«Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций»
консультация по обж (подготовительная группа)

Новаева Юлия Сергеевна

Консультация по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_pdd.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме:

«Формирование знаний  у детей дошкольного возраста  о правилах дорожного  движения методом проблемных ситуаций»

                                                                                Воспитатель:

                                                                                 Новаева Ю.С.

Саранск 2021г.

  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

  Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений - машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов, насыщенная интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

  Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать проезжую часть на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе проезжей части или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно.

   Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является также незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, в маршрутное такси. Также дошкольники попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.).

     Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на проезжей части необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Наибольшим развивающим эффектом  и основой  любой формы работы  с детьми обладают  проблемные ситуации, требующие от детей  проявления различных личностных качеств(активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и др..).

   Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

    Проблемные ситуации  могут стать  частью  занятия, наблюдения, проекта, экскурсии. В качестве  одного из главных компонентов  проблемной ситуации  выделяют неизвестное, раскрываемое  в проблемной ситуации, т.е то новое знание, которое  ребенок должен  усвоить, разрешая противоречие. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Боязнь допустить ошибку   сковывает  инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, ребенок  не будет сам решать поставленную проблему- он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие  проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.

Проблемная ситуация заставляет ребенка удивиться. Она заставляет ребенка увидеть проблему и она порождает мотивацию решений.

Введение проблемных ситуаций позволяет выстраивать работу с детьми от их интересов, от их вопроса и  от их любознательности. И это тоже такое послание ребенку о том,  что он ценен, что взрослый- это не какая-то авторитарная  давящая сила. О каких основных требованиях необходимо помнить педагогам, создавая проблемные ситуации.

Основные требования к проблемным ситуациям

1. Решение проблемной ситуации  должно быть ориентировано  на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка.

2. Проблемная ситуация должна создавать  достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной. 

3. В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.

4. Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности.

В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Предлагаю вам, коллеги, картотеку проблемных ситуаций для детей.

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста (ПДД)на развитие мышления у детей, формирование навыков осознанного безопасного поведения.

Ситуации на транспорте.

Ребенок - пассажир.

Ты с бабушкой стоишь на остановке, ждете автобус. Кто зайдет в него первый? Кто из вас должен занять место, если оно одно?

Ты с мамой едешь в трамвае. Что делать, если деньги на проезд забыли дома?

Ты едешь в автобусе, он резко тормозит. Пассажиры падают. Как себя вести в такой ситуации?

Ты едешь в маршрутке. Заходит мужчина в нетрезвом состоянии. Что делать?

Ты с мамой едешь в электропоезде. В одном вагоне с вами едет компания людей, которые громко разговаривают, щелкают семечки. Что делать?

Ты и мама приехали в поезде с санатория в родной город. По дороге домой вы вспомнили, что забыли сумку с вещами в вагоне поезда. Что делать?

Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?

Ты едешь в переполненном людьми автобусе. Почувствовал себя плохо. Что делать?

Ты с мамой едешь в автобусе. Закрывая двери на очередной остановке, водитель не увидел, как зажал ими другого пассажира. Как поступить?

Сидя в трамвае, ты увидел, как из кармана мужчины выпал кошелек. Что делать?

Ты с папой едешь в троллейбусе. Один пассажир грубо разговаривает с кондуктором. Что будет дальше? Как нужно поступить в такой ситуации?

Ты с мамой в автобусе. Расплачиваясь за проезд, у мамы из рук выпал кошелек, мелочь рассыпалась в разные стороны. Что делать?

Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?

Весна. Вы с сестрой едете в автобусе, все окна которого открыты. Где занять место?

Ты едешь в трамвае, рядом с тобой занял место человек с неприятным запахом. Что делать?

Ты с мамой едешь в трамвае. С тобой захотел пообщаться рядом сидящий пассажир. Как нужно отреагировать?

Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?

Вы с мамой в другом городе, поехали в зоопарк. Зашли в нужный троллейбус, кондуктора не оказалось. Как быть? С кем расплатиться за проезд? У кого узнать где нужно выходить?

Ты с сестрой в автобусе. Нечаянно разбилась банка с соком, которая стояла в сумке. Сок начал капать на пол. Что делать?

Вы с папой ходили в турпоход. Возвращаетесь домой на автобусе. За плечами - по полному рюкзаку вещей. Как без проблем доехать до дома? Куда деть рюкзаки?

Зима. Гололед. К остановке подъезжает автобус, пассажиры устремились к дверям. Как быть? Спешить или нет? А вдруг не хватит свободного места?

Ты с папой едешь в троллейбусе. Папа купил билет, но куда-то его положил. На остановке заходят контролеры. Где взять билет? Что делать?

Ты с братом нечаянно сел не на тот автобус. Двери закрылись. Автобус поехал. Что делать?

Ты с папой едешь в автобусе. Произошло возгорание детали автобуса, задымление. Что делать? Как эвакуироваться? А если двери заклинило?

Ребенок - пешеход.

Ты идешь домой из магазина через дорогу. На середине пути рвется сетка с апельсинами, которые раскатываются по асфальту. Что делать?

Ты с мамой идешь по тротуару. Впереди ведутся ремонтные работы, вырыта канава. Где и как ее обойти?

Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации?

Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь?

Переходя дорогу по пешеходному переходу, ты столкнулся с идущем тебе навстречу человеком. Что делать? С какой стороны "зебры" нужно идти вам обоим?

Лето. На улице ярко светит солнце. Сигналы светофора не видны - отсвечивает. Как перейти дорогу? По чему сориентироваться?

Вам с братом нужно перейти дорогу. Поблизости нет пешеходного перехода, а по краю дороги припаркованы автомобили. Где и как перейти дорогу?

Тебе с сестрой необходимо перейти проезжую часть. Люди, стоящие рядом с вами не дождались нужного сигнала светофора и поспешили вперед. Может, и вам лучше перейти с ними дорогу? Как поступить?

Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?

Ты подходишь к пешеходному переходу. Загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Люди начали движение и вдруг услышали сирену пожарной машины. Что делать? Двигаться дальше или нет?

Твой друг нарушил ПДД при переходе дороги. Его просит остановиться регулировщик. Что ему делать? Может, лучше попытаться убежать?

Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.

Друг уговаривает тебя перебежать дорогу, когда автомобилей не видно ни на одном направлении движения. Что делать?

У мамы в руках тяжелые сумки, она не может держать тебя за руку при переходе проезжей части. Как поступить в такой ситуации?

При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?

Вечером ты с папой пошел гулять. Ваш путь проходил рядом с мало освещенной дорогой. Что надо предпринять в целях своей безопасности?

Ребенок - водитель.

Ты катаешься на велосипеде во дворе своего дома. Нечаянно задел рулем и поцарапал припаркованный автомобиль. Что делать? Кто виноват: велосипедист или водитель оставленного без присмотра автомобиля?

Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешь малыша. Что делать?

Незнакомый подросток просит у тебя велосипед покататься. Как поступить в этой ситуации?

Ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимо перейти проезжую часть. Где и как это сделать?

Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попала соринка. Что делать?

Ты катаешься по двору на велосипеде, проткнул колесо. Что делать? Как продолжить путь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни  у старших  дошкольников...

«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»

Материалы  для  практического  использовангия  воспитателями  дошкольных  учреждений...

26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Методические рекомендации  для педагоговТема:«Обучение детей  дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»Подготовила:воспитатель Гиззатуллина Л.П.Все ...

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра "Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций"...

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»

Рефлексивно-ролевая игра «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах безопасности методом проблемных ситуаций»...