Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Тема: «Моя безопасность»
Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Учебно-методический комплект:
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 3 1155.
Формы организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
- дети проявляют осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- демонстрируют ответственность, желание помогать людям в беде;
- дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности;
- у детей развито логическое мышление, связная речь;
- знают о правилах пожарной безопасности;
- у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- умеют обращаться за помощью к взрослым, называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Цель: формирование основ безопасного поведения при пожаре.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- воспитывать чувство ответственности, вызывать желание помогать людям в беде.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность, инициативность, любознательность в процессе познавательной, игровой деятельности;
- развивать логическое мышление, связную речь.
Обучающие задачи:
- углубить знания о правилах пожарной безопасности;
- формировать умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым, учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип предметности
- принцип проблематизации
- принцип диалогизации
- принцип обучения в зоне ближайшего развития
- принцип самостоятельности
- принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, игра, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, ситуация свободного выбора.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.
Предварительная работа: беседа о пожароопасных ситуациях, рассматривание картинок, слушание звуков сирен машин специального назначения, просмотр мультфильма «Кошкин дом», разгадывание загадок, знакомство с пословицами, беседы о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности: «Как тушили пожар в старину? », «Профессия пожарный», «Свойство огня», «Горит, не горит», «Правило обращения с огнем», рассматривание иллюстраций по правилам пожарной безопасности и профессии пожарного; чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», изобразительная деятельность: «Тушение пожара».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Дата: 27 апреля 2015 г.
ДОО: № 100
Группа: старшая группа
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Тема: «Моя безопасность»
Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Учебно-методический комплект:
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 3 1155.
Формы организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
- дети проявляют осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- демонстрируют ответственность, желание помогать людям в беде;
- дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности;
- у детей развито логическое мышление, связная речь;
- знают о правилах пожарной безопасности;
- у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- умеют обращаться за помощью к взрослым, называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Цель: формирование основ безопасного поведения при пожаре.
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам;
- воспитывать чувство ответственности, вызывать желание помогать людям в беде.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность, инициативность, любознательность в процессе познавательной, игровой деятельности;
- развивать логическое мышление, связную речь.
Обучающие задачи:
- углубить знания о правилах пожарной безопасности;
- формировать умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара;
- формировать умение обращаться за помощью к взрослым, учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
- создание положительного эмоционального подъёма;
- воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- принцип предметности
- принцип проблематизации
- принцип диалогизации
- принцип обучения в зоне ближайшего развития
- принцип самостоятельности
- принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, игра, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, ситуация свободного выбора.
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.
Предварительная работа: беседа о пожароопасных ситуациях, рассматривание картинок, слушание звуков сирен машин специального назначения, просмотр мультфильма «Кошкин дом», разгадывание загадок, знакомство с пословицами, беседы о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности: «Как тушили пожар в старину? », «Профессия пожарный», «Свойство огня», «Горит, не горит», «Правило обращения с огнем», рассматривание иллюстраций по правилам пожарной безопасности и профессии пожарного; чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», изобразительная деятельность: «Тушение пожара».
Демонстрационный материал, оборудование: жк телевизор; ноутбук; дидактическая игра: «карточная викторина»; презентация по пожарной безопасности и по правилам поведения при пожаре; диск: «звуки костра»; полотенца; фишки; медали.
Ход НОД:
Этапы реализации технологии | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Подготовительный этап Задача: собрать внимание детей и мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Звучит пожарная сирена. В.: Ребята, вы слышите звук сирены? Что случилось? Правильно где-то пожар. А вы знаете, почему возникают пожары? Какие правила пожарной безопасности вы знаете? Правила пожарной безопасности в квартире: Правило № 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Правило № 2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. Правило № 3. Нельзя пользоваться неисправными бытовыми электроприборам. Правило № 4. Не суши белье над плитой. Оно может загореться. Правило № 5. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Правило № 6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых. Пожарная безопасность в деревне: Правило № 1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. Правило № 3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться. Пожарная безопасность в лесу: Правило № 1. Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Правило № 2. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться. Правило № 3. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Правило № 4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух. А если случился пожар, что нужно делать? Как надо правильно себя вести? Вы знаете? А хотите узнать? Правила поведения во время пожара в помещении: показ презентации Правило № 1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по твоей вине). Правило № 2. Если огонь небольшой и горит не электроприбор можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Правило № 3. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом. Правило № 4. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей. Правило № 5. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код.), вашу фамилию и номер телефона, откуда передается сообщение. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. Правило № 6. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там. Правило № 7. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком. Правило № 8. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Правило № 9. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. Правило № 10. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться. Правило № 11. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. И самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ. Правила поведения при пожаре в лесу: Правило № 1. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Правило № 2. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Формирует у детей через проблемный вопрос представления о необходимости ведения безопасного здорового образа жизни. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. Комментирует высказывания. Использует наглядные информационные средства (презентация о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре). Поощряет детей к высказыванию. | Эмоционально заинтересованы предстоящей деятельностью. Самостоятельно решают проблему. Принимают информацию. Смотрят презентацию. Высказывают собственные суждения. | Дети эмоционально вовлечены. Проявляют готовность к совместной деятельности. Проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослым. Дети знают правила пожарной безопасности и правила поведения при пожаре в помещении и в лесу. |
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения | В.: Давайте проведем физминутку. “Пламя костра” (под музыку «звуки костра») Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный. Огонь набирает силу, растёт. Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Понравилось вам быть огоньками? | Предлагает снять мышечное и эмоциональное напряжение при помощи физминутки. | Дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища. Медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Произвольные движения руками. | Демонстрируют физическую активность. Дети готовы к предстоящей деятельности. |
Этап понимания и коррекции Задача: воспитывать осознанное отношение по сохранению здоровья и соблюдению безопасности | В.: Ребята, давайте проверим, как вы усвоили правила пожарной безопасности и как нужно себя вести при пожаре. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды и придумать название каждой команде. Как вы будете делиться? Итак, у нас получилась команда: Спасателей и Пожарников. Правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает та команда, у кого по окончании игры окажется больше фишек. Вы готовы, Юные пожарники? Дидактическая игра: « Карточная викторина». В.: Молодцы ребята вы справились с этим заданием. | Предоставляет возможность для сотрудничества детей по подгруппам и возможность выбора. Воспитатель предлагает карточки с вопросами на тему пожарная безопасность и правила поведения во время пожара. Объясняет правила игры. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Корректирует ответы детей. Поощряет детей. | Делают выбор Работают по подгруппам. Проявляют способность к логическому мышлению. Ищут, находят решение. Выстраивают полный ответ, предложение. Осознают необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности. | Дети при помощи дидактической игры закрепили знания о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. |
Практический этап Задача: учить применять полученные знания в играх и повседневной жизни. | В.: Ребята, а кто знает, как правильно вызвать пожарных? Правильно ребята. Хотите поиграть в игру: «Вызови пожарных»? (подбежать к телефону, набрать номер, сказать свое имя, фамилию, домашний адрес и что случилось). Молодцы ребята, я вижу, что и с этим заданием вы справились? п/и: «Эвакуация» Представьте, что вы находитесь в задымленном помещении, ваши действия. Правильно нужно эвакуироваться. Напомните мне, как правильно действовать в такой ситуации? (при пожаре дым скапливается в верхней части помещения, поэтому при сильном задымлении необходимо нагнуться, или лечь на пол, закрыть нос и рот мокрым носовым платком, полотенцем и двигаться на четвереньках или ползком к выходу вдоль стены, чтобы не потерять направление). | Предлагает игру: «Вызови пожарных» и п/и: «Эвакуация» для практического применения полученных знаний. Объясняет правила игры. Стимулирует проявление самостоятельности, активности. Хвалит детей. | Активно играют. Соблюдают правила безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. | Дети знают, как вызвать пожарных. Называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Знают правила эвакуации при пожаре. |
Заключительный этап Задача: обобщить изученный материал посредством вопросов и развивать умение оценивать результат деятельности | В.: Ребята, молодцы, вы сегодня проявили хорошие знания и смекалку. Статистика За 2 месяца 2015 года на территории Свердловской области зарегистрировано 663 пожара. При пожарах погибли 71 человек (снижение на 8 человек), в том числе 4 ребенка (за аналогичный период прошлого года погибли 5 детей). 65 жителей Свердловской области получили травмы различной степеней тяжести (снижение на 2 человека); Зарегистрировано выездов пожарных подразделений на ликвидацию 652 загораний. Вот видите ребята, сколько гибнет людей при пожарах. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Что интересного и нового вы узнали? Какие правила пожарной безопасности нужно знать и выполнять? Как нужно вести себя при пожаре в помещении, в лесу? Что больше всего вам понравилось сегодня? А какие затруднения у вас возникли? Рефлексия На столе у вас лежат 3 сигнальные фишки: красная, желтая и зеленая. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зеленую фишку; если сомневаетесь – желтую, если не уверены - красную. | Наблюдает, оценивает, корректирует, расширяет опыт детей. Инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию. Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов детей, хвалит детей. | В организации деятельности самостоятельно руководствуются полученными знаниями. Расширяют опыт безопасной жизнедеятельности. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Дети закрепили знания о пройденном материале. Умеют оценивать результат своей деятельности. |
Открытость-ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах и семье Задача: применение и осознание полученных знаний в новых ситуациях. | В.: Молодцы ребята! Сегодня обе команды показали отличные знания, были ловкими и смелыми, поэтому победила дружба. За ваши достижения я награждаю вас вам медалями «Юных пожарников». Ребята, а вы хотите, чтобы ребята нашего детского сада узнали, почему возникает пожар и как нужно вести себя во время пожара? Как мы им расскажем? Давайте сделаем стенгазету по пожарной безопасности и пригласим наших ребят в гости. | Создает условия для «переноса» полученного опыта в совместной деятельности в самостоятельную деятельность. Предлагает задание для самостоятельной деятельности. | Дети переносят опыт совместной деятельности в самостоятельную деятельность. Дети показывают свою заинтересованность к предстоящему заданию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ безопасности поведения на дороге "У нас в гостях Светофор - Светофорыч"
Методическая разработка для детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-300967-1383156222.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности». Тема:"Прогулка по городу. Транспорт".
Конспект НОД в средней группе "Прогулка по городу. Транспорт"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-137919-1352745584.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1194994-1575293505.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»
Конспект непосредственнойобразовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийс использованием технологии В. В. Воскобовича(старшая группа)Тема: «Как Малыш Гео ш...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/21/picture-1236299-1629534819.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасности «Научим Красную Шапочку правилам поведения на улице» по социально - коммуникативному развитию в средней группе
Занятие по безопасности . Цель: продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора (красный, желтый, зеленый), о дорожных знаках: «Пешеходный п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей
Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205204-1361036341.jpg)
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....