Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию "Правила движения - всем без исключения!"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Едемская Екатерина Александровна

НОД поможет дошкольникам в игровой форме, помогая любимым мультипликационным героям, закрепить и обобщить имеющиеся у них знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_nsportala.docx506.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад 129 Выборгского района

Тематическое занятие в подготовительной к школе группе

«Правила движения – всем без исключения!»

Автор:

Едемская Екатерина Александровна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2021 год


Введение

Актуальность выбранной темы:

Детский травматизм из-за несоблюдения правил дорожного движения – очень болезненная тема в наше время. Ежегодно по всей России происходят десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного и школьного возраста. Знание и соблюдение детьми правил дорожного движения помогает сформировать и закрепить алгоритм правильного поведения на дороге.

Дошкольный возраст – благодатная пора для всестороннего развития ребенка, для формирования различных качеств его личности. Эта работа, так же как и работа по приобщению ребенка к правилам безопасного поведения на улицах города должна вестись систематически и последовательно, и необходимо искать новые, интересные для ребенка формы решения этого вопроса.

Цель: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • Расширять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге; побуждать давать оценку действий других людей на дороге.
  • Развивать наблюдательность, умение предвидеть опасную ситуацию и разрешать ее; развивать связную речь, память, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать у детей культуру безопасного поведения на улице, формируя потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Оборудование: дидактическое пособие «Телевизор», иллюстративный материал для него (картинки: Фиксики, чемоданчик, книга), пазл «Светофор», цифры 0-9, карта-схема по типу лабиринта Венгера, тексты заданий, иллюстрация «Найди нарушения», магнитофон и аудиозаписи «Кто такие Фиксики», «Колесики, колесики и красивый руль…», «Помогатор», доска для демонстрационных материалов, фломастер.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта, чтение художественной литературы о транспорте, правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, знакомство с дорожными знаками, их назначением, цикл бесед «Наши друзья на дороге», сюжетно-ролевые игры («Шофер», «Автобус», «Дорога»), дидактические игры по теме.

Основная часть

Ход занятия:

I. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, смотрите ли вы дома телевизор? (Ответы детей.) А ведь у нас в группе тоже есть телевизор, пусть ненастоящий, но с ним можно играть (См. рис. 1). Давно мы его не смотрели! Ну что, включим?

Рисунок 1. Телевизор и Фиксики

Звучит песня «Кто такие Фиксики».

Что это за песенка? Вы узнали ее? По телевизору «Фиксиков» показывают! Давайте узнаем, о чем эта серия.

Нолик и Симка (спорят): А я говорю, там был зеленый! Нет, там был красный! Нет, зеленый!

Воспитатель: Нолик, Симка, что случилось, почему вы так громко спорите?

Нолик: Вчера папа подарил ДимДимычу игрушечный светофор, мы с ним так здорово играли, но я ехал на машинке и как-то не понял, какой свет горит на светофоре, и чуть не задавил Симку, которая была пешеходом… В общем, врезался в светофор и теперь он сломался.

Симка: Потому что ты ехал на красный свет!

Воспитатель: Не ссорьтесь, Фиксики, мы постараемся вам помочь. Ребята, что же нам делать? (Надо починить светофор).

Воспитатель: Конечно! А еще Нолику нужно выучить правила дорожного движения.

Нолик: Но ведь это, наверное, так сложно! Эх, и от светофора остались лишь одни кусочки…

Воспитатель: Ребята! Поможем?! (Мы тебе поможем!)

II. Основная часть

(Из коробки-телевизора воспитатель достает детали разрезной картинки с изображением светофора – см. рис. 2).

Рисунок 2. Пазл «Светофор»

Воспитатель: Смотрите, действительно, светофор ДимДимыча сломался. Давайте попробуем его собрать.

(Дети пытаются собрать пазл, но выясняется, что многих частей не хватает).

Воспитатель: Ну вот! Все оказалось не так просто. Где же нам искать недостающие детали?

(Дети высказывают предположения).

Симка: Кажется, какие-то детали были у меня в кладовке, но я забыла код от чемоданчика, в котором они хранятся. Там были какие-то цифры… О! Я же записала подсказки, которые нам помогут! Надо ответить на вопросы, а из ответов получится цифровой код для чемоданчика!

Задание «Подбери код»

(На экран телевизора выставляется конверт в виде чемодана с «кодовым замком» (см. рис. 3), на стол воспитатель выкладывает цифры от 0 до 9. Воспитатель задает детям вопросы, а нужная цифра-ответ выставляется на доску).

Рисунок 3. Чемоданчик Симки

Воспитатель: Сейчас узнаем, какие у тебя, Симка, подсказки!

Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Какой волшебный вид транспорта есть у бабы Яги? (Ступа.) Сколько у нее колес? (Их нет, ноль.)

Воспитатель: Какой код мы подобрали? (4-1-3-2-0). Давайте попробуем набрать его. (Вызвавшийся ребенок «нажимает» на цифры на чемоданчике).

Воспитатель: Получилось! Чемоданчик открылся, а вот и детали от светофора. Да только тут всего одна! Этого нам не хватит.

(Найденная часть пазла вставляется в нужное место в изображении).

Воспитатель: Где же мы отыщем другие части светофора? У кого бы нам это узнать?

(Дети высказывают предложения, воспитатель подводит их к выводу, что детали можно купить в магазине).

Воспитатель: Да, запчасти для ремонта продаются в магазине, но только не в обычном продуктовом, а в специальном. Где же такой найти? Может, у Фиксиков спросить?

Нолик: Я знаю такой магазин! У меня даже карта есть, на которой показано, как туда доехать. Тут всё стрелками показано: направо, налево… Ой, а внизу вопросы написаны! Зачем, интересно?

Воспитатель: Нолик, покажи нам свою карту (См. рис. 4).

(Воспитатель достает «карту местности», дает детям возможность ее рассмотреть. Несколько путей ведут к разным магазинам, дорога к ним отмечена стрелками с подписью «да» или «нет». А также написаны вопросы, требующие прямого краткого ответа да-нет.)

Рисунок 4. Карта-схема пути до магазина

Воспитатель (читает текст на карте): «Верный путь найдет тот, кто даст правильный ответ и пройдет по нужной стрелке». Давайте попробуем? (Да!)

Игровое упражнение «Да или нет»

Что хотите – говорите, а красный свет – проезда нет? (Да.)

(Необходимо пройти по карте от старта по зеленой стрелке «да». Для удобства маршрут отмечается фломастером.)

Что хотите – говорите, но каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)

(Выбираем направление по оранжевой стрелке «нет».)

Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)

Что хотите – говорите, но мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)

Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)

Что хотите – говорите, но на знаке «Проезда нет» нарисован человек? (Нет.)

Что хотите – говорите, но на круглых знаках красный цвет означает «Здесь запрет?» (Да.)

Воспитатель: Вот такой маршрут у нас получился, значит, нужный магазин запчастей – этот! Но он далеко от нашего детского сада, пешком идти долго. Давайте доедем на машине? (Да!)

Танец-игра «Колесики, колесики и красивый руль…»

(Воспитатель подводит детей к столу в другой стороне группового помещения.)

Воспитатель: Вот и магазин!  Нужная деталь ждет нас! Заплатим за нее деньги и снова вернемся в детский сад.

(Дети выполняют воображаемые действия и возвращаются на свои места. Деталь пазла вставляется на свое место.)

Нолик: Эх, ребята, я так переживаю, что не знаю правил дорожного движения… Не представляю, как их запомнить!

Воспитатель: Ребята, что же можно придумать? Как узнать и запомнить правила?

(Дети высказывают предложения.)

Воспитатель: А давайте поиграем с Ноликом в игру «Дорожная азбука»! Я буду называть буквы, а вы постараетесь придумать слово на эту букву, связанное с правилами дорожного движения. А ты, Нолик, запоминай!

Задание «Дорожная азбука»

А… (автобус)

Б… (билет)

В… (водитель, велосипед)

Г… (грузовик)

Д… (дорога, движение)

Ж… (жезл)

З… (знак)

П… (переход, пешеход, перекресток, правила)

Р… (регулировщик)

С… (светофор)

Т… (троллейбус, трамвай)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Столько слов для нашей Дорожной азбуки назвали!

Нолик: Я вспомнил! У меня же есть книга с правилами дорожного движения. Только я ее не дочитал… Потому что там на первой странице картинка с заданием, а я с ним не справился. Может быть, вы, ребята, поможете мне? (Конечно!)

Задание «Найди нарушения»

Воспитатель: Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, кто из ребят ведет себя на дороге неправильно и почему? (См. рис. 5)

Соблюдай правила дорожного движения

Рисунок 5. Найди нарушения

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Молодцы! Справились с этой непростой задачей! Нолик, ты запомнил правила поведения на дороге?

Нолик: Да, они оказались не такими уж и сложными. Теперь я их запомню и дочитаю свою книгу… Ой! (Из книги «вываливается» часть пазла.) Это же винтик, который подойдет для светофора! А я его в книгу как закладку положил и забыл… Теперь-то я точно починю светофор ДимДимыча!

Воспитатель: Ребята, а что нужно Фиксикам для работы, когда они что-то чинят?

(Им нужен Помогатор.)

Воспитатель: Конечно! Пока Нолик работает, мы тоже поиграем в Помогатор.

Танец-игра «Помогатор»

(Последний кусочек пазла вставляется в картинку, пазл собран.)

III. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)

Воспитатель: Ура! Мы собрали пазл и починили светофор ДимДимыча! Теперь он снова работает и регулирует движение на улице Фиксиков. Они благодарят нас.

Ребята, вам понравилось наше приключение? Чем оно вам запомнилось? Что было для вас сложным? А что было самым интересным? Вы молодцы! Были такими сообразительными, ловкими, быстрыми!

А сейчас я открою вам небольшой секрет. У нас, людей, тоже есть свой помогатор, и даже два! Можете догадаться, что это?

(Дети высказывают предположения)

Воспитатель: Это наши руки! Чем мы можем держать предметы? Починить сломавшееся? Помочь друг другу? (Руками). Значит, руки – наши помогаторы. Давайте после занятия нарисуем для Нолика иллюстрации в его Дорожную азбуку.


Заключение

Анализируя проведенную работу, можно сказать, что деятельность вызвала у детей эмоциональный отклик, герои Фиксики очень близки детям, вызывают живой интерес, предложение помочь им стимулирует их познавательную активность и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, когда задание выполнено.

Можно утверждать, что в результате проделанной работы у детей формируются навыки безопасного поведения на дороге, и не угасает интерес к дальнейшему развитию этой темы. Использование в работе современных образовательных технологий, интеграция различных видов деятельности способствуют повышению уровня знаний у дошкольников о правилах дорожного движения и поведения на дороге.

Основываясь на ответах детей, их действиях в ходе образовательной деятельности, на успешности выполнения детьми заданий и их заинтересованности, можно сделать вывод, что выбранная форма организации образовательной деятельности была эффективной и поставленные задачи выполнены.


Использованные источники

1. Ульева Е.А. ПДД для детей. –  М: Вакоша, 2021.

2. Громов П. Правила дорожного движения на пальцах. – М: АСТ, 2021.

3. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Безопасность. – М: Детство-Пресс, 2020.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М: ТЦ Сфера, 2009.

5. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. – М: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД с использованием ЦОР «Всем без исключения о правилах движения»

Конспект занятия по ПДД  с использованием ЦОР «Всем без исключения о правилах движения» Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогеЗадачи:1. Закреплять знания детей о пешеход...

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения»

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения»...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения»

совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о -необходимости их соблюдения в целях безопасности;- систематизировать знания детей о дорожных знаках и прави...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице....

Конспект НОД по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения».

совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения....

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе Тема: «Правила движения — всем без исключения».

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группеТема: «Правила движения — всем без исключения»....