Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
рабочая программа (старшая группа)

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №56 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол

                                 Утверждаю

Заведующий ГДОУ №56

                Приказ от

               Н.А. Соловьева

Программа

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитатель: Чирухина Галина Владимировна

СПб – 2022г

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………………3

1.1. Актуальность………………………………………………......................................................3

1.2. Цели и задачи…………………………………………………………………………………..4

2. Основная часть…………………………………………………...................................................5

2.1. Методы  и  технологии,  используемые в работе с  воспитанниками……………………...5

2.2. Перспективно-тематическое планирование………………………….....................................7

2.3. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге (старший дошкольный возраст)…………………….. …………………….8

3.  Заключение……………………………………………………………………………………...15

3.1. Предполагаемые результаты освоения программы………………………………………...15

4. Используемая литература ……………………………………………………………………...16

1.Введение

1.1.Актуальность

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и

закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм,  представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

         С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все

острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует  защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

          Именно, поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное  отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

1.2. Цель и задачи программы

              Цель:  формировать элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

             Задачи:

1 Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.

2 Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.

3 Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.

4 Формирование у родителей воспитанников устойчивого проблеме безопасности детей - участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы.

2. Основная часть

2.1. Методы  и  технологии,  используемые в работе с  воспитанниками:

 - Интерактивный метод обучения;

- Моделирование  опасных  и  безопасных  дорожных ситуаций;

- Личностно-ориентированная технология;

- Технология игрового обучения;

- Проектный метод;

- Метод наблюдения и беседы.

                   Формы  работы  с  воспитанниками:

 Образовательная деятельность, осуществляется в  процессе  организации  различных  видов  детской деятельности: 

- экскурсии целевые прогулки;

- наблюдения;

- чтение детской художественной литературы, прослушивание аудиосказок;

- рассматривание иллюстраций;

- продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация);

- проигрывание различных ситуаций на дороге;

- развлечения, досуги, театрализованные представления на тему профилактика правил дорожного движения;

-участие в творческих конкурсах, посвященных правилам дорожного движения.

- непосредственно образовательная  деятельность,  

- праздники  и  развлечения,  

- игры,

 - проведение  тематических  недель.

                Работа  с  родителями: 

анкетирование;  совместные  выставки  с  детьми  рисунков,  поделок; родительские собрания; совместные  праздники,  экскурсии  с  детьми  и  педагогами;  помощь  родителей  в  организации  развивающей  среды; просветительская  деятельность  (консультирование в социальных сетях, папки-передвижки, плакаты);

               Методы  активизации  родителей:

- Обсуждение разных точек зрения;

- Решение  проблемных  задач  семейного воспитания;

- Ролевое проигрывание ситуаций;

- Тренинговые игровые упражнения и задания;

- Анализ  родителями  и  педагогами  поведения ребенка;

- Обращение к опыту родителей.

                 Программа   разработана  в  соответствии  с требованиями  ФГОС,  на основе  образовательной  области  «Социально-коммуникативное развитие». Новизна программы заключается в разработке и использовании таких педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

               В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного  возраста  от  5  до  6  лет  по  профилактике  детского  дорожно-транспортного  травматизма.  Данная  система  предполагает  целенаправленное обучения  детей  практическим  навыкам  и  представлениям,  ценностным  ориентирам,  необходимым  при  формировании  основ  культуры  безопасности  по  Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в  окружающем  мире,  привитие  здоровьесберегающих  навыков,  творческой активности   ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

Программа рассчитана на один год  обучения.

2.1. Перспективно-тематическое планирование

                 Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно - исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности. Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

              Примерами интеграции образовательных областей служат:

- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежание несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирование организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД («Физическое развитие»)

- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми); («Социально-коммуникативное развитие»);

- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»); просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах поведения на улице, дороге; использование обучающих игр по ПДД; Организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);

- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в

работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных произведений («Речевое развитие»).

- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки), художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).

2.2. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа старшего дошкольного возраста) 

Сроки выполне

ния

Тема занятий

Образовательная область

(ФГОС)

Содержание деятельности

Сентябрь

Наша улица

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Беседа «Улица»: Н.Н. Авдеева

«Безопасность на улицах и дорогах».

