- принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.  Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).  Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса

Описание опыта работы

Становление нашей собственной системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников проходило в 3 этапа:

  • Подготовительный этап
  • Внедренческий этап
  • Аналитический этап (корректировка)

На подготовительном этапе было организовано следующее:

  • Первичный мониторинг
  • Изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта коллег
  • Разработка перспективного плана работы по ОБЖ И ЗОЖ с детьми 3-7 лет, планирования работы с родителями
  • Подготовлена предметно-развивающая среда группы
  • Разработка конспектов мероприятий, мониторинга освоения детьми программы
  • Изготовление дидактических игр и пособий

Внедренческий этап был организован по направлениям: работа с детьми, работа с родителями, самообразование и самосовершенствование. Нами были использованы различные методы и средства, а также формы работы, описанные ниже.

Заключительный этап (аналитический) предполагал организацию мониторинга (Ю.А. Афонькина, Т.М. Палий)сформированности первичных представлений основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, анализ и корректировку программы. Была определена степень достижения поставленной цели работы: формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способность сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных условиях, способность оказать помощь пострадавшим.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний в повседневной жизни.

Работа, направленная на освоение ребёнком правил безопасного поведения, должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Как отмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

· предвидеть опасность

· уметь принять меры во избежание опасности

· уметь обращаться за помощью к другим

·  уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников    начинается  с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях следует создавать  «Уголок безопасности», в оснащении которого  можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

   Кроме того, можно широко использовать: произведения детской художественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения.  Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования.

-   наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания,  возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

   - ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.

   -  примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;

    - организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).

   - показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового –тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

На тренингах  следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе  тренингов необходимо  отрабатывать защитное поведение.Самое главное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

В своей работе мы используем различные методы, включая:

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

Обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

Применение видеоматериалов;

Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.

Мы придерживаемся системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):

Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;

Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;

Этап практикованых действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

В своей работе мы используем разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Активно мы используем приём составления сказки, рассказа, комикса по заданному алгоритму известных авторов, таких как, Д. Родари, рекомендации автора ТРИЗ Г. Альтшуллера, М. Шустермана,Сидорчук Т.А.  Кроме основных задач, мы еще решаем задачи интеграции безопасности жизнедеятельности через различные образовательные области. Более того созданные сказки, рассказы книжки – малышки, комиксы ребята с удовольствием демонстрируют  дошкольникам соседних групп, при этом активизируется познавательная, речевая, эмоциональная сферы детей. Графические обозначения можно использовать как готовые и преподнести детям, а можно разработать и совместно, что будет еще более действеннее, поскольку они более доступны и понятны и близки детям. Условные обозначения оформляются в демонстрационном и раздаточном вариантах и хранятся  в доступном месте для самостоятельной деятельности дошкольника.

       Мы используем следующий алгоритм, где:

                Герои – девочка, мальчик, животные, фея и т.д.

               Черта характера – наделить объекты чертами характера человека

               Место – лес, дом, дворец, река и т.д.

         Случай – кого встретил, какое событие произошло с героем.

               Как повел себя герой в ситуации.

               Вывести жизненное правило.

               Придумать название сказки

Результат – эффект в этой ситуации еще и то, что все сказки заканчиваются хорошо. Таким образом, кульминация опасной ситуации, чрезвычайного происшествия в сознании ребёнка и в его алгоритме должна решиться благополучно. Из опыта работы советуем, чтобы у главного героя не сразу получилось разрешить проблему. Например, это может получиться со второй или третьей попытки. Это поможет ребёнку убедиться в полезности настойчивости и целеустремлённости. Знание того, что и у главного героя не всё получилось с первого раза поможет легче перенести неудачу во время собственной попытки. На этапе свободного владения алгоритмом ребёнок может поменять последовательность, педагогу следует поощрять данный творческий подход.

        

Основные содержательные направления программы

“Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников” и их тематика.

I направление. Ребёнок в общении с другими людьми.

1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

3. Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.

4. Если чужой приходит в дом.

5. Самый большой друг.

II направление. Ребёнок и природа.

1. Гроза.

2. Лекарственные растения.

3. Ядовитые растения.

4. Съедобные и несъедобные грибы.

5. Насекомые.

6. Кошка и собака – наши .

III направление. Ребёнок дома.

1. В мире опасных предметов.

2. Электроприборы.

3. Безопасность.

4. Пожар.

5. Огонь – судья беспечности людей.

6. Служба “02”.

7. “Скорая помощь”.

IV направление. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

1. У Мишки в гостях.

2. Чтобы нам не болеть.

3. Витаминная семья.

4. День здоровья.

5. Обучение детей правилам поведения на воде.

6. Поездка к морю.

V направление Ребёнок на улицах города.

1. Мы знакомимся с улицей.

2. Знай и выполняй правила уличного движения.

3. Зачем нужны дорожные знаки.

4. Улица города.

5. Знакомство с транспортом своего города.

6. Целевые прогулки:

Пешеход,

Переход,

Перекрёсток,

Наблюдение за работой сотрудников ГАИ.

Эффективность представленной  системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Мы не только учитываем это в собственном поведении, но и уделяем значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями мы используем следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребёнка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями (высокий уровень усвоения наблюдается в среднем у 62% детей).

Таким образом, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К.Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».


Перспективный план работы по ОБЖ во второй младшей группе

Раздел: «Ребёнок дома»

Сентябрь

Тема: «Безопасность»

Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью

людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Материал: картинки с изображениями чайника, ножа, кастрюли, спичек, стеклянной

банки, терки, аптечки (или настоящие предметы)

1. Сюрпризный момент (приходит забинтованный медвежонок).

2. Выяснение проблемы: (Медвежонок облился кипятком или что-то еще)

3. Воспитатель предлагает научить медвежонка, используя картинки (предметы) правилам безопасности в быту, побуждая детей сначала самостоятельно формулировать правила для медвежонка, а затем, обобщая, закрепляет их. Во время показа картинок используются загадки:

Очень хрупкая я - берегите меня,

 Если только разобьете,

Лишь осколки соберете,

(стеклянная посуда)

Посмотрите на меня –

Вся дырявая я.

