«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
статья по обж

Николаева Татьяна Григорьевна

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей

дошкольного возраста»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно-транспортных происшествий…

Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому

главной задачей взрослых является стимулирование развития у них

самостоятельности и ответственности.

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость,

доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и

любознательность определяют поведение в опасной ситуации и

способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое

развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования

последствий своих действий.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Необходимо использовать самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок

дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а

именно сказкам. Сказки -это учебник, по которому маленький человек

начинает учиться жить.

3. Обращать внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш

увидел, так и будет стоять у него перед глазами.

4.Задавать вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все

равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить

правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А

вам (нам) как раз это и надо.

5.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о безопасности.

6 Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте

вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей

познавательных процессов.

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми

растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы.

Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми,

понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые

намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного

движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь

ориентироваться на местности, если потерялся.

Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста

мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и

укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными

предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с

осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать

доступные домашние приборы и инструменты.

Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, необходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна

выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и

направления работы. Она должна включаться в непосредственно

организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и

ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и

проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

Обучая ребенка правилам безопасного поведения, не рекомендуется его запугивать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в

критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе

воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем

развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но

отнюдь не превратить его в паникера и труса.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов

открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы

они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это

решение им нужно подсказать.

Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги

помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их

накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей

внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью,

ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и

вариативность мышления  (быстро и правильно подобрать необходимые

способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и

взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм

безопасного поведения.

 Многократное повторение в игре способов выхода из опасных

ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения.

С этой целью в младшем дошкольном возрасте, могут быть использованы

игры следующей тематики: «Семья», «Автобус», «Пассажиры», «Детский

сад», «Путешествие», «Больница».

Какие же проблемные ситуации можно использовать? Например, в игре

«Семья» - в дверь позвонил незнакомый человек, мама забыла на плите кашу

и она загорелась, дочка потерялась и др.

В старшем возрасте помимо перечисленных сюжетно-ролевых игр можно

предложить следующие сюжеты «Служба спасения», «Пожарные», «Мы –

водители», «ГИБДД» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможности всех видов игр

чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не

нарушить естественный ход игры, но, тем не менее, достичь поставленной

цели, в данном случае научить детей безопасному поведению.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей немало важную роль играют союзники – родители.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы

безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной

проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить

прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-

аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

наглядно- информационное направление: организация дней открытых

дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности,

информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое

направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий;

выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного

материала. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения ООД по “Основам

безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать

разнообразные методические приемы:

• беседы,

• эксперименты,

• тренинги,

• наглядность,

• сюжеты из жизни,

• художественные произведения,

• игры,

• рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и

научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей,

воспитателей и просто взрослых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...