Беседа «Безопасная улица»  Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения»

Дидактическая игра «Знаки дорожного движения».

СРИ «Улица».

Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад, обыгрывание.

Конструирование «Улица».

Конструирование «Транспорт».

Аппликация «Машины нашего города (села)»

Т.С.Комарова

Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения»

Составление детьми рассказов: «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».

Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога».

Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор», «Машины на нашей улице» Е.А. Алябьева

Октябрь

Профессия-водитель

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Профессия-водитель» по книге Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения»

Беседа «Шофер» Т.В. Потапова

Дидактическая игра «Кто поедет первым?» Е.А. Алябьева

Дидактическая игра «Водители».

Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».

СРИ «Больница» (водители проходят медосмотр перед поездкой.)

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу».

Рассматривание книг об автомобилях в  уголке книги.

Чтение стихотворений Я. Пишумова (про транспорт).

Отгадывание загадок про транспорт.

Ситуация общения: «Внимание: дорожный знак».

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Компьютерная игра «Угадай, как звучит транспорт».

Рисование «Грузовая машина» Т.С.Комарова.

Ноябрь

Правила пешехода

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Безопасность на улице».

Н.Н.Авдеева

Беседа «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»

Беседа «Дорога не место для игр»

Беседа «Правила пешехода» по книге Т.Г.Кобзева «Правила дорожного движения»

Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н.Н.Авдеева

Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» Е.А. Алябьева

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».

Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».

СРИ «Улица».

Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге».

Ситуация общения «Что означают цвета светофора».

Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история».

Подвижная игра «По дороге».

Развлечение «Красный, желтый, зеленый».

«Я - Пешеход» Н.В. Коломеец

Конструирование «Наша улица».

Аппликация «Наш город» И.А.Лыкова

Декабрь

Транспорт

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Занятие «Знатоки транспорта»

 Е.А. Алябьева

Дидактические игры «Угадай, что изменилось»,

 «Пройди и собери». «Для чего нужен специальный транспорт?»

 Е.А. Алябьева

Игровые ситуации «В автобус вошел пожилой пассажир»,

«Малыш требует место у окна»:

СРИ «Автобус», «Автомастерская», «Постройка гаража», «Автосалон» Е.А. Алябьева

СРИ  «Улица» предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.

Игровая ситуация «Как поступить».

Труд «Посыпать дорожки песком»

 Строительная игра «Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты).

Дидактические игры и упражнения: «Построй проезжую часть».

«Автобус, украшенный флажками едет по улице» Т.С. Комарова

Чтение Н.Носов «Автомобиль» 

Е.А. Алябьева

Чтение произведения М. Ильин «Машины на нашей улице».

Загадки о транспорте.

Подвижна игра  «Воробышки и автомобиль»

Утренняя гимнастка «Мы – машины»,

 Подвижная игра «Цветные автомобили» Е.А. Алябьева

Январь

Опасный перекресток

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Целевая прогулка наблюдение за переходом проезжей части пешеходами.

Беседа  «Опасный перекресток»

Т.Г. Кобзеева

Беседа «Милиционер» Т.В.Потапова

Дидактическая игра «Путешествие по городу».

 Подвижная игра «Путешествие на машинах».

Развлечение «Незнайка  на улице».

Ситуация общения по картине «Перекресток».

Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения.

Отгадывание загадок по правилам дорожного движения.

Рисование – экспериментирование «Чудесные превращения кляксы» И.А. Лыкова

Февраль

На железной дороге

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Беседа «Профессия – железнодорожник» Е.В. Потапова

Беседа «Правила поведения на железной  дорог» Н.В. Коломеец

СРИ «Лесная школа» Е.А. Алябьева

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.

Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Дидактическая игра «Дорожные знаки».

Дидактическая игра «Правила дорожного движения».

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход».

Викторина «Чем опасна дорога зимой».

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».

Чтение А.Дорохова «Шлагбаум»

 Е.А. Алябьева

Конструирование «Улица города».