Но зато я ловко

Тру тебе морковку,

(терка)

У меня есть лезвие –

Острое, железное, -

Обращайтесь осторожно:

Ведь порезаться мной можно,

(нож)

Что опасного во мне,

Если супа нет на дне.

Если суп горяч-

От детей меня ты прячь, (кастрюля)

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит, (чайник)

4. Воспитатель предлагает детям еще раз вспомнить правила поведения в быту.

5. Дети провожают медвежонка и желают ему здоровья.

Октябрь

Тема: «В мире опасных вещей»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для

жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных

несчастных случаев в быту.

Материал: Картинки с изображением - ножниц, шила, скрепок, булавок, кнопок,

циркуля, перочинного ножика, гвоздя, молотка, ножовки, клещей (или предметы)

1. Сюрпризный момент: приходит Незнайка и приносит «волшебную коробочку, которую он взял поиграть у Знайки. Он предлагает детям поиграть с ним.

2. Воспитатель разрешает ситуацию: можно ли играть тем, что в ящике?

3. Воспитатель совместно с детьми рассматривает предметы, лежащие в коробочке, выясняет, что это, для чего используется и какой вред может принести.

4. Воспитатель подводит детей к понятию, что, то, что лежит в коробочке, предназначено совсем не для игры, а еще и опасно для детей.

5. Дети знакомят Незнайку с теми предметами, которыми можно играть, не опасаясь за свое здоровье.

6. Дети провожают Незнайку, дарят ему игрушку и просят вернуть «волшебную» коробочку Знайке и больше не брать без разрешения незнакомые предметы.

Раздел: «Ребенок и природа»

Ноябрь

Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть 1)

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками.

Материал: картинки с изображением разных пород собак.

1. Сюрпризный момент.

Загадки:  

Гладишь - ласкается

Дразнишь - кусается. Кто это?

Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает.

Кто это? (собака)

2. На мольберт вывешиваются картинки с изображением собак.

3. Беседа по картинкам: Кто изображен на них? Где живут собаки? Как собаки лают? А чем они питаются? Для чего нужны собаки?

Должен ли человек заботиться о собаках? И как? Как нужно обращаться с собакой и почему?

Можно ли выводить больших собак без намордника на прогулку? Почему? Есть ли бездомные собаки? Почему их называют бездомными?

4. Подвести детей к понятию, что человек не должен предавать своих маленьких друзей без крова и пищи. И прежде, чем завести собаку, нужно хорошо подумать сможем ли мы ухаживать за ней и любить ее.

5. Продолжение беседы:

А может ли собака быть опасной для человека? Почему?

Можно ли трогать бездомных собак или незнакомых, гуляющих без хозяина

Почему?

6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за собакой? Чего нельзя делать при общении с ней? Можно ли гладить бездомную собаку? Почему? Как помочь бездомным собакам? Что нужно сделать, чтобы в городе не было бездомных собак?

Декабрь

Тема: «Кошка и собака – наши соседи» (часть2)

Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при общении с кошками.

Материал: картинки с изображениями разных пород кошек.

1. Сюрпризный момент.

Загадки:

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. Кто это?

Шерстка мягкая, да коготок остер. А кто это?

2. На мольберте вывешиваются картинки с изображением кошек.

3. Беседа по картинкам:

Кто изображен на этих картинках?

Где живут кошки?

А какие звуки они издают?

А когда мы их гладим и им приятно? (мур-мур)

Чем питаются кошки?

Нужны ли кошки человеку?

Должен ли человек заботиться о кошках и как?

Как нужно обращаться с кошками и почему?

Когда можно гладить домашнюю кошку?

Что надо делать, чтобы кошка была спокойной?

Чего нельзя делать при общении с кошкой.

4. Подвести детей к понятию, что кошки давно дружат с людьми, но пользуются свободой действий: уходят и приходят, когда хотят. Кошка одновременно доверчивая и хитрая, ласковая и хищная, домашняя и дикая. Она близкий родственник льва, тигра, леопарда. В мягких лапах кошки скрыто 18 когтей, которые она может выпускать и убирать обратно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и долго не заживают.

5. Продолжение беседы:

А может ли кошка быть опасной для человека? Почему?

А бывают ли бездомные кошки?

Почему их так называют?

Откуда они берутся?

Можно ли трогать таких кошек? Почему?

А можно ли им как-нибудь помочь?

6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за кошкой? Чего нельзя делать при общении с кошкой? Можно ли трогать бездомных кошек? Почему? Как помочь бездомным кошкам?

Раздел: «Ребёнок на улицах города»

Январь

Тема: «Знакомство с транспортом»

Цель: дать детям представление о видах транспорта.

Материал: картинки с разными видами транспорта (или игрушечные машинки) -

автобус, грузовая машина, легковая машина, самолет, корабль.

М.п.

1. Отгадывание загадок:

Летит, как стрела, жужжит, как пчела,

(самолет)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька,

(автомобиль)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках. И др.

(автобус)

Отгадав загадки, воспитатель выставляет на мольберт соответствующую картинку.

По каждой загадке проводится беседа:

Для чего предназначен данный вид транспорта?

Как нужно вести себя в данном виде транспорта?

Чего нельзя делать и почему?

2. Рассматривание картины «Улицы города» (на улице стоят дома, по дороге ездят разные виды транспорта, пешеходы ходят по тротуару и т.д.) Как нужно вести себя на улице? Почему?

3. Итог: Какие виды транспорта вы знаете? Для чего они нужны? Как вести себя в транспорте и на улице?

Февраль

Тема: «Светофор»

Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без. Материал: Макет улицы, знак - светофор. М.п.

1. Сюрпризный момент.

Появляется забинтованный герой (он переходил улицу и его сшибла машина).

