Методическая разработка "Правила дорожные всем знать положено!"
проект по обж (старшая группа)

Захарова Татьяна Александровна

Основными причинами детского дорожно – транспортного травматизма является, незнание, а часто нарушение правил дорожного движения.

Основная проблема проекта «Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravil_dorozhnye.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

игрового – практико – ориентированного проекта

«Правила дорожные соблюдать положено»

(старшая возрастная группа)

Ежедневно на дорогах совершаются множество дорожно - транспортных происшествий с участием детей. Дети гибнут в ПДД, получают сложнейшие травмы, увечий порой не совместимые с жизнью. Поэтому профилактика дорожно – транспортного травматизма детей дошкольного возраста остаётся приоритетной проблемой современного общества, требующей решения сегодня и сейчас. Тема проекта, посвящена актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, соблюдение правил дорожного движения.

Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Желание постоянно открывать для себя что – то новое часто ставит детей перед реальными опасностями.

Основными причинами детского дорожно – транспортного травматизма является, незнание, а часто нарушение правил дорожного движения.

Основная проблема проекта «Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге». Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями), но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям старшего дошкольного возраста, а порой просто не уделяют этому должного внимания.

Правила дорожного движения едины как для детей, так и для взрослых. Но порой детям дошкольного возраста эти правила порой не понятны.

Поэтому, главная задача для педагога ДОО, в доступной, игровой форме разъяснить правила дорожного движения дошкольникам, донести до детей смысл и объяснить опасность при несоблюдении данных правил.

Только совместными усилиями, используя знания педагогов и родителей (законных представителей), можно научить детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасного поведения при переходе дорог и улиц. Основная задача педагогов, родителей воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения. На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: дать детям больше знаний, умений и навыков о безопасном поведении на дороге, чтобы они никогда не попадали в ДТП.

Концепция проекта:

Цель: знакомство детей с правилами дорожного движения; формировать сознательное отношение к соблюдению ПДД.

Задачи проекта:

- знакомить детей со значением дорожных знаков («Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Подземный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»);

- учить детей старшего дошкольного возраста понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах, дорогах, уметь определять запрещающие и разрешающие знаки;

- закрепить знания о ПДД, практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на улице;

- закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о назначении светофора и работе постового регулировщика;

-закрепить знание детей старшего дошкольного возраста об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).

Проект представляет собой систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения.

Знание и соблюдения ПДД поможет снизить процент дорожно – транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать в раннем детстве, когда усвоенные правила в дальнейшем становятся нормой поведения.

К пяти (шести) годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, расширяется пространственные представления: улица может быть широкой и узкой, по проезжей части движутся автобусы, машины, пешеходы должны двигаются по тротуару. Дети знакомятся с дорожными знаками (различают и называют), с работой сотрудников ГИБДД.

Как, заместитель заведующего по БОП (воспитатель), понимаю, что одного участия детей в играх и в СОД не достаточно для закрепления знаний, умений и навыков ПДД в жизненной ситуации Что бы дети старшего дошкольного возраста переносили свои знания в жизненную ситуацию, педагоги ДОО стараются закреплять навыки и умения ПДД на ежедневных прогулках, в сюжетно – ролевых играх.

Основные направления в работе с детьми:

СОД (занятия информационно - познавательного цикла);

Совместная организованная деятельность педагогов и детей;

Самостоятельно - игровая деятельность детей;

Наблюдение, беседы;

Продуктивная деятельность (ИЗО деятельность: рисование, аппликация, лепка; конструктивная деятельность);

Проведение викторин, КВН по ПДД;

Игровая деятельность (дидактические игры, игры со строительным материалом, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры).

Стратегия и тактика проектной деятельности:

Всю работу предшествующую проведению проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ПДД можно разделить на:

I этап (теоретическая подготовка) – изучение педагогом литературных источников по вопросам ознакомления детей ПДД, создание проекта.

II этап (практическая реализация) – расширение первоначальных детских представлений, накопление, закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание стихов, через чтение художественной литературы, наблюдения, создание и обыгрывание ситуаций (на дороге).

III этап (результат практической деятельности) - выставки детских работ, проведения конкурса – викторины, создание макетов «Улица на которой я живу», «Улицы и перекрестки моего города», для более легкого овладения детьми старшего дошкольного возраста навыками безопасного поведения на улице (правила пешеходов и знания дорожных знаков) и правил движения.

План воспитательно – образовательной деятельности педагога

Подборка методического материала по теме.

Подбор, изготовление игр и игрового материала, оборудования.

Оформление уголка по «БЕЗОПАСНОСТИ», «ПДД».

Подбор детской художественной литературы по теме.

Подбор и оформление информационного материала для родителей (памятки).

Создание в групповой комнате макеты по «ПДД», «Улицы моего города».

Разработка конспекта итогового мероприятия «Что? Где? Когда».

Оформление группового помещения к итоговому мероприятию.

Индивидуальное разучивание стихов к итоговому мероприятию.

