Программа по правилам дорожной безопасности «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

      В программе «Азбука безопасности» создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования навыков безопасного поведения на дорогах, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.

     Содержанием программы «Азбука безопасности» являются специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; развлечения, досуги, конкурсы, оформления уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pdd.doc491 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития детей

№10 «Кораблик» города Лесосибирска»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)

Программа

 по правилам дорожной безопасности

«Азбука безопасности»

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

     Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города,  является обеспечение безопасности дорожного движения.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности и жить которым придется в еще более сложных условиях.

   Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями дорожно- транспортного травматизма с участием детей. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей, которые не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Данная ситуация поставила наше учреждение перед необходимостью систематизации работы по трём направлениям «предвидеть, научить, уберечь».

Предвидеть – умение устанавливать причинно-следственные связи, как одно из жизненно-важных и необходимых условий сохранения жизни и здоровья, умение увидеть и осознать реальную опасность на дороге и найти возможность избежать её.

Научить – задача взрослых (педагогов, родителей (законных представителей), дать ребёнку необходимые знания, навыки безопасного поведения на дороге.

Уберечь – проведение профилактической работы, формирующей соответствующую модель поведения, положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге  

     Программа «Азбука безопасности» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

     Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Устав учреждения.

Целью программы «Азбука безопасности» является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах
  • Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

 В программе «Азбука безопасности» создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования навыков безопасного поведения на дорогах, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.

Содержанием программы «Азбука безопасности» являются специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; развлечения, досуги, конкурсы, оформления уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.

  1. Основные Принципы Программы

     Для того чтобы обучение детей основам безопасности движения в дошкольном образовательном учреждении и семье было эффективным, необходимо соблюдение следующих принципов:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип доступности – новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом, педагог должен знать уровень развития познавательных психических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются.
  • Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Сроки реализации программы:        Программа рассчитана на 5 лет.

Участники программы:

  • воспитанники дошкольного учреждения от 2-х до 7 лет ;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения;
  • родители (законные представители) воспитанников;
  • сотрудники Госавтоинспекции.

Отличительные особенности программы

Данная программа предусматривает подготовку детей к безопасному движению на улицах города, участие детей и их родителей в решении данной проблемы. Практическая ценность Программы заключается в том, что представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с первой  младшей группы.

При разработке программ мы руководствовались тремя важнейшими правилами:

1. Мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов.

2. Все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре. Поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение.

3. Вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе.

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.

2. Установление прочных связей в организации совместной работы МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Азбука безопасности».

4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.

5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

Система оценки результатов освоения Программы

Верно выстроенная работа с детьми не может быть без диагностики знаний по правилам дорожного движения, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности.

Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год, начиная со второй младшей группы (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития и индивидуализации педагогического процесса.

Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, беседы, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улиц.

Результаты диагностики фиксируются по годам обучения и вносятся  индивидуальные карты развития детей по Правилам дорожного движения.

 (см. приложение 1).

На основе результатов диагностики педагоги планируется подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа по формированию навыков безопасного поведения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука безопасности» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»», парциальной программой «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, автор Т.И. Данилова и  требованиям ФГОС дошкольного образования.

Вся работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в дошкольной организации осуществляется по четырем направлениям:

  • работа с педагогами
  • работа с детьми
  • работа  родителями.
  • работа с организациями социума.

2.1 Содержание работы с педагогами

Для педагогов ДОУ составляется  перспективный план работы на учебный год, который включает в себя следующие мероприятия:

  • информационно - практические обучающие занятия,
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • консультации,
  • выставки,
  • мастер-классы по изготовлению методических игр и пособий,
  • обзор литературы,
  • встречи с сотрудниками ГИБДД,
  • педагогические советы,
  • семинары;

(См. приложение 2)

2.2 Содержание работы с детьми

Программа «Азбука безопасности» рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей 2-7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей.

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Программа состоит из трех разделов.

Задачи I раздела:

  •  учить детей различать легковые и грузовые автомобили
  • знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем
  • давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый
  • знакомить детей с профессиями водителя
  • давать детям элементарные знания о проведении на улице, дороге, тротуаре.
  • обучать детей правилам перехода через проезжую часть

Задачи II раздела:

  • закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах по поведения в автобусе.
  • дополнять представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движения машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделять линией
  • формировать представление детей о том, что разные машины имеют разно предназначение, познакомить с машинами специального назначения
  • добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть
  • знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»

Задачи III раздела:

  • углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные раннее
  • расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движения на улице
  • продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями
  • закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, впереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив, и т.д.) дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.,
  • углублять знания детей о движении транспорта, работе, водителя, сигналах светофора.
  • учить применять правила в различных жизненных ситуациях
  • в увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности

Этапы работы с детьми:

Первый этап работы - уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей.

Второй этап работы - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап - формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении.

Четвертый этап - это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже. Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.

Пятый этап работы - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода.

Он включает:

- систему подготовки детей к правильному поведению на улице

- организацию игр и специальных практических занятий.

- специальную подготовку со стороны педагога.

Практическая ценность Программы заключается в том, что представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Все мероприятия  проводятся в игровой форме в соответствии с тематическим планом работы. В процессе игровой деятельности осуществляется умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность мероприятий:

1 год обучения - 10 минут,

2 год обучения – 15 минут,

3 год обучения – 20 минут,

4 год обучения – 25 минут.

5 год обучения – 30 минут

Все мероприятия проводятся  с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.

Основным механизмом формирования прочных знаний являются повторения и выполнение упражнений. На мероприятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.

Структура мероприятий - психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчиковая гимнастика.

Образовательная деятельность по реализации программы  

1 младшая группа

Задачи:

  1. Учить различать виды наземного транспорта (легковой, пассажирский - перевозит людей, грузовой - грузы).
  2. Формировать представления об улице, её основных частях (по дороге едут машины, по тротуару ходят люди).
  3. Дать первоначальные знания о сигнализации светофора (красный, зелёный)

Перспективное  планирование

Месяц

Тема

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Вводное

Беседа

Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения

Автомобиль

Подвижная игра

Дать малышам первоначальные знания о том, что

автомобиль двигается только по дороге.

 Дети на прогулке

Рассматривание картины

Дать первоначальные знания малышам о том, что дети

должны играть во дворе, передвигаться по тротуару.

Воробушки

и автомобиль

Подвижная игра

Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя

Октябрь

Грузовая машина

Беседа

Уточнять

представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию

Собери

грузовик

Дидактическая

игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания

Грузовая  машина.

Рассматривание

Познакомить малышей с основными частями машины, названием каждой из них, продолжать давать знания о том, что машины двигаются по дороге.

Птицы и автомобиль

Подвижная игра

Развивать  внимание, умение быстро бегать; учить понимать правила на дороге и выполнять их.

Ноябрь

Автобус

Рассматривание

Продолжать  давать малышам знания о транспорте, который они могут наблюдать на улице, его назначение

 Люди и машины

Развивающая игра

Развивать представления об основных частях улицы

Едим в автобусе

Беседа

Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять

представления о некоторых транспортных средствах.

Мы едем на автобусе

Игровая ситуация

Дать  первоначальные знания о легковом автомобиле, приучать детей к нормам поведения в транспорте.

Декабрь

По улицам города

Чтение  книги М. Приходькина «По улицам города»

Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе

 Бегите ко мне

Подвижная игра

Приучать двигаться детей на красный и зелёный сигнал.

Дорожные

ситуации

Беседа

Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице

На чём ездят люди

Беседа

Продолжать  развивать представления о средствах передвижения, о соблюдении правил на улице и выполнять их.

Январь

Воробушки и автомобиль

Подвижная игра

Продолжать  учить понимать правила поведения на улице и выполнять их.

 Как зайка дорогу перебегал

 

Рассматривание        картины

Побуждать  малышей соблюдать правила перехода дороги

Дом для машины

Конструирование

Обучать детей умению создавать из строительного материала

конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания

За рулём

Дидактическая        игра

Продолжать знакомить малышей с наземным транспортом, с основными частями машин и их назначением: перевозить груз, людей.

Февраль

Дорога в детский сад

Наблюдение

Продолжать  формировать представления об улице, её основных частях (дорога, тротуар).

Светофор

Рассматривание

Дать  первоначальные знания о сигналах светофора

Узкая дорожка, широкая дорожка

Конструирование  

Формировать у детей представление о ширине дорог, по которым ездят машины.

Узнай и назови

Дидактическая

игра

Закреплять знания у детей о различных видах транспорта

Март

 Зайка велосипедист

Чтение

Формировать   представления малышей, что кататься на велосипеде можно только во дворе.

Дорога для автомобиля

Рисование

Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша, развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость

Моя улица

Беседа

Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие

Угадай транспорт

Дидактическая игра

Учить узнавать и называть транспорт, изображённый на  картинке и их назначение.

Апрель

Светофор

Рисование

Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора.

Улица

Наблюдение за улицей.

Продолжать  формировать представление малышей об улице, воспитывать желание соблюдать правила перехода дороги.

Строим дорогу для машин

Конструирование

Продолжать  подводить малышей к пониманию, что дорога предназначена для машин.

Мы – пассажиры автобуса

Игровая ситуация

Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте

Май

Пешеходы

Наблюдение

Обратить внимание малышей, что пешеходы ходят, не наталкиваясь друг на друга, переходят дорогу только в определённых местах.

Грузовик

Дидактическая

игра

Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур

На машине

Дети старшей группы показывают

инсценировку сказки Н. Павлова «На машине»

Создать у детей положительный эмоциональный настрой

Итоговое

Беседа

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения

Уровни освоения программы

Высокий. Ребёнок научился различать легковые и грузовые машины, называет части автомобиля: кабину, колёса, окна, двери. Различает цветовые сигналы светофора: красный и зелёный, действует соответственно его сигналу. Проявляет интерес к труду водителя. Отвечает на вопросы воспитателя: «Кто управляет автомобилем?», «Где едут машины?» и т.д.

Средний. В ответ на просьбу взрослого показывает и не всегда называет легковые и грузовые машины, называет некоторые более яркие части автомобиля. Совместно с педагогом называет цветовые сигналы светофора. Эпизодически проявляет интерес к труду водителя.

Низкий. По просьбе взрослого ребёнок показывает легковые и грузовые автомобили, части машины.

2 младшая группа

Задачи:

1. Формировать представления об элементарных правилах дорожного движения, навыках культурного поведения на дороге (знать место перехода для пешеходов, сигналы светофора (красный, зелёный), не спешить, быть внимательным.

2. Дать первоначальные знания о дорожных знаках (стоп, переход, стоянка, остановка, больница, телефон, пункт питания).

3. Дать первоначальные знания о движении на дорогах: двустороннее.

4. Продолжать учить различать виды наземного транспорта.

Перспективное  планирование

Месяц

Тема

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Вводное

Беседа

Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения

Легковой и грузовой транспорт

Наблюдение

Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт

Грузовой и легковой транспорт

Беседа

Закреплять умения различать и называть виды транспорта

Воробушки

И автомобиль

Подвижная игра

Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя

Октябрь

Грузовая машина

Беседа

Уточнять

представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию

Собери

грузовик

Дидактическая

игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания

Транспорт

Чтение книги М. Пожарского «Машины»

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие

Грузовик

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Грузовик»

Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре.

Ноябрь

Автобус

Наблюдение

Дать детям представление об автобусе, его функциональных назначениях. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему.

Красный,

зеленый

Подвижная игра

Закреплять умения детей различать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентироваться в пространстве

Едим в автобусе

Беседа

Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять

представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление.

Воспитывать умение слушать воспроизводить рассказ педагога

Автобус

Сюжетно - ролевая игра

Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно

Декабрь

По улицам города

Чтение  книги М. Приходькина «По улицам города»

Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе

Наша улица

Экскурсия

Давать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведения на улице. Развивать восприятие. Воспитывать устойчивое внимание.

Дорожные

ситуации

Беседа

Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице

Собери

автомобиль

Дидактическая

игра

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводит начатое до конца. Воспитывать усидчивость

Январь

Все работы хороши- выбирай на вкус

Беседа

Знакомить с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых

Гараж

Целевая

прогулка

Давать представления детям о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность

Гараж

Конструирование

Обучать детей умению создавать из строительного материала

конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания

Труд

водителя

Беседа

Знакомит детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания детей о грузовом транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых

Февраль

Светофор

Наблюдение

Дать представление о работе светофора, его значении. Закреплять у детей умения различать цвета (красный, желтый, зеленый)

Светофор

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание

Светофор

Аппликация

Учить детей умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликации.

Закреплять приемы работы с клейстером (индивидуальная и самостоятельная работа)

Узнай и назови

Дидактическая

игра

Закреплять знания у детей о различных видах транспорта

Март

Покатаем на машине игрушки

Дидактическая

игра

Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины

Дорога для автомобиля

Рисование

Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша, развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость

Моя улица

Беседа

Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие

Зажги свой огонек

Дидактическая

игра

Закреплять знания у детей о светофоре, сигналах, их значении

Апрель

Светофор

Рисование

Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора.

Воспитывать интерес к выполнению работ.

Вечер

загадок

Развлечение

Обучать детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие

Троллейбус

Беседа

Давать детям представления о троллейбусе, об отличительных особенностях.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

Мы - пассажиры

Сюжетно - ролевая игра

Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте

Май

Мой город

Экскурсия

Расширять знания детей о городе, улицах, светофорах

Сложи

машину

Дидактическая

игра

Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур

На машине

Дети старшей группы показывают

инсценировку сказки Н. Павлова «На машине»

Создать у детей положительный эмоциональный настрой

Итоговое

Беседа

Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения

Уровни освоения программы

Высокий. Ребёнок различает и называет транспортные средства: автобус, легковой и грузовой автомобиль, самостоятельно рассказывает об их назначении. Различают проезжую часть дороги и тротуар, пешеходный переход. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи в окружающем (в светофоре загорелся зелёный свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу). Понимают назначение цветовых сигналов светофора. Узнают и называют элементарные дорожные знаки (стоп, переход, больница, пункт питания, стоянка, остановка, телефон) и объясняют их назначение. По примеру воспитателя отражать в игре знания правил дорожного движения.

Средний. Ребёнок различает и называет транспортные средства и рассказывает об их назначении. Под руководством взрослого называет и показывает проезжую часть дороги, тротуар, пешеходный переход. Понимает назначение цветовых сигналов светофора. Называет большинство дорожных знаков.

Низкий. В ответ на просьбу взрослого показывает и называет транспортные средства, части дороги, рассказывает о назначении цветовых сигналов светофора. Называет некоторые дорожные знаки.

Средняя группа

Задачи:

  1. Продолжать учить различать разные виды наземного транспорта. Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.
  2. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
  3. Расширять представления о движении на дороге новыми сведениями: одностороннее и двустороннее движение, перекрёсток.
  4. Уточнять знания о назначении светофора. Познакомить детей со значением жёлтого сигнала.
  5. Дополнить представления детей о дорожных знаках: автозаправочная станция, катание на велосипеде запрещено, дети.
  6. Дать первоначальные представления о правилах езды на велосипедах.

Перспективное планирование  

Месяц

Тема

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Вводное

Беседа

Выявлять у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте, тротуаре

Сложи машину из кубиков

Дидактическая

игра

Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику

История

автомобиля

Рассказ педагога

Знакомить детей с историей создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру

Грузовой

транспорт

Беседа

Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Развивать умение сравнивать. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов

Октябрь

Машины

Выставка

Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия

Наша улица

Экскурсия

Формировать у детей представления об одностороннем движении. Расширять представления об

улице. Закреплять

знания о правилах для

пешеходов.

Воспитывать

внимательность,

умение

ориентироваться а пространстве

Макет

Игра

Закреплять знания о двустороннем, одностороннем движении.

Воробушки,

автомобиль,

светофор

Подвижная игра

Закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры

Ноябрь

Мы по улице идем

Беседа

Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части

Пешеходный

переход

Экскурсия

Давать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице

Проблемные

ситуации

Беседа

Закреплять знания детей о правильном переходе улицы

Пешеходный

переход»

Рисование

Закреплять умение детей рисовать прямые линии. Воспитывать желание доводить начатое до конца

Декабрь

Пассажирский

транспорт

Экскурсия

Расширить у детей знания о пассажирском транспорте. Уточнить знания о знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения

Трамвай

Беседа

Знакомить детей с трамваем. Расширять знания об особенностях движения

троллейбуса, трамвая, автобуса. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

В гости к Бабушке Загадушке

Развлечение

Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность

Автобус

Сюжетно - ролевая игра

Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе

Январь

Будь внимателен

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу

Назови

правильно

Дидактическая

игра

Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «Сзади», «вверху», ориентироваться в пространстве

Автобус

Аппликация

Учить детей создавать образ из отдельных частей. Воспитывать аккуратность в выполнении работы

Транспорт

Конструирование

Закреплять у детей умение строить транспорт из личного материала. Развивать воображение

Февраль

Правила

дорожного

движения

Чтение  книги А. Тюняева «Правила дорожного движения»

Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения

Найди пешеходов - нарушителей

Беседа

Обучать детей Правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность

Станция

технического

обслуживания

Целевая

прогулка

Давать детям представление о станции технического обслуживания, знаке, указывающем на нее. Расширять знания о Правилах дорожного движения

Цветные

автомобили

Подвижная игра

Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие

Март

Почини технику

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знание о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность

Автозаправочная

станция

Целевая

прогулка

Давать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на нее. Расширять

представления о транспорте, окружающем мире

Труд водителя

Беседа

Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых

На машине

Инсценировка по сказке Н. Павлова «На машине»

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать друг другу

Апрель

Дорожные

происшествия

Беседа

Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Угадай дорожный знак

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении

В гостях у светофора

Беседа

Знакомить детей с желтым сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание

Собери машину. Светофор.

Игротека

Закреплять у детей умения собирать транспорт из 4-х частей. Развивать умение

ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры

Май

Мой город

Экскурсия

Расширять знания о Правилах Дорожного движения

Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения

Игра

Закреплять у детей Правила дорожного движения. Развивать умение

ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание

Бездельник

светофор

Кукольный театр по произведению С.

Михалкова

«Бездельник

светофор»

Создать

положительный эмоциональный фон у детей

Итоговое

Беседа

Уточнить объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения

Уровни освоения программы

Высокий. Ребёнок знает правила дорожного движения, рассказывает о назначении всех цветов светофора, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажиров. Ребёнок знает (различает и правильно называет) разные виды общественного транспорта. Свободно оперирует понятиями «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «тротуар», «перекрёсток». Различает, правильно называет и объясняет назначение ранее изученных дорожных знаков и новых: «катание на велосипеде запрещено», «автозаправочная станция», «дети». Отражает в сюжетно-ролевой игре разнообразные сюжеты.

Средний. Самостоятельно называет сигнализацию светофора, рассказывает о её назначении. Совместно с воспитателем называет правила дорожного движения, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажира. Называет большинство дорожных знаков. Называет некоторые виды общественного транспорта.

Низкий. Знает сигнализацию светофора, её назначение. Объём представлений о правилах дорожного движения незначителен. Называет некоторые дорожные знаки.

Старшая группа

Задачи:

  1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрёстков), о правилах перехода проезжей части (переходить дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода; при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо).
  2. Дать более полные знания о правилах езды на велосипеде.
  3. Познакомить с назначением предупреждающих, указательных и запрещающих знаков.
  4. Уточнить навыки культурного поведения в общественном транспорте (пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке, пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки, в транспорте каждый должен вести себя спокойно) и на проезжей части (пешеходам ходить только по тротуара, идти следует по правой стороне тротуара).
  5. Познакомить с работой сотрудников ГИБДД: регулируют движение на улице.

Перспективное планирование  

Месяц

Тема

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках

Правила

поведения

пешеходов

Беседа

Расширять знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность

Дорожная

азбука

Экскурсия

Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», культуру поведения в общественных местах.

Дорожный

знак

Рисование

Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении

Октябрь

Доскажи

словечко

Словесная игра

Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие

Школа

пешеходных

наук

Беседа

Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода

Три чудесных цвета

Инсценировка по стихотворению «Три чудесных цвета»

Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи

Дорожные

нарушения

Беседа

Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации

Ноябрь

Мы идем через дорогу. Это должны знать дети

Практическая

работа

Закреплять у детей знания ПДД

Станция

Технического обслуживания

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей

Машины

специального

назначения

Рассказ педагога

Давать детям представление о машинах специального назначения

Угадай

дорожный

знак

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок

Декабрь

Машины на нашей улице

Беседа

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

Мы идем через дорогу

Практическая

работа

Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус, трамвай)

Водители, на страт»

Игра - соревнование

Развивать ловкость смекалку, мелкую моторику рук

Собери

автомобиль

Настольная игра

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца

Январь

Умные машины

Настольная игра

Расширять у детей знания о водном воздушном, наземном транспорте развивать речь

Труд

водителя

Беседа

Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно - транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых

Считалка «Мы ехали на ралли, все машины обогнали…»

Заучивание

Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре

Набери

правильно

номер

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на телефоне

Февраль

Твой приятель - светофор!

КВН

Закрепить у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода

Пословицы

Разучивание

Знакомить детей с пословицами.

Развивать

выразительность речи

Домино дорожные знаки. Учим дорожные знаки

Игротека

Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожные знаки к дорожной ситуации. Воспитывать внимание

Грузовая

машина

Аппликация

Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам

Март

Твой

приятель

светофор

КВН

Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода

Пословицы

Разучивание

Знакомить детей с пословицами.

Развивать речь

Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки

Игротека

Закреплять у детей знание о дорожных знаках. Развивать умение у детей находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание

Моя улица

Конструирование

Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала

Апрель

История

транспорта

Беседа

Расширять знание детей об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности

Умные

зверюшки

Чтение

Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать в ребенке грамотного пешехода

Кто больше знает?

Загадки

Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление

Дорожные

ловушки

Беседа

Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Май

Путешествие в страну дорожных знаков

Праздник

Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать ПДД

Найди свою ошибку

Словесная игра по книга М. Дружинина «Моя улица»

Обучение детей умению находить в предложении ошибку и исправлять ее. Развивать слуховое внимание

Мы

пешеходы.

Мы - водители

Игры на площадке  «Автогородок»

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире детей

Итоговое

Беседа

Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения

Уровни освоения программы

Высокий. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах пешеходов и пассажиров. Правильно понимает и объясняет, где можно и нельзя играть на улице. Самостоятельно объясняют назначение указательных, предупреждающих и запрещающих знаков, знает виды перекрёстков, разметку проезжей части. Под руководством воспитателя хорошо ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагирует на них. Самостоятельно рассказывает о работе сотрудников ГИБДД регулирующих движение на улице.

Средний. Знает правила пешеходов и пассажиров. Различает и называет большинство дорожных знаков и их группы. С помощью педагога ориентируется в окружающей обстановке, называет виды перекрёстков, разметку проезжей части.

Низкий. Имеет представление о правилах пешеходов и пассажиров. Нечёткое представление об указательных, предупреждающих, запрещающих знаках. Испытывает затруднения при назывании видов перекрёстков, разметке проезжей части.

Подготовительная группа

Задачи:

  1. Уточнять и расширять представления детей о правилах перехода проезжей части (островок безопасности, прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности, запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту).
  2. Расширять знания детей о транспорте и его классификации.
  3. Уточнять знания о дорожных знаках и их назначении. Познакомить с предписывающими знаками.
  4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД: контролируют движение на улице.
  5. Уточнять навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте (пешеходы и пассажиры должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми, ожидать транспорт разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)).

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Вводное

Беседа

Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов и пассажиров, дорожных знаках

Строим улицу

Беседа

Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру

Выполни

верно

Практическая

работа

Закреплять у детей знание о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Путешествие Колобка по улице

Беседа

Дать представление об «Остановке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице

Октябрь

Объясни

Дидактическая

игра

Развивать у детей мышление, знания ПДД

Островок

безопасности

Рисование

Закреплять у детей знания об «Островке безопасности», через рисование. Развивать память,

наблюдательность

Здравствуй

улица

Экскурсия

Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание.

Воспитывать чувство ответственности

Перекресток

Подвижная игра

Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. воспитывать внимательность и честность

Ноябрь

Площадь

Экскурсия

Дать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитывать

патриотические

чувства

Закончи

предложение

Словесная игра

Развивать у детей фонематический слух, мышление

Мой дом - моя улица

Рисование

Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления

Учим дорожные

знаки

Настольная игра

Закреплять у детей знание о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение подбирать правильно знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность

Декабрь

Моя улица

Чтение

Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление, воспитывать внимательность

Это должен каждый знать обязательно на «пять»

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление речь, внимание

Перейди

дорогу

Игра - соревнование

Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя

Найди ошибку

Словестная игра

Развивать у детей фонематический слух, внимание мышление

Январь

Чем

накормить

автомобиль

Дидактическая

игра

Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память мышление

О чем разговаривает

улица

Беседа

Углублять у детей знания о дорожных знаках:

предупреждающее,

запрещающие,

указательные и знаки

сервиса. Развивать

мышление.

Воспитывать

внимание,

сосредоточенность,

чуткость, умение

оказывать помощь друг

другу

Дорожные

знаки

Практическая

работа

Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Загородные

дороги

Беседа

Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать

наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Февраль

Световые

сигналы

автомобиля

Наблюдение

Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах

Угадай, какой машине принадлежит сигнал

Дидактическая

игра

Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения

Ловкий

пешеход

Настольная игра

Закреплять у детей знания ПДД, счета в пределах шести, умение соблюдать правила игры. Воспитывать честность.

Чистоговорка «Жа-жа-жа - едем мы из гаража…» 

Разучивание

Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук ж

Март

Работа

сотрудника

ГИБДД

Беседа

Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика

Сигналы

регулирования

дорожного

движения

Практическая

работа

Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание

Автомобиль

Чтение

Знакомит детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД

Ловкий

пешеход

Подвижная игра

Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер

Апрель

Твой приятель светофор

Беседа

Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре.

Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД

Москвиченок

Инсценировка

Создать у детей эмоционально положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами

Угадай ребус

Практическая

работа

Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей

Про правила дорожного движения

Чтение книги С. Волкова «Правила дорожного движения»

Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ППД

Май

Правила

движения

достойны

уважения!

Развлечение

Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в

создавшейся ситуации.

Воспитывать

эмоционально

положительный

настрой

Игры на площадке «Автогородок»

Игры

Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение

ориентироваться в пространстве

Велосипед

Беседа

Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание соблюдать правила безопасности

Итоговое

Беседа

Уточняем объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения

Уровни освоения программы

Высокий. Ребёнок имеет представление о работе сотрудников ГИБДД контролирующих и регулирующих движение на улице. Знает назначение и начертания дорожных знаков, самостоятельно группирует их: указательные, предупреждающие, предписывающие, запрещающие. Хорошо ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагирует на них. Владеет понятиями в соответствии с программой. Употребляет пространственную терминологию: слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль. Хорошо ориентирован в правилах культурного поведения пешеходов и пассажиров.

Средний. Имеет представление о правилах культуры поведения на улице и в транспорте. Знает назначение и начертания большинства дорожных знаков, испытывает затруднения в их группировке. Недостаточно овладел понятиями и пространственной терминологией. Способен устанавливать наиболее существенные связи в окружающем. Под руководством взрослого ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях.

Низкий. Имеет представление о правилах культурного поведения пешеходов и пассажиров. Называет некоторые дорожные знаки. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся пространственной терминологии и понятий.

2.3 Работа с родителями

Важно достичь эффективности в работе по данной программе «Азбука безопасности», которая складывается из объединения усилий педагогического коллектива МБДОУ, воспитанников, их родителей, органов ГИБДД и общественных организаций по освоению детьми определенной системы знаний, умений, навыков правильного поведения на улицах и дорогах города, в общественном транспорте и в обыденной жизни.

         Родители должны осознать, что  нельзя требовать от ребенка выполнения тех или иных правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Достижение единых требований между педагогами детского сада и родителями в вопросах безопасного поведения.  Именно поэтому мы определили следующие направления профилактической работы:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней,
  • ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе «Азбука безопасности» (собрания, открытые НОД, участие в совместных мероприятиях, выпуск наглядной агитации и т.д.),
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов,
  • проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ,
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (День открытых дверей, информация в «уголках для родителей»),
  • распространение лучшего опыта семейного воспитания по обучению и закреплению у детей знаний и навыков правил ДД среди населения города (родительские конференции, заседания «Клуба по интересам», через СМИ),
  • оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).

(См. приложение 3)

2.4 Работа с учреждениями социумом

Наша совместная  работа предусматривает:

  • отделение ГИБДД – составление и утверждение планов совместной работы по профилактике ДДТТ, просветительская работа среди детей и их родителей, предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста; оказание помощи в организации  и проведении смотров- конкурсов по предупреждению ДДТТ на уровне города;
  • МБОУ «СОШ №9» - организация совместных  мероприятий, оказание помощи в оформлении пособий для ДОУ по профилактике ДДТТ, взаимопосещения мероприятий;

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы

     На территории ДОУ имеется специально оборудованная площадка для изучения правил дорожного движения, так же  имеется необходимое оборудование: макеты светофоров, переносные дорожные знаки, жезлы для регулировщика, костюмы регулировщиков, машины разных размеров, коляски,  наглядные пособия, настольные игры, плакаты.

3.2 Программно - методическое обеспечение и средства обучения

Методические пособия:

  1. Т.И. Данилова Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД– СПб.: Детство-пресс, 2016 – 208с.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2004 – 144с.
  3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
  4. Гаврина С.Е. Безопасность вашего малыша/ популярное пособие для детей и родителей. – Яросл: «Академия развития», 1997
  5. Гостюшин А.В. Безопасное поведение. Часть 1 –М: Открытый мир,1996
  6. Гостюхин А.В. Безопасное поведение. Часть 2 –М: Открытый мир, 1996
  7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения – М.: Просвещение, 1985. -47с.
  8. МакееваА.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.- 160с.
  9. Подвижные игры для детей по правилам дорожного движения. – Красноярск – 1987.- 16с.
  10. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности. – Д.: Сталкер, 1997. – 432с.
  11. Рейн Е.Б. Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете.- М.: Изд-во «Малыш», 1990
  12. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3 - 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
  13. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80с.
  14. Травин В.А. Не зевай. – Лениздат, 1988
  15. Учителю о правилах дорожного движения/ сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.
  16. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 80с.

Наглядно – дидактические пособия:

  1. Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка  в ДОУ.
  2. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4 – 7 лет.
  3. Вохринцева С. Серия «Окружающий мир»: «Дорожная безопасность». Методическое пособие с дидактическим материалом – Екатеринбург: Изд-во «Страна Фантазий», 2003.
  4. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка. – Серия «Я – человек». – М.: Школьная пресса, 2007
  5. Мой светофор. – М.: ЮНИОН, 2008.
  6. Плакат «Дорожная азбука»
  7. Плакат «Уроки безопасности»
  8. Серия «Уроки для самых маленьких»: Уроки безопасности. 16 обучающих карточек. – Аксай: ПРОФ – ПРЕСС, 2014
  9. Уроки безопасности. Наглядно – дидактическое пособие. – Аксай: ООО «Рыжий кот», 2012. – 12шт.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули.

Настольно-печатные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото», «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак», «Дорожные знаки».

Электронные образовательные ресурсы: «Игра по правилам дорожного движения», «Уроки осторожности», ПДД для малышей «Маленький автомобильчик ищет друзей», «Лунтик учит правила».

Литература, рекомендуемая для чтения детям  в детском саду и дома

  1. Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
  2. Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
  3. Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
  4. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1966.
  6. Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
  7.  Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
  8. Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
  9. Не зевай! Книжка – раскраска /  Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.

Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.

  1. Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
  2. Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».
  3. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников, воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Трофимов В.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
  5. Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
  6.  Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.
  7. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
  8.  Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл – Пресс, 1998.

Приложение  1

Индивидуальная карта развития

Вторая  младшая группа

Ф.И. ребенка___________________________

Дата обследования ______________________

Вопросы

Начало учебного года

Конец учебного года

Назови цвета светофора

Покажи грузовой и легковой автомобиль

Назови части автомобиля

Кто управляет автомобилем

Что делает водитель?

Г де едут машины?

Кого перевозит автобус?

Где останавливается автобус?

Где ходят люди?

Где играют дети на улице?

Индивидуальная карта развития

Средняя группа

Ф.И. ребенка___________________________

Дата обследования ______________________

Вопросы

Начало учебного года

Конец учебного года

Какие ты знаешь автомобили?

Какие автомобили называют грузовым?

Назови части автомобиля?

Что такое светофор?

На какой сигнал можно переходить улицу?

Как называется место где ходят люди?

Что ты знаешь о работе водителя?

Что ты знаешь о пассажирском транспорте?

Г де можно играть?

Почему нельзя играть на проезжей части?

Индивидуальная карта развития

Старшая группа

Ф.И. ребенка___________________________

Дата обследования ______________________

Вопросы

Начало учебного года

Конец учебного года

Какой транспорт перевозит грузы и какие?

Какой транспорт перевозит пассажиров?

Чем отличается автобус от троллейбуса?

Назови правила поведения в автобусе?

Что помогает работать мотору автомобиля?

Назови машины специального назначения

Чем отличаются сигналы светофора?

Что такое улица?

Кто является пешеходом?

Назови правила поведения пешеходов?

Что такое переход?

Что такое проезжая часть?

Двустороннее, одностороннее движение?

Покажи дорожный знак «Осторожно дети»?

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

Индивидуальная карта развития

Подготовительная  группа

Ф.И. ребенка___________________________

Дата обследования ______________________

Вопросы

Начало учебного года

Конец учебного года

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Г де его ожидают люди?

Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте?

Правила поведения в автобусе

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Для чего нужен «Островок безопасности»?

Кто контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

На какие две части делится дорога?

Правила перехода улицы

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Правила поведения на дороге

Г де разрешается ездить на велосипеде?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи знак «Пешеходная дорожка»

Покажи дорожный знак « Велосипедное движение»

Каждый ответ оценивается по трем уровням:

- высокий уровень  - 3 балла

- средний уровень – 2 балла

- низкий уровень – 1 балл

Приложение  2

Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2016-2017 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

  1. Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года.
  2. Семинар-совещание по вопросу организации и проведения работы с детьми и родителями по предупреждению ДДТТ.

Сентябрь

Старший воспитатель

 1. Диагностика уровня компетентности педагогов по «Дорожной грамоте».

 2. Консультация  «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Октябрь

Старший воспитатель

  1. Консультации по организации предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД.
  2. Смотр-Конкурс «Лучший уголок ПДД»

Ноябрь

Старший воспитатель

воспитатели
всех возрастных групп

  1. Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Декабрь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель

  1. День открытых дверей в ДОУ

 «Пусть горит зеленый свет».

Январь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп

  1. Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД».

Февраль

Старший  воспитатель,

1. Выставка в ДОУ «Красный , желтый, зеленый» (продуктивные виды деятельности)

 

2. Семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой».

Март

Старший воспитатель,

воспитатели
всех возрастных групп

Ответственный за обучение ПДД

  1. Консультация для воспитателей «Организация занятий

по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

Апрель

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель,

инспектор ГИБДД

  1. Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период.
  2. Консультация «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период».

Май

Старший воспитатель

Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2017-2018 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

  1. Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года.
  2. Оформление выставки  в методическом кабинете «В помощь воспитателю по изучению ПДД»

Сентябрь

Старший воспитатель

 1. Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД»

 2. Волшебная шкатулка - обмен опытом работы (выставка атрибутов, игр и др. по ПДД).

Октябрь

Старший воспитатель

Воспитатели
всех возрастных групп

  1. Взаимоконтроль по группам «Оснащение педагогического процесса и наглядного материала по проблеме изучения ПДД».
  2. Открытые просмотры по обучению дошкольников ПДД.

Ноябрь

Старший воспитатель

Воспитатели
всех возрастных групп

  1. Встреча с сотрудниками ГИБДД.
     

Декабрь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель

  1. День открытых дверей в ДОУ

 «Грамотный пешеход» - праздник для детей и родителей.

Январь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп

Инспектор ГИБДД

  1. Методический калейдоскоп «Знакомство с педагогическим опытом других детских садов по обучению детей ПДД».

Февраль

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель,

1. Выставка в ДОУ «Зеленый огонек» (продуктивные виды деятельности)

 

2.Консультация для воспитателей «Целевые прогулки как форма профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма»

Март

Старший воспитатель,

воспитатели
всех возрастных групп

Ответственный за обучение ПДД

1. Круглый стол - анализ состояния работы по

организации обучения детей ПДД

Апрель

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп, инструктор по физ-ре, муз. руководитель, инспектор ГИБДД

 1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период.

2. Консультация «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период».

Май

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель,

Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2018-2019 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года:

2.Оформление выставки  в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»

Сентябрь

Старший воспитатель

 1. Анкетирование воспитателей по теме: «Правила движенья, как таблица умноженья!».

 2. Консультация  «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».

Октябрь

Старший воспитатель

Воспитатели
всех возрастных групп

1.Семинар «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребенок на улицах поселка»

2.Оформление уголка безопасности в группе «Пусть горит зеленый свет!»

Ноябрь

Старший воспитатель

1.Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Декабрь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель

1.День открытых дверей в ДОУ

 «Школа светофорных наук» - праздник для детей и родителей.

Январь

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп

1.Семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге»

Февраль

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп, инструктор по физ-ре

1. Выставка в ДОУ «Уважайте светофор» (продуктивные виды деятельности)

 

2.Консультация для воспитателей «Ребенок и дорога»

Март

Старший воспитатель,

воспитатели
всех возрастных групп

Ответственный за обучение ПДД

1.Всероссийская неделя безопасного движения.

Апрель

Заведующий ДОУ,
старший воспитатель, воспитатели
всех возрастных групп

1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период.

2. Консультация «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период».

Май

Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2019-2020 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

Общая родительская встреча «Как знакомить детей с ПДД»

Сентябрь

Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД

Выпуск информационных листов «Родители - пример для детей»

Октябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» (совместно с детьми).

Ноябрь

Воспитатели старших, подготовительных групп

Папка передвижка «Знать каждому положено правила дорожные».

Декабрь

Воспитатели всех возрастных групп

Листовка обращение «Выполняем правила дорожного движения»

Январь

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы за безопасное движение»

Февраль

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка детских работ «Все машины хороши, выбирай на вкус».

Март

Воспитатели всех возрастных групп

Совместное развлечение с детьми «Светофория встречает гостей»

Апрель

Воспитатели старших, подготовительных групп

Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период».

Май

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД

Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2020-2021 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

Общая родительская встреча «Ребенок и дорога»

Сентябрь

Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД

Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье»

Октябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Буклет «Как переходить улицу с детьми»

Ноябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Информация для родителей

«Будьте внимательны на дороге, гололед»

Декабрь

Воспитатели всех возрастных групп

Буклет «Воспитываем грамотного пешехода»

Январь

Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД

 Встреча с работниками ГИБДД (отдел пропаганды) «Безопасность на дороге»

Февраль

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Улицы нашего города»

Март

Воспитатели всех возрастных групп

Совместное развлечение с детьми «Знатоки дорожных правил»

Апрель

Воспитатели старших, подготовительных групп

Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период».

Май

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД

Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2021-2022 учебный год

Мероприятие

Срок

Ответственный

Общая родительская встреча «Я и мой ребенок на улице».

Сентябрь

Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД

Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье». 

Октябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Консультация «Родители, будьте осмотрительнее!»

Ноябрь

Воспитатели всех возрастных групп

Папка-передвижка «Поведение детей в общественном транспорте»

Декабрь

Воспитатели всех возрастных групп

Буклет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

Январь

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы за безопасное движение»

Февраль

Воспитатели всех возрастных групп

Встреча с работниками ГИБДД (отдел пропаганды)

«Безопасное детство».

Март

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Совместное развлечение с детьми «Азбука дорожного движения»

Апрель

Воспитатели старших, подготовительных групп

Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период».

Май

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....

Проект-презентация по правилам дорожного движения "Азбука дорожной безопасности"

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного об...

Конспект физкультурного досуга по правилам дорожного движения "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ" (для детей старших и подготовительных групп )

Цель: способствовать закреплению знаний детей о правилах дорожного движения путем организации познавательно - игровой деятельности в специально созданных условиях дошкольного учреждения. Подготовили и...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"

Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....

программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"

Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Азбука безопасности»

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма не только актуальность, но и жизненная необходимость. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети их опасное повед...