Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Азбука безопасности»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Шуплецова Марина Алексеевна

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма не только актуальность, но и жизненная необходимость. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети их опасное поведение на дорогах. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_pdd.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения

 «Азбука безопасности»

с использованием ИКТ и авторской игры «Умники и умницы».

                                                                               Подготовила: воспитатель -

                                                                  Шуплецова Марина Алексеевна

2022 – 2023 учебный год

Вид занятия: Познавательное и социально-личностное развитие детей.

Актуальность: Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма не только актуальность, но и жизненная необходимость. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети их опасное поведение на дорогах. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.  

Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.  

Задачи: 

  • Активно привлекать детей к изучению и соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;
  • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • Учить применять правила в различных жизненных ситуациях;
  • Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Инструментарий: авторская игра «Умники и умницы»; обучающий видео материал «Счастливого пути»; детская песенка «Светофор»; мультимедийный экран.

Предварительная работа: - беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте». 

- дидактические игры: «Что такое улица»,  «Я - водитель», «Дорожные знаки»

- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»

Подбор обучающих видео материалов по правилам дорожного движения и музыкального сопровождения занятия.

Ход занятия:

Организационный  момент. Приветствие детей и гостей. В группе дети обращают внимание на стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто спешит к нам в гости?

Дети: (Открывают дверь) и в группу входит девочка в костюме Маши из мультфильма «Маша и Медведь».

Маша: Здравствуйте! Куда это я попала? Я, кажется, заблудилась.

Воспитатель: Ты, Машенька, попала на занятие, где учат правила уличного движения. Наше занятие о том, что всем, без исключения, знать нужно правила Движения!

Маша: Я их и так знаю.

Воспитатель: Знаешь? А ты не хвастаешься? Давайте, ребята, проверим, как Маша знает Правила. Вот тебе первый вопрос. На какие части делится улица? Что о них знаешь?

Маша: На тротуар и мостовую. По тротуару ездят машины, а по мостовой ходят люди.

Воспитатель: Правильно ответила Маша? (Ответы детей.) А где ты летом чаще всего играешь?

Маша:  На улице.

Воспитатель: На улице? Ребята, скажите Маше, можно играть на улице? (Ответы детей.) Скажи, Маша, как ты всегда переходишь улицу?

Маша: Как прохожу? Иду, и все.

Воспитатель: А так ни в коем случае нельзя переходить. Вот видишь, Маша, ты все сказала неправильно. Так что садись и будешь вместе с нами заниматься.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть такие четкие и строгие правила для водителей машин и для пешеходов. Если не знать правил дорожного движения, то можно попасть в беду. Вы все знаете эти правила? (Ответы детей.)

На улице — не в комнате,

О том, ребята, помните!

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов и отправимся с помощью вот этого видео в наш детский сад. (Демонстрируется обучающий видео материал «Счастливого пути»).

Воспитатель: Где мы пойдем?

Дети: Мы пойдем по тротуару.

Воспитатель: Кем мы являемся?

Дети: Мы - пешеходы.

Запомните правило: мостовая – для машин, тротуар - для пешеходов! Какой стороны нужно придерживаться?

Дети: Нужно придерживаться правой стороны.

Воспитатель: Почему?

Дети: Чтобы не мешать другим пешеходам.

Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогают три цвета светофора.  

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора,

Нужно Правила движения

Выполнять без возражения!

Назовите сигналы светофора.

Дети: Зеленый, желтый, красный.

Воспитатель: Что делают машины во время действия этих сигналов?

Дети: Когда горит зелёный сигнал – машины едут. Во время действия желтого сигнала – машины приготовились, газуют, но не едут, ждут смены сигнала. При смене сигнала на красный – машины останавливаются.

Воспитатель: Где можно переходить улицу?

Дети: По переходам.

Воспитатель: Какие переходы вы знаете?

Дети: Наземный, подземный.

Воспитатель: Какой переход самый безопасный?

Дети: Подземный.

Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу?

Дети: Посмотреть налево, затем дойти до середины дороги и посмотреть направо, а потом пройти остальное расстояние.

Воспитатель: Почему нельзя перебегать улицу на красный сигнал светофора?

Дети: Потому что машины движутся очень быстро. Можно упасть, а водитель не успеет затормозить.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что улицы наши разговаривают? А помогают им в этом дорожные знаки. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Они рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Дети, что это за знак?

Дети: Пешеходный переход.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Здесь есть полоски на асфальте.

Воспитатель: Верно, этот знак голубого цвета, он нам указывает, что в этом месте нужно переходить дорогу. Посмотрите на этот знак «Осторожно, дети!». Он красного цвета. Он предупреждает водителей, чтобы они были внимательны, рядом находится школа или детский сад. Что нарисовано на этом знаке?

Дети: На знаке нарисован автобус.

Воспитатель: Верно, это знак Автобусная остановка, он сам указывает, что здесь мы можем ожидать пассажирский транспорт. Чтобы с вами не случилось беды, вы должны знать и соблюдать Правила движения. С какими дорожными знаками мы познакомились? Что они обозначают и где располагаются? Что было бы, если бы все дорожные знаки исчезли? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы так долго и усердно с вами занимались, что пришло время нам отдохнуть и активно подвигаться.

Физкультминутка:

«Зебра»

У асфальтовой дороги

(Поочередное поднимание рук — вперед, вверх, развести в стороны, опустить)
Возмущались носороги:
— Пешеходам нет пути!
Как дорогу перейти?
Мимо едут, вжик да вжик,

(Руки на пояс — повороты в стороны)
То такси, то грузовик,
То автобус, то маршрутка –
На дорогу выйти жутко!
Подошёл художник крот:

(Ходьба на месте)
— Нарисуем переход!
Чёрно-белая дорожка
От порожка до порожка.
Зебра ахнула: — Друзья!

 (Наклоны головы в стороны)
Полосатый он, как я!
С той поры зовёт народ

 (Наклоны головы вперед-назад)
«Зеброй» этот переход.

Воспитатель: И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы усвоили правила дорожного движения. Мы поиграем с вами в игру «Умники и умницы».

Правила игры:

С помощью вопросов и загадок проводится отбор участников игры в количестве 5-7 человек. Участником становится тот, кто раньше всех поднимет руку и даст правильный ответ на загадку или вопрос. Ребята выстраиваются около игрового поля. Каждый участник по очереди вертит волчок, стрелка укажет на один из секторов и конверт, в котором содержаться вопросы или задания. Цифра сектора от 1 до 5 оценивает сложность вопросов или заданий в конверте в баллах. За каждый правильный ответ участник получает то количество жетонов (баллов), которое соответствует цифре выпавшего сектора. Если не ответил на вопрос, ход игры переходит к следующему игроку (баллы не засчитываются). Для продолжения игры использованные вопросы и задания убираются, а на игровое поле в пустые сектора возвращается конверт с новыми заданиями, по сложности соответствующими данным секторам.

В процессе игры нельзя подсказывать друг другу, перебивать говорящего. Выкрикивать с места нельзя. За каждый выкрик участник лишается жетона. Тот ребенок, который нарушил правило, не допускается к ответу на следующее задание.

 Если   стрелка волчка указывает на сектор музыкальная пауза или физкультминутка, а ведущий-воспитатель решает продолжить игру, то берём ближайший конверт с вопросом по часовой стрелке. Если играющий не может ответить на вопрос, ход переходит к следующему игроку. Победителем становиться тот, у кого большее количество жетонов. Победитель получает медаль «Умник» или «Умница». В обсуждении результатов игры принимают участие все игроки.

Воспитатель: Вы уже знаете, что по правилам этой игры участником становится тот, кто раньше всех поднимет руку и даст правильный ответ на загадку.

Загадки:

У него глаза большие.

Во все стороны глядят,

Говорят они машинам:

«Пропустите-ка ребят» …

                          (Светофор)

Всё водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг – …

            (Дорожный знак).

Затихают все моторы

И внимательны шоферы

Если знаки говорят:

«Близко школа,

детский сад»

            (Знак «Дети»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке.

По полоскам в путь пущусь.

            (Знак «Пешеходный переход»)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

                 (Дорога)

Там, где сложный перекресток,

Он – машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех – путеводитель.

                   (Регулировщик)
Где ведут ступеньки вниз,

Ты спускайся, не ленись.

Знать обязан пешеход:

Тут …?

                  (Подземный переход)

Красным глазом засияет–

Нам идти не разрешает,

А зелёный глаз зажжёт–

Иди смело, пешеход…

                         (Светофор)

Вопросы к игре «Умники и умницы».

Вопросы, оцениваемые в 1 балл:

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3.Как называется часть дороги, по которой движутся автомобили? (Проезжая часть)

4. Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

5. Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Вопросы, оцениваемые в 2 балла:

1. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

2. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

3. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

4. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

5. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

Вопросы, оцениваемые в 3 балла:

1. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

2. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

3. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

4. Можно играть детям около дороги? (Нет)

5. Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

Вопросы, оцениваемые в 4 балла:

1. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

2. Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

3. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

4. Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов:

1. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

2. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

3. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет.)

4. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

(Проводится игра «Умники и умницы», подводятся итоги игры, победитель получает медаль «Умник» или «Умница», в обсуждении результатов игры принимают участие все игроки).

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось видео путешествие «Чтобы путь был счастливым»? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)

Список использованной литературы:

  1. Т.И. Данилова Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -  208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

Конспект открытого занятия по Правилам дорожного движения "Путешествие в страну дорожных знаний!"

Конспект открытого занятия по ПДД разработан для детей старшего дошкольног возраста. Целью, которого является формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге посредством моделирования раз...

Конспект физкультурного досуга по правилам дорожного движения "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ" (для детей старших и подготовительных групп )

Цель: способствовать закреплению знаний детей о правилах дорожного движения путем организации познавательно - игровой деятельности в специально созданных условиях дошкольного учреждения. Подготовили и...

Конспект занятия по правилам дорожного движения "Азбука грамотного пешехода".

Занятия по правилам дорожного движения в игровой форме....

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в средней группе Тема: «Дорожная безопасность»

Тема: «Дорожная безопасность» .Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улице. Задачи: - закрепить знания детей о пассажирском транспорте, - закрепить ...