Безопасность детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа)

Гончарова Любовь Михайловна

Какими знаниями должны обладать дошкольники о своей безопасности дома и на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_detey.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг», но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.

Содержание представлений о безопасном поведении, доступное детям дошкольного возраста.

 Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

 Иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка, овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки), об их назначении и правилах обращения.

Понимать, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:

если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др.), то можно порезаться или уколоться;

при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку, включать их без разрешения взрослых; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар;

дома и в детском саду можно упасть на полу (если он мокрый, либо запнуться за разбросанные игрушки и предметы), выпасть из окна, с балкона, поэтому нельзя выходить на балкон без взрослых, нельзя забираться на подоконник и выглядывать в окно, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых. Нельзя залезать на высокую мебель, полку и т.п., чтобы достать что-нибудь, можно попросить об этом родителей/воспитателя.

   Знать о приемах оказания первой помощи:

при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым;

при пожаре — не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).

Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.

   Знать следующие правила дорожного движения:

 переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

не играть на дороге или около проезжей части;

переходить улицу только по пешеходному переходу;

при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины направо;

знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

 

       Знать правила поведения в транспорте:

не ездить в транспорте без родителей, без сопровождающих взрослых;

не стоять у дверей;

разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;

не высовываться и не выставлять руки в открытые окна;

уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

    Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

не ходить никуда без разрешения взрослых;

играть только на детской площадке;

не бегать за пределами детской площадки, смотреть под ноги;

не лазить на крыши, деревья, гаражи;

не подходить к открытому люку колодца или вставать на крышку люка;

не играть на стройплощадках и свалках;

не раскачиваться высоко на качелях;

соблюдать осторожность и не уходить никуда с незнакомыми людьми;

не брать никакие предметы и угощение от незнакомых людей.

Следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам, укусам. Чаще всего животные кусаются, когда они напуганы, рассержены или не вовремя потревожены.

Поэтому нельзя:

подходить к животному (даже хорошо знакомому) сзади и прикасаться к нему, если оно не видит ребенка;

подходить к животным, когда у них появились детеныши;

дразнить животных, даже если они добрые;

трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).

Если какое-нибудь животное укусило, об этом обязательно нужно сообщить взрослым.

Знать, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся на улице.

Знать, что, гуляя в парке, сквере, на детской площадке, можно ходить и бегать только по специально засыпанным мелким песком и камешками дорожкам.

Знать, что бросать мусор можно в специально отведенное место (урну, контейнер), а не рядом, не на газон; если урны не оказалось рядом, унести мусор с собой, положив его в карман, рюкзак, пакет.

Знать, что нельзя брать в рот и жевать первую попавшуюся травинку.

Знать об опасности посещения водоемов в разный период года: нельзя подходить к воде без взрослых; купаться можно только вместе со взрослыми, например с мамой, папой или старшим братом или сестрой. Нельзя купаться в неизвестных местах. Дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать моги, холодные ключи и глубокие ямы. Зимой реки и озера покрывает мед. Выходить на него без сопровождения взрослых опасно.

Знать, что «незнакомцы» — это тe люди, которых ребенок не знает, не узнает, даже если они обращаются  к нему по имени; приятная внешность чужого человека может быть обманчива.

Иметь представление о том, как вести себя, если «чужой» приходит в дом, а ребенок дома один:

никогда никому не открывать дверь;

если долго звонят, то подойти к двери, посмотреть в глазок, спросить: «Кто там?»; если человек окажется незнакомым, то, не открывая дверь, узнать, что ему нужно и попросить подойти через 15-20 минут, сказать, например, что папа в ванной;

если незнакомец не уходит, угрожает — звонить по телефону, если нет телефона — кричать, звать на помощь.

Знать, как отвечать на телефонные звонки, когда взрослых нет дома:

 спросить «Кто звонит?»;

сказать, что родители заняты (например, мама спит или в ванной);

попросить перезвонить позже.

Понимать опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице и знать «закон четырех НЕ»:

никогда НЕ говори с незнакомыми людьми;

НЕ садись в машину с незнакомцем;

НЕ бери угощения и игрушки от незнакомцев;

НЕ гуляй на улице один, когда темно.

Знать, что в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в автомобиль) необходимо: кричать, бежать, рассказывать о случившемся взрослым.

Практические умения безопасного поведения.

Уметь пользоваться с осторожностью:

самостоятельно: вилкой, ножницами, ножом;
с разрешения взрослых: иголкой, теркой, молотком, гвоздями;

совместно со взрослыми: мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей).

Уметь в случае любой беды рас сказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном для вызова пожарных (01), если родителей нет дома.

Уметь оказать себе при необходимости  первую помощь при порезах и ссадинах, ожогах, ушибах, а также уметь обратиться за помощью.

Уметь совместно со взрослыми переходить проезжую часть дороги, соблюдая правила дорожного движения.

При играх во дворе соблюдать не обходимые меры предосторожности.

Кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, соблюдая правила безопасности по отношению к прохожим.

В транспорте соблюдать правила этичного и безопасного поведения.

Соблюдать меры предосторожности при опасных ситуациях на пешеходной части тротуара, улицы или двора, например, там, где ведутся ремонтные работы; с крыш домов сбрасывают снег; там, где могут упасть сосульки.

Уметь отличать домашнее животное от бездомного.

Если потерялся на улице, уметь обратиться за помощью к полицейскому, женщине с ребенком, продавцу. Знать свой адрес, телефон или ориентиры, которые помогут найти место жительства (где находится и как вы глядит дом, что расположено поблизости).

В случае ушиба уметь обратиться за помощью к взрослому; сразу отправиться домой и подставить под струю холодной воды или приложить холодный предмет.

При ранах и ссадинах уметь оказать  следующую помощь:

если рана покрыта грязью, промыть под краном холодной водой в течение нескольких минут;

если нет возможности сразу удалить грязь, прикрыть рану носовым платком и идти домой.

Если укусила собака, обязательно показать родителям, а затем врачу.

Уметь отличать незнакомцев; отмечать на звонки в дверь и по телефону, когда взрослых нет дома; соблюдать «закон четырех НЕ»; «кричать, бежать, рассказывать» в ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомцев; сказать «НЕТ» другим детям, подросткам, которые хотят втянуть ребенка в опасную ситуацию.

Уметь пользоваться телефоном для вызова службы помощи:

набрать точно номер;

четко назвать свою фамилию и имя;

рассказать, что случилось;

четко    назвать домашний адрес;

не класть трубку первым.

Активную роль в обучении детей и отработке на практике навыков безопасности должны сохранять за собой родители, так как семейная обстановка способствует открытому общению, а значит, выработке у ребенка как осторожности, так и уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях при изучении детей старшего возраста курса программы "Основы безопасности дете...

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Учебно-методическое пособие - лэпбук по правилам пожарной безопасности детей дошкольного возраста «Пожарная безопасность»

Противопожарная безопасность – одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми. Задача взрослых довести до сознания ребёнка понятие, о значении огня в нашей жизни. И в то же в...

Годовое перспективное планирование. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Старший возраст. 5-6 лет

Перспективный план по ОБЖ  (по Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной) для детей старшего дошкольного возраста...