Формирование у детей дошкольного возраста знаний основ Правил дорожного движения
статья по обж

Смирнова Ольга Валериевна

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире.

Проблема детского травматизма с каждым годом становится все острее. В Санкт-Петербурге, как и в любом регионе нашей страны, большое внимание уделяется работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Этот факт не может оставаться без внимания образовательных учреждений, которым необходимо формировать у дошкольников основы безопасного поведения на дороге. Ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование у детей дошкольного возраста знаний, основ ПДД».

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире.

Проблема детского травматизма с каждым годом становится все острее. В Санкт-Петербурге, как и в любом регионе нашей страны, большое внимание уделяется работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Этот факт не может оставаться без внимания образовательных учреждений, которым необходимо формировать у дошкольников основы безопасного поведения на дороге. Ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети, которые играют вблизи проезжей части, переходят проезжую часть в неположенном месте, выбегают или выезжают на проезжую часть на самокате или велосипеде, вырываются из рук родителей при переходе через дорогу, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Они не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части, не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Дети легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребёнка на проезжей части происходит наезд. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей ПДД! Поэтому актуальность обучения детей дошкольного возраста основам ПДД в наше время не вызывает сомнений. И в этом должны помогать все окружающие ребёнка люди.

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Для этого необходимо углублённо работать над этой проблемой и решать следующие задачи:

- Обучать детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;

- Формировать у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно – транспортном процессе;

- Обогатить представление детей о здоровье.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

- Ребёнок – пешеход;

- Ребёнок -пассажир транспортного средства;

- Ребёнок – водитель транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, скейт, санки и др.)

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться планово, систематически, постоянно и охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов своей семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребёнка, нужно показать, как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Именно игра является ведущим методом обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра – один из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра – это не только развлечение. Она учить умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает быстроту реакций. В изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Я с коллегами разработала серию дидактических игр на формирование ПДД у детей дошкольного возраста. Это «Планшет «Логико-малыш», «Умный квадрат», «Волшебная змейка». Опыт работы представлен в методической разработке Методическая разработка дидактической игры "Планшет Логико-малыш" | Методическая разработка (старшая, подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

        При работе с играми у детей:

- сформировано понятие светофор, закреплены названия сигналов светофора и правильное их расположение;

-закреплены навыки безопасного поведения на дорогах: переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу, держа взрослого за руку;

-расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

-сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

-приобретены элементарные умения предвидеть опасные ситуации и избегать их.

Используемые методики, приёмы и методы:

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных иллюстраций, а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Репродуктивный метод используется для формирования умений и навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.

Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.

Технология игрового обучения. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, в котором ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 

Игры решают задачи различных образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие), что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: формировать первичные представления об основных источниках опасности на дороге (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе проезжей части держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора).

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей за счёт пополнения дорожной лексики, развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, умение договариваться, действовать сообща, осознавая, что от действий каждого зависит результат, в том числе и при соблюдении ПДД.

Разработанные дидактические игры вызвали огромный интерес у дошкольников. В процессе использования игр для обучения дошкольников ПДД воспитанники смогли быстрее запомнить цвета сигналов светофора, правильное их расположение. Дети выучили названия дорожных знаков, где и с какой целью они устанавливаются, что обозначают. Используя игру, дети стали проявлять интерес к транспортным средствам и профессиям, связанными с ними.  При проведении целевой экскурсии к перекрёстку воспитанники применяли полученные знания, умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации. Ребята познакомились с основными требованиями ПДД и показали способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний. Игры сформировали не только навыки безопасного поведения на дорогах, но и оказали положительное воздействие на развитие логического мышления, произвольной памяти, внимания, наблюдательности.

Список литературы

  1. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях". - СПб: Университет, 2012
  2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. "Правила дорожного движения" - Волгоград: Учитель, 2018 (второе издание переработанное редактор Перепёлкина А.В.)
  3. Коломеец Н.В. "Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет" - Волгоград: Учитель, 2011

Литература в электронном виде

1. "Правила дорожного движения", сайт info@pdd24.com, ссылка  http://www.pdd24.com/, дата обращения к сайту 13.11.2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтобы пешеходом быть, нужно правила учить! » (Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения)

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста по изучению ПДД.Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, разъяснить несложные правила поведения на дороге, учить безопасному поведени...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....