2. Воспитатель выясняет, знают ли дети, как правильно переходить улицу. Предлагает познакомить героя с правилами перехода улицы, используя макет.

3. Воспитатель знакомит детей со светофором (это знак, который регулирует движение транспорта и пешеходов); объясняет значение его цветов: красный -стой; желтый - приготовься внимание; зеленый - иди.

4. Проводится подвижная игра «Автомобили» (дети, взяв в руки рули, ездят по группе на зеленый цвет кружка, желтый - замедляют движение, красный - останавливаются.

Затем   игра   усложняется,   часть   детей   становится   пассажирами,   часть   - водителями. На какой цвет светофора можно перейти дорогу? На какой нельзя? Почему?

5. Беседа с детьми.

А можно ли переходить улицу, когда нет светофора? Как правильно переходить улицу, когда нет светофора? Чего нельзя делать, переходя улицу?

6. Итог: дети повторяют для героя правила перехода улицы со светофором и без.

Раздел: «Ребёнок в общении с людьми»

Март

Тема: «Поможем девочке найти бабушку»

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Пособия: куклы бибабо: бабушка, внучка.

1. Сюрпризный момент:

Слышан плачь: (девочка гуляла во дворе, увидела красивую птичку, побежала за ней и потерялась)

2. Дети и воспитатель успокаивают девочку и обещают ей помочь.

3. Беседа с детьми:

Можно ли уходить или убегать куда-то без разрешения? Почему? (можно потеряться, попасть под машину и др.)

Можно ли разговаривать с незнакомыми дядями и тетями?

Можно  ли идти с ними, если они позовут вас купить мороженое или шоколадку, покататься на машине? Почему?

С кем должны всегда находиться дети? (с теми, кого они хорошо знают)

4. Воспитатель выясняет с детьми, как можно помочь девочке, (можно объявить по радио, ТV о том, что нашлась девочка и она ждет бабушку в д/саду, можно позвонить в милицию, можно отвести девочку домой, если она знает, где живет)

5. Воспитатель «звонит» в милицию и просит разыскать бабушку девочки.

6. Пока «ищут» бабушку, дети знакомят девочку с группой.

7. Приходит бабушка (ее привезли милиционеры), благодарит детей за помощь.

8. Воспитатель и дети прощаются с гостями и напоминают девочке правила поведения: нельзя убегать и уходить без разрешения; нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.

Раздел: «Социально-эмоциональное развитие»

Апрель

Тема: «Волк и семеро козлят»

Цель: учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые

голоса.

Материал: Куклы - волк, коза и козлята, ширма,

1. Показ кукольного спектакля «Волк и семеро козлят»

2. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Почему козлята остались одни? Что им говорила мама? Кто стучался к козляткам в дом? Зачем? Почему козлятки открыли дверь волку? Какой был волк в сказке?

Почему козлятки сначала не открывали дверь волку? Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?

3. Воспитатель предлагает детям изобразить козляток, волка.

4. Подвижная игра «Волк и козлятки»

«Идет коза с ребятами

с ребятами - козлятами.

Козлятушки - ребятушки,

Гуляйте рядом с матушкой,

Мы вкусных ягод соберем,

все вместе песенку споем»

(Воспитатель показывает, а дети имитируют разные движения: собирают ягоду, щиплют травку, пьют воду.На сигнал «волк» прячутся.)

5. Воспитатель уточняет, какую сказку они сегодня смотрели. Кто был злой в сказке? Можно ли открывать двери незнакомым людям?

Май

Тема: «Заюшкина избушка»

Цель: помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения.

Пособия: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

1. Чтение сказки «Заюшкина избушка»

2. Беседа по содержанию: Как называется сказка? Какая избушка была у зайки? А у лисы? Что случилось с избушкой лисы? Почему? Почему этого не произошло с Заюшкиной избушкой? Что сделала лиса? Какая лиса в сказке? Какой зайчик?

Какое настроение у зайчика, когда его выгнала лиса? Почему? Кто помогал зайчику? У кого получилось выгнать лису?

Какое настроение стало у зайчика, когда он вернулся в свою избушку? Почему? Можно ли впускать в дом незнакомых людей? Почему?

3. Воспитатель  предлагает детям  изобразить  движения  и  настроение  героев сказки.

4. Итог: вспомнить с детьми, какую сказку слушали; можно ли впускать в дом незнакомых людей.

Перспективный план работы  по ОБЖ в средней группе

Раздел: «Ребёнок дома»

Сентябрь

Тема: «В мире опасных вещей».

Цель: дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Материал: картинки с изображением ножниц, шила, гвоздя, молотка, скрепки, булавки, циркуля, клещей, иголки, пилы, топора, ножа.

1. Воспитатель обращает внимание детей на красивую необычную коробочку, предлагает заглянуть в нее.

2. Воспитатель загадывает загадки и достает картинки из коробочки.

Загадки:  Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы).

                  Если острием упрется – сразу дырочка найдется. (Шило).

                  Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь).

                  Не хочу я молчать – дайте вволю постучать!

                  И стучит день-деньской он железной головой. (Молоток).

                  Вот железная плутовка, листы держит очень ловко.

                  Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет. (Скрепка).

                  Я иголкина подружка, только у меня нет ушка. (Булавка).

Длинноногий ходит по дороге: одна нога по кругу бежит,

Другая –  на месте стоит. (Циркуль).

                  Гвоздь как схватят, как потянут, непременно вытащат. (Клещи).

                  Конь стальной, хвост льняной, подружись-ка ты со мной. (Иголка).

                  Зубы есть, а рта не надо. (Пила).

                  Кланяется, кланяется – придет домой, растянется. (Топор).

                  Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка,

                  Обращайся осторожно – мной порезаться ведь можно! (Нож).

3. Рассматривание картинок из коробочки (название предмета, его назначение).

            Кому нужны все эти предметы?

            Можно ли их использовать для игры? Почему?

            Чем могут быть опасны эти предметы? (каждый по отдельности).