Аппликация «Поезд» Т.С.Комарова

Музыкально-дидактическая игра «Поезд» Е.А. Алябьева

Игры – забавы с санками, лыжами

Март

Обществен

ный транспорт

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Беседа «Транспорт и средства связи» Л.В. Коломийченко

Занятие «В городском транспорте» Н.Н.Авдеева

Экспериментирование «Упрямые предметы» Г.П. Тугушева

 «Путешествие по городу на автобусе» Е.А. Алябьева

Дидактическая игра  «Транспортные службы города» Е.А. Алябьева

Сюжетная игра «Мы - пассажиры» Н.В. Коломеец

Упражнение «Продолжи предложение на установление причинно-следственных связей»

 Е.А. Алябьева

СРИ «Регулировщики»,

Дидактическая игра  «Разрезные картинки по теме «Транспорт»

Аппликация «Троллейбус» Т.С.Комарова

Отгадывание загадок по видам транспорта

Чтение стихотворения-загадки  

И. Лешкевча «Светофор»

Чтение А. Гальперштейн «Трамвай и его семья» Е.А. Алябьева

Подвижная игра «Цветные автомобили» Е.А. Алябьева

Апрель

Мой друг - велосипед

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Занятия «Игры во дворе», «Катание на велосипеде» Н.Н.Авдеева

Беседа «Как перейти улицу».

Занятие «Дорожные знаки» Н.Н.Авдеева

Чтение  С. Михалкова «Велосипедист» Е.А. Алябьева

Чтение произведений О. Тарутин «Для чего нам светофор?» А.Дорохов. «Зеленый, желтый,

красный».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.

Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины», «Где можно кататься на велосипеде».

Подвижная игра  «Воробышки и автомобиль»

Утренняя гимнастка «Мы – машины»,

Подвижная игра «Цветные автомобили» Е.А. Алябьева

Май

Дорожные знаки.

Знаки сервиса

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

 

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Интегрированное занятие  «Дорожные знаки»  Н.В. Коломеец

Режиссерская игра: «Приключение сказочных героев в городе».

СРИ «Улица» объединить с играми «Больница», «СТО», «Кафе»

Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход».

Дидактическая игра «Дорожные знаки» Е.А. Алябьева

Чтение стихотворений о дорожных знаках.

 Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения.

Рисование «Знаки сервиса».

Подвижная игра «Путешествие на машинах».

3. Заключение

3.1. Предполагаемые результаты освоения программы

  • повышение уровня знаний правил дорожного движения у воспитанников;
  • профилактика детского дорожно - транспортного травматизма;
  • повышение правовой культуры у участников дорожного движения.
  • развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • исполнение нормативно - правовой базы;
  • усвоение дошкольниками знаний и правил ДД;
  • тенденция к снижению, отсутствию ДДТТ;
  • качество организации работы ДОУ с семьями воспитанников;
  • усиление роли семьи в воспитании детей;
  • повышение культуры поведения детей на улице, в транспорте.

4. Используемая литература

1. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р. Стеркина. - СПб.: «Детство-Пресс»,2005.

2. «Итоговые  дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1».

 Е.А. Алябьева – М.:ТЦ Сфера, 2006.

3.  «Пимерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., исп.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.

4. «Правила дорожного  движения: система обучения дошкольников».

 Т.Г. Козбева, И.А. Холодова,  Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010.

5. «Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по  социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию».

Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.:ТЦ Сфера, 2015.

6. «Формирование  культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры».

Н.В. Коломеец - Волгоград: Учитель, 2011.

7. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».

 Т.С.Комарова – М.: Мозаика - Синтез, 2015.

8. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа».  

И.А. Лыкова – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006.

9. «Беседы с дошкольниками о профессиях».

 Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2003.

10. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».

  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – СПб.: Детство - Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма с детьми старшего дошкольного возраста.

С каждым годом увеличивается количество дорожно - транспортных происшествий. Каждый десятый случай связан с детьми. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно пон...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста....

Сценарий развлечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Азбука дорожного движения»

Мною разработано и проведено мероприятие по ПДД. Где с большим интресом принимали участие дети старшей группы и родители....

Статья "Система работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в группе старшего дошкольного возраста"

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-трансп...

Проект «Правила эти пусть знают все дети» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у воспитанников старшего дошкольного возраста

Данный проет разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования представлений и практических навыков безопасного поведения на проезжей части у вс...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшео дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде....