Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Юные знатоки ПДД»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Войтович Марина Викторовна

В программе представлена система образовательной деятельности с детьми

дошкольного  возраста  от  5  до  7  лет  по  профилактике  детского  дорожно-транспортного  травматизма.  Данная  система  предполагает  целенаправленное обучения  детей  практическим  навыкам  и  представлениям,  ценностным  ориентирам,  необходимым  при  формировании  основ  культуры  безопасности  по  Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в  окружающем  мире,  привитие  здоровьесберегающих  навыков,  творческой

активности   ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Pictures\Сканы\юные знатоки ПДД.jpg 

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

1.1. Цели и задачи программы………………………………………………...4

1.2. Принципы программы…………………………………………………….5

2. Содержание программы………………………………………………….....6

2.1. Методы  и  технологии,  используемые в работе с  воспитанниками….6

2.2. Перспективно-тематическое планирование…………………………......6

2.3. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге (старший дошкольный возраст)………………………………………………………………………….7

2.4. Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге

 (подготовительная группа)……………………………………………………11

3.  Мониторинг уровня достижений детей по освоению ПДД………………15

3.1.  Мониторинг уровня достижений детей в старшей группе……………..16

3.2. Мониторинг уровня достижений детей в подготовительной группе…...18

3.3. Работа с родителями………………………………………………………..22

4. Библиографический список ………………………………………………….23

  1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и

закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа

жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм,  представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все

острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует  защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Именно, поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не

только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые

навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное

отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше,

пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

Новизна Программы

Программа  «Юные знатоки ПДД»  разработана  в  соответствии  с

требованиями  ФГОС,  на  основе  образовательной  области  «Социально-коммуникативное развитие». Новизна программы заключается в разработке и использовании таких педагогических технологий, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

В программе представлена система образовательной деятельности с детьми

дошкольного  возраста  от  5  до  7  лет  по  профилактике  детского  дорожно-транспортного  травматизма.  Данная  система  предполагает  целенаправленное обучения  детей  практическим  навыкам  и  представлениям,  ценностным  ориентирам,  необходимым  при  формировании  основ  культуры  безопасности  по  Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в  окружающем  мире,  привитие  здоровьесберегающих  навыков,  творческой

активности   ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

  1. Цель и задачи программы

Цель:  формировать элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи:

1 Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об

основах безопасного поведения на дорогах.

2 Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном

транспорте.

3 Воспитание у дошкольников ответственности за свою безопасность, осознанного желания соблюдать правила дорожного движения.

4 Формирование у родителей воспитанников устойчивого проблеме безопасности детей - участников дорожного движения, привлечение родительского сообщества к непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приемов обучения, и воспитания детей, а также активные формы организации просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков

безопасного поведения на дороге. Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:

- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,

создавать модель поведения на дороге;

- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным

образовательным учреждением.

Ожидаемые результаты:

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях

на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой

дорожной ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

- Повышение ответственности родителей за поведение детей на дорогах.

1.2.Основные  принципы программы:

  • Последовательности  –  любая  новая  ступень  в  обучении ребёнка опирается на уже освоенное  ранее.
  • Наглядности  –  дети должны сами все увидеть,  услышать, потрогать и тем  самым реализовать  стремление к познанию.
  • Деятельности  –  включение ребёнка в игровую,  познавательную,  поисковую  деятельность  с  целью  стимулирования  активной  жизненной  позиции.
  • Интеграции  –  интегративность  всех  видов  детской  деятельности,  реализующихся  в  образовательном процессе.
  •  Дифференцированного  подхода  –  решаются  задачи  эффективной  педагогической  помощи  детям  в  совершенствовании  их  личности,  способствует  созданию  специальных  педагогических  ситуаций,  помогающих  раскрыть  психофизические,  личностные  способности и возможности воспитанников.
  •  Возрастной  адресованности  –  одно  и  то  же  содержание используется для работы в разных  группах  с  усложнением  соответствующим  возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в  условиях  ДОУ  и  семьи  –  ничто  не  убеждает  лучше примера родителей.
  • Принцип  системности  –  работа  должна  проводиться весь год;

2.  Содержание программы

2.1. Методы  и  технологии,  используемые в работе с  воспитанниками:

Интерактивный метод обучения;

Моделирование  опасных  и  безопасных  дорожных ситуаций;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Проектный метод;

Метод наблюдения и беседы.

Формы  работы  с  воспитанниками:

Образовательная деятельность, осуществляется в  процессе  организации  различных  видов  детской деятельности;

Работа  с  воспитанниками:  непосредственно образовательная  деятельность,  праздники  и  развлечения,  целевые  прогулки  и  экскурсии,  игры,  проведение  тематических  недель,  диагностика;

Работа  с  родителями:  анкетирование;  совместные  выставки  с  детьми  рисунков,  поделок; родительские собрания; дни открытых  дверей;  совместные  праздники,  экскурсии  с  детьми  и  педагогами;  помощь  родителей  в  организации  развивающей  среды;

просветительская  деятельность  (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты);

Методы  активизации  родителей:

- Обсуждение разных точек зрения;

- Решение  проблемных  задач  семейного воспитания;

- Ролевое проигрывание ситуаций;

- Тренинговые игровые упражнения и задания;

- Анализ  родителями  и  педагогами  поведения ребенка;

- Обращение к опыту родителей.

2.2.Перспективно-тематическое планирование

Организация образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно- исследовательской, восприятие художественной

Литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности. Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

Примерами интеграции образовательных областей служат:

- информирование о правилах безопасности жизнедеятельности с целью избежание несчастного случая на дороге, способного повлечь за собой травмирование организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД, обучение катанию на велосипеде («Физическое развитие»)

- организация дидактических, развивающих игр по ПДД, формирование навыков общения с окружающими как участникам дорожного движения (сверстниками, взрослыми); организация Встреч с сотрудниками ГИБДД

(«Социально-коммуникативное развитие»);

- активизация мышления о безопасном поведении (использование методов моделирования, «мозгового штурма»); просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о правилах Поведения на улице, дороге; использование обучающих игр по ПДД; Организация исследовательской деятельности, реализация тематических проектов по ПДД («Познавательное развитие»);

- составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в

работе литературно-художественных произведений и текстов о безопасном поведении детей, организация игр на основе литературно-художественных произведений («Речевое развитие»).

- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки, мини-музеи), художественно-творческая деятельность по теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).

2.3.Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

(группа старшего дошкольного возраста)

(с 5 до 6 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область

(ФГОС)

Содержание деятельности

Сентябрь

«Наша улица»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Целевая прогулка по прилегающей к детскому

саду улице.

Беседа «Улица»: (по материалам книги Н. Авдеевой

«Безопасность на улицах и дорогах»).

Ситуация общения «Какой должна быть безопасная дорога».

Дидактическая игра «Знаки дорожного движения». Дидактические игры «Разложи знаки

по форме», «Найди лишний по цвету, форме,

содержанию».

С/р игра «Улица».

Игровая ситуация «Мы в автобусе»

Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад, обыгрывание.

Конструирование «Улица».

Конструирование «Транспорт».

Чтение стихотворения Р.Артамонов «Зоркий

друг, умный друг».

Составление детьми рассказов: «Что я видел на

улице, когда шел в детский сад».

Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор»

Аппликация «Машины везут урожай с полей».

Октябрь

«Профессия – водитель»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Профессия-водитель».

Ситуация общения: «Внимание: дорожный знак».

Дидактическая игра «Водители».

Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки».

С/р игра «Больница» (водители проходят медосмотр перед поездкой.)

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти

дорогу».

Чтение стихотворений Я.Пишумова (про транспорт).

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование на тему «Транспорт будущего». Презентация (выставка детских

работ).

Игра «Угадай, как звучит транспорт».

Ноябрь

«Правила пешехода»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Безопасность на улице».

Ситуация общения «Что означают цвета светофора».

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки».

Игровая ситуация «Как правильно перейти

проезжую часть».

С/р игра «Улица».

Конструирование «Наша улица».

Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная

история».

Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге».

Подвижная игра «По дороге».

Развлечение «Красный, желтый, зеленый».

Декабрь

«Транспорт»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Чем можем - поможем».

Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»,

«Малыш требует место у окна»:

Дидактические игры «Угадай, что изменилось»,

«Лабиринт», «Пройди и собери».

С/р игра. «Автобус»

С/р игра «Улица»предложить объединить с

играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и

др.

Труд «Посыпать дорожки песком»

Изготовление атрибутов для настольной игры

«Построй город» (дома, транспорт, деревья,

кусты).

Игровая ситуация «Как поступить».

Дидактические игры и упражнения: «Построй

проезжую часть».

Составление рассказов по картинкам пособия

«Правила и безопасность дорожного движения».

Чтение произведения М. Ильин «Машины на

нашей улице».

Загадки о транспорте.

Рисование:«Пешеходы идут по улице».

Январь

«Пост ГИБДД»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Ситуация общения «Как себя надо вести в

транспорте».

Дидактические игры и упражнения «Собери

знак» (используя пособие (знаки) Дьенеша).

С/р игра «Улица»: водители сдают экзамены на

знание правил дорожного движения в игре

«Школа Светофора»

С/р игра «Улица», сюжет: «Регулировщик».

Игровая ситуация «Пешеход», «Я еду в транспорте».

Чтение стихотворения Я.Пишумова «Посмотрите - постовой».

Чтение стихотворения В.Клименко «Кто важнее

всех на свете».

Февраль

«Моя дорожная грамота»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.

Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».

Дидактическая игра «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Правила дорожного движения».

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто

самый грамотный пешеход».

Конструирование «Улица города».

Чтение стихотворения А.Усачева «Футбольный

мяч»

Викторина «Чем опасна дорога зимой».

Игры - забавы с санками, лыжами.

Март

«Знаки сервиса»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Наблюдение, как взрослые переходят через

дорогу с колясками и детьми.

Беседа «Как перейти улицу».

Режиссерская игра: «Приключение сказочных

героев в городе».

С/р игра. «Улица» объединить с играми «Больница», «СТО», «Кафе»

Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход».

Чтение стихотворений о дорожных знаках. Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения.

Изготовление атрибутов для игры «Улица».

Рисование «Знаки сервиса».

Апрель

«Опасный перекрёсток»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Целевая прогулка наблюдение за переходом

проезжей части пешеходами.

Ситуация общения по картине «Перекресток».

Дидактическая игра «Путешествие по городу».

Развлечение «Петрушка на улице».

Игровая ситуация «Если сломался светофор».

Чтение произведения Д. Денисова. «Как перейти

дорогу».

Разучивание стихотворений о правилах

дорожного движения.

Отгадывание загадок по правилам дорожного

Движения.

Подвижная игра «Путешествие на машинах».

Подвижные игры (катание на велосипеде).

Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице».

Ручной труд «Автобус».

Май

«Кто самый грамотный»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Правила дороги совсем не напрасны.

Играть на дороге, ребята, опасно».

Игровые ситуации на транспортной площадке

«Как я знаю правила дорожного движения».

Дидактические игры и упражнения «Закончи

движение машины», «Где можно кататься на

велосипеде».

Дидактические игры и упражнения «Законы

улиц и дорог».

С/р игры на транспортной площадке.

Игры-моделирования с макетом перекрестка и

макетом микрорайона.

Проект: «Представь сверстникам любой материал, связанный с правилами дорожного движения».

Чтение произведений О. Тарутин. «Для чего нам

светофор?» А. Дорохов. «Зеленый, желтый,

красный».

Веселые старты «Мама, папа, я-  лучшие пешеходы».

Двигательная деятельность: катание на самокате.

Рисование. Тема: «Улица города».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых

игр по правилам дорожного движения.

2.4. Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

(подготовительная группа)

(с 6 до 7 лет)

 

Сроки

Тема

Образовательная область

(ФГОС)

Содержание деятельности

Сентябрь

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Два светофора».

Ситуация общения «Как правильно себя вести

на дороге».

Игровые упражнения «Улица» (дорога).

С/р. игра «Улица» (за движением транспорта,

пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД)

С/р. игра «Улица» (Автомобили подчиняются

сигналам транспортного светофора, пешеходы

обращают внимание на светофор для пешеходов).

Дидактическая игра «Что ты будешь делать,

если…».

Изготовление книжки-малышки с родителями

«Малышам о Правилах дорожного движения».

Чтение произведения С. Михалков. «Дядя

Степа – милиционер», «Моя улица».

Составление рассказов по опорным словам: дорога, пешеход, знак, машина.

Двигательная деятельность: игра в футбол.

Рисование«Улица».

Лепка «Разноцветный светофорик».

Октябрь

«Безопасный перекрёсток»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Беседа «Опасные предметы на дороге».

Ситуация общения «Внимание, дорожный

знак».

Организация встречи с инспектором ГИБДД.

Дидактическая игра «Сигналы регулировщика».

Дидактические игры и упражнения «Разложи

по группам».

Моделирование ситуаций на тему «Чего нельзя

делать на перекрестке».

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти

дорогу».

Игры по словообразованию.

Чтение произведения Я. Пишумов. «Посмотрите,

постовой», С. Михалков. «Скверная история», А. Северный «Светофор»

Театр игрушек «Про машину».

Интерактивная игра «Нарисуй переход»

Лепка «Регулировщик»

Ноябрь

«Транспорт нашего города»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Наблюдение за ремонтными работами. (с родителями)

Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность».

Ситуация общения «Мы в автобусе».

Дидактическая игра «Автошкола».

С/р. игра «Автобус».

Моделирование ситуаций на тему «Если случилась авария».

Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».

Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел»,

«Светофор».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование «Наш город».

Музыкально - дидактическая игра «Угадай, как

звучит транспорт».

Декабрь

«Заботливые знаки»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Рассматривание картин, изображающих

дорожное движение в зимний период.

Ситуация общения «О чем говорит дорожный

знак».

Дидактическая игра «Дорожные знаки».

Дидактические игры и упражнения «Автотрасса», лото «Осторожность».

Игра-имитация «Водители и пешеходы».

С/р. игра «Улица».

Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы»:

Закрепить знание сигналов регулировщика.

Игровая ситуация «Мы переходим улицу».

Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в

гости, объясни ему дорогу».

Моделирование ситуаций по теме «Кто самый

наблюдательный».

Конструирование на тему «Отгадай, вырежи и

наклей грузовик»

Чтение произведения Н.Носова «Как Незнайка

Катался на грузовике», В.Семернин «Запрещается - разрешается».

Игры по словообразованию (словарик по ПДД)

Интерактивная игра «Раскрась знаки»

Январь

«Моя дорожная грамота»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Наблюдение за движением спецтранспорта

(ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина) – с родителями.

Ситуация общения «Как переходить дорогу зимой».

Беседа «Кто регулирует движение транспорта».

Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в городе.

Дидактическая игра «Угадай, какой транспорт».

С/р. игра «Я шофер».

Интерактивная игра «Расставь знаки»

Конструирование на тему «Транспорт».

Чтение произведения И.М.Серяков «Дорожная

грамота», «Законы улиц и дорог».

Кукольный театр «Как звери строили дорогу».

Рисование «Спецтранспорт».

Аппликация «Автобус на нашей улице»

(коллективная).

Февраль

«Опасный перекрёсток»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Прогулка к перекрестку. (с родителями)

Беседа «Что такое перекресток».

Игровая ситуация «Я иду за хлебом».

Рассматривание и составление рассказов по

плакатам (наглядная агитация по правилам

дорожного движения).

Дидактическая игра «Большая прогулка».

С/р. игра  «Пешеходы и водители»

Интерактивная игра «Опасные места»

Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход».

Чтение произведения И.Серяков «Улица, где

все спешат».

Интерактивная игра «Загадки»

Игры-забавы с санками и лыжами.

Рисование на тему «»Дорога и тротуар».

Режиссерская игра «Приключения гномика в

городе».

Диафильм «Уроки за рулем».

Март

«Дорожные знаки»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Целевая прогулка на лыжах за пределы

участка.

Беседа «Полезные знаки».

Беседа «Знаки в треугольнике».

Дидактические игры и упражнения «Угадай,

какой знак».

Диафильм «По улице, по мостовой».

С/р. игра «Улица» (водители едут по улицам,

обращая внимание на дорожные знаки «Дети»,

«Пункт питания», «Больница» и др.)

Игровые ситуации «Вежливые дети».

Игровые ситуации «Где играете в хоккей,

ответьте, дети, поскорей».

Чтение произведения В. Семенин

«Запрещается – разрешается».

Рисование «Как мы переходим через улицу».

Изготовление удостоверений «пешеход города Смоленска».

Апрель

«Ребенок на улицах города»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Прогулка к проезжей части. – с родителями.

Наблюдение за движением машин и работой

светофора.

Ситуация общения «Мы на улице нашего города».

Дидактическая игра «Кто отличник - пешеход?»

Интерактивная игра «Правила поведения»

Моделирование ситуаций на тему «Если ты идешь в школу».

Игры-лабиринты на ориентировку в окружающем пространстве.

Чтение произведений Н.Кончаловская «Самокат», Я.Пишумов «Песенка о правилах»

Литературная викторина «Дорожная безопасность в стихах»

Подвижные игры (катание на велосипеде).

Май

«Азбука дороги»

Социально-коммуникативное

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов.

Беседа «Как ходить по улице», «Кого мы

называем примерным пешеходом».

Игровые упражнения «Пешеходы и водители».

Дидактические игры и упражнения «Дорога в школу», «Дорожные знаки».

С/р. игра «Улица» (объединить с играми «Школа», «Библиотека»).

Игра – моделирование с макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон».

Игровые ситуации: «Как я знаю правила

Дорожного движения».

Придумывание сказки о соблюдении правил

дорожного движения «В городе светофорных

наук».

Театрализованное представление «Опасные

ситуации».

Составление рассказа и рисунка на тему «Мой

путь от дома до сада ».

Конкурс рисунков «Лучший пешеход».

3.  Мониторинг уровня достижений детей по освоению ПДД.

Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.

Только при систематическом изучении правил, использование новых форм

Пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма».

Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать

готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками.

Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит

уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма

принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители

должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.

Мониторинг проводится 2 раза в год:

1– ознакомительный (сентябрь);

2 - итоговый (май).

Уровни освоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

  • высокий – 3 балла;
  • средний – 2 балла;
  • ниже среднего – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах:

1 Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его

сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2 Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус,

троллейбус, трамвай, поезд).

3 Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4 Правила перехода дороги (посмотреть налево, направо и т.д.)

5 Опасные места на улицах и дорогах.

6 Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход,

дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7 Виды и назначение транспорта.

8 Опасные и безопасные действия.

9 На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на

велосипеде, роликах, самокате.

3.1. Мониторинг уровня достижений детей в старшей группе

Цель

Содержание

Критерии уровней

Определение уровня развития представлений о работе светофора, о видах светофоров.

1. «Светофор»

Материал. Карточки с изображением одностороннего и  четырёхстороннего светофора, светофор для пешеходов.

Инструкция. Педагог показывает карточки с изображением разных видов светофора и просит объяснить их назначение.

Высокий (3 балла). Ребёнок без труда различает

сигнализацию светофора, виды светофора.

 Без помощи взрослого  объясняет обязанности водителей

 и пешеходов.

Средний ( 2 балла). Ребёнок хорошо различает

 сигнализацию  светофора, её назначение. Иногда

 допускает незначительные ошибки при назывании

видов светофора и их назначении.

Низкий ( 1 балл). Знает сигнализацию светофора,

затрудняется в различении его видов и назначении.

Выявление умений устанавливать связи между жестами регулировщика и действиями пешеходов и водителей.

1. «Регулировщик»

Материал. Карточки с изображением действий регулировщика  «стойте», «идите», «внимание».

Инструкция. Педагог показывает карточки, просит объяснить назначение жестов.

Высокий (3 балла). Ребёнок самостоятельно

рассказывает о работе сотрудников ГИБДД

регулирующих движение пешеходов и водителей.

 Знает назначение жезла, различает жесты регулировщика.

Средний (2 балла). Ребёнок иногда допускает ошибки

при различении жестов. С помощью взрослого

рассказывает о работе сотрудника ГИБДД.

Низкий (1 балл). Затрудняется в различении жестов.

На поставленные вопросы о работе

 милиционера-регулировщика отвечает в основном неверно.

Выявит умение различать и называть дорожные знаки, классифицировать их по группам.

1. «Дорожные знаки»

Материал. Дорожные знаки – указательные: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания». Предупреждающие – «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Животные на дороге», «Опасный поворот», «Двустороннее движение», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие – «Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

Инструкция. Педагог предлагает назвать дорожные знаки, объяснить их назначение, разложить по группам: указательные, предупреждающие, запрещающие.

Высокий (3 балла). Ребёнок самостоятельно объясняет

назначение всех знаков, их группы.

Средний (2 балла). Ребёнок иногда допускает

незначительные ошибки в назначении дорожных знаков

 и их групп.

Низкий (1 балл). Ребёнок испытывает затруднение

при назывании знаков, их групп, назначении.

Определить представления детей о транспортных средствах, умение классифицировать виды транспорта

1. «Транспорт»

Материал. Карточки с изображением различных видов транспортных средств.

Инструкция. Педагог предлагает определить, какие виды транспорта изображены на карточках, просит рассказать о назначении данного транспортного средства.

Высоки (3 балла). Ребёнок самостоятельно и правильно

 называет, классифицирует и рассказывает о

 назначении транспортных средств.

Средний (2 балла). Правильно называет транспортное

средство, иногда затрудняется с ответом  на

классификацию.

Низкий (1 балл). Часто допускает ошибки в назывании

 транспортных средств, не умеет классифицировать

виды транспорта.

Определение уровня развития способности различать и правильно называть виды перекрёстков, проезжую часть, тротуар, переход.

1. «Дорожная азбука»

Материал. Карточки с изображением разных видов перекрёстков, проезжей части с одно- и двусторонним движением, тротуара, перехода.

Инструкция. Педагог просит назвать, показать виды перекрёстков, разметку на дороге, объяснить, почему движение называется одно- и двусторонним.

Высокий (3 балла). Ребёнок самостоятельно называет

все виды перекрёстков, умеет без труда объяснить

разметку на дороге, отвечает на вопросы, где и как

 можно переходить улицу.

Средний (2 балла). Ребёнок в основном знает виды

перекрёстков, может показать, где находится тротуар,

переход, но иногда допускает незначительные ошибки.

Низкий(1 балл). Затрудняется в назывании видов

перекрёстка, разметке на дороге, частях улицы.

Выявить знания детей о правилах поведения пешеходов и пассажиров

1. Беседа.

Материал. Вопросник.

Инструкция. Педагог  беседует с ребёнком, задаёт вопросы:                                                                         - Кому разрешено ходить по тротуару? (пешеходу)              -  По какой стороне тротуара следует идти? (по правой)                                                                                        - Где и при каком сигнале светофора можно перейти улицу?                                                                - Как люди узнают, где находится пешеходный переход?                                                                           - В какую сторону надо смотреть при переходе улицы с односторонним движением? (в сторону движения машин)                                                                          - Как правильно перейти улицу с двусторонним движением? (сначала налево, дойдя до середины направо)                                                                                         - Где должен остановиться пешеход, если при переходе улицы загорелся красный свет? (островок безопасности)                                                                                - Как называют людей, которые едут в транспорте? - Где пассажиры ожидают транспорт?                                              - В какую дверь входят в автобус пассажиры с детьми?                                                                                 - Как должны вести себя пассажиры в транспорте?

Высокий (3 балла). Ребёнок правильно отвечает на все

 поставленные вопросы.

Средний (2 балла). Допускает незначительные ошибки,

 отвечает на вопросы при помощи наводящих.

Низкий (1 балл). Ребёнок неправильно отвечает

 на большинство вопросов.

3.2. Мониторинг уровня достижений детей в подготовительной группе

                    Цель

                                    Содержание

             Критерии уровней

Определение уровня развития представлений о работе светофора, о его видах

1. «Светофор»

Материал. Карточки с изображением разных светофоров.

Инструкция. Педагог показывает карточки с изображением разных видов светофора (одно- и четырёхсторонний, с дополнительной секцией разрешающей поворот транспорту, светофор для водителей и пешеходов) и просит объяснить их назначение.

Высокий (3 балла). Ребёнок хорошо знает сигнализацию

 светофора. Самостоятельно называет и объясняет

 назначение разных видов светофора. Легко

устанавливает связи между сигнализацией светофора

 и действиями пешеходов и водителей.

Средний (2 балла). В основном правильно объясняет

 назначение разных видов светофора. Иногда затрудняется

 аргументировать связь между сигналами и действиями

 пешеходов, водителей. Без ошибок отвечает на вопросы

 взрослого об обязанностях пешеходов и водителей.

Низкий (1 балл). Знает сигнализацию светофора.

Испытывает значительные затруднения в различении

 видов светофора и их назначении. В основном

без ошибок отвечает на вопросы взрослого

об обязанностях пешеходов и водителей.

Выявить умение различать, правильно называть и объяснять назначение дорожных знаков и их групп.

1. «Дорожные знаки»

Материал. Карточки с изображением дорожных знаков. Указательные: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического  обслуживания». Предупреждающие «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Дети», «Животные на дороге», «Опасный поворот», «Двустороннее движение», «Пешеходный переход». Запрещающие: «Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Предписывающие: «Обязательное направление движения», «Круговое движение».Инструкция. Ребёнку предлагают назвать дорожный знак, объяснить его назначение, разложить по группам.

Высокий (3 балла). Знает назначение и начертание

 дорожных знаков, объясняет их назначение,

 самостоятельно группирует их.

Средний (2 балла). Знает назначение и начертание

большинства дорожных знаков, объясняет их назначение,

испытывает затруднение в их группировке.

Низкий (1 балл). Называет только некоторые

дорожные знаки и их назначение.

Определить уровень знаний о разных видах транспорта, транспортных средств и его назначении.

1. «Транспорт»

Материал. Карточки с изображением разных  видов транспортных средств.

Инструкция. Ребёнку  предлагают назвать транспортное средство, рассказать о его назначении. Далее педагог просит разложить карточки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, водный, наземный, воздушный) и объяснить свой выбор.

Высокий (3 балла). Ребёнок без особого труда

 называет различные виды транспорта, классифицирует.

 Умеет объяснить свой выбор.

Средний(2 балла). Ребёнок иногда допускает

незначительные ошибки при распределении

видов транспорта. Не всегда аргументирует свой выбор.

Низкий(1 балл). Часто допускает ошибки при назывании,

 классификации транспортных средств.

Затрудняется назвать характерные признаки,

по которым классифицируются транспортные средства.

Не умеет объяснить свой выбор.

Определение уровня знаний о видах перекрёстков, разметки дороги.

1. «Дорожная азбука».

Материал. Карточки с изображением перекрёстков, разметки дороги: переход, островок безопасности, тротуар, одно- и двустороннее движение.

Инструкция. Педагог просит ребёнка найти карточки с изображением перекрёстков, назвать их и объяснить свой выбор. Затем найти проезжую часть с одно- и двусторонним движением, аргументировать свой выбор. Вопросы:

- Покажи пешеходный переход?

- Что нужно сделать, если красный свет застал на середине дороги?

- Где должны ходить пешеходы?

Ребёнок отвечает на вопросы и находит соответствующую карточку.

Высокий (3 балла). Ребёнок самостоятельно

осуществляет все действия, умеет пояснить свой выбор.

Средний (2 балла). Иногда допускает незначительные

 ошибки в назывании видов перекрёстков, может показать

проезжую часть, после дополнительных вопросов

 объяснить разметку дороги.

Низкий (1 балл). Допускает значительные ошибки,

не может ответить на поставленные вопросы.

Выявить умение устанавливать связи между жестами регулировщика и действиями пешеходов и водителей.

1. «Регулировщик».

Материал. Карточки с изображением действий регулировщика «стойте», «идите», «внимание», «поворот налево (направо) разрешён».

Инструкция. Педагог показывает карточки с изображением жестов, просит объяснить их значение, а также просит осуществить действие согласно жестам регулировщика.

Высокий (3 балла). Самостоятельно рассказывает

о работе сотрудников ГИБДД регулирующих и

контролирующих движение пешеходов и транспорта.

Знает жесты милиционера-регулировщика.

Без ошибок ориентируется согласно жестам.

Владеет пространственной терминологией.

Средний (2 балла). Недостаточно владеет

пространственной терминологией. Иногда допускает

ошибки при различении жестов регулировщика и

ориентировки согласно данным жестам.

В основном без особого труда отвечает на вопросы

 о работе сотрудников ГИБДД регулирующих и

контролирующих движение пешеходов и транспорта.

Низкий (1 балл). Затрудняется в речевых формулировках,

 касающийся пространственной терминологии,

различении жестов регулировщика.

Испытывает затруднения при ответе на поставленные

 вопросы о работе сотрудников ГИБДД.

Выявить знания детей о правилах поведения пешеходов и пассажиров

1.Беседа.                                                                    Материал. Вопросник.                                           Инструкция. Педагог беседует с ребёнком, задаёт вопросы:                                                                                         - На какие части делится дорога?                                           - Что должен сделать пешеход, прежде чем перейти улицу?                                                                                      - Как нужно переходить улицу с односторонним движением? (смотреть туда, откуда едет транспорт)           - Как регулируется движение на улице?                                    - Кто управляет движением на улице?                               - На какой сет светофора нельзя переходить улицу?                     - Что нужно сделать, если красный свет застал  на середине дороги?                                                                        - Как узнать, где можно перейти дорогу?                         - Какие правила надо соблюдать при переходе улицы на перекрёстке? (прежде, чем перейти убедиться, что нет машины, которая поворачивает налево или направо).                                                                 - Как должен вести себя пешеход на дороге?                  - Как называются люди, которые едут в транспорте?                                                                                 - Где можно сесть в автобус?                                                 - Как вы думаете, почему люди узнают, что именно в этом месте остановка?                                                     - Как проходит посадка в автобус?                                              - Как ведут себя пассажиры в транспорте?

Высокий (3 балла). Ребёнок правильно отвечает

 на все поставленные вопросы, грамотно аргументируя

 свои ответы.

Средний (2 балла). Допускает незначительные ошибки

при ответе на вопрос.

Низкий (1 балл). Ребёнок отвечает неправильно

 на большинство поставленных вопросов.

3.3.Работа с родителями:

  • Проведено анкетирование по темам: «Правила и безопасность дорожного движения»; «Безопасность на дороге».
  • Проведены консультации: «Безопасная дорога в детский сад»; «Правила дорожного движения достойны уважения»; «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»;  «Требования к детям предъявляемые в детском  саду и дома». «Родителям о правилах дорожного движения»; «Безопасность детей на городских улицах».
  • Проведены акции: «Уважайте светофор»; «Школа пешеходных наук».
  • Проведены выставки творческих работ детей и родителей: Выставка рисунков «Красный, желтый, зеленый» Выставка поделок и творческих работ «Светофорик».
  • Проведены совместные с родителями развлечения: «Безопасные колеса и колесики»; «Дисциплинированные пешеходы»;
  • Проведен мониторинг изучения степени удовлетворенности родителей  предоставляемыми  им  образовательными  услугами  (обучение  детей  правилам  дорожного движения и безопасного поведения на дороге в том  числе).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.

- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.

- Совместные развлечения с родителями.

Библиографический список:

1 Авдеева Н.Н., Князева О.Л,Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по

Основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1998г.

2 Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность на улице и на

дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.-

М: АСТ-ЛТД, 1997г.

3 Денисова Д. Как перейти дорогу. М: «Мозайка-синтез» 2004г.

4 Добрушин А. Как беречь детей.- Таллин: Валгус 1976г.

5 ДобрушинА.Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные

дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г.

6 «Дошкольное воспитание»№7.2007г.

7 Майорова Ф.С.Изучаем дорожную азбуку- М: «Скрипторий 2003г»,2008г.

8 Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. М: «Владос»2002г.

9 Правила дорожного движения. М: Питер 2008г.

10 Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.

11 Скоролупова О.А. комплекс наглядных пособий по теме правила и

безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г.

12 Е.И. Шаламова «Правила и безопасность дорожного движения»Москва

«Скрипторий 2003» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Совместное развлечение для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Викторина «Мудрецы и Юные знатоки».

Совместное развлечение для родителей и детей старшего дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Рабочая программа учителя- логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (ФОП) на 2023-2024 уч.г.

Рабочая программа предназначена дошкольникам старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условии логопункта (ФОП)....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...