4. Воспитатель вместе с детьми формирует правила пользования данными предметами. Подводит детей к выводу, как важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.

5. Итог: воспитатель уточняет у детей о чем они сегодня говорили, о важности всех предметов для жизни человека, повторяет правила обращения с ними.

Октябрь

Тема: «Электроприборы».

Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

Материал: картинки с изображением утюга, пылесоса, электроплитки, миксера, электрической лампы, магнитофона, телевизора, розетки, электрошнура, вилки.

1. В гости приходит герой и приносит картинки с изображением электроприборов.

2. Воспитатель загадывает загадки. Рассматривание картинок (название прибора, для чего предназначен).

Загадки:  У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор).

                 Плывет электроход то назад, то вперед. (Утюг).

                 Он один на всем свете очень рад пыль встретить. (Пылесос).

                  На столе в колпаке да в стеклянном пузырьке,

                  Поселился дружок – развеселый огонек. (Настольная лампа).

                  Только я, только я, я на кухне главная.

                  Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Электроплита).

                 Посмотри на мой бочок, во мне вертится волчок.

                 Никого он не бьет, но зато все собьет. (Миксер).

                 Я пузатый и пыхтящий, я большущий и блестящий,

                 Если только захочу, кипяточку вскипячу. (Самовар).

Два соседа колеса собирают голоса,

                 Друг от друга тянут сами поясочек с голосами. (Магнитофон).

3. Беседа о рассмотренных предметах:

              Эти предметы необходимы взрослым или детям?

              Можно ли их использовать для игры? Почему?

              Чем могут быть опасны эти предметы для детей? (каждый по отдельности)

4. Вместе с детьми сформулировать правила пользования перечисленными предметами:

  • никогда не дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками
  • не пользоваться водой рядом с электроприборами
  • не пользуйся самостоятельно розеткой и вилкой, проси взрослых включить или выключить электроприбор
  • не дотрагивайся до включенных электроприборов металлическими предметами (ножницами, отвертками, шпильками и т.д.)
  • не трогай электропровод, вдруг он поврежден

5. Итог: воспитатель уточняет, о чем сегодня говорили, о необходимости электроприборов для человека, о правилах обращения с ними.

        

        Раздел: «Ребёнок и природа».

Ноябрь

Тема: «Кошка и собака – наши соседи».

Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Материал: картинки с изображением разных пород кошек и собак.

1. Воспитатель загадывает загадки  и предлагает поговорить о наших соседях – кошках  и собаках.

 Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается.

(кошка).

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака).

2. Рассматривание картинок с изображением разных пород собак и кошек (строение тела, внешний вид, где живут и чем питаются, зачем нужны человеку и т.д.).

3. Чтение стихов и беседа по их содержанию.

Наш котенок.

У котенка шерстка гладкая,

И он, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто, часто шерстку лижет.

Пес.

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

 может, дремлет, может, спит.

А попробуй, сунься вор –

Вмиг залает на весь двор.

4. Беседа с детьми:

Чем питаются кошка и собака?

 Как подают голос? Где живут?

 Нужны ли они человеку и для чего?

Нужно ли ухаживать за ними и почему?

Когда можно гладить домашнюю кошку, собаку? Когда нельзя?

Что нужно делать, чтобы кошка и собака были спокойными?

Чего нельзя делать при общении с кошкой и собакой?

Как называют кошек и собак, у которых нет дома?

Почему кошки и собаки оказались без дома?

Можно ли трогать бездомных кошек и собак? Почему?

А нужно ли им помогать? Как?

5. Чтение рассказа «Бездомная кошка».

 Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела.

- Так значит лежали в постели?

- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!

Спешил я. Она отставать не хотела.

И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела?

Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.

6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за этими животными? Чего нельзя делать при общении с ними? Можно ли трогать бездомных кошек и собак? Почему? Как помочь бездомным кошкам и собакам?

Декабрь

Тема: «Насекомые».

Цель: формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.

Материал: картинки с изображением разных насекомых, книга  Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?».

1. В гости приходит герой и приносит с собой картинки с загадками.

2. Воспитатель загадывает загадки:

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает, медок собирает. (Пчела).

Самого не видно, а песню слышно. (Комар).

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно – больше плотника оно. (Муравей).

Модница крылатая, платье полосатое,

 ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (Оса).

Кто над нами вверх ногами? (Мухи на потолке).

3. Рассматривание картинок (после каждой загадки). Проводится беседа о строении тела насекомого, о том, какие звуки оно издает, где живет и чем питается. Во время рассказа используется сведения из книги  Т.А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?».

Пчела, комар, муравей, оса – кто это? Как их можно назвать одним словом? Каких насекомых вы еще знаете? Чем они отличаются от птиц? Когда появляются насекомые? Для чего нужны насекомые? Что случится, если не будет насекомых? Могут ли насекомые быть опасными для человека? Чего нельзя делать при общении с насекомыми? Надо ли охранять насекомых? Зачем? Как мы можем помочь насекомым?

        4. Итог: о ком сегодня говорили? Каких насекомых вы знаете? Какие правила поведения при общении с насекомыми вы узнали?

        

Раздел: «Ребёнок на улицах города»

Январь

Тема: «Мы знакомимся с улицей».

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

Материал: картина «Улица города».

1. Воспитатель загадывает загадку:

В два ряда дома стоят10, 20, 100 подрядквадратными глазами друг на друга глядят. (Улица).

2. Рассказ воспитателя об улице:

Улица – это место, где по обе стороны дороги стоят разные дома. Дома разные – высокие и низкие, большие и маленькие. По дороге ездят разные машины, это проезжая часть. По дорожкам вдоль домов ходят пешеходы, эти дорожки называются пешеходными. В каждом городе есть много разных улиц. У каждой улицы свое название. Знаете ли вы, как называются улицы в нашем городе?

3. Рассматривание картины.

Что изображено на картине? Какие дома? Какой транспорт? Как называется дорога, по которой движется транспорт? (проезжая часть). Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? (тротуар). Может ли транспорт заезжать на тротуар? Почему? Может ли пешеход ходить по проезжей части? Почему? Для того, чтобы был порядок, есть правила поведения на улице для пешеходов и водителей: машины ездят только по проезжей части, пешеходы ходят только по тротуару. Но, что делать, если пешеходу необходимо перейти на другую сторону улицы? Ответы детей обобщить. Познакомить детей со знаком «зебра», вспомнить цвета светофора и их значение. Познакомить с правилами перехода улицы («зебра», светофор).

4. Игра «Светофор» (зеленый цвет – дети идут, желтый – внимание, красный – стоят).

5. Беседа с детьми о правилах поведения на улице.

Как должны вести себя пешеходы на улице?

Чего нельзя делать и почему?

6. Итог: Что такое улица? Как называется дорога, где движется транспорт? Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? Как правильно переходить улицу? Как нужно вести себя на улице?

7. Чтение стихотворения.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Февраль

Тема: «Транспорт и правила уличного движения».

Цель: закрепить представления детей о транспорте, о правилах поведения на улице.

Материал: иллюстрации с изображением разного транспорта, светофор, знак «зебра».

1. Воспитатель загадывает загадки:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

(автомобиль).

Дом по улице идет, на работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

(автобус).

2. Беседа с детьми о транспорте. (беседа сопровождается показом картинок).

Что есть у автомобиля? Для чего нужен автомобиль? Кто управляет автомобилем? Что есть у автобуса? Для чего он нужен? Кто работает на автобусе? (водитель, кондуктор).

Какой транспорт вы еще знаете? Для чего он нужен?

Воспитатель показывает картинки, дети называют транспорт и говорят для чего он предназначен.

3. Беседа о правилах поведения в транспорте.

 Как нужно вести себя в транспорте? Чего нельзя делать и почему?

4. Неожиданно прибегает запыхавшийся герой. Он очень спешил к детям на занятие. Воспитатель уточняет, как переходил герой улицу перед детским садом? Герой говорит, что просто перебежал дорогу и все.

5. Обсуждение ситуации: правильно ли поступил герой? Воспитатель предлагает детям рассказать герою о правилах поведения на улице и о правилах перехода через дорогу.

6. Итог: дети рассказывают герою о чем они говорили на занятии ( какой транспорт они знают, для чего он нужен). Напоминают о правилах поведения на улице и правилах перехода через дорогу.

Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»

Март

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Материал: герой с забинтованной головой, картинки с изображением фруктов и овощей.

1. Приходит охающий герой с забинтованной головой.

2. Выяснение ситуации: герой заболел, у него болит горло, голова – он простужен. Воспитатель выясняет почему заболел герой. Выясняется, что герой не пил холодную воду, одевался тепло и т.д., но всеравно заболел.

3. Воспитатель предлагает детям рассказать и показать герою, что нужно делать, чтобы не болеть (делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, правильно питаться и т.д.). Во время беседы дети показывают, как они делают зарядку, занимаются спортом в саду и дома. Во время разговора о правильном питании демонстрируются картинки с изображением овощей и фруктов.

4. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». (Воспитатель описывает фрукт или овощ, а дети отгадывают).

5. Итог беседы:

Так что же необходимо для того, чтобы быть здоровым?

Герой хвалит детей за, то, что они многому его научили. Тетерь он будет все правильно делать и не будет болеть.

6. Чтение стихотворения:

Чтобы быть здоровому,

Дары бери садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Тот, кто много ест морковки,

Станет сильным, крепким, ловким.

А, кто любит дети лук –

Вырастает быстро вдруг.

Кто капусту очень любит, тот всегда здоровым будет.

7. Воспитатель угощает детей и героя морковкой.

Раздел: «Ребёнок в общении с людьми»

        Апрель

Тема: «Самый большой друг».

Цель: развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный и т.д.), а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность.

1. В гости к детям приходит герой, он грустит, потому что у него нет друзей.

2. Воспитатель предлагает ему остаться на занятии и познакомиться с детьми.

3. Беседа о друзьях.

Кто такие друзья? Для чего они нужны? Что можно делать с друзьями?

4. Чтение рассказа.

Жила-была Девочка. Во дворе ее дома жила  Собака - Короткий Хвост. Однажды утром пес подбежал к домику девочки и заглянул в ее окно.

- Еще рано. Моя Девочка еще спит. Пока она спит, я подмету двор. Он стал подметать двор и петь песенку:

Пусть заходят в наши двери

Только ласковые звери…

Заходите, бобры,

Будьте так добры.

К нам иди ежик!

Лезь через порожек!

Залетай, воробей,

Рады мы и тебе!

Заходи, жаба,

И скажи, что надо.

- Пусть все звери приходят к нам в гости. Но злого крокодила я к нам не пущу. Гав-гав! Р-р-р! У него такие злые глаза! Он смотрит на мою девочку и все время облизывается.

Но тут прилетела Стрекоза- Круглые Глаза.

- Здравствуй, Собака - Короткий Хвост!

- Здравствуй, Стрекоза – Круглые Глаза!

- Наша Девочка еще спит?

- Да.

- Солнце уже высоко. Пора ее будить.

Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост громко закричали:

- Девочка! Девочка! Пора вставать!

Девочка проснулась, распахнула окно и потянулась.

- Доброе утро, Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост! Сейчас мы умоемся и будем завтракать. Мы будем есть хлеб с маслом и пить чай с конфетами.

Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост пошли в дом завтракать.

Но тут появился крокодил. Он был очень злой и страшно щелкал зубами:

- Ух, какой я злой! Ух, какой я зеленый! Ух, какой я голодный! Мне очень хочется съесть на завтрак Девочку, которая живет в этом доме. Только как мне ее поймать? Придется мне придумать какую-нибудь хитрость. Какую-нибудь хитрую-прехитрую хитрость…

злой и зеленый крокодил ушел, а из дома вышли Девочка, Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост.

