Настольно-печатная дидактическая игра «Безопасные дорожки»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Фадеева Оксана Владимировна

 Настольная развивающая игра - «Безопасные дорожки».  используя  реалии сегодняшних правил дорожного движения, на примере родного города, которая была опробована на практике. Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах родного города, которые впоследствии смогут применять и в других более сложных условиях. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида  

Курортного района Санкт-Петербурга

Настольно-печатная дидактическая игра

«Безопасные дорожки»

Автор:

Фадеева Оксана Владимировна,

Введение

Актуальность

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население нашего города растет, увеличивается и количество автомобилей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Поэтому работа посвящена актуальной проблеме — безопасного поведения на улицах города.

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.

Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.

Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров и учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по Правилам дорожного движения и с помощью других форм и методов работы.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день.

Проанализировав и изучив методическую литературу по обучению детей Правилам дорожного движения детей дошкольного возраста, задумалась над вопросом – Как помочь дошкольнику выучить и освоить правила дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.  У меня появилась идея создания игры по безопасности дорожного движения «Безопасные тропинки», ведь в игре, созданной специально для детей все усваивается гораздо быстрее.

Цель: создание условий для закрепления у детей элементарных правил дорожного движения.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения посредством игровой деятельности.
  2. Приобщение дошкольников к Правилам дорожного движения, используя карту схему родного города.
  3. Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
  4. Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
  5. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах своего города.
  6. Стимулировать интерес к знанию Правил дорожного движения и умелого использования их на практике.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Второй путь – познание действительности через рассказы воспитателей, родителей, чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач. И конечно – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге. Целью игровой технологии по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

Так дети намного лучше усваивают теорию и принимают правила безопасного поведения на улице –как должное. Ведь игра – это любимое занятие дошкольников. Это один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький). Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения также эффективно осуществляются именно в игровой форме.

Настольно – печатные дидактические игры, очень наглядны и привлекательны для детей, дают возможность систематизировать знания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Современная индустрия создает каждый год все новые и новые настольные игры, том числе и по правилам дорожного движения. Они помогают людям разнообразить свой досуг. Сейчас создается множество игр, требующих от игроков логически мыслить, обладать обширными знаниями по разным направлениям, уметь принимать необычные решения. Изучив игры подобного типа, по правилам дорожного движения стало любопытно, разработать собственную игру.

Разработанная нами игра должна быть не только развлекательной, но и познавательной. Мы остановились на настольной игре с игральным кубиком, возможностью присутствия на игровом поле сразу нескольких игроков, выбором вопросов. Она относится к настольным развивающим играм – «ходилками». Для данного класса характерно наличие ограниченных ресурсов у игрока, простых правил, использование уникального набора вопросов, по тематике игры. Многие скажут, что «бродилками» или «ходилками» можно лишь скоротать досуг, что это вовсе не развивающие игры. Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки:

1.      Игры развивают социальные и коммуникативные навыки. Для игры нужны как минимум два игрока и в процессе малыш получает опыт взаимодействия (неважно, родители это или сверстники). Ребенок учится выигрывать, проигрывать, и правильно на это реагировать. Научится этому, можно только играя.

2.      В процессе игры ребенок учится соблюдать правила, дожидаться своей очереди.

3.    Детские настольные игры развивают мелкую моторику и координацию, ведь маленьким пальчикам нелегко точно делать такие простые для взрослого движения как бросать кубик, аккуратно брать карты из колоды и передвигать маленькие фишки.

4.      Ходилки учат концентрации на задаче, усидчивости и внимательности.

5.      Кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами).

6.      Ходилки активно развивают и обучают, ведь игрокам предстоит отвечать на вопросы по тематике игры.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Также в изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Учитывая   дидактический принцип: «от близкого к далекому», мы решили сделать игровое поле в виде карты-схемы родного города Зеленогорска. Так дети смогут использовать полученные знания во время прогулки по родному городу. Таким образом, получилась игра «Безопасные дорожки»

Игра «Безопасные дорожки»

Цель игры: быстрее добраться до финиша.

Состав:

1.Игровое поле: карта – схема Зеленогорска. (Приложение 1)

2. Кубик с точками на гранях. (Приложение 2)

3. Фишки (5 шт.)-  фигурки девочек и мальчиков (Приложение 2)

4. Дорожные знаки и светофор. (Приложение 2)

5. Карточки с вопросами (Приложение 3)

6. Ответы на вопросы. (Приложение 4)

7. Инструкция (Приложение 5)

Методические рекомендации

В игре могут участвовать от 2 до 5 человек.

Перед началом игры нужно рассмотреть карту, расставить дорожные знаки и светофор. Второй вариант (усложнение): дорожные знаки расставляются в процессе игры, когда дети отвечают на соответствующие вопросы.

Начинается игра для всех игроков одинаково - на СТАРТЕ.  А заканчивается на ФИНИШЕ.  Мы решили, что победит в нашей игре тот, кто быстрее всех дойдет до финиша.  Право первого хода разыгрывается с помощью кубика с точками. Тот игрок, у которого выпадет наибольшее число, делает ход первым. Спорный момент решается повторным броском кубика. Игра начинается с отметки СТАРТ. Участники игры по очереди бросают кубик. Игрок передвигает свою фишку на количество клеток, которое выпало на кубике. Если игрок попал на круг жёлтого цвета, то он должен взять карточку и ответить на вопрос в ней. Если он ответил неправильно, то игрок пропускает ход; если ответил правильно - ход переходит следующему игроку. Использованная карточка кладется под колоду. Если игрок попал на круг красного, то он пропускает ход. При попадании на круг зелёного цвета делает дополнительный ход. Игра заканчивается тогда, когда кто - либо из игроков достигнет финиша.

Заключение

Нам удалось разработать собственную авторскую настольную развивающую игру - «Безопасные дорожки», используя реалии сегодняшних правил дорожного движения, на примере родного города, которая была опробована на практике. Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах родного города, которые впоследствии смогут применять и в других более сложных условиях. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей.

В процессе игры нами было замечено, что ее участники начинают запоминать ПДД и дорожные знаки, применять на практике.

Дети старшего дошкольного возраста проявили интерес к игре. В ходе игры рассказывали, что их родители не всегда соблюдают правила дорожного движения. А также вспоминали об опасных местах и ситуациях возле своего дома, на той улице где они живут. Данная игра не охватывает все улицы нашего города, поэтому дети предложили и нарисовать те места, где они чаще бывают и разработать вместе с родителями безопасный путь, например, от дома до детского сада, от дома до игровой площадки и др.

Формирование знаний – не самоцель в нашей работе, главное – это формирование осознанно-бережного отношения к своему здоровью. Необходимо, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.

Список использованных источников

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стерлинга Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста.  Детство-Пресс, 2007, 144 с.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику. – М.: Просвещение, 2006 –96 с.
  4. Добрякова Н.В., Борисова Т.А., Панина С.А. Уклонская Т.В. «Три сигнала светофора»: Мозаика – Синтез, 2010г, 112 с.
  5. Игнатова С. «Учим правила дорожного движения», Ювента, 2013г., 80 с.
  6. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения»/ М.: Скрипторий 2003, 79 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Математическая дорожка"

Дидактическая игра "Математическая дорожка". Описание  изготовления дидактической игры и вариантов заданий....

Настольно-печатные и дидактические игры по побучению дошкольников ПДД,

Подборка игр для дошкольников, способствующих усвоению знаний и навыков по ПДД,...

Дидактическая игра: «Найди дорожку»

Дидактическая игра: «Найди дорожку» Цель. Закреплять умения детей: действовать по образцу; планировать свои действия;решать задачи поискового творческого характера, имеющие не...

Дидактическая игра "Разноцветные дорожки".

Данная игра позволяет автоматизировать звуки в словах, Формировать у ребёнка навыки самоконтроля за собственной речью. В игру можно играть как одному ребёнку, так и двоим. Взрослый, например, называет...

Дидактическая игра "Перепутанные дорожки"

Цель: развить устойчивость вниманияВозраст: младший школьный возраст Форма работы: индивидуальнаяВремя проведения: 5-10 минутОборудование: картинки с перепутанными линиям...

ПДД - дидактическая игра «Безопасные дорожки» (мнемотоаблицы)

Особое место в качестве дидактического материала на занятиях по ПДД является использование мнемотаблиц.Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладения приема...