Доклад "Формирование основ безопасности в осенне-зимний период"
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Помельцева Марина

Доклад о профилактике безопасной жизнедеятельности ребенка в осенне-зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №161» ОАО «РЖД»

 

Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

                                                     Педагог: Помельцева М.В.

                                                         Группа «Почемучки»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО 

о проведении декадника «Внимание, зимние каникулы!» 

 

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что наибольшее число несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах происходит во время школьных каникул и в праздничные дни. Зимние каникулы — это не только время отдыха, это ещё и время, когда наибольшее количество детей и подростков имеет наименьший контроль со стороны взрослых. С началом школьных каникул у детей появляется больше свободного времени, к сожалению, не всегда контролируемого взрослыми. Именно в этот период, как показывает практика, возрастает риск возникновения ДТП с участием детей. 

В целях создания условий для предотвращения дорожного транспортного травматизма с участием детей и подростков в период с 14 по 25 декабря 2020 г. в преддверии зимних каникул во всех общеобразовательных организациях Новосибирской области и города Новосибирска проводится декадник «Внимание, зимние каникулы!».  

 В рамках данного декадника декадника активизировалась в нашем детском саду профилактическая работа по безопасности дорожного движения дошкольников:  

1.Было организовано  участие обучающихся во Всероссийской добровольной интернет-акции «Безопасность детей на дороге», проводимой агентством по современному образованию и науке Обрнаука.РФ.  Участие приняли 5 воспитанников группы «Почемучки» и два педагога.

      2. Было организовано участие обучающихся в фотомарафоне

 «Встречай Новый год по правилам!». Участие приняла Витман Арина группа «Почемучки», получившая диплом «Самый активный участник и грамотный пешеход», вошла в пятерку лучший и педагог Помельцева Марина Владимировна.

3.  Михальская Ольга Борисовна, Помельцева Марина Владимировна, педагог Резваткина Елена Владимировна, педагог-психолог Сухинина Татьяна Викторовна приняли   участие  в заседании комиссии по комплексной безопасности, которая состоялась 17 декабря 2020 года в 15.00 в режиме видеоконференц-связи на платформе Zoom. 

4. Педагогом Помельцевой М.В. проведены дополнительные занятия, инструктажи с обучающимися по соблюдению правил дорожного движения, особое внимание необходимо обратить на «дорожные ловушки» зимнего времени года. 

 

5.Проведены разъяснительные беседы, родительские собрания в режиме онлайн по вопросу усиления контроля за детьми в дни новогодних выходных,  необходимости обязательного использования

 светоотражающих элементов.

Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»).

Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. В работе с детьми в нашей группе мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дороге.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе:

--комплексные и интегрированные занятия («Службы 01,02,03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь?», «Контакты с незнакомыми людьми дома»);

--практическое занятие «Дружба с дорожными знаками», Игровое занятие "Юный пожарный", «Чтобы не было беды», цель - обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

--сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Путешествуем на машине»; «Принимаем гостей дома»;

--экскурсии в школу, в библиотеку, цель которых познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара;

--игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. «Причины пожаров», цель игры - закрепить знание основных причин пожара) и фабричные; сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;

--беседы («Наши верные друзья» (о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый - огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель - рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник?»);

--знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём»,», «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар»);

--продуктивные виды деятельности. Рисование: «Вот эта улица вот этот дом»; «С дымом мешается облако пыли мчатся пожарные автомобили»; «Бытовая техника»; «Кошкин дом»;

--конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

--моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»; «Как бы ты поступил»);

познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности»;

--развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

--экскурсии: «Пешеходный переход» (целевая); «Посещение кухни детского сада» (целевая).

Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Изучив литературу, выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения. Вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого населённого пункта является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. обеспеченность безопасность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.

Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Познавательные стихи из программы А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности» дети запоминали очень быстро:

«Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком,

И не открывайте тете,

Если мама на работе…»

В стихотворной форме дети легко запоминают и правила поведения:

«Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!»

«Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва –

Поскорей звони 02!»

«Опасные угощения» -

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Часто дети думают, что опасности подстерегают только героев сказки, и вместе с детьми разыгрываем опасные ситуации: «Взрослый предлагает ребенку пойти с ним куда-нибудь, обещая что-то…», «Взрослый предлагает сесть в машину и покататься», «Взрослый угощает ребенка чем-то вкусным». А также разыгрываем ситуации проблемно–поискового характера: «Похитители и находчивые дети», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Если постучался чужой», «Если позвонил незнакомец, когда ты дома один», «Умей вызвать помощь». Помогают усвоить цели и задачи блока «Личная безопасность» и приобрести навыки поведения личной безопасности.

Результаты работы

--У детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ.

--Пополнился опыт безопасного поведения.

--Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

--Пополнился словарный запас.

--Наладился тесный контакт с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О мерах безопасности в осенне-зимний пожароопасный период

Памятка для родителей по безопасности жизнедеятельности....

План мероприятий по пожарной безопасности на осенне – зимний период 2019 - 2020 учебного года

Многие считают, что детей пожарной безопасности должны начинать учить в школах. Но в действительности, большинство «детских» пожаров, случаются ещё в дошкольном возрасте. Именно поэтому, о...

План мероприятий по пожарной безопасности на осенне – зимний период 2019 - 2020 учебного года

Многие считают, что детей пожарной безопасности должны начинать учить в школах. Но в действительности, большинство «детских» пожаров, случаются ещё в дошкольном возрасте. Именно поэтому, о...

Конспект занятия по ОБЖ «Безопасность в осеннее – зимний период»

Формирование основ безопасности на водоемах в осенне-зимний период у дошкольников....

ПАМЯТКА «Правила пожарной безопасности в осенне-зимний период»

В связи с установившейся холодной погодой население активно использует в быту электронагревательные приборы. Вместе с тем для обогрева домов и квартир нередко используют обогреватели не заводского изг...

Консультация для родителей по безопасности в осенне-зимний период

Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период часто становится причиной гибели и травматизма людей. Осенний лед в период с ноября по декабрь, до наступления устойчивых мор...

План мероприятий по пожарной безопасности на осенне – зимний период 2020 - 2021 учебного года

План мероприятий по пожарной безопасностина осенне – зимний период 2020 - 2021 учебного года...