ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Топорова  Татьяна  Викторовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

          Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, и естественным способом – своим примером.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.

         Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуациях «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно учить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых  может стать и он сам. А как раз и здесь постригает опасность.

        К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывают, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

          Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (например, сложно объяснить детям, что  надо переходить дорогу в условленном месте, а самим не выполнять это правило.)  а равные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность.

Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила  дорожного  движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в двух направлениях: работа с детьми, родителями.

Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.

Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий,  практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное  Образовательное  Учреждение

Детский сад комбинированного вида   №198 «Белоснежка»

ПРОГРАММА

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

« ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Воспитатель:  Топорова  Татьяна  Викторовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

          Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, и естественным способом – своим примером.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.

         Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуациях «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно учить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых  может стать и он сам. А как раз и здесь постригает опасность.

        К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывают, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

          Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (например, сложно объяснить детям, что  надо переходить дорогу в условленном месте, а самим не выполнять это правило.)  а равные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность.

Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила  дорожного  движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в двух направлениях: работа с детьми, родителями.

Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.

Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий,  практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
  • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и в конце учебного года;
  • применить современные формы, методы обучения и воспитания направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дворах;
  • формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
  • использовать возможности ДОУ и материально – технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
  • Развивать  сотрудничество и взаимодействие педагогического коллектива с подразделениями ГИБДД.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Профилактическое:

Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона.

Предупреждение попаданий воспитанников в  «дорожные ловушки».

Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Обучающее:

Обучение воспитанников правилам дорожного движения.

Формирование у воспитанников практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога имеет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинирован и сосредоточен.

Организационное:

Организация предметно-развивающей среды.

Определение уровней сформированности  умений и навыков по БДД.

Внедрение эффективных методик и технологий.

Пропаганда знаний о БДД с использованием разнообразных методов и приемов.

           Ресурсное обеспечение программы

 Материально - техническая база.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительский стенд в групповом  помещении, развивающие пособия, методическая и художественная  литература, медиатека мультфильмов и мультимейдиных презентаций на тему «Правила дорожного движения».

Информационно-содержательное.

  • Создание информационного банка данных:

- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;

 - организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

  • Сбор текущей информации:

-  о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов);

  • взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
  • систематическое оформление информационного стенда.

               

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Принцип  последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенные знания.

Принцип наглядности -  воспитанники должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Принцип деятельности -  включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип  преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольной организации и семьи -  ничто не убеждает лучше примера родителей (законных представителей).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы, используемые при реализации программы:

  1. Проведение образовательной деятельности по программе  «Дорожная безопасность».
  2. Обучение родителей (законных представителей) теоретическим и правовым основам в ходе бесед, консультаций, блиц опросов,  родительских собраний,
  3. Организация экскурсий, встреч с инспекторами ГИБДД.

      Наглядный метод:

  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведение дидактических игр;
  • экскурсии по городу, целевые прогулки;
  • моделирование проблемных ситуаций;

     Словесный метод:

  • чтение литературных произведений;
  • чтение стихотворений, сказок;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • загадывание загадок;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • проведение викторин, конкурсов;
  • чтение литературных произведений родителями (законными представителями).

     Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности;
  • проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,  

      инсценировки, сюжетно-ролевые);

  • организация постановки сказок, литературных произведений, а также

      конкурсы и викторины;

  • проведение экскурсий различной направленности;
  • организация вечеров с родителями (законными представителями), для родителей    

      (законных представителей) и сверстников;

  • изготовление с воспитанниками наглядных пособий.

     Метод сравнения:

  • сравнения по сходству и по контрасту;
  • проведение игр на группировку и классификацию предметов;
  • анализ, обобщение;
  • организация тематических выставок;

     Метод моделирования ситуаций:

  • моделирование опасных ситуаций;
  • решение логических и практических задач;        
  • организация тематических выставок;

      Метод повторения:

  • самостоятельное формулирование выводов.

      Экспериментирование:

  • возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

      Компьютерные технологии:

  • мультимедийные презентации;
  • логические игры;

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • воспитанники   (6 - 7 года жизни), посещающие д/с;
  • родители (законные представители).
  • Сотрудники  ГИБДД.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – подготовительный

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «На наших улицах».

Основные задачи: дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов. Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом, домашний адрес. Знать разметку улиц и дорог. Дать знания о правилах передвижения по улицам.

- город, в котором мы живем;

- улица;

- тротуар;

- проезжая часть улицы;

- перекрестки;

- пешеходный переход.

 «Наши верные друзья».

Основные задачи: дать детям представление о работе светофора и его сигналов, познакомить с «островом безопасности» и его необходимости при интенсивном движении.

- сигналы светофора;

- «островок безопасности».

«Мчатся по улице автомобили».

Основные задачи: познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД.

- виды транспорта, их назначение;

- опасность автомобиля для людей;

- наблюдение за работой водителей;

 «Если ты – пешеход».

Основные задачи: познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешеходов, которые необходимо выполнять для безопасности жизни.

- понятие «пешеход»;

- правила для пешеходов;

- выбор наиболее безопасного пути для пешеходов.

«Дорожные знаки».

Основные задачи: закрепить знания  детей о дорожных знаках, их назначении, расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

- предупреждающие знаки;

- запрещающие знаки;

- информационно-указательные знаки;

- предписывающие знаки.

 «Если ты – пассажир».

Основные задачи: рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте.

- виды общественного транспорта;

- остановка общественного транспорта;

- правила безопасного поведения в общественном транспорте.

«Где должны играть дети».

Основные задачи: объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

- место для игр детей – запрет игр на проезжей части;

- места для игр и катания на самокатах, роликах, санках.

«Экскурсии и целевые прогулки по улицам города».

Основные задачи: закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города.

- практическое закрепление знаний ПДД.

 «Сигнализация машин».

Основные задачи: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машины, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена».

- световые и звуковые сигналы машин, их назначение;

- реагирование на них;

- значение сигналов для пешеходов.

«Знакомимся с работой ГИБДД».

Основные задачи: способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД.

- формирование осознанного отношения к последствиям дорожных происшествий;

- ознакомление с работой сотрудников ГИБДД;

- приглашение сотрудников ГИБДД к участию в совместных мероприятиях.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ДЕТСКОГО ДОРОЖНО

                                           ТРАНСПОРТНОГО  ТРАВМАТИЗМА

  • Организация собраний  с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов;
  • проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников  ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ;
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (информация в «уголках для родителей»);
  • оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   ДЕТЕЙ  ПО ОСВОЕНИЮ    ПРАВИЛ   ДОРОЖНОГО  ДВИЖЕНИЯ

                С целью определения знаний по освоению правил дорожного движения проводится мониторинг по книге автора О. Ю. Старцевой. Который поможет выявить и оценить уровень знаний детей, даст возможность скорректировать деятельность педагога по обучению и ликвидировать пробелы в знаниях детей. Сбор информации основан на использовании множества методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов

   на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

   Воспитателем проводится диагностика по основным разделам ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 – итоговая.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.

2. Установление прочных связей в организации совместной работы  с органами ГИБДД, по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы  «Планета дорожной безопасности».

4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.

5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
  2. Гарнышева Т. П., « Как научить детей ПДД?», ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009.
  3. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
  4. Старцева  О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
  5. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ           Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшео дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...