Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Информация в помощь воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_pdd.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Доклад на тему:
«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Подготовила: воспитатель 1  категории

 Денисова Светлана Ивановна  

2021год

     

       Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения – пешеходов, водителей, пассажиров. С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма вызывает особую тревогу, а традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократического общества, требует позитивного изменения с учетом требований социума. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

         Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

 - Внедрение инновационных форм и методов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;

 - Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

 - Формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;

- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

 - Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

 - Усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения детей.

            В работе по обучению детей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма руководствуемся:

  • Законом РФ «Об образовании»;
    •         Конвенцией о правах ребёнка;
  • Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утверждённая постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 года № 864. Программа обучения безопасному поведению на дороге является составной частью основной реализуемой в ДОУ Программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, М.А. Васильевой. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности изучаются и как отдельные направления в общей программе воспитания.

Используемые программы, методические пособия: 

- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012;

 - Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010;

 - Л. Ф. Павленко. Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах. – Ульяновск, УИПКПРО, 2003

- Работа дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (библиотечка передового педагогического опыта) / Под общ. Ред. Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, НЦБЖД ПО РАО, 2004.

- Обучение детей  дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. Образования Республики Татарстан. /Л.А.Артемьева, Ю.Д.Мисянин и др. – Казань, 1995.

- Г.Н. Элькин. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.:издательский дом «Литера», 2009.

- Правила дорожного движения для детей. – Сост.: Н.Терентьева, Е,Позина. – Москва, 2010 и др.

      В нашем МБДОУ разработана Программа деятельности образовательного учреждения по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах, основываясь на программы.

       Этапы реализации программы по обучению детей безопасному поведению на дороге следующие:
I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет):  

- знакомство детей со средствами передвижения, светофором;

- расширение знаний детей об улице, проезжей и переходной части, о назначении светофора и его сигналах;

- обучение детей культурному поведению в общественном транспорте.

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет): 

- знакомство детей с понятием «пешеход», с проезжей частью и тротуаром, их назначением;  

- правилами для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни, с назначением автобусной остановки, с работой светофора, убеждение  их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода.

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет):

- работа по изучению дорожных знаков, знакомство  детей с запрещающими и предписывающими дорожными знаками, с различными средствами передвижения, с полицейским-регулировщиком и его ролью на улице;

- закрепление  знаний детей о правилах поведения в общественном транспорте, о дороге;  

- формирование  умения свободно ориентироваться на дороге; воспитание  дисциплинированности , сознательного выполнения правил дорожного движения и культуры  поведения в общественном транспорте.

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет):

- закрепление правил дорожного движения,  умения узнавать дорожные знаки и называть их, знакомство  детей с предупреждающими знаками;

- уточнение  представлений детей об улице, дороге, тротуаре, закрепление имеющихся знаний о правилах передвижения по улицам,  представлений о правилах поведения на улице, о необходимости их выполнения для безопасности жизни;

- дать детям представление о перекрестке, убедить их в необходимости соблюдать указания светофора, закрепить знания детей о работе регулировщика и его роли на улице;

- дать детям представление о появлении первых машин, рассказать о разных видах транспорта, спецмашинах и преимуществах при движении спецмашин, довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля»;

- учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, способствовать их осознанию;

-  способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий, рассказать детям о работе сотрудников ГАИ, познакомить  с дорожным знаком «Пост ГАИ».

        Основой для построения системы работы являются принципы организации образовательного процесса по ПДД в МБДОУ «Каратунский детский сад «Гульчечек»:

- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;

- принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

 - принцип интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

- принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

 - принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

        Педагогический коллектив нашего детского сада серьезно и последовательно работает над формированием у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Основываясь на принципы создана система работы, которая включила в себя следующие компоненты:

  • создание  предметно-развивающей среды
  • обучение детей правилам дорожного движения
  • работа с педагогами
  • работа с родителями
  • методическая работа в ДОУ
  • взаимодействие детского сада и ГИБДД
  • смотры-конкурсы

Предметно-развивающая среда

Для успешной организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду теперь функционирует отдельный оснащенный всем необходимым кабинет ПДД с разметкой, дорожными знаками. Данное оборудование является одной из инновационных форм обучения детей. С помощью специальных учебных оборудований можно воспроизводить реальную обстановку дорожного движения, они способствуют обучению детей умениям правильно ориентироваться в сложных условиях современного дорожного движения. А также в группах имеются уголки безопасности для организации игрового пространства. В этой развивающей среде используются:

  • комплекты дорожных знаков
  • макет улицы с транспортными средствами;
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • обучающие и развивающие игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
  • детская художественная литература;
  • картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
  • мультфильмы.

Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения

        Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, рисование и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

        Формы работы с дошкольниками:

  • наблюдения
  • экскурсии
  • чтение художественной литературы
  • заучивание стихов
  • рассматривание картин и иллюстраций
  • занятия
  • развлечения
  • конкурсы
  • игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые)
  • просмотр видео
  • беседы
  • обсуждение ситуаций
  • самостоятельная деятельность

                                             

Организация работы с педагогами

       Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:

  • инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • тематические семинары;
  • консультации;
  • педсоветы;
  • изучение методического инструментария;
  • организация деловых игр, конкурсов;
  • показ открытых занятий;
  • тематический контроль.

Организация работы с родителями

        Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. С этой целью используются:

  • родительские собрания;
  • наглядная информация на стендах для родителей;
  • папки-передвижки;
  • беседы;
  • совместные праздники  и развлечения.

Методическая работа в ДОУ

    Особую роль в детском саду играет методический кабинет, который создан для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В кабинете собран богатый материал для работы с детьми: картины, иллюстрации, плакаты, развивающие игры, транспортные игрушки, детская художественная и методические пособия, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых
прогулок, дидактических игр «Дорожная игротека», « Дорожные знаки», “Говорящие знаки”, “Разложи по порядку”, “Угадай знак”, “Как разговаривает улица”; “Узнай и расскажи”; “Лабиринт”; “Запомни и назови номер автомобиля”; “Подбери детали”; “Запомни номер телефона”; “Подбери колеса нужного размера к автомобилю” и др.;
 костюмы и атрибуты, направленные на профилактику ДДТТ, которые используются на тематических днях, занятиях, досугах и развлечениях.

Взаимодействие детского сада и ГИБДД

         Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) играет совместная работа инспекторов ГИБДД и детского сада. Инспекторы часто посещают детский сад, участвуют в различных мероприятиях и праздниках, выступают на родительских собраниях.  Каждый год совместно с сотрудниками ГИБДД проводятся развлекательно-познавательные мероприятия. Инспектора ГИБДД приходят к детям  с подарками, методической и художественной литературой по ПДД. Приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению правилами дорожного движения более действенной.

Смотры-конкурсы

   

          Таким образом, работая по данной проблеме, мы убедились, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и позволяет сформировать первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице. Ежегодный анализ практической деятельности наших педагогов позволил сделать выводы, что в ДОУ созданы все необходимые условия для активной творческой деятельности детей. Успешная работа в нашем ДОУ осуществляется благодаря созданной атмосфере эмоционального благополучия, психологического комфорта для детей и сотрудников, взаимопониманию и взаимодействию в решении поставленных задач по изучению дорожной азбуки, улучшению предметно-развивающей среды и установлению

тесного контакта с семьей.
           Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши выпускники умеют ориентироваться в окружающей обстановке, а родители смогут вовремя подсказать и дать нужный и правильный совет как вести себя на улице. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят родители и приводят своих малышей, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Каратунский детский сад «Гульчечек» Апастовского муниципльного района возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: « Развитие и формирование у детей дошкольного возраста правил  дорожного движения и практических навыков поведе...

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения».

Цель дидактического пособия: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения, свето...