Изготовление атрибутов для игр и мероприятий.

Оформление выставки детских работ.

Мероприятия с детьми в процессе СОД.

Выставки детского творчества (аппликация, лепка, рисование, конструирование).

Конструктивная деятельность на тему «Улицы моего города» (совместно сотрудничество детей и родителей по изготовлению макетов).

Информационно-познавательные беседы «О правилах кошке расскажем немножко», «Знаем ли мы дорожные знаки?», «Правила дорожного движения соблюдать положено», «Кто, поможет на дороге?».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Если свет зажегся красный», «Дядя Степа милиционер», Я. Пишумова «Постовой», В. Овчинцев «Зебра переход», П. Дзюба «Правила пешехода», «На улице не в комнате», «Про ПДД», «Сказка про непослушного Зайку и Медвежат»,

Заучивание стихотворение «Светофор».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на автобусе» (по схеме – водитель, контролер, экскурсовод); «Поездка на грузовом автомобиле»

Подвижные: «Лучший пешеход», «Светофор», «Танцующий светофор», «Тише едешь – дальше будешь», «Цветные автомобили», «Автомобильчики».

Дидактические: «Что можно, а что нельзя», «Добрая дорога Детства», «Веселый Светофор», «Это я, это я, это все мои друзья».

Настольно-печатные игры: «ПДД», «Дорожная грамматика», «Азбука дорожных знаков», «Ну, погоди!», «Лото осторожностей», «Лото дорожных знаков».

СОД в режиме дня: беседы «О ПДД», рассматривание тематических (сюжетных) карточек; иллюстрации из книги «Дорожная Азбука», «Зачем нужны дорожные знаки», «Кто поможет на дороге», плакаты «Правила поведения возле проезжей части», «Правильно – не правильно».

Деятельность родителей (законных представителей)

Изготовление родителями фото коллажей, схемы для проведения сюжетно - ролевой игры «Путешествие на автобусе».

Помощь родителей (законных представителей) в оформлении группового помещения к итоговому мероприятию.

Помощь родителей (законных представителей) при изготовлении эмблем для команд: «Зебра» и «Светофор» к итоговому мероприятию.

Выставка детского творчества (при оформлении).

Привлечение родителей к участию в  конкурсе «Вечер веселых и находчивых).

Вид проекта: игрой – практико - ориентированный

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, заместитель заведующего по БОП, родители.

По количеству участников: групповой.

Масштаб проекта: кратковременный, рассчитан на две недели.

Ресурсная база проекта:

Информационные ресурсы:

Художественная литература на теме ПДД,

Плакаты, иллюстрации, отражающие дорожную ситуацию,

РППС, уголок «Дорожного движения» в группе

Настольно – печатные игры

Набор дорожных знаков.

Материально – технические ресурсы:

Подбор методического материала,

Подбор необходимого дидактического материала,

Подбор игр по ПДД,

Иллюстрации, информационная литература,

Материалы для оформления (цветные карандаши, клей, цветная бумага, кисточки, фломастеры).

Ожидаемый результат:

Образовательный: овладение базовыми правилами поведения на дороге;

анализ готовности решать дорожно – транспортные ситуации;

формирование у детей 5 – 6 лет самостоятельности, ответственности в действиях на дорогах;

формирование устойчивого познавательного процесса;

развитие творческих способностей детей 5 – 6 лет;

Воспитательный: формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социально-коммуникативный: формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; развитие отрицательного отношения к нарушениям правил дорожного движения.

Возможные риски проекта:

Слабая заинтересованность детей, а именно девочек, так как им не всегда интересна тема дорожного движения.

Способ преодоления: через чтение художественной литературы, моделирование различных ситуаций на дороге, рассматривание иллюстраций.

Низкая активность родителей (законных представителей) в участии совместных мероприятий в ходе реализации данного проекта.

Способ преодоления: провести с родителями (законными представителями) беседу и пригласить принять активное участие всех субъектов образовательных отношений в данном мероприятии, так как только все вместе  «родители + дети + педагоги» сможем получить положительный результат в освоении детьми старшего дошкольного возраста ПДД.

В результате образовательной деятельности поставленные задачи практически выполнены.

Цель проекта достигнута частично, так как работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице и  формированию сознательного отношения к соблюдению ПДД не должна быть одноразовой акцией, а проводить планово и систематически, чтобы охватить все виды детской деятельности чтобы, дети старшего дошкольного возраста применяли полученные знания и умения в продуктивной, игровой деятельностях  и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для старших дошкольников "Правила дорожные всем знать положено"

Развлечение содержит в себе разные игры, загадки, которые позволяют детям проявить свои знания правил дорожого движения. Праздник вызывает у детей эмоциональный подъём, воспитывается чувство коллектив...

Методический проект по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено.»

Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Феде...

Викторина по правилам дорожного движения "Правила дорожные всем знать положено"

Данная работа посвящена закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Правила дорожные всем знать положено»

Уважаемые родители, как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и...