Решение творческих задач при формировании навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по обж (старшая группа)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Учебная программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет) дошкольного возраста. Чтобы достичь поставленной цели, я решила идти к обучению через решение творческих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение творческих задач при формировании навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений.

Нас постоянно окружают экстремальные условия жизни, различные рискованные зоны, что диктует наипервейшую потребность в получении унифицированных знаний, устойчивых умелых действий и навыков детей, развития их мыслительной деятельности, познавательного процесса, осознания необходимости личной безопасности.

Для того чтобы оказывать помощь себе и людям, спасать их, детей необходимо, прежде всего, научить быть добрыми. Ведь доброта – это стремление людей быть счастливыми и сделать счастливыми других людей, помогать в экстремальных ситуациях, а иногда даже давать тот единственный шанс на жизнь. Сегодня помогли вы, а завтра потребуется, быть может, помощь и вам.

Быть чутким, отзывчивым и чётко следовать словам:

Не паникуй!

Не навреди!

Осложнения предотврати!

Страдания облегчи!

Непременно спаси!

Залогом успешной работы является сочетание разнообразных по форме и содержанию методов учебной деятельности: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения, наблюдения, прогулки. Всё это способствует у детей дошкольного возраста – развитию умения рассуждать, иметь свою точку зрения и умение её отстаивать, делать выводы, закладывать полученную информацию в банк данных и умение воспользоваться этими знаниями и навыками в конкретной ситуации.

Поэтому я иду к привитию этих знаний, умений и навыков по обеспечению ОБЖ детей дошкольного возраста через создание авторской педагогической разработки, где особую роль играют педагогические творчество воспитателя и детское воображение и фантазия.

Программа

Учебная программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет) дошкольного возраста. Чтобы достичь поставленной цели, я решила идти к обучению через решение творческих задач.

Успешно решать творческую задачу человеку помогает креативное мышление. Креативность означает созидание, творческие способности личности человека. Такое мышление основано на стратегии, генерировании множества решений одной задачи. При решении творческой задачи прививаются такие умения и навыки, которые нужны человеку для достойной жизни в будущем.

Решая творческую задачу, ребёнок попадает вместе с персонажами в разные ситуации, самостоятельно принимает решения, узнаёт о закономерностях развития окружающего мира, приобретает навыки дидактического подхода к проблемам. Здесь особую роль играет детское творчество, воображение и фантазия.

Алгоритм решения творческих задач.

Существует определённый алгоритм решения творческих задач, который составлен на основе общей теории сильного мышления (ОТСМ – Хомченко Н.Н.) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – Альтшуллера Г.С.). Алгоритм состоит из 6 основных шагов, описание каждого шага включает в себя:

- пояснение

- основную характеристику проблемной ситуации

- сквозной пример

- перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов.

В – Скоро наши ребята пойдут в школу, и им самим придётся переходить дорогу. Какие проблемы могут у них возникнуть?

Д – Могут попасть под машину, могут пострадать другие люди.

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?

В – Чтобы самим переходить дорогу, надо знать правила дорожного движения (ПДД). А ребята не знают ПДД. Как им быть? Что делать?

Д – Нужно изучать ПДД, запоминать знаки и т.д.

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия.

В – Дети самостоятельно переходить дорогу не могут. Почему?

Д – Потому, что они ещё не знают ПДД.

В – Но они уже изучают ПДД.

Шаг 4. ИКР

Сам ОБЪЕКТ делает то, что мы хотим.

В – Дети могут переходить дорогу. Но как?

Д – С взрослыми за руки.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы.

В – Чтобы изучать ПДД, что могут делать для этого дети?

Д – Могут смотреть учебные фильмы.

Д – Могут родители рассказывать и показывать.

Д – играть в специальные игры.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- Из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

В – А если нет учебных фильмов, что тогда?

В – Если родителям некогда рассказывать или не хотят, что делать?

В – Если нет специальных игр, что делать тогда?

Д – Можно купить в магазине.

Шаг 7. Далее с шага №3 идёт повторение.

Пояснение.

Если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идёт возврат на один из шагов 1,2,3 в зависимости от того, на сколько чётко сформулирована подзадача на этих этапах.

При этом каждый раз идёт накопление результатов, полученных ранее. После каждого прохода идёт этап рефлексии:

Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.

Оценка полученных результатов синтеза.

Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.

Оценка формулировок подзадач.

Основная характеристика:

Синтез накопленных промежуточных решений.

Оценка полученного решения.

Пример решения творческой задачи с детьми 5-6 года жизни.

«Ничего не бойся в самолёте»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

Люди часто летают на самолётах. Какие неожиданности их могут подстерегать.

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

Несмотря на это, летать самолётами нужно потому что, кому – нибудь срочно надо попасть в далёкий город. Как быть, что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

Люди не должны бояться, но страх их одолевает

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

У самолёта есть своя система безопасности

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

В крылья самолёта вмонтирована микросхема, при отключении двигателей включается эта схема, которая заполняет крылья самолёта воздухом и при помощи этого он плавно снижается.

- При аварии под сидением у пилота есть кнопка, которая надувает огромную подушку для мягкого приземления.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- При накачивании воздуха в отверстие попала птица, и произошёл сбой, что делать.

- при падении подушка была проткнута об неизвестный объект, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

 Подготовительная работа.

Прежде чем приступить к решению творческих задач, была проведена подготовительная работа. Мы играли в «Перевёртыши», «Кто (что) это может быть?», «Один - хорошо, много – плохо», «Учимся у сказки», и компьютерной игры «Чикко», где главный герой познаёт признаки через их преобразование.

Игра «Перевёртыши».

Цель: Учить детей объяснять любое событие с точки зрения «хорошо –  плохо» 

Воспитатель называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребёнка, почему     это хорошо для него. Ответ этого ребёнка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребёнком и т. д.

Например: Зимой дороги посыпают песком.

Ответ первого ребёнка: «Это хорошо, потому что не скользко будет ходить».

 - Не скользко, это плохо. Почему?

Ответ второго ребёнка: «Потому что нельзя скользить».

 - Скользить это хорошо, почему?

Ответ третьего ребёнка: «Потому что интересно далеко ли я проеду» и т. д.

        Игра «Кто (что) это может быть?»

       Цель: Учить находить объекты с парой противоположных свойств.

Воспитатель задаёт два признака одного объекта. Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств.

Например, Объект держит в себе горячую жидкость, но человек не обожжется. (Деревянная ложка)

        Игра «Один – хорошо, много – плохо»

       Цель: Учить детей объяснять, когда количество объектов может изменить их качество.

Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится.

Например, один воздушный шар — это хорошо, а много плохо. Потому что они могут, закрыт солнце и сразу станет темно и холодно.

        Игра «Учимся у сказки»

        Цель: Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приёмами.

Воспитатель читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречия, находят их решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приёмы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.

Создание карт по безопасности на закрепление имен признаков объектов и волшебников фантазирования.

Интерактивный мультфильм «Чикко»

Компьютер -  специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. Работая на компьютере, ребёнок действует экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым значением. Ребёнок переходит от привычных практических действий с объектами к действию с ними в образ (модельном, символическом) плане.

Использование в мультимедийном пособие «Чикко» метода ТПФ (типовые приемы фантазирования), главная цель которого научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому – либо признаку, формирует у детей такие способности как самостоятельность, ответственность и правильного поведения для охраны своей жизни, и здоровья. Работа с признаками развивает у детей креативное мышление, речь, воображение.

Типовые приемы фантазирования созданы Альтшуллером Г.С. в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Методические рекомендации

по работе с интерактивным мультфильм «Чикко»

1.        Детей необходимо познакомить с именем признака, в доступной, игровой форме.

2.        Сформировать представление о признаках объектов: их форме, цвете, размере, месте нахождения в пространстве, а также изменения во времени, действии, чтобы дети самостоятельно могли делать преобразования с признаками.  

3.        Знакомство детей с 6 приёмами фантазирования, по одному приему в неделю.

4.        После каждого занятия проводится продуктивная деятельность в виде рисования, лепки и работы тестом.

№ п/п

Приемы

Цели

Содержание

Продуктивная деятельность

1

Приём 1 сундучок «Уменьшения – увеличения»

Приём уменьшения – увеличения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта

Дети знакомятся с цветом и его значением: отсутствует, полный; размер: целого частей; части: мало, много; место пребывания; действие: отсутствует, ограниченное, оживлённое, активное, гиперактивное; форма: упрощенная, детализованная.  

Рисование – «Бесцветный и цветной Чикко».

2

Приём 2 сундучок «Дробления – слияния».

Фантастическое преобразование с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

Здесь дети расширяют свои знания о признаках: цвет: однотонный, пёстрый; размер: малого в большом; части: разобраны, собраны неправильно, собраны правильно с дополнениями; место пребывания: смешаны; действия: согласованные, несогласованные; форма: округлая, квадратная, треугольная, смешанная.

Лепка – «Разноцветный Чикко».

3

Приём 3сундучок «Наоборот».

Выявление определенного признака  или значения признака объекта и замена их на противоположные.

Цвет: яркий, тусклый, обратный; размер: большой, маленький; части: в порядке, перепутаны; место: если земля будет вверху; действие: иду/стою, лечу/лежу; форма: угловатая, скругленная.

Рисование – «Земля и небо наоборот».

4

Приём 4 сундучок – «Изменения во времени».

Изменение признаков времени.

Изменение во времени: ускорение; замедление – стоп; машина времени; зеркало времени; обратное время, смешанное время.

Рисование – «Зеркало времени для Чикко».

5

Приём 5 сундучок – «Оживление – окаменение».

Самостоятельно использовать известные приёмы для создания творческого продукта.  

В этом приёме дети знакомятся: вещество: жидкое, твёрдое; существо; части.

Лепка из снега – «Чикко».

6

Приём 6 сундучок «Универсализации – специализации».

Универсализация дает возможность объекту выполнять множество

функций, даже ему не свойственных; специализация позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него  функции.

В этом приёме два имени признака: питание: простое – универсальное; действие: простое – универсальное.

Лепка из теста – «Покормим Чикко», «Чикко занимается на компьютере».  

Программа включает в себя 5 блоков, 12 занятий, один раз в три недели по ознакомлению с окружающим миром.

Можно проводить не отдельно занятиями, а включать этапами в занятия.

Темы по блокам

Количество занятий

1

Я и моё здоровье

  1. «Закаливание в удовольствие»
  2. «Моем руки перед едой»
  3. «Можно ли самим принимать лекарства»

1

1

1

2

Если ты один дома

  1. «Один дома»  
  2. «Не играй со спичками»
  3. «Осторожно, электроприборы»

1

1

1

3

Поведение на природе

  1. «Не разговаривай с незнакомыми людьми»
  2. «Не трогай бродячих кошек и собак»

1

1

4

Правила дорожного движения

  1. «Зачем нужны дорожные знаки»
  2. «Как лучше запомнить правила дорожного движения»

1

1

5

Поведение в общественном транспорте

  1. «Уступи место старшим в транспорте»
  2. «Не садись в транспорт с мороженым»

1

1

6

Копилка проблем сказочных героев»

  1. «Лиса и заяц»
  2. «Снегурочка»
  3. «Красная Шапочка»
  4. «Кот, лиса и петух»
  5. «Гуси – лебеди»
  6. «Теремок»
  7. «Маша и медведь»

Всего

Продукты деятельности

  1. Игра «Безопасное путешествие»

Копилка проблем сказочных героев.

 «Лиса и заяц»

1.Заяц. Построил лубяную избушку, пустил лису в гости, а она его и выгнала.

2.Если останется заяц на улице, то + подышит свежим воздухом, но - ему будет сыро и холодно.

    Если выгонит лису, то + ему будет тепло и безопасно, но – лисе будет холодно.

Как зайцу войти в избушку при запертой изнутри двери?

3.Решения: зайти через потайную дверь или через трубу на крыше; выломить дверь при помощи бревна, разбить окно и войти, пугать лису, грозить ей, как это сделал петушок; обмануть: предложить поесть, что-нибудь вкусное для неё, уговаривать, выманивать.

4.ИКР: лиса сама должна открыть дверь - самое близкое к ИКР решение взять на испуг.

5.Новая проблема: выгнал петушок лису и поселился в избушке вместе с зайцем, как сделать так, чтобы зайцу и петуху хватило место.

 «Снегурочка»

1.Снегурочка. Прыгнула через костер, поэтому и растаяла.

2.Если прыгнет через костер, то +поиграет как все подружки, но- растает.

Если не прыгнет, то +не растает, но не поиграет со всеми.

Как сделать так, чтобы Снегурочка прыгнула через костер, как все подружки и не растаяла?

3.Ресурсы Снегурочки: усилить ее прыжок при помощи разбега. Ресурсы окружающего: объединить для подъема прыжка Снегурочку с батутом, шестом- палкой, катапультой или наклоненной веткой. Сделать модель костра из палок и яркой одежды, сложенной в кучу желто- оранжевого цвета.

5.Новая проблема: как тренировать Снегурочку? Или сделать так, чтобы все захотели прыгать через ненастоящий костер?

«Красная Шапочка» Шарль Перро

1.Красная Шапочка. Слушалась маму, несла пирожки для больной бабушки, собирала цветочки, поздоровалась и заговорила с незнакомцем и сообщила маршрут и адрес бабушки.

2.Если рассказать незнакомцу все о себе, то +проявишь свою вежливость и общительность, но – подвергнешь себя опасности, если не расскажешь, то +будешь в безопасности, по проявишь с воя неумение общаться и невежество.

Как сделать так, чтобы познакомиться и пообщаться с незнакомцем, но не сообщить о себе информацию?

3.Решения: разговаривать о погоде, и т п. Притвориться глухой или немой, выяснить, насколько опасен собеседник. Проявить недоверие: «Почему Вы об этом спрашиваете?» Сообщить заведомо неверную информацию, хитрить. Самой задавать вопросы, выясняя сведения о собеседнике. Сказать о недостаточности времени для разговора и проститься.

4.Самое близкое к ИКР – хитрить, если ты слабее врага.

5.Новая задача: как сделать хитрость достоверной, чтобы поверил незнакомец, которого ты совсем не знаешь?

«Кот, петух и лиса»

1.Петух. Сидел дома, ослушался, выглянул в окошко.

2.Если, петух будет выходить из дома, то + подышит свежим воздухом. Но – попадет лисе в лапы.

  Если, петух не будет гулять, то + останется в безопасности, но – не подышит свежим воздухом.

Как сделать так, чтобы подышать свежим воздухом и не выходить из дома?

3.Решения: установить в доме кондиционер или вентилятор. Сделать на окно решетку и открывать его. Сделать высокий забор вокруг дома- крепости. Гулять на крыше.

4.Всех ближе к ИКР: гулять на крыше.

5.Новая проблема: как попадать на крышу минуя улицу.

«Гуси - лебеди»

1.Девочка. Ушла играть с подружками, оставила брата без присмотра.

2.Если оставить брата без присмотра и уйти, то + поиграешь с подружками, но – брата могут украсть.

   Если не уходить с подружками и присматривать за братом, то + с ним ничего не случиться, но - с подружками не поиграть.

Как сделать так, чтобы с подружками поиграть и брата сохранить?

3.Решения: Подружек в гости позвать и с ними поиграть. Брата с собой взять к подружкам. Закрыть брата дома на ключ, а не оставлять одного. Уложить спать и потом идти гулять. Спрятать брата в домике из травы и веток. В клетку брата посадить. Веревочкой привязать к дому. Собаку пустить, чтобы охраняла брата. Посадить дома одного, а окна закрыть, чтобы в окна гуси – лебеди не увидели.

4. Самое близкое к ИКР решение - подружек в гости позвать и поиграть около дома.

5.Новая проблема: как уговорить подружек и во что поиграть интересное дома?

«Красная Шапочка» Шарль Перро

1.Бабушка. Не поняла, кто стучит, поверила и объяснила, как войти… Рассказала, как войти в дом.

2.Если рассказать, как войти в дом, то + войдут и позаботятся о больной, но – может войти не тот, кого ожидаешь.

Если не рассказать, как войти в дом, то + никто не войдет, но - никто о тебе не позаботиться.

Как сделать так, чтобы вошли к больному и позаботились о нем, но никто лишний не вошел?

3.Решения: Сделать дверь прозрачной. Веревочку провести к кровати, а на двери сделать окошечко и самой дергать за веревочку. Сказать, что в гостях охотники, внучка не испугается, а волк убежит. Поставить чучело охотника у окна, чтобы волк увидел и испугался. Задать провокационный вопрос: «Как зовут твою маму? Попросить показать в окно красную шапочку.

4. Самое близкое к ИКР - задать провокационный вопрос.

5.Новая задача: а если придет врач, который не знает, как зовут маму у красной Шапочки?

«Маша и медведь»

 1.Маша. Отправилась, ослушалась, постучала, зашла в избушку, повинилась, осталась жить, думала-думала и придумала, хитрила, предупреждала, оказалась дома. Ослушалась и заблудилась.

 2.Если Маша останется у медведя, то + медведь будет ухожен и накормлен, но – Маша не увидится с бабушкой и дедушкой.

 Если не останется и уйдет, то + увидится с бабушкой и дедушкой, но – медведь будет голодным и неухоженным и может догнать, и наказать.

Как Маше бабушку с дедушкой увидеть, и сделать так, чтобы медведь был ухожен и накормлен?

где он будет жить. Научить медведя готовить и убираться. Жить Маше то у медведя, то в деревне. Найти медведю подругу, которая бы убиралась.

4.Самое близкое к ИКР - научить медведя готовить.

5.Новая задача как научить медведя готовить?

 «Теремок»

1.Медведь. Попросился в теремок, получил разрешение и стал лезть на крышу, т.к. теремок был уже занят. Хотел попасть в теремок и полез на крышу. Сломал теремок.

2.Если зайдет в теремок, то + будет там жить, но – сломает теремок.

Если не зайдет в теремок, то + не сломает теремок, но – негде будет жить.

Как сделать так, чтобы было, где жить, и теремок не сломать?

3.Решения: построить новый дом. Подкопать теремок и сделать в земле берлогу. Только навес сделать для медведя. Звери на улицу, а медведь в теремок.

4.Самое близкое к ИКР - поменяться местами.

5.Новая проблема: медведю будет скучно. Как развеселить медведя.

Копилка проблемных ситуаций

Что делать, если…

1. Ты хочешь погладить бездомных собак и кошек

2. Твоя кошка залезла на дерево и не может слезть

3. Ты оказался между двух собак, у которых нет намордников

4. Ты едешь на велосипеде и встречаешь чужих собак

5. Твоя кошка залезла на шкаф и не может слезть

6. Тебе становится страшно, когда ты остаёшься один в темноте

7. Ты один дома, а в дверь звонит незнакомый человек и просит тебя о помощи

8. Ты один дома, и вдруг слышишь, как кто-то пытается открыть дверь

9. На улице очень жарко, у тебя закружилась голова

10. Ты катаешься на горке и чувствуешь, что сильно замёрз

11. Незнакомый человек на машине предлагает тебя покатать по городу и    познакомить со своей собакой

12. Незнакомый человек пытается затащить тебя в машину

13. Ты потерялся в торговом центре

14. Незнакомый человек приглашает тебя пойти с ним, чтобы угостить тебя сладостями.

Диагностика по ОБЖ

Цель: определить степень осознанности детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности на основе занятий.

Ф.И. ребёнка

Вопросы к детям по блокам

1 блок

1.«Закаливание в удовольствие»

2.«Моем руки перед едой»

3.«Можно ли самим принимать лекарства»

 2 блок

  1. «Один дома»
  2. «Не играй со спичками»
  3. «Осторожно, электроприборы»

  1. блок
  1. «Не разговаривай с незнакомыми людьми»
  2. «Не трогай бродячих кошек и собак»

  1. блок
  1. «Зачем нужны дорожные знаки»
  2. «Как лучше запомнить правила дорожного движения»

5 блок                                                                1.«Уступи место старшим в транспорте»

2.«Не садись в транспорт с мороженым»

 

Вывод.

Три уровня диагностирования детей:

Высокий уровень: дети владеют информацией, не нуждаются в подсказке, знают о правилах дорожного движения, о знаках, о мерах предосторожности в быту, на природе, о правилах поведения в общественном транспорте и т.д., могут предложить свой вариант решения творческой задачи.

Средний уровень: дети владеют не всей информацией, нуждаются в подсказке, знают мало знаков, знают не о всех мерах предосторожности, не всегда могут предложить свой вариант решения творческой задачи.

Низкий уровень: дети не владеют информацией вообще, не могут объяснить ситуацию даже с помощью воспитателя, путаются в ответах, не могут предложить свой вариант решения творческой задачи.

1 блок

«Я и моё здоровье»

1.«Закаливание в удовольствие»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Каждый человек должен быть здоров. Для этого нужно закаляться.

- Каким образом можно закалять свой организм?

Что значит закалять?

Что для этого нужно делать?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

Вася не хочет мыть руки водой до локтя, так как это не приятно, холодно, мокнет рубашка и т.д.

- Как же сделать так, чтобы Вася сам хотел мыть руки водой до локтя?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

Противоречие:

 Не хочет опускать руки в воду до локтя, но нужно, чтобы закаляться.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

ИКР:

 Вася сам с удовольствием опускает руки в воду.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

Ресурсы:

Мытьё игрушек. Ситуации с водой в детском саду. Игры с водой. Игрушка на дне глубокой ёмкости.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

Следующая задача.

Если Вася постоянно в воде. Это плохо, почему? Как сделать так, чтобы пребывали руки в воде небольшое время.

Шаг 7. Рефлексия.

Какую решали задачу?

2.«Моем руки перед едой»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Некоторые дети не любят мыть руки перед едой.

- Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Если торопишься и некогда мыть руки?

- Как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Ребёнок сел за стол, хоть знает, что не помыл руки.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Что можно сделать, чтобы руки сами очищались от микробов?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Утром выпивать витамины, которые способствуют выделению защитной плёнки.

- Организм сам выделяет фермент, который отталкивает все известные микробы.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Витамины могут закончиться, что делать тогда?

- Организм иногда даёт сбой, что делать тогда?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

3.«Можно ли самим принимать лекарства»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Некоторые дети самостоятельно находят лекарства и берут их в рот.

- Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Если уже проглотил таблетку, а потом подумал.

- Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Ребёнок нашёл таблетку, но думает, что это витамины.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Что можно придумать, чтобы, попав в живот лекарство не навредило?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Покрывать все таблетки специальным слоем и тогда, попав в детский организм, она обезвреживалась.

- Делать лекарства большими, шершавыми и дети сами не захотят их брать в рот.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Если покрыть все таблетки, то это будет дорого для фармацевтических фирм и невыгодно. Люди не будут их покупать, потому что они дорогие, и фирмы не будут их покрывать, что тогда?

- А что если ребёнок всё равно захочет взять в рот, что тогда?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

2 блок                                         Если ты один дома

«Один дома»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Ты остался один дома.

Какие проблемы могут возникнуть у тебя? (Можно упасть, обжечься)

- Кто-то звонит в дверь. (Нужно решить открыть или нет дверь?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Звонят в дверь, а ты один дома.

Как быть? Что делать?

- Пришла мамина знакомая, но тебе нельзя открывать НИКОМУ.

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

Противоречие.

Ты должен открыть (просит знакомая мамы) и не должен открыть, т.к. был запрет мамы.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

Как сделать так, чтоб поняла знакомая, что ты не можешь открыть дверь.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

Ресурсы.

Попросить подождать, позвонить по мобильному телефону маме.

Покричать, если не слышно.

Написать, сбросить записку с балкона.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

Следующая задача.

Через дверь не слышно, а балкон закрыт. (Позвонить соседям, переадресовать проблемы знакомой)

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

«Не играй со спичками»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

Дети остаются одни дома.

Какие проблемы могут быть?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Мальчик нашёл спички и хотел устроить фейерверк – всё вспыхнуло, свет померк!

- Что делать?

- Как ему быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

Мальчик не должен бояться огня, даже если ему сильно страшно.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Ребята, а что можно сделать, чтобы спички сами не зажглись?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Может, они покрыты специальным веществом?

- Они долго пролежали в комоде, и сера осыпалась с головки спичек.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Но вдруг это вещество выветрилось, что делать?

- Одна спичка осталась целая, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

«Осторожно, электроприборы»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Многие дети включают электроприборы.

- Какие у них могут возникнуть проблемы?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Ребёнок остался один дома, ему скучно.

- Как быть, что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Ребёнок не должен включать сам электроприборы, но ему одиноко и скучно.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

 

- Ребята, а как сделать так, чтобы включить электроприборы и не навредить себе?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Мама установила перед уходом телевизор на время.

- Все приборы, перед поступлением в продажу, покрываются специальным слоем, нажал кнопку, и еда греется.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Но мама сильно торопилась и забыла установить телевизор, что делать?

- Но рядом может лежать бумага, полотенце и получится пожар, что тогда?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

3 блок                                         Поведение на природе.

«Не разговаривай с незнакомыми людьми»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Если дети разговаривают с незнакомыми людьми на улице.

- Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Если незнакомец подошёл и начал разговор.

- Что делать, как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Он хочет помочь незнакомцу, хотя знает, что разговаривать нельзя.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Что можно сделать, чтобы незнакомец не навредил?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Увидев детей незнакомец становился добрым, вспоминая своё детство.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Но не у всех детей счастливое детство.

- Что делать, как быть?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

«Не трогай бродячих кошек и собак»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Есть люди, которые любят гладить бродячих собак и кошек.

- Какие проблемы могут возникнуть у них?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Ребёнок погладил бродячую собаку и теперь боится, что может заболеть.

- Как ему быть, что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Ребёнок может погладить собаку, но страх заболеть его одолевает.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Ребята, а что можно сделать, чтобы бродячие собаки не заражали болезнями.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- В организме собаки при возникновении болезни вырабатывается фермент, убивающий эту болезнь.

- Если собака чувствует болезнь и мозг подаёт сигнал съесть определённую траву.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Если в организме произошёл сбой и этот фермент не выработался.

- А если на э тот момент зима, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

4 блок                                         Правила дорожного движения

«Зачем нужны дорожные знаки»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

-Если бы на дорогах не было бы никаких знаков.

 

Какие проблемы могут возникнуть у людей?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Вышли люди на улицу.

- Что им делать, как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Люди могут попасть в неприятную ситуацию и вовлечь в неё других.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- А что можно сделать, если нет знаков, но людям нужно ехать на работу, в больницу и т.д.

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Можно поставить регулировщика.

- Можно в машины поставить компьютеры.

- А пешеходам в сотовые телефоны вмонтировать чипы, и они будут помогать людям переходить улицу.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- А если в городе нет столько регулировщиков, что тогда делать?

- У государства нет столько денег, чтобы установить во все машины компьютеры, что тогда делать?

- А если в сотовые вмонтировать чипы для помощи пешеходам, то они будут очень дорогие, и люди не смогут их покупать, что делать тогда?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

 «Как лучше запомнить правила дорожного движения»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Вы растёте и скоро в школу, и придётся самим переходить дорогу, но вы ещё не совсем знаете правила дорожного движения.

- Какие проблемы могут возникнуть у вас на дороге?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Но вам нужно переходить дорогу.

- И что делать, как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Про что наша задача?

- А кто спрашивает: «Как помочь детям запомнить ПДД»?

- Значит, кто должен решить задачу?

- А кто ему должен помочь в этом?

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Что мешает детям переходить дорогу?

- Ребята, что нужно сделать, чтобы знаки запоминались сами?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Знаки со звуком.

- Можно сделать красочными, большими.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- Большие затраты, у нас их нет, как быть?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

5 блок                                         Поведение в общественном транспорте

«Уступи место старшим в транспорте»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Пожилые люди ездят в автобусах.

- Какие проблемы могут возникнуть у них?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Мальчик сидел в автобусе, да в окошко всё глядел. Рядом бабушка стояла, сумку полную держала.

- Как поступить мальчику?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Мальчик хочет уступить место, но он едет с тренировки и сам устал.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Ребята, что можно сделать, чтобы не захотела сесть?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Бабушка выпила магический эликсир и стала суперменкой.

- Она много занимается спортом.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- А вдруг этот эликсир в этот момент перестал действовать, что делать?

- Именно сегодня бабушка плохо себя чувствует, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

«Не садись в транспорт с мороженым»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг1. Предварительное описание проблемной ситуации.

- неясность ситуации

- набор объектов

- Некоторые люди любят кушать в общественном транспорте.

- Какие проблемы могут возникнуть?

Шаг 2. Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи.

- выявление основных объектов, их признаков

- как быть? Что делать?                    

- Ребёнок сел с мороженым в автобус.

- Что делать, как ему быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи.

- формулировка противоречия

- Ребёнок может замазаться сам и других пассажиров, а может быть и нет.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

- Ребята, а что можно сделать, чтобы мороженое не вымазало людей?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта.

- в конкретное место в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

- Мороженое покрыто специальной защитной плёнкой.

- Мороженое можно поставить в специальный пластмассовый контейнер.

Шаг 6. Формулировка подзадач.

- из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи).

- При посадке в автобус нечаянно проткнули плёнку, что тогда делать?

- Контейнер оказался бракованным и рассыпался прямо в руках, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

Какую задачу мы решали?

Как мы это делали?

Зачем?

Приложение 1

Дидактическая игра «Безопасное путешествие»

Цель: сформировать у детей знания о правилах безопасного поведения в доме, на улице, на природе.

Материал: игровое поле, фишки, кубик.

Правила игры:

В игре участвует 2 - 4 человека.

Дети по очереди кидают кубик, затем передвигают свою фишку. Ребенок, рассмотрев внимательно картинку, на которой он остановился, рассказывает какая опасная ситуация изображена и как её можно избежать. Если ребенок ответил правильно, то может продолжать свой ход, а если не смог ответить, то пропускает ход.

C:\Users\Ольга\Desktop\ст.гр.2018-2019\IMG_20190110_112517.jpg

Приложение 3

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с основами обеспечения безопасности жизнедеятельности. Если «да», то с какого возраста?
  2. Кто должен этим заниматься? (укажите цифрами по степени значимости)

- родители                          - медицинские работники                 - воспитатели

- преподаватели ОБЖ        - школьные учителя                      - другие (укажите)

  1. Знает ли Ваш ребёнок своё имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
  2. Считаете ли Вы, что дошкольник должен уметь вызывать службы помощи по телефону?

 Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребёнок как вызывать? (подчеркните)

- скорую помощь               да       нет       не знаю

- милицию                          да       нет       не знаю

- пожарных                         да       нет       не знаю      

  1. Учите ли вы детей и как обращаться с опасными предметами дома?

- прячем

- учим пользоваться (уточните чем)

- запрещаем

- свой вариант

  1. Знает ли ваш ребёнок как вести себя с незнакомыми людьми?
  2. Остаётся ли ваш ребёнок на некоторое время дома один? Если да, что Вы ему говорите?

- не включай плиту

- никому не открывай дверь

- не бери спички

- не трогай лекарства

- свой вариант.

  1. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с основами обеспечения безопасности жизнедеятельности?

Приложение 4

«Азбука для родителей»

(учим ребёнка правилам безопасности)

Домашний адрес и телефон учить с ребёнком нужно с самого раннего возраста. Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность травм ребёнка снизится, если «не пожалеть времени» и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

«Дозированный опыт» - это когда ребёнку дают убедиться, что вода, утюг и головёшка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных проб и ошибок. Если ваш метод поведения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребёнку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть немного.

Животные (даже домашние) могут нанести травму ребёнку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Игрушки и личные вещи учите ребёнка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребёнку, вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую сложную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведённых местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.

Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте в доступных для дошкольников местах.

Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Не ограничивайте активность ребёнка, а направляйте в нужное русло.

Широко распространённые электроприборы могут быть доступны в обращении ребёнка, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.

Щётка, мыло и зубная паста должны быть спутниками Вашего ребёнка с ранних лет.

Всегда говорите ребёнку, что ему можно делать, чем играть.

Ясно и понятно объясняйте правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

«Азбука для воспитателей»

(КАК ВОСПИТЫВАТЬ БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травма опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д._) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста.

Проект "Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста....

Конспект математического досуга с использованием задач, способствующих формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счётных палочек, учить с помощью условной мерки измерять длину полоски, закреплять счёт в пределах 10, развивать логическое мышление, смекалку....

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»

Из всех существующих приемов обучения связной речи  эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Проект на тему: «Метод моделирование сказок, как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста с помощью туннель бука»

Развитие речи у детей дошкольного возраста является важной задачей дошкольного обучения. Именно в этом возрасте закладывается и развивается основа грамотной и связной речи. Важную роль в развитии речи...