- Я хочу пойти на полянку и узнать, как поживает мой друг голубой Колокольчик. Сегодня ночью была сильная гроза. Дул ветер. Гремел гром. Я очень за него беспокоюсь. И они все вместе отправились на полянку.

- Здравствуй, Голубой Колокольчик! - сказала Девочка.

- Добрый день-день-день!- ответил Колокольчик, покачиваясь на ветру.

- Ночью была гроза. Я боялась, что ветер сломает тебя.

- да, мне было очень-очень страшно! Я был совсем один- динь-динь!

Девочка ласково обняла Колокольчик. Тут на поляну вышел большущий слон. Он тяжело переступал своими толстыми ногами, раскачивал хвостом и пел:

Я самый, самый, самый славный!

Среди зверей я самый главный!

И все кричат со всех сторон:

«Кто лучше всех? Конечно, Слон!

И умный он, и смелый он!

Наш знаменитый Слон!

Девочка обрадовалась, увидев Слона:

- Вот теперь все мои друзья собрались вместе!

- я твой самый большой друг, Девочка! Я - больше всех! Значит, я твой самый большой друг! – сказал Слон.

- А я? Я тоже твой большой друг, девочка! – сказал Короткий Хвост.

- И я! – повторил Колокольчик.

- И я! – сказала Стрекоза.

- Ха-ха-ха! Разве вы можете быть друзьями моей Девочке? Ведь вы такие маленькие и жалкие! Друзья такими не бывают!

Стрекоза - Круглые Глаза, Собака – Короткий Хвост и Голубой Колокольчик обиделись и ушли.

- Почему ты обидел моих друзей? – спросила Девочка.

- Да какие они друзья! Друг должен быть большим и сильным. Вот таким, как я. Смотрите, облака и солнышко! Смотрите, слоны, слонихи и слонята! Девочка дружит только со мной!

Но тут появляется крокодил и хватает Девочку за юбку.

- Ух, какой я голодный! Ух, какой я зеленый! Ух, как хочется съесть мне эту вкусную Девочку! Вот теперь то я позавтракаю!

- Слон, Слон! Помоги! – закричала Девочка.

- Нет, нет! Ведь крокодил  может схватить и меня. Прямо за мой замечательный хобот! – испугался Слон и убежал.

- Спасите! Помогите! – стала кричать Девочка.

Голубой Колокольчик услышал, как кричит Девочка, поднялся из травы, стал раскачиваться и громко звонить:

- Злой крокодил-дил-дил! Нашу Девочку схватил-тил-тил!

Услышала его Стрекоза - Круглые Глаза и полетела звать на помощь Собаку – Короткий Хвост. Прибежала Собака – Короткий Хвост, прилетела Стрекоза - Круглые Глаза. Собака – Короткий Хвост начала громко лаять на крокодила, Стрекоза - Круглые Глаза сильно махать крылышками, а Голубой Колокольчик стал громко звенеть. Испугался крокодил и отпустил Девочку и ушел, так и не позавтракав.

- Как я рад, как я рад, что тебя не съел злой крокодил! – сказал Короткий Хвост.

- Откуда вы узнали, что со мной случилась беда? – спросила Девочка.

- Мне сказала об этом Стрекоза - Круглые Глаза, а ей прозвенел Голубой Колокольчик.

Но тут появился слон и сказал:

- Девочка! Как я рад, что тебя не съел этот злой крокодил! Я больше всех этому рад! Потому что я твой самый большой друг!

- Нет, Слон! Это неправда! Вот Собака – Короткий Хвост, Стрекоза - Круглые Глаза и Голубой Колокольчик совсем маленькие, но все равно они мои большие друзья. А ты вон какой огромный и сильный. Но ты бросил меня в беде. Значит ты мне не друг – сказала Девочка.

5. Беседа по содержанию.

О чем этот рассказ? Кто называл себя самым большим другом Девочки? Оказался ли он настоящим другом? Почему? Кто и как помог Девочке? Кто же оказался настоящим другом для Девочки?

6. Итог: кого можно считать настоящим другом?

Раздел: «Социально-эмоциональное развитие».

Май

Тема: «Что можно делать, а чего нельзя».

Цель: познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с людьми.

1. В гости приходит Незнайка. Он жалуется ребятам, что с ним никто не играет. Выясняется, что Незнайка разбросал все игрушки и не хотел наводить порядок, а хотел идти гулять.

2. Воспитатель выясняет, у детей правильно ли поступил Незнайка, и что нужно сделать, чтобы снова подружиться с друзьями.

3. Чтение рассказа.

Жила-была девочка Аленка. И были у нее друзья – кошка Мурка и собачка Шарик. Однажды Аленке надо было уйти по делам, она позвала своих друзей и сказала:

- Слушайте меня внимательно! Мне нужно уйти и вы на целый день остаетесь одни. Ведите себя хорошо. А когда я вернусь, то поиграю с вами в веселую игру. Хорошо?

- Вот здорово! Возвращайся поскорее, Аленка! – сказали Мурка и Шарик.

Аленка ушла.

- Вот мы и одни, - сказала Мурка.

- Можно делать все, что хочешь, - сказал Шарик и запел:

Один остался дома!Ура! Ура!-  Кричу.

Я буду делать сноваВсе то, что захочу.

Обидные слова скажу И занавеску изгрызу.

И не хочу я убирать Игрушки и кровать.

И некому «нельзя» сказатьВо что хочу, могу играть.

- Шарик, что ты говоришь? Пойдем лучше посмотрим в окошко, - сказала Мурка.

- А я не хочу! – ответил Шарик и стал бегать по комнате. Он так быстро бегал, что уронил горшок с цветами.

- Что ты натворил, Шарик? Ты же разбил Аленкин любимый цветок! Нужно все убрать. Разве так можно?

- А я не хочу убирать! Не хочу! Не хочу! – сказал Шарик.

