Технология формирования основ жизни деятельности.
методическая разработка по обж

Фокликова Валентина Сергеевна

Формирование навыков адекватного поведения в различных неожиданных   ситуациях. Обыгрывание различных ситуаций.Организация и проведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования основ безопасности жизни деятельности.

Опубликовано 19.06.2018 - 12:50 - ПояснителППП

Введение

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Сегодня дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и так далее), но и маленьких дорогах.

Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.

Актуальность

Данная проблема на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

В детском саду, я, как педагог, прилагаю много усилий для того, чтобы помочь детям овладеть правилами дорожного движения, подготовить их к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). На первое место воспитатели, как правило, ставят чтение детям художественной литературы.

Кроме этого, широко используется:

  • рассматривание иллюстраций, картин;
  • моделирование дорожных ситуаций;
  • обучающие и развивающие игры;
  • изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной
  • безопасности;
  • художественно-творческая деятельность детей и др.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Целью данной работы является – создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

     5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции     педагогических технологий в совместную деятельность

  1. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасности свою и его жизнь.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили  организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

  1. Насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
  2. Полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
  3. Вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение, доступность, безопасность.

Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда. Кроме этого, в развивающей среде используются:

  • комплекты дорожных знаков;
  • макет улицы с транспортными средствами;
  • схема маршрута безопасного движения в детский сад;
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • обучающие и развивающие игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
  • детская художественная литература;
  • картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;
  • мультфильмы.

В ДОУ в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности".

Стараемся строить НОД с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем:

Технология игровой деятельности, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры:

Дидактические - (требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать) с использованием макетов – (дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать).

Технология проектная деятельность. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах.

Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге мы, воспитатели, осуществляем совместно с родителями. Используем консультации, беседы, разрабатываем папки-передвижки, используем плакаты.

Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

В своей работе с родителями я использую с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению: 

  • анкетирование,
  • проведение опросов,
  • родительские собрания,
  • круглые столы,
  • консультации,
  • беседы. 

Основной упор уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Результаты работы.

  • Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
  • Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
  • Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

Все родители считают , что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтение художественной литературы. Беседуют с детьми по данной теме часто. Есть в каждой семье книги, пазлы, настольные игры, машинки.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родителей хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы.

 

 

Используемая литература

1.Основы безопасности детей дошкольного возраста. /Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева,
Р.Б.Стеркина М.: Просвещение, 2007.
2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста. /Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. –
М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

3. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность» тематический словарь в картинках: Мир
человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.
4. «Безопасность на улицах и дорогах» методическое пособие для работы с детьми
старшего дошкольного возраста /Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина,
М.Д.Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
5. «Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам
безопасности детей дошкольного возраста» книга для воспитателей детского сада.
/К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение,
2005. – 24 с.
6. Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – М.:
Просвещение, 2000.
7. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице» (для средн. и ст. возраста)
книга для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. /К.Ю.Белая,
В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
8. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей» – М.:
Книголюб, 2004.

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2007. – 80с

10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии
вечеров досуга. – М.: «Просвещение», 1989. – 62с.

11. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения:
для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: «Мозайка-Синтез», 2014. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в младшей группе»

Планирование НОД на неделю с большим количеством подвижных игр, проведение утренней гимнастики с приглашенными в гости различных персонажей, индивидуальная работа по физическому развитию....

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО» в средней группе

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО

Предлагаем вашему вниманию технологию формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ...

«Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО»

«Формирование основ здорового образа жизниу детей дошкольного возраста»...

Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО

Неделя здоровья «Вырастем здоровыми» старшая группа...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...