Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) по теме

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta_dorozhnoy_bezopasnosti.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

Г. ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

ПРОГРАММА

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«ПЛАНЕТА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Авторы:

воспитатели

  Узданова Р.Г.

Фрумузаки В.В.

                                                                                                         

Структура программы

  1. Информационная карта программы……………………………………………2
  2. Актуальность программы……………………………………………………… 3 -4
  3. Цель программы, задачи………………………………………………………...4
  4. Основные  направления  работы по реализации программы…………………5
  5. Принципы организации образовательного процесса …………………………6
  6. Формы и методы, используемые при реализации программы…………….....7-8
  7. Целевая группа, кадровое обеспечение………………………………………...8
  8. Создание предметно-пространственной развивающей среды……………….9
  9. Этапы работы по реализации программы……………………………………..9
  10. Тематическое планирование    ……………………………………………………10-11
  11. Работа с родителями ……………………………………………………………12
  12. Мониторинг, ожидаемые результаты………………………………………….13
  13. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………… 14

1.Иинформационная карта программы

Полное название

программы

«Планета дорожной безопасности» (программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Автор

программы

Фрумузаки Валентина Валерьевна

Узданова Рагима Гусейновна

Руководитель

программы

Шкрадюк Татьяна Васильевна

Название организации,

участвующей

в программе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад

Адрес организации

628661 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Покачи, ул. Молодежная,13

Телефон, факс

Тел/факс: (34669) 7-09-41

Форма проведения

Обучение, воспитание

Цель программы

Специализация программы

Образовательная деятельность

Сроки проведения

2016-2017  учебный год

Место проведения

г. Покачи

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,  родители (законные представители),  ГИБДД ОМВД России.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, и естественным способом – своим примером.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.

Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуациях «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нудно учить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых  может стать и он сам. А как раз и здесь постригает опасность.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек ( незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.

Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывают, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (например, сложно объяснить детям, что  надо переходить дорогу в условленном месте, а самим не выполнять это правило.)  а равные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность.

Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила  дорожного  движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в двух направлениях: работа с детьми, родителями.

Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.

Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий,  практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
  • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и в конце учебного года;
  • применить современные формы, методы обучения и воспитания направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дворах;
  • формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
  • использовать возможности ДОУ и материально – технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
  • Развивать  сотрудничество и взаимодействие педагогического коллектива с подразделениями ГИБДД ОМВД России.

4.ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Профилактическое:

  1. Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона.
  2. Предупреждение попаданий воспитанников в  «дорожные ловушки».
  3. Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Обучающее:

  1. Обучение воспитанников правилам дорожного движения.
  2. Формирование у воспитанников практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога имеет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинирован и сосредоточен.

Организационное:

  1. Организация предметно-развивающей среды.
  2. Определение уровней сформированности  умений и навыков по БДД.
  3. Внедрение эффективных методик и технологий.
  4. Пропаганда знаний о БДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Основные направления работы педагога

Работа строится с учетом следующих направлений деятельности:

Ресурсное обеспечение программы

  1. Материально - техническая база.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительский стенд в групповом  помещении, развивающие пособия, методическая и художественная  литература, медиатека мультфильмов и мултимейдиных презентаций на тему «Правила дорожного движения».

  1. Кадровое.
  • повышение квалификации педагогов;
  • привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.
  1. Информационно-содержательное.
  • Создание информационного банка данных:

- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;

 - организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

  • Сбор текущей информации:

-  о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов);

  • взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
  • систематическое оформление информационного стенда.

               

 5.     ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Принцип  последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенные знания.

Принцип наглядности -  воспитанники должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Принцип деятельности -  включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип  преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольной организации и семьи -  ничто не убеждает лучше примера родителей (законных представителей).

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы, используемые при реализации программы:

  1. Проведение образовательной деятельности по программе  «Планета дорожной безопасности».
  2. Обучение родителей (законных представителей) теоретическим и правовым основам в ходе бесед, консультаций, блиц опросов,  родительских собраний,
  3. Организация экскурсий, встреч с инспекторами ГИБДД ОМВД России.

Наглядный метод:

  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведение дидактических игр;
  • экскурсии по городу, целевые прогулки;
  • моделирование проблемных ситуаций;

Словесный метод:

  • чтение литературных произведений;
  • чтение стихотворений, сказок;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
  • загадывание загадок;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
  • проведение викторин, конкурсов;
  • чтение литературных произведений родителями (законными представителями).

Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности;
  • проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,  

      инсценировки, сюжетно-ролевые);

  • организация постановки сказок, литературных произведений, а также

      конкурсы и викторины;

  • проведение экскурсий различной направленности;
  • организация вечеров с родителями (законными представителями), для родителей    

      (законных представителей) и сверстников;

  • изготовление с воспитанниками наглядных пособий.

Метод сравнения:

  • сравнения по сходству и по контрасту;
  •   проведение игр на группировку и классификацию предметов;
  • анализ, обобщение;
  • организация тематических выставок;

Метод моделирования ситуаций:

  •   моделирование опасных ситуаций;
  • решение логических и практических задач;        
  • организация тематических выставок;

Метод повторения:

  • самостоятельное формулирование выводов.

Экспериментирование:

  • возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Компьютерные технологии:

  • мультимедийные презентации;
  • логические игры;

  1. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • педагоги;
  • воспитанники   (6- 7 года жизни), посещающие МАДОУ ЦРР – д/с;
  • родители (законные представители).
  • Сотрудники  ГИБДД ОМВД России.

  1. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В  ГРУППЕ

Создавая предметно-пространственную развивающую среду, необходимо учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Содержание уголков безопасности дорожного движения:

  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
  • мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  • дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
  • схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап – подготовительный

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. «На наших улицах».

Основные задачи: дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов. Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом, домашний адрес. Знать разметку улиц и дорог. Дать знания о правилах передвижения по улицам.

- город, в котором мы живем;

- улица;

- тротуар;

- проезжая часть улицы;

- перекрестки;

- пешеходный переход.

2. «Наши верные друзья».

Основные задачи: дать детям представление о работе светофора и его сигналов, познакомить с «островом безопасности» и его необходимости при интенсивном движении.

- сигналы светофора;

- «островок безопасности».

3. «Мчатся по улице автомобили».

Основные задачи: познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД.

- виды транспорта, их назначение;

- опасность автомобиля для людей;

- наблюдение за работой водителей;

4. «Если ты – пешеход».

Основные задачи: познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешеходов, которые необходимо выполнять для безопасности жизни.

- понятие «пешеход»;

- правила для пешеходов;

- выбор наиболее безопасного пути для пешеходов.

5. «Дорожные знаки».

Основные задачи: закрепить знания  детей о дорожных знаках, их назначении, расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

- предупреждающие знаки;

- запрещающие знаки;

- информационно-указательные знаки;

- предписывающие знаки.

6. «Если ты – пассажир».

Основные задачи: рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте.

- виды общественного транспорта;

- остановка общественного транспорта;

- правила безопасного поведения в общественном транспорте.

7. «Где должны играть дети».

Основные задачи: объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

- место для игр детей – запрет игр на проезжей части;

- места для игр и катания на самокатах, роликах, санках.

8. «Экскурсии и целевые прогулки по улицам города».

Основные задачи: закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города.

- практическое закрепление знаний ПДД.

9. «Сигнализация машин».

Основные задачи: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машины, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена».

- световые и звуковые сигналы машин, их назначение;

- реагирование на них;

- значение сигналов для пешеходов.

10. «Знакомимся с работой ГИБДД».

Основные задачи: способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД.

- формирование осознанного отношения к последствиям дорожных происшествий;

- ознакомление с работой сотрудников ГИБДД;

- приглашение сотрудников ГИБДД к участию в совместных мероприятиях.

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ДЕТСКОГО ДОРОЖНО –  ТРАНСПОРТНОГО  ТРАВМАТИЗМА

  • Организация собраний  с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов;
  • проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ;
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (информация в «уголках для родителей»);
  • оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).

  1. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С целью определения знаний по освоению правил дорожного движения проводится мониторинг по книге автора О. Ю. Старцева. Который поможет выявить и оценить уровень знаний детей, даст возможность скорректировать деятельность педагога по обучению и ликвидировать пробелы в знаниях детей.

   Сбор информации основан на использовании множества методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

   Воспитателем проводится диагностика по основным разделам ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 – итоговая.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.

2. Установление прочных связей в организации совместной работы  с органами ГИБДД, по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы  «Планета дорожной безопасности».

4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.

5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
  2. Гарнышева Т. П., « Как научить детей ПДД?», ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009.
  3. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
  4. Старцева  О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
  5. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»

Цель: Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движе...

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Азбука Безопасности"

Цель программы:  формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру....

Конспект педагогического мероприятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»

Педагогическое мероприятие по обучению детей старшего дошкольного возроста основ безопасного дорожного движения...

Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...

Сценарий развлечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»

Мною разработано и проведено мероприятие по ПДД. Где с большим интресом принимали участие дети старшей группы и родители....