- А я пойду и принесу веник, - сказала Мурка и ушла. А Шарик полез в шкаф, нашел конфеты и начал их есть.

- Ой, как вкусно!

Пришла Мурка с веником, увидела, что Шарик ест конфеты, и стала его ругать.

- Шарик, положи на место конфеты! А то ты их все съешь!

- Если хочется, то можно! – ответил Шарик и съел все конфеты.

- Эх ты, - сказала Мурка – вот придет Аленка, с чем мы будем пить чай?

Иди-ка принеси воды, надо полить цветочек, а пока подмету пол. мурка уходит.

- Не хочу приносить воду, я лучше поиграю, - сказал Шарик, взял со стола нитки, стал с ними играть и весь запутался в них.

Когда Мурка возвратилась, она увидела, что натворил Шарик.

- Зачем ты размотал Аленкины нитки?  Весь запутался, так нельзя! Давай я тебе помогу.

Мурка распутала Шарика и попросила его отнести нитки на место.

- А я не хочу! Не хочу! – снова стал возражать Шарик.

- Хватит бездельничать, надо прибрать дом! – сказала Мурка.

Но тут пришла Аленка. Шарик с радостью бросился к ней:

- Ура! Аленка пришла! Давай скорее играть!

А Аленка, увидев, что в комнате беспорядок, удивилась и огорчилась:

- Какой беспорядок! Все валяется! Разве можно так себя вести? Надо все убрать!

- А я не хочу! Не хочу, не хочу! Я хочу делать только то, что мне нравится! – сказал Шарик.

- Ты меня очень расстроил, Шарик, - сказала Аленка и ушла.

- Вот видишь, Шарик, Аленка обиделась. С кем же мы теперь будем играть?

4. Беседа по содержанию.

Как вы думаете, почему ушла Аленка? Почему она обиделась и на кого? А вам понравилось поведение Шарика? Что бы вы сделали на его месте? Чего нельзя делать? Почему? Как вернуть Аленку?

5. Игра с мячом (дети передают друг другу мяч и говорят, чего нельзя делать).

6. Итог: дети советуют Незнайке, ка помириться с друзьями, Незнайка благодарит детей за полезные советы.

Перспективный план работы по ОБЖв старшей группе

Раздел: «Ребёнок дома»

Сентябрь

Тема: «Пожар»

Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.

Материал: картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме; книга с Маршака «Рассказ о неизвестном герое», серия картин с сюжетами возникновения пожара.

Октябрь

Тема: «Служба 02 и 03»

Цель: познакомить детей со службой 02; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого.

Материал: иллюстрации из книги С.Михалкова «Дядя Степа милиционер»; картина с изображением улицы города и постового милиционера.

Раздел: «Ребёнок и природа».

Ноябрь

Тема: «Гроза»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Материал: картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И.К. Айвазовского «Гроза».

Декабрь

Тема: «Лекарственные и ядовитые растения»

Цель: познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

Материал: набор картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».

Раздел: «Ребёнок на улицах города»

Январь

Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»

Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

Материал: иллюстрации улиц города.

Февраль

Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

Материал: картинки с изображением дорожных знаков.

Раздел: «Ребёнок в общении с людьми»

Март

Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.

Апрель

Тема: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Материал: игрушки.

Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».

Май

Тема: «Витаминная семья»

Цель: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

Материал: набор картинок с ягодами и фруктами.

Перспективный план работы по ОБЖ  в подготовительной группе

Раздел: «Ребёнок и природа»

Сентябрь

Тема: «Насекомые»

Цель: дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Материал: картинки с изображением разных насекомых.

Октябрь

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Материал: картинки с изображением разных грибов, муляжи грибов.

Раздел: «Ребёнок дома».

Ноябрь

Тема: «Огонь – судья беспечности людей»

Цель: обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.

Материал: иллюстрации, репродукции картин.

Декабрь

Тема: «Служба 01, 02 и 03»

Цель: познакомить детей со службой 02; сформировать представления о правилах поведения с огнем, электроприборами, с незнакомыми людьми.

Материал: иллюстрации по пожарной безопасности, с изображением улицы города.

Раздел: «Ребёнок на улицах города»

Январь

Тема: «Улица города»

Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказать помощь другому.

Материал: иллюстрации улиц города.

Февраль

Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

Материал: картинки с изображением дорожных знаков.

Раздел: «Ребёнок в общении с людьми»

Март

Тема: «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых»

Цель: научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого человека.

Апрель

Тема: «Если чужой входит в дом»

Цель: научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни; предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».

Май

Тема: «Обучение детей правилам поведения на воде»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.

Планирование работы

 с детьми по ОБЖ вне занятий

Старшая группа

Месяц

Тема

Виды деятельности

Сентябрь

«Электроприборы»

1. «Электроприборы в доме» (беседа)  

2.Д.и. «Соедини по точкам» (горячие предметы) «Убери на место»

3.Моделирование ситуации: «Стирка и глажка белья»

4. Рисование «Телевизор»

Октябрь

«Пожар»

1.Игровая ситуация «Если в доме загорелось»

2.Чтение рассказов : Л. Толстой «Пожарные собаки» Б. Житков «Пожар в доме»

3.Рассматривание фото «Не играй со спичками» Д.и. «Так и не так»

4.Встреча с пожарным инспектором.

Ноябрь

«Витаминная семья»

1.Чтение и обсуждение стихотворений о витаминах.

2.Аппликация «Наши друзья - витамины»

3.Театрализованная игра «Витаминная семья»

4.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»

Декабрь

«Переходим через улицу»

1. «Знай и выполняй правила уличного движения» (закрепление правил дорожного движения)

2.Подвижные игры «Займи своё место» «Хозяин перекрёстка»

3.Отгадывание загадок по ПДД и рисование отгадок.

4.Викторина «Азбука дорожных знаков»

Январь

«Один на улице»

1.Обсуждение ситуаций насильственных действий со стороны взрослого на улице (запоминание правил поведения)

2.Тренинг «Защитное поведение ребёнка»

3.Беседа «Как вызвать милицию»

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер»

Февраль

«Детские страхи»

1.Нарисуй свой страх» (тренинг) Чтение С. Маршак «Чего боится Петя»

2. Инсценировка:«Как Стобед хотел испугать волка, и что из этого вышло»

3.П.и. «Гуси – Лебеди» Дидактич. упражнение «Найди пиктограмму»

4.Чтение сказки «Три поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»

Март

«Острые предметы»

1.Чтение и обсуждение рассказа «Как Стобед наступил на иголку»

2.Ознакомление с пособием «Я иголки не боюсь»

3.Отгадывание загадок и рисование отгадок»

4.Д.и. «Что лишнее» Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки»

Апрель

«Мы пришли на водоём»

1.Д.и «Берегите живое»  «Как избежать неприятностей»

2.Чтение и обсуждение сказки «Добрая Ивушка»  

3.КВН «Мы  пришли на водоём»

4.Разыгрывание ситуаций на воде.

Май

«Игры во дворе»

1.Игра – тренинг « Во дворе»

2.Чтение А.Дорохова «Зелёный, жёлтый, красный»

3.Целевая Прогулка «Пешеход»

4.Рисование на тему «Перекрёсток»


Планирование работы

 с детьми по ОБЖ вне занятий

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Виды деятельности

Сентябрь

«Опасные предметы»

1.Экскурсия по игровому уголку «Комната и кухня»

2.Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» « Так и не так»

3.Чтение Е.Казаков «Чик-чик ножницами с обсуждением»

4.Отгадывание загадок об изучаемых предметах, рисование отгадок.

Октябрь

«Взаимосвязь и взаимодействие с природой»

1.Д.и.» Что где растёт» (лекарственные и ядовитые растения) «Распутай путаницу»

2.Настольная игра «Сбор грибов и ягод» (закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах)

3.Придумывание историй на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)

4.Рвссказывание и обсуждение сказки «Добрая Ивушка»(правила поведение в природе)

Ноябрь

«Переходим через улицу»

1.Беседа «Улицы города»

2.Лабиринты «Помоги детям дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома»

3.Выполнение заданий по правилам дорожного движения «Умный Светофор»

4.Рисование на тему «Дорожные знаки»

Декабрь

«Встреча с незнакомцем»

1.Моделирование ситуации «Один дома»

2.Чтение и обсуждение стихотворения «Как вести себя с незнакомцем»

3.Д.и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»

4.Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»

Январь

«Личная гигиена»

1.Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто

2.Обсуждение ситуации на рисунках, которые требуют мытья рук.

3.Беседа «Микробы и вирусы»

4.Рисование на тему «От чего можно заболеть»

Февраль

«Я - помощник»

 1.Индивидуальные беседы  «Как я помогаю маме»

2.Моделирование ситуации «Приготовление пищи в игровом уголке»

3.»Аппликация «Кастрюля и чайник»

4.Игра придумывание «Как непослушный котёнок обжог себе лапу»

Март

«Береги природу»

1.Д.и  «Найди  различия»(луг, лес, поляна)

2.Чтение и обсуждение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)

3.Игра-ситуация «Весёлая и грустная поляна»

4.Организация уборки мусора на участке. (опасные предметы на участке)

Апрель

«В городском транспорте»

 1.Придумывание и решение ситуации  «Кому нужно уступить место»

2.Правила поведения в транспорте : при входе и выходе,   в вагоне метро и т.п.

3.Чтение сказки «Воробьишка Тишка»

4.Игра - викторина « Правила дорожного движения»

Май

«Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём»

1.Чтение рассказа «Волшебный самолётик» и беседа по нему.

2.Просмотр диафильма «Кошкин дом»

3.Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действия при пожаре)

4.Беседа «В гостях у Айболита» (оказание первой помощи себе и другому при порезах)


Итоги знаний детей младшего дошкольного возраста по ОБЖ

Критерии

1

Имеет элементарные представления об опасности бытовых предметов (колющие, режущие и др.)

2

Имеет элементарные представления об опасности бытовых приборов

3

Имеет элементарные представления об опасности общения с животными

4

Имеет элементарные представления об опасности общения с насекомыми

5

Имеет элементарные представления об улице и основных правилах поведения на ней

6

Имеет элементарные представления о транспорте, об основных правилах поведения на дороге

7

Имеет элементарные представления о сохранении своего здоровья

8

Имеет элементарные представления  о правилах поведения с близкими людьми

Итого:

Система оценивания:

3 балла – высокий уровень представлений       21 балл – высокий уровень знаний по ОБЖ

2 балла – средний  уровень представлений 13 – 20 баллов – средний уровень знаний ОБЖ

1 балл – низкий уровень представлений  ниже 13 баллов – низкий уровень знаний ОБЖ


Итоги знаний детей старшего  дошкольного возраста по ОБЖ

Критерии

1

Знание основных правил пожарной безопасности

2

Знание основных правил поведения с незнакомыми людьми

3

Знание основных правил поведения в природе

4

Знание основных правил поведения на улице

5

Знание основных правил поведения на дороге

6

Знание основных правил сохранения и укрепления своего здоровья

7

Знание основных правил поведения и общения с близкими людьми

8

Умение применять полученные знания на практике

Итого:

Система оценивания:

3 балла – высокий уровень представлений      21 балл – высокий уровень знаний по ОБЖ

2 балла – средний  уровень представлений    13-20 баллов – средний уровень знаний ОБЖ

1 балл – низкий уровень представлений   ниже 13 баллов – низкий уровень знаний ОБЖ


Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
  2. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006
  4. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
  5. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008
  6. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
  7. Радзиевская Л.И.  «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
  8. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  9. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  10. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  11. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008
  12. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
  13. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  14. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  15. Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
  17. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
  18. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
  19. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
  20. Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»
  21. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая программа по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в старшей разновозрастной группе...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе

       Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собстве...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе «Островок безопасности»

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьк...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...