Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)
проект по развитию речи (старшая группа)

Бутенкова Светлана Рудольфовна

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней продолжительностигрупповой, информационный, практико-познавательный.

Группа – старшая, компенсирующей направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                              Самарской области средней общеобразовательной школы №29 города Сызрани                                                          городского округа Сызрань Самарской области                                

структурное подразделение, реализующе  общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 40»,                                                                             расположенного по адресу: 446010  г. Сызрань, ул. Студенческая, д. 6

Педагогический проект

Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.»

(«Транспорт. Правила дорожного движения»)

                                                                           

                                                                             Разработчик:

                                                                                              воспитатель Бутенкова

      Светлана Рудольфовна,

2019 г.

Проект: средней продолжительностигрупповой, информационный, практико-познавательный.

Группа – старшая, компенсирующей направленности.

Тема проекта – формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.

Цель проекта - повышение компетентности по теме: «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».

Название итогового мероприятия – «Мы водители», « Путешествие на остров Почемучек»

Форма итогового мероприятия – развлечение, музыкальный досуг.

1. Актуальность.

         Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

2. Анализ ситуации, выявление проблемы.

       Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело будет в обучение в школе.

      Основные трудности проявятся при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не смогут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они будут испытывать трудности при написании изложений, сочинений.

        Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного  поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

3. Цель.

     Формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения.

Задачи:

           *Совершенствование системы формирования лексико-грамматического строя речи при ознакомлении с правилами дорожного движения.                                                                                                              

          *Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, развитие понимания речи.

          *Усвоение способов словообразования и усвоение форм словоизменения.

          *Усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже.

         *Составление простых и сложных предложений.

        * Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, водным и воздушным транспортом.

        *Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения.

4. Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы

Содержание работы

Цель

Формирование целостной картины мира

НОД :                                              «Знакомство с улицей»;              «Наземный транспорт. Машина»; «Беседа о водном транспорте».

Знакомство с дорожными знаками и указателями:

«Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение налево», «Движение направо», «Движение прямо», «Перекресток», «Железнодорожный переезд», «Пешеходы», «Дети», «Пешеходный переход», «Стоп».

Целевая прогулка «Правила юного пешехода».

Экскурсия—прогулка к проезжей части улицы.

Игровые ситуации «Если ребёнок потерялся», «У меня пропал щенок». Рассматривание картинок с проблемными ситуациями. Беседа «Наш двор».

НОД в познании на тему: «Правила езды на велосипеде».

Целевая прогулка: наблюдение за водителем (продуктовой машиной, которая привозит продукты в детский сад)

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками.

Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.

Обогащение и активизация словаря по теме, формирование умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; развивать умение составлять простое и распространенное предложение.

Речь и речевое общение

НОД в коммуникации :                Игра сказка «Азбука пешехода»; Рассматривание картины «Улица города»;                                      Беседа о работе ГИБДД;           Беседа «Машины всякие нужны, машины разные важны»;  «Транспорт».

Игра : «Машина и зайчик»;        «Чего много на улицах города?»; «Назови, какой, какая, какое»; «Один – много»;               «Четвертый лишний»;     «Наоборот».

НОД в коммуникации:                 «Кто движением управляет»;   «Когда мы пассажиры».

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных.

Художественная литература

Чтение художественной литературы: С.Михалкова «Моя улица», «Дядя Стёпа»;                                               Н. Носова «Автомобиль»,                 Е. Сегала «Машины на нашей улице»,                         Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки»,                               М.Погарского «Машины», О.Корнеевой «Гоночные тачки», С.Маршака «Милиционер», В.Сутеева «Кораблик»,                     Л.Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике»,                    Мирясовой «Автобус», «Троллейбус».

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Побуждать рассказывать свое отношение к поступкам героев.

 Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно и кратко.

Игровая деятельность

Дидактические игры:                       «Я шагаю по улице», «Угадай транспорт», «Умелый пешеход», «Кто чем управляет», «Разрешается—запрещается», «Летает – не летает».        Настольные игры: «Дорожные знаки», «Юный пешеход», «Найди пару», «На чем можно плавать».

Сюжетно-ролевые игры:  «Шоферы», «Автобус», «Такси», «Покатаем игрушки», «Игрушки едут на поезде».

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, активизировать словарь.

Побуждать к самостоятельности в игре, воспитывать дружеские взаимоотношения.

 Формировать диалогическую речь.

Закреплять умения, навыки, полученные ранее.

Художественно – эстетическая деятельность

Конкурс рисунков «На дорогах города».

Участие в выставке рисунков «Зелёный огонёк».

Рисование:

«Дорожные знаки – наши помощники в пути»;  «Перекресток»;                           «Грузовик»;                                 «Машины на моей улице».

Конструирование «Наша улица», «Грузовик».

Аппликация «Автобус», «Троллейбус», «Грузовик», коллективная «Машины на моей улице», «Яхты вышли в море», «Самолеты летят».

Лепка: «Грузовик», «Кораблик» (из природного материала).

Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать способность наблюдать, замечать незначительные детали.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Совершенствовать умение употреблять в речи глаголы, прилагательные.

Трудовая деятельность

Оформление фото выставки: «Машины нашего города», «Как мы играем».

Помощь при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм (макет дороги, дорожные знаки и т.д)

Построение автобуса, машины, парохода и т.д. для игры в сюжетно – ролевые игры.

Развивать творчество и инициативу при выполнении трудовых поручений.

Формирования словаря, развитие диалогической речи.

Здоровье и физическое развитие

Подвижная игра «Лабиринт», «Автобус», «Светофор», «Водители, пешеходы, автомобили», «Воробышки и автомобиль», «Такси», «На волнах», «Мы не скажем, а покажем…»

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества;

Формировать умение проговаривать слова в соответствии с текстом.

Социальное развитие

Просмотр диафильма «Правила дорожного движения».

Беседа на тему: «Зебра», «Светофор» и другие дорожные знаки для пешеходов

 Беседа с инспектором ГИБДД. Встреча с юными инспекторами.

Просмотр спектакля «В стране Светофория» - участники ученики ГБОУ СОШ № 29 (2-4 классы)

Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми. Учить соблюдать общепринятые нормы поведения.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Музыкальная деятельность

«Вечер загадок и отгадок».

Досуг «Путешествие на остров Почемучек».

Развлечение «Мы водители».

Слушание, пение: «Про машину» муз. О.Ивановой, И.Кузнецовой; «Мы едем, едем…» муз. Ю.Чичкова «Машины» муз. Т.Попатенко;             «Наш автобус голубой» муз. Ю.Соловьева;                                                   «В лодке» муз. М.Раухвергера

Развивать творчество. Побуждать детей к активным самостятельным действиям.

Развивать музыкальные способности. Побуждать к инсценированию сказок, песен.

Взаимодействие с родителями

Консультации, беседы, советы.

Родительское собрание: «Дисциплина на улице – залог безопасности» (с приглашением сотрудников ГИБДД)

Создание фотоальбома «Пассажирский транспорт».

Создание альбома «Мои любимые машины» (родители с детьми)

Приобретение для группы машин – спецтранспорт.

Приобретение для группы календарей – сувениров, раскрасок для развлечения.

Приобщение родителей к жизни детей в детском саду.

Помочь родителям осознать о необходимости соблюдать правила дорожного движения и научить детей.

Родители являются примером правильного поведения и правильной речи.

План:

Темы

Сроки

1.

«Дорога в детский сад и домой»

Сентябрь -октябрь

2.

Наблюдение за работой работника ГИБДД

Сентябрь

3.

О чем говорят дорожные знаки.

Сентябрь

4.

Опасные ситуации на дороге.

Октябрь

5.

«Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром».

Октябрь

6.

Наземный транспорт

Октябрь  

7.

.Водный транспорт

Октябрь  

8.

Воздушный транспорт

Октябрь

9.

Мы пассажиры.

Октябрь - Ноябрь

10.

Где и как можно играть

Ноябрь

11.

Мы выучили Правила дорожного движения.

Ноябрь  

5. Ресурсное обеспечение:

– Транспорт различного функционального назначения.                                                       – Плакаты;                                                                                                                                – Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.                                                                             – Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.                                                                                    – Книги, журналы, фотоальбомы.                                                                                              – Компьютер, аудио и видеозаписи, DVD, телевизор.                                                                   – Макеты дорог, зданий, машин и т.д.

6. Участники проекта:                                                                                                            Воспитатели; музыкальный руководитель; инструктор по физическому воспитанию; инспектор ГИБДД; дети старшей группы; ученики (2-4 класс) ГБОУ СОШ № 29; учителя; родители.

7. Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения.
  2. Умение пользоваться словами из активного и пассивного словаря.
  3. Научить правильно, пользоваться в речи лексико-грамматическими конструкциями.

8. Результат:

  1. Организовали и оформили выставку рисунков «Зелёный огонёк», «На дорогах города».
  2. Вместе с детьми приготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. Составлены сценарии и проведены развлечения « Мы водители», «Путешествие на остров Почемучек».
  4. Познакомили детей с дорожными знаками и их назначением.

9. Задачи на будущее:

  1. Продолжать расширять словарь детей по данной теме и создать словарь по данной теме.
  2. Продолжать совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
  3. Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения».

Цель дидактического пособия: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами дорожного движения, свето...