Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в детском саду
статья по обж (старшая группа)

Макаренко Алёна Михайловна
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.
 
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка. Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.
 
Основное содержание и направление работы определяются «Основной образовательной программой детского сада, а также методическими пособиями «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной; «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я, Степаненковой, М.Ф. Филенко. При этом мы составили следующие задачи:
 
Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах безопасного поведения на улицах поселка.
 
Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни.
 
Развитие таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплинированность.
 
Развитие внимания, речи, мышления, произвольного восприятия.
 
Обучение Правилам дорожного движения мы рассматривали как составную часть учебно – воспитательной работы детского сада. С этой целью были разработаны тематический и перспективный планы работы по формированию у детей навыков осознанного поведения на улицах поселка Увельского, создан соответствующий учебно – методический и игровой материал в игровых помещениях детского сада, уточнены знания педагогов. С этой целью провели рекламацию имеющейся литературы и методических пособий, подобрали методическую и художественную литературу в соответствии с возрастом детей. С работниками ГИБДД педагоги детского сада установили постоянные дружеские связи. Материальное воплощение их – настольные дорожные знаки, постоянное снабжение детского сада разнообразными играми и специальной методической и детской литературой.
 
В группах детского сада оформлены макеты перекрестка, улиц поселка, в играх с которыми дети уточняют свои знания и отрабатывают практические навыки действий водителей и пешеходов.
 
Вникая в суть не столько самих Правил, сколько в суть дорожных ситуаций, мы учим ребенка, видеть и понимать то, что обозначено словами «разрешается» и «запрещается».
 
На НОД, прогулах и в играх дети приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила дорожного движения на дороге, учатся понимать сигналы светофора и действия регулировщика, усваивают, где можно ездить на санках, и велосипедах, учатся пользоваться автобусом, знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
 
В организации работы соблюдаются принципы системности, учета местных условий. Создавая развивающую среду, используя пособия, игровые материалы, мы учитываем, что у детей нашего микрорайона мало опыта поведения на оживленных улицах районного центра. Чтобы компенсировать эту неосведомленность, мы используем макеты улиц, перекрестков, рисунки, плакаты. Обязательно учитываем возрастные особенности детей, применяем интегрированный и комплексный подход в организации педагогического процесса.
 
Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма спланировано так, что в течении всего года проводятся мероприятия, в летний период это в основном игры.
 
Воспитатели и музыкальный руководитель детского сада разрабатывают развлекательно – познавательные мероприятия по ПДД – сказки, путешествия, соревнования, главным действующим лицом в которых является дорога и грамотное поведение на ней участников. В итоге на практике узнают, как правильно переходить дорогу, зачем нужен светофор и регулировщик, дорожные знаки. У них развиваются такие качества как внимательность, выдержка, ловкость, быстрота движения и умение самостоятельно пользоваться знаниями в определенной ситуации.
 
Важен и другой результат – за счет проведения мероприятий пополняется материальная база детского сада, появляются новые игры по дорожной тематике, макеты перекрестков и светофоров, у родителей и детей возникает интерес к решению проблем дорожной безопасности.
 
Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами дорожного движения, привлекаются школьники – бывшие выпускники, они участвуют в развлечениях, в изготовлении атрибутов.
 
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы для всех возрастных групп, подбирается и систематизируется художественная литература для дошкольников, методическая литература для педагогов и родителей.
 
Успешных результатов в воспитании дисциплинированного пешехода мы добиваемся в тесной взаимосвязи с семьей, используя для этого разнообразные формы работы (родительские собрания, совместные игры и досуги, беседы с представителями ГИБДД, организацию развивающей предметной среды).
 
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь:
 
плакаты, сюжетные картинки;
 
дорожные знаки, жезл, форма инспектора, свистки;
 
велосипеды, машины;
 
игрушки транспортные;
 
флажки для перехода улицы;
 
макеты поселка;
 
дидактические игры: «Это надо знать», «Знаки на дорогах», «Дорожные знаки», пазлы «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки»
 
детская и методическая литература;
 
обучающие мультфильмы, презентации по ПДД.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghfdbkf_ljhjyjuj_ldbtybz.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Ведь, для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить к трудностям с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов станет правильное поведение на улицах и дорогах нашего поселка. Ответственная роль, отведенная ДОУ, заключается в профилактике детского травматизма на дороге. Ведь дети, во-первых, не умеют осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Основное содержание и направление работы определяются «Основной образовательной программой детского сада, а также методическими пособиями «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной; «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я, Степаненковой, М.Ф. Филенко. При этом мы составили следующие задачи:

Освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, о правилах безопасного поведения на улицах поселка.

Формирование практических навыков на прогулах, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни.

Развитие таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплинированность.

Развитие внимания, речи, мышления, произвольного восприятия.

Обучение Правилам дорожного движения мы рассматривали как составную часть учебно – воспитательной работы детского сада. С этой целью были разработаны тематический и перспективный планы работы по формированию у детей навыков осознанного поведения на улицах поселка Увельского, создан соответствующий учебно – методический и игровой материал в игровых помещениях детского сада, уточнены знания педагогов. С этой целью провели рекламацию имеющейся литературы и методических пособий, подобрали методическую и художественную литературу в соответствии с возрастом детей. С работниками ГИБДД педагоги детского сада установили постоянные дружеские связи. Материальное воплощение их – настольные дорожные знаки, постоянное снабжение детского сада разнообразными играми и специальной методической и детской литературой.

В группах детского сада оформлены макеты перекрестка, улиц поселка, в играх с которыми дети уточняют свои знания и отрабатывают практические навыки действий водителей и пешеходов.

Вникая в суть не столько самих Правил, сколько в суть дорожных ситуаций, мы учим ребенка, видеть и понимать то, что обозначено словами «разрешается» и «запрещается».

На НОД, прогулах и в играх дети приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила дорожного движения на дороге, учатся понимать сигналы светофора и действия регулировщика, усваивают, где можно ездить на санках, и велосипедах, учатся пользоваться автобусом, знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

В организации работы соблюдаются принципы системности, учета местных условий. Создавая развивающую среду, используя пособия, игровые материалы, мы учитываем, что у детей нашего микрорайона мало опыта поведения на оживленных улицах районного центра. Чтобы компенсировать эту неосведомленность, мы используем макеты улиц, перекрестков, рисунки, плакаты. Обязательно учитываем возрастные особенности детей, применяем интегрированный и комплексный подход в организации педагогического процесса.

Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма спланировано так, что в течении всего года проводятся мероприятия, в летний период это в основном игры.

Воспитатели и музыкальный руководитель детского сада разрабатывают развлекательно – познавательные мероприятия по ПДД – сказки, путешествия, соревнования, главным действующим лицом в которых является дорога и грамотное поведение на ней участников. В итоге на практике узнают, как правильно переходить дорогу, зачем нужен светофор и регулировщик, дорожные знаки. У них развиваются такие качества как внимательность, выдержка, ловкость, быстрота движения и умение самостоятельно пользоваться знаниями в определенной ситуации.

Важен и другой результат – за счет проведения мероприятий пополняется материальная база детского сада, появляются новые игры по дорожной тематике, макеты перекрестков и светофоров, у родителей и детей возникает интерес к решению проблем дорожной безопасности.

Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами дорожного движения, привлекаются школьники – бывшие выпускники, они участвуют в развлечениях, в изготовлении атрибутов.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы для всех возрастных групп, подбирается и систематизируется художественная литература для дошкольников, методическая литература для педагогов и родителей.

Успешных результатов в воспитании дисциплинированного пешехода мы добиваемся в тесной взаимосвязи с семьей, используя для этого разнообразные формы работы (родительские собрания, совместные игры и досуги, беседы с представителями ГИБДД, организацию развивающей предметной среды).

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь:

плакаты, сюжетные картинки;

дорожные знаки, жезл, форма инспектора, свистки;

велосипеды, машины;

игрушки транспортные;

флажки для перехода улицы;

макеты поселка;

дидактические игры: «Это надо знать», «Знаки на дорогах», «Дорожные знаки», пазлы «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», «Правила дорожного движения», «Учим дорожные знаки»

детская и методическая литература;

обучающие мультфильмы, презентации по ПДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге"

Из опыта работы "Обучение дошкольников ПДД и поведению на дороге"...

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....

Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"

Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...

Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...

Актуальность обучения дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.

Этот материалл предоставлен вашему вниманию как консультация для родителей о правильном и безопасном поведении на улицах города. Эта тема очень актуальна в наше время. Только совместными усилиями роди...

Практико- значимая работа«Сетевое взаимодействие ДОУ и социума по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»

Эффективное  взаимодействие  ДОУ и  социума по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК»

